Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Единая система допусков и посадок (ЕСДП)





Посадка – характер соединения 2-х деталей, определяемый наличием зазора или натяга.

Посадки делятся на: посадки с зазором; с натягом; переходные.

 

Посадки с зазором

 

Рисунок - Соединение деталей по посадке с гарантированным зазором

 

Зазор (S) – положительная разность между размерами отверстия и вала (для подвижных соединений, неподвижных – с дополнительным креплением)

S = D– d

 

S max = D max – d min

S min = D min – d max

Допуск посадки с зазором:

 

TS = S max – S min = TD + Td

Средний зазор:

 

Sm = (S max + S min) /2.

 

Посадки с натягом

Применяются для получения неподвижных соединений (разъемных – с малым и средним натягом, неразъёмных – с большим натягом).

 

 

Рисунок - Соединение деталей по посадке с гарантированным натягом

 

Натяг (N) – положительная разность между размерами вала и отверстия для сборки соединения.

 

N = d – D; d > D

 

 

Поле допуска вала выше поля допуска отверстия.

 

Номинальный размер для обоих деталей одинаков.

 

N max = d max-D min

 

N min = d min-D max

 

Допуск посадки с натягом

TN = N max-N min = TD+Td

 

Средний натягNm = (N max + N min) /2.

А – с зазором, б – с натягом

Рисунок – Схема расположения полей допусков посадки

Переходные посадки

Переходной называется посадка, у которой может быть получен либо зазор, либо натяг в соединении 2-х деталей в зависимости от сочетания размера вала и отверстия.

Т. к. действительности большинство деталей, имеют размер, находящейся в среднейзоне поля допуска, то как правило, переходные посадки обеспечивают получение небольшого натяга при сборке.

Применяются для образования соединений с высокой точностью центрирования (например, соединение вала с зубчатым колесом с помощью шпонки, установка подшипников качения на вал или в корпус).

Поля допусков вала и отверстия перекрываются при их совмещении.

Примеры схем полей допусков переходных посадок приведены на рисунке.

 

 

Рисунок – Схемы полей допусков переходных посадок

 

 

S max = D max – d min,

 

N max = d max – D min.

 

Допуск переходной посадки

TN(S) = S max + N max

 

Рисунок– Схема расположения полей допусков переходной посадки Ø10Н8/ js 7

 

Все посадки могут быть образованы:

- в системе основного отверстия;

- основного вала;

- в несистемные.

 

Основное отверстие Н – отверстие, у которого нижнее предельное отклонение равно о (EI = 0) и поле допуска задано в (+) плюс.

 

 

 

 

Основной вал h – вал, у которого верхнее отклонение es = 0, а поле допуска задано в минус (-).

 

 

 

Система отверстия – система, в которой различные посадки образуются соединением основного отверстия и не основного вала.

Система вала – система, в которой различные посадки получаются соединением основного вала и не основного отверстия.

Система отверстия имеет преимущественное применение, т.к. она позволяет уменьшить количество режущих инструментов при изготовлении деталей.

 

 

 

Единица допуска, квалитеты, диапазоны размеров

Единица допуска і выражает зависимость допуска от диаметра (мера точности).

І = 0,45 ³√D + 0,001D

В стандартах введены квалитеты точности.

Квалитет – совокупность допусков с одинаковой относительной точностью

 

IT01; IT0; IT1; IT2… IT17 (всего 19 кв.).

точность убывает, допуск увