Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Доктрина внешней политики РФ





К началу тысячелетия российская внешняя политика завершила стадию своего становления. Результатом осмысления роли и места в мировом сообществе и путях реализации долгосрочных национальных интересов нашей страны на международной арене стало появление в 2000 г. трех новых важных базовых документов.

Концепция национальной безопасности содержит анализ внешних угроз интересам Российского государства. На ее основе принята Военная доктрина, развивающая положения Концепции применительно к оборонному строительству. Концепция внешней политики (2000 г., июнь) решает ту же задачу применительно к конкретным областям внешнеполитической деятельности страны.

Одной из особенностей данной концепции является отсутствие идеологических установок или политических пристрастий к методам насилия, поворот к национальным интересам страны и ее гражданам, защита которых и есть предназначение внешней политики ответственного демок­ратического государства.

К основным положениям относятся:

1) обеспечение процессов формирования государственности России и защита ее территориальной целостности;

2) создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ;

3) активное и полноправное участие России в строительстве новой системы международных отно­шений, в которых ей было бы обеспечено достойное место.

Суть внешней политики России в концентрированном виде изложена В. В. Путиным в послании Федеральному собранию Российской Федерации в апреле 2002 г. «Мы строим со всеми государствами мира — хочу это подчеркнуть — со всеми государствами мира — конструктивные нормальные отношения. Однако хочу обратить внимание и на другое: нормой в международном сообществе, современном мире является и жесткая конкуренция — за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. И в этой борьбе России надо быть сильной и конкурентоспособной... Российская внешняя политика и в дальнейшем будет строиться сугубо прагматично, исходя из наших возможностей и интересов — военно-стратегических, экономических, политических. А также с учетом интересов наших партнеров, прежде всего по СНГ».

2. Внешняя политика России в 2000-2004гг.

Крупнейший в истории террористический акт, совершенный в США 11 сентября 2001 года, способствовал изменению внешнеполитических отношений России с государствами Запада. Наметились явные тенденции к сближению России со странами североатлантического альянса, в частности с Соединенными Штатами Америки. Новое видение места России в мире отразилось в совместном заявлении президентов США и РФ: Д. Буша и В. Путина, касающегося обозначения того, что в сумме именуется «общим врагом». Это - терроризм, распространение оружия массового уничтожения, агрессивный национализм, этническая религиозная нетерпимость, региональная нестабильность.

В условиях сглаживания противоречий между Россией и странами Запада президенты России и США выступили с инициативой проведения демонтажа ядерных арсеналов своих стран:

· В. Путин заявил о готовности сократить наступательные вооружения в три раза (в настоящем США обладает примерно семью тысячами стратегический ядерных боезарядов, Россия — шестью тысячами).

· США согласны урезать свой арсенал до 1700 — 2200 боеголовок, а Россия — до 1500.

· Продолжением этой политики стало решение ликвидировать две военные базы на Кубе и во Вьет­наме, принятое правительством России в октябре 2001 года.

Президент Джордж Буш назвал его еще одним свидетельством окончания противостояния двух стран: «оба государства избавляются от реликтов холодной войны и выстраивают для XXI века новые отношения, основанные на открытости и сотрудничестве».

В мае 2001г. в Москве произошла встреча президентов России и США. Главным достижением встречи В. Путина и Д. Буша стало подписание Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов. В первой статье этого документа говорится, что каждая из сторон сокращает и ограничивает стратегические ядерные запасы таким образом, чтобы к 31 декабря 2012 года суммарное количество боезарядов не превышало у каждой из сторон 1700 - 2200 единиц.

Кроме того, была подписана Декларация о новых стратегических взаимоотношениях между Россией и США. Принято совместное заявление об антитеррористическом сотрудничестве двух стран и создана рабочая группа по борьбе с терроризмом. В ходе визита американского президента решено начать энергетический диалог, предусматривающий значительное расширение экспорта российской нефти в США и участие американских компаний в разработке и освоении новых месторождений в России.

В мае 2002 г. в Риме состоялась встреча на высшем уровне 19 стран — членов НАТО и России. Президент РФ В. Путин подписал соглашение о радикальном изменении в отношениях России и Запада. Было объявлено о создании Совета России и Североатлантического альянса.

Двусторонний Совет — это орган, позволяющий России сотрудничать с НАТО на равноправной основе. Создание такого совета преследует цель решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, в число которых входят международный терроризм и другие угрозы со стороны экстремистских организаций, региональные конфликты. Двусторонний совет призван осуществлять взаимодействие между Россией и НАТО по вопросам оружия массового поражения, не­стратегической воздушной обороны, поисково-спасательных операций на море, оперативного взаимодействия и военной подготовки в определенных отраслях. Россия становится политическим, а не военным участником НАТО. По общему мнению, такое соглашение может способствовать усилению влияния Североатлантического альянса: партнерское сотруд­ничество с Россией даже по ограниченному кругу вопросов придает ему больше веса и авторитета на международной арене.

Наряду с двусторонними контактами сотрудничество осуществлялось в рамках многосторонних форумов и организаций («Большая восьмерка», ОБСЕ, ЕС, МВФ и др.). Помимо визитов в западные страны, российский президент посетил Китай, Индию, Японию, Северную и Южную Корею, Вьетнам, Кубу, участвовал в региональных форумах Азиатско-Тихоокеанского региона.

В октябре 2001 г. США начали крупную акцию возмездия в Афганистане, где, по их мнению, находился центр главной «виновницы» американской трагедии 11 сентября — руководимой Усамой бен Ладеном организации «Аль-Каида». Центральным событием международной жизни в 2003 г. стала начатая 20 марта США и Великобританией «антитеррористическая операция» в Ираке. Формальным предлогом для вооруженного вмешательства в обход ООН стала информация о наличии у «непредсказуемого» иракского руководства оружия массового уничтожения. Однако подтвердить эти сведения не удалось. Руководство России назвало агрессию «серьезной ошибкой США». События в Ираке привели к росту антиамериканизма в мире, вызвали всплеск терроризма.

Все же в целом современные отношения между большин­ством стран Запада и Россией определяет не конфронтация, а стремление к сотрудничеству по созданию общеевропейского пространства. Западу предстоит научиться учитывать интере­сы России. Но и России еще предстоит учиться жить по прави­лам Европы. Модернизация России означает в первую очередь ее европеизацию, а с другой стороны, быть европейской для России и означает стать современной.

3. Внешняя политика России в 2005-2009 г. Внешняя политика России в 2005-2009 гг. определялась рядом внешних и внутренних обстоятельств. Во-первых, Соединенные Штаты продолжали распространять свое влияние на новые регионы мира, и к 2005 г. их массированная политическая экспансия достигла зоны жизненно важных интересов России в странах СНГ. Во-вторых, на одно из первых в мировой политике вышла энергетика, что связано как с растущим потреблением нефти и газа, так и с осознанием ограниченности ресурсов планеты. В-третьих, укрепление экономического положения России позволило ставить новые задачи во внешней политике, которые в мае 2006 г. сформулировал ее Президент: “Россия в целом должна нести соразмерную своему положению и возможностям ответственность за глобальное и социально-экономическое развитие”. Имелось в виду приведение влияния страны в мире в соответствие с возросшими экономическими ресурсами. Россия расставалась с ролью “ведомого” партнера, которую в 1990-е годы многие на Западе стали считать естественной. В-четвертых, внешняя политика нашего государства во многом определялась задачами внутренней экономической и социальной модернизации, поэтому ее содержание можно определить как “великодержавный прагматизм”. Несмотря на координацию усилий в борьбе с терроризмом, возрастала напряженность в отношениях России и США. Разногласия касались пяти крупных проблем: 1. отношение к ядерной программе Ирана, 2. продажа оружия на мировых рынках, 3. отношения с Китаем, 4. энергетические ресурсы 5. продвижение военной инфрастуктуры НАТО к границам России. Осознавая опасность появления ядерного Ирана, Россия выступала противником наложения санкций через механизм ООН, полагая необходимым продолжать работу через Международное агентство по атомной энергии. США выражали протест против продажи Россией оружия на мировых рынках тем государствам, которые рассматривались в Америке как недружественные. В их числе — Китай, ряд стран в Латинской Америке (в их числе — Венесуэла) и на Ближнем Востоке (Иран, Сирия). В 2006 г. продажа оружия Россией увеличилась на 20% и составила 6,5 млрд. долларов. В 2005-2009 гг. стабильно во всех областях развивались отношения между Россией и Китаем. Однако российско-китайское сотрудничество в сфере безопасности в регионе Центральной Азии беспокоило Соединенные Штаты. Оно рассматривалось как попытка ограничить американское влияние в странах, которые США включили в зону своих интересов. Здесь был оформлен региональный союз — Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), — сотносительно жесткими правилами. В ШОС помимо России и Китая вошли государства Центральной Азии, а на правах ассоциированных членов — Индия и Иран. Организация исключает участие США: им было отказано даже в ассоциированном членстве. Недовольство США вызвала и новая энергетическая стратегия России, которая включала: Ø увеличение доли государственных долей в нефтяных и газовых компаниях, Ø строительство трубопроводов во всех географических направлениях, Ø повышение цен на энергоносители для стран-соседей; Ø стремление контролировать их транспортную инфраструктуру; Ø координацию своей политики с другими добывающими нефть и газ странами. На саммите НАТО Риге в декабре 2006 г. американцы предложили включить энергетические вопросы в компетенцию альянса, говорилось об энергетической угрозе со стороны России. В мае 2007 г. Россия заключила соглашения с Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном по увеличению экспорта энергоносителей из этих стран через российскую территорию. Россия неоднократно возражала против расширения НАТО в направлении своей территории. Однако США продолжали активные контакты с Азербайджаном, Грузией и Украиной, выражавшими намерение вступить в альянс. Помимо этого США озвучили планы по размещению элементов системы противоракетной обороны (ПРО), направленной против Ирана и ряда других неназванных стран, на территории Чехии и Польши, и, возможно, Грузии и Украины. Военное руководство России назвало систему ПРО “серьезным дестабилизиующим фактором, который может оказать значительное влияние на региональную и глобальную безопасность”. В качестве возможных ответных мер рассматривалась возможность объявления моратория на выполнение обязательств по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (Д ОВСЕ, 1990 г.), размещение дополнительных ракетных комплексов в западных регионах, а также выход из Договора о ликвидации ракет малой и средней дальности (РМСД, 1987 г.) В отношениях России с государствами Европы сочетались сотрудничество и соперничество. Интенсивно развивались связи в сфере энергетики. Российский Газпром заключил договор с германскими компаниями по строительству трубопровода по дну Балтийского моря. Соглашение с Венгрией предусматривает продолжение “Голубого потока” от Турции через Болгарию и Румынию в Венгрию. Была достигнута договоренность о строительстве нефтепровода в Болгарию и Грецию. Россия и Евросоюз (ЕС) расходились в определении экономической безопасности. В ЕС газовые споры России с Украиной (тогда возникли краткосрочные перебои в поставках газа в Европу) восприняли как угрозу своим интересам. ЕС настаивал на ратификации Россией Энергетической Хартии, допускавшей третьи страны к системе российских газопроводов. Россия же рассматривала ситуацию с точки зрения их производителя, стремилась к подписанию долгосрочных контрактов с европейскими партнерами и не принимала идею внешнего доступа к своим трубопроводам. В ЕС поставили вопрос о необходимости диверсификации поставок на континент из других регионов, а также о разработке новых источников получения энергии. Непросто развивались отношения России с европейскими странами в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Россия критиковала эту структуру за отклонение от своей основной миссии по разрешению существующих конфликтов и сосредоточении вместо этого на продвижении в регионе демократии западного типа. Последовательно антироссийские позиции занимали некоторые новые члены ЕС и НАТО, прежде всего страны Балтии и Польша. В июле 2009 г. в рамках Парламентской ассамблеи ОБСЕ была принята резолюция, в которой утверждалось, что в XX веке европейские страны пострадали от двух мощных тоталитарных режимов, которые несли с собой геноцид и преступлении я против человечества, — нацистского и сталинского. Европейские парламентарии выступили с призывом учредить общеевропейский день памяти “жертв сталинизма и нацизма ”, приурочив его ко дню подписания пакта Молотова-Риббентропа (23 августа 1939 году). Эту же дату предложено считать началом Второй мировой войны. Российские политики оценили резолюцию ОБСЕ как оскорбительный антироссийский выпад и осквернение истории. Обоснование концепции оккупации чревато выдвижением требований компенсации всем ее “жертвам”, куда войдут не только страны Балтии, но и, возможно, всей Восточной Европы. Сферой приоритетного внимания российской внешней политики были страны, объединенные в Содружество Независимых Государств. В 2005-2009 гг. исходили из того, что прежние попытки интеграции в рамках СНГ давались России слишком дорого и не привели к желаемому результату. Выбор был сделан в пользу прагматического выстраивания двусторонних отношений. Важность сохранения Содружества обусловлена возможностью обсуждать в рамках этой структуры широкий круг разнородных проблем, которые вынуждены решать новые страны, связанные между собой и общим пошлым, и новыми вызовами. Важной вехой в реализации нового курса стал конец 2005 г., когда Россия объявила о переходе к новым ценам на газ в отношениях с Украиной. Российский Президент пояснял, что “последние 15 лет Россия субсидировала украинскую экономику в ежегодном объеме от 3 до 5 млрд долларов”, и “каждый год мы поднимали вопрос о переходе на европейскую систему ценообразования”. С необходимостью платить по ценам, втрое превышающим прежние, столкнулись и ближайшие российские союзники — Армения и Беларусь. Новый курс России вызвал кризисные явления в отношениях с Украиной и Беларусью, усмотревших в нем попытку политического давления. Резко выразили недовольство и США: Государственный департамент назвал действия России “использованием энергии в качестве политического рычага влияния на деятельность соседей”. Россия делала акцент на чисто экономическом характере своих действий, необходимых для вступления в ВТО и продолжения поставок на европейские рынки. Отношения в СНГ осложнялись ситуаций вокруг непризнанных (“самопровозглашенных”) республик: Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и Нагорного Карабаха. Их статус зависел от признания статуса Косово. Весной 2008 г. независимость Косово была провозглашена, однако Запад не считал возможным распространить этот прецедент на постсоветское пространство. Одновременно в Грузии с ведома США готовилась военная акция против Южной Осетии. Начатая 8 августа 2008 г. война против “сепаратистов” продолжалась пять дней и завершилась разгромом грузинских войск. Это было результатом поддержки Южной Осетии со стороны России, которая действовала в соответствии со своими международно-правовыми обязательствами. Следствием Пятидневной войны стало признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, с которыми заключены договоры о дружбе и взаимопомощи. Позиция России в августе 2008 г. привела к охлаждению отношений с Евросоюзом, который тогда безоговорочно поддержал Грузию. Растет экономическое сотрудничество со странами СНГ. Так, объем внешнеторгового оборота государств - участников СНГ в 2008 г. составил 830,8 млрд долл. США, что выше уровня 2007 г. на 26,8% (когда общий товарооборот составлял 655,3 млрд долл.)1. По существу. Содружество распалось на несколько экономических блоков, ведущими среди которых являются: Ø Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Ø ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия), Ø Союзное государство России и Белоруссии. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, созданная в 2000 г. в Астане главами Белоруссии, Казахстана, России, Таджикистана и Узбекистана. В Договоре об учреждении сообщества заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества, предусматривающая создание Таможенного союза и Единого экономического пространства. Позже к Сообществу присоединилась Киргизия, затем Молдавия и Украина (с 2002 г.) и Армения (с 2003 г.) вошли в сообщество со статусом наблюдателей. В 2008 г. Узбекистан заявил о желании приостановить свое членство в ЕврАзЭС. Основной целью ЕврАзЭС является региональная интеграция путем создания единого экономического пространства на территории входящих в него стран. Стремление к более тесной интеграции в рамках ЕврАзЭС находится в большей степени в сфере экономики, нежели политики. Объем взаимной торговли стран ЕврАзЭС хотя и медленно, но растет. Так, с 2000 по 2007 г. товарооборот России со странами Сообщества вырос с 10 до 26 млрд долл. США. Основная причина торможения интеграции - серьезные различия между национальными экономическими системами стран, входящих в Сообщество. В частности, в среднеазиатских республиках показатель ВВП на душу населения существенно ниже российского (в Казахстане - примерно на 25%, в Киргизии - на 70%, в Таджикистане - почти на 90%). ГУАМ(содружество Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы) во многом выступает альтернативой ЕврАзЭС. Эта региональная организация создана в октябре 1997 г. ГУАМ - аббревиатура, составленная из первых букв названий входящих в организацию стран (с 1999 по 2005 г. в организацию также входил Узбекистан и в это время она именовалась ГУУАМ). ГУАМ называет себя "Организацией за демократию и экономическое развитие", однако многие аналитики считают ее военно-политическим блоком. ГУАМ действительно является политической организацией, поскольку политические задачи приоритетны перед экономической интеграцией. Особое значение для России имеет Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, который был подписан 8декабря 2000 г. Целями Союзного государства России и Белоруссии являются: ü обеспечение мирного и демократического развития братских народов ü создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития ü соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; ü проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны; ü формирование единой правовой системы демократического государства; ü проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; ü обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью; ü укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества Сотрудничество двух стран достаточно активно развивается прежде всего в экономической сфере: в 2008 г. товарооборот Белоруссии и России превысил 34 млрд долл. США, что несколько больше, чем в предыдущие годы, но все же недостаточно для показателей высокой интегрированности двух экономик. На заседании Высшего госсовета Союзного государства в 2009 г. были намечены новые направления взаимодействия Республики Беларусь и Российской Федерации в финансово-кредитной сфере, в том числе в вопросах расширения применения российского рубля во взаимных расчетах в двусторонней торговле. Рассмотрены направления расширения сотрудничества в области энергетики. В целях укрепления энергетической безопасности Союзного государства планируется подготовить долгосрочную Программу расширения российско-белорусского сотрудничества в топливно-энергетической сфере. Приняты решения о развитии сотрудничества в оборонной и военно-технической областях. 30 января 2009 г. Советом министров Союзного государства был принят План мероприятий по упрощению перемещения товаров и транспортных средств на территории Союзного государства, направленный на перенос таможенного, транспортного, ветеринарного и фитосанитарного контроля с белорусско-российской границы на внешнюю границу Союзного государства. Наряду с успехами российско-белорусского сотрудничества достаточно часто возникают противоречия и проблемы, в последние годы особенно острые по поводу цен на российский газ и в отношении качества белорусских продуктов, поставляемых на российский рынок. Все это весьма отрицательно сказывается на общеполитическом климате сотрудничество двух стран. Настораживает тот факт, что в 2009 г. более половины белорусов высказались против строительства Союзного государства (данные Института стратегических исследований). Таким образом, существует реальная угроза ухода Белоруссии из сферы российского геополитического влияния и переход ее в зону европейского притяжения, что весьма опасно. В последние годы сфера геополитического влияния постсоветской России неуклонно сокращается: ü потеря Прибалтики, особенно таких портов, как Рига и Таллинн, значительно ограничила доступ России к Балтийскому морю; ü независимость Украины привела к утрате Россией ее доминирующего положения на Черном море, где Одесса была ключевым морским портом для торговли со странами Средиземноморья; ü потеря влияния на юго-востоке изменила статус России в зоне Каспийского бассейна. С появлением новых независимых националистических государств в Закавказье и Средней Азии в некоторых местах юго-восточная граница России была оттеснена в северном направлении более чем на тысячу километров. Политика России в Центральной Азии была связана со стремлением: Ø остановить общий рост насилия в регионе, Ø стабилизировать ситуацию Ø минимизировать угрозы, связанные с масштабным воздействием на регион зарубежных экстремистских сил (часто религиозного толка). С государствами региона Россия активно развивает двусторонние связи, а также в рамках двух международных союзов: ШОС и “Организации договора коллективной безопасности” (ОДКБ). В 2009 г. ее состав входили Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В структуре ОДКБ много внимание уделялось созданию мобильных коллективных сил быстрого реагирования, что связано с одной из главных задач организации — противодействия международному терроризму. Крупномасштабные военные учения таких сил успешно прошли в октябре 2009 г. в Казахстане. Новый акцент во внешней политике России 2005-2009 г. связан с активизацией взаимодействия с исламским миром, роль которого в глобальной политике существенно возросла. Начатая США “война против террора” со временем стала восприниматься как война против образа жизни мусульман. Политически изолированными оказывались даже умеренные мусульмане, что способствовало росту антиамериканских и антизападных настроений. Для нашей же страны, где проживает более 20 млн. мусульман, идея межцивилизационного диалога особенно актуальна. Россия приняла участие в работе Организации Исламской Конференции, поддерживала идею созыва международной конференции по Ираку, что должно было сопровождаться постепенным выводом американских войск из страны. Москва пыталась вывести Иран из области подозрений со стороны зарубежного общественного мнения в отношении ядерной программы, предложив переправлять отработанное ядерное топливо в Россию. Другая важная новация касалась открытия политического диалога с партией Хамас, победившей на палестинских выборах, но отвергающей право Израиля на самостоятельное государство. Помимо этого, Россия подвергла жесткой критике публикацию в Дании и некоторых других европейских странах оскорбительных для мусульман карикатур с изображением пророка Мухаммеда, назвав их “недопустимой” провокацией против мусульман. 12 июля 2008 г. Президент утвердил новую Концепцию внешней политики, уточнявшую положения прежней (от 28 июня 2000 г.). Изменения потребовались в связи с эволюцией международных отношений в начале XXI в. и необходимостью переосмыслить цели и задачи внешней политики России с учетом ее изменившейся роли в мировых делах. Определены следующие приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем: 1) формирование нового мироустройства с опорой на многосторонние институты; 2) верховенство права в международных отношениях, противодействие попыткам его односторонней ревизии; 3) укрепление международной безопасности на коллективной основе; 4) широкое международное экономическое и экологическое сотрудничество; 5) международное гуманитарное сотрудничество и защита прав человека: 6) информационное сопровождение внешнеполитической деятельности, призванное обеспечить объективное восприятие России в мире.

Задания для самостоятельной работы

1.


 

 

1964, 14 октября — Отставка Н. С. Хрущева. Избрание 1-м секретарем ЦК КПСС Л. И. Брежнева.

1964, 15 октября — Назначение А. Н. Косыгина главой правительства СССР.

1965, 24-26 марта, 21-29 сентября — Пленумы ЦК КПСС, принявшие постановления «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР» и «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». Начало экономической реформы А. Н. Косыгина.

1966, 29 марта — 8 апреля — XXIII съезд КПСС. Утверждение директив восьмого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 гг.

1968, 21 августа — Ввод войск Организации Варшавского Договора в Чехословакию для предотвращения «угрозы контрреволюции».

1969, 25—21 ноября — III Всесоюзный съезд колхозников.

1971, 30 марта — 9 апреля — XXIV съезд КПСС. Утверждены директивы девятого пятилетнего плана развития народного хозяйства на 1971—1975 ГГ.

1972, май — Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны и временного соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).

1975, 1 августа — Подписание в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

1976, 24 февраля — 5 марта — XXV съезд КПСС. Утверждение «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 гг.».

1977, 7 октября — Принятие третьей Конституции СССР.

1979, 18 июня — Подписание договора между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2).

1979, 25 декабря — Ввод советских войск в Афганистан.

1980, 23 октября — Назначение Н. А. Тихонова Председателем Совета министров.

1981, 23 февраля — 3 марта — XXVI съезд КПСС. Утверждение «Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1981—1985 гг. и на период до 1990 г.».

1982, 24 мая — Пленум ЦК КПСС. Принятие «Продовольственной программы СССР на период до 1990 г.».

1982, 12 ноября — Избрание генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андропова.

1984, 13 февраля — Избрание генеральным секретарем ЦК КПСС К. У. Черненко.

1985, 11 марта — Избрание генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева.

1985, 21 сентября — Назначение Н. И. Рыжкова Председателем Совета министров.

1985, 19-21 ноября — Переговоры М. С. Горбачева и президента США Р. Рейгана в Женеве.

1986, 26 февраля — 6 марта — XXVII съезд КПСС. Утверждение «Основных направлений экономического и социального развития страны на 1986—1990 гг. и на перспективу до 2000 г.».

1986, 11-12 октября — Советско-американская встреча на высшем уровне в Рейкьявике.

1988, 15 мая — 1989, 15 февраля — Вывод советских войск из Афганистана.

1988, 28 июня — 1 июля — XIX партийная конференция. Начало политической реформы в СССР.

1989, 26 марта — Выборы народных депутатов СССР.

1989, май-июль — I съезд народных депутатов СССР. Избрание М. С. Горбачева Председателем ВС СССР.

1989, 19-20 сентября — Пленум ЦК КПСС по национальным вопросам.

1989, 2-3 декабря — Встреча М. С. Горбачева и президента США Дж. Буша на Мальте.

1990, март — III съезд народных депутатов СССР. Отмена 6-й статьи Конституции СССР. Избрание М. С. Горбачева Президентом СССР.

1990, май-июнь — I съезд народных депутатов РСФСР. Избрание (29 мая) Б. Н. Ельцина Председателем ВС РСФСР.

1990, 12 июня — Декларация о государственном суверенитете РСФСР.

1991, 17 марта — Референдум «О сохранении обновленного СССР и введении поста Президента России».

1991, 23 апреля - 23 июля — «Новоогаревский процесс» — переговоры лидеров республик о подготовке нового Союзного договора.

1991, 12 июня — Избрание Б. Н. Ельцина Президентом РСФСР.

1991, 31 июля — Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) между СССР и США.

1991, 1 июля — Роспуск Организации Варшавского Договора.

1991, 19-21 августа — Антигосударственный путч в Москве. Создание и действия ГКЧП.

1991, 23 августа — Указ Б. Н. Ельцина «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР».

1991, 25 августа — Сложение М. С. Горбачевым полномочий генерального секретаря ЦК КПСС.

1991, 6 сентября — Признание Госсоветом СССР независимости Литвы, Латвии и Эстонии.

1991, 1 ноября — Прекращение деятельности союзных министерств и других центральных учреждений СССР.

1991, 8 декабря — «Беловежские соглашения» руководителей Республики Беларусь, РСФСР и Украины о создании СНГ и прекращении существования СССР.

1991, 21 декабря — Декларация о создании СНГ.

1991, 25 декабря — Отставка М. С. Горбачева с поста Президента СССР.

1991, 25 декабря — Изменение официального названия страны: РСФСР стала именоваться Российской Федерацией — Россией.

1992, 2 января — Либерализация цен в России. Начало экономической реформы.

1992, 1 февраля — Декларация России и США о прекращении «холодной войны».

1992, 31 марта — Подписание Федеративного договора.

1992, апрель — VI съезд народных депутатов РФ. Начало противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти России.

1992, 14 августа — Указ Президента России о введении в действие системы приватизационных чеков (ваучеров).

1992, 1-15 декабря — VII съезд народных депутатов РСФСР. Назначение премьер-министром В. С. Черномырдина.

1993, 2 января — Подписание договора между Россией и США о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2).

1993, 24 июля — Введение российской национальной валюты, обмен банкнот.

1993, 21 сентября — Указ «О поэтапной конституционной реформе в РФ».

1993, 23 сентября — X чрезвычайный съезд народных депутатов РФ. Возникновение двоевластия в стране.

1993, 3-4 октября — Вооруженные столкновения в Москве между оппозицией и правительственными силами.

1993, 26 октября — Указ о прекращении деятельности Советов всех уровней.

1993, 12 декабря — Референдум по Конституции РФ и выборы в Государственную думу и Совет Федерации.

1994, август — Завершение вывода российских войск из стран Европы.

1994, 11 октября — «Черный вторник». Обвал рубля по отношению к доллару на межбанковских валютных торгах.

1994, И декабря — Начало военных действий федеральных войск в Чечне.

1995, 8-9 мая — Открытие мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве.

1995, 17 декабря — Выборы в Государственную думу.

1996, 28 февраля — Вступление России в Совет Европы.

1996, 3 июля — Избрание Б. Н. Ельцина Президентом России на второй срок.

1996, 31 августа — Хасавюртовское заявление о прекращении военных действий в Чечне.

1998, 1 января — Деноминация российского рубля.

1998, 23 марта — Отставка В. С. Черномырдина.

1998, 26 апреля — Утверждение Госдумой С. В. Кириенко на посту главы Правительства РФ.

1998, 17 августа — Замораживание государственных долговых обязательств. Девальвация рубля.

1998, 23 августа — Отставка С. В. Кириенко.

1998, 11 сентября — Утверждение Госдумой Председателем Правительства РФ Е. М. Примакова.

1999, 13-15 мая — Слушания в Госдуме РФ об отрешении Президента Б. Н. Ельцина от занимаемой должности.

1999, 19 мая — Утверждение Госдумой С. В. Степашина в должности Председателя Правительства РФ.

1999, 8 августа — Начало операции группировки федеральных сил по разгрому чеченских боевиков, вторгшихся в Дагестан.

1999, 9 августа — Указ об отставке С. В. Степашина и назначении В. В. Путина и. о. Председателя Правительства РФ.

1999, 19 декабря — Выборы в Госдуму РФ.

1999, 31 декабря — Заявление Б. Н. Ельцина о своей отставке с поста Президента РФ.

2000, январь — Начало работы Госдумы 2-го созыва.

2000, 6 февраля — Завершение операции российских войск по освобождению г. Грозного.

2000, 26 марта — Досрочные выборы Президента РФ. Избрание Президентом РФ В. В. Путина.

2000, 13 мая — Указ о создании на территории России 7 федеральных округов.

2000, 17 мая — Назначение М. М. Касьянова Председателем Правительства РФ.

2000, 1 сентября — Указ о создании Госсовета.

2000 — Реформа Совета Федерации Федерального собрания России.

2003, 7 декабря — Выборы в Государственную думу РФ.

2004, 5 марта — Назначение М. Е. Фрадкова Председателем Правительства РФ.

2005, 21 октября — Создание Совета по реализации национальн

 

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.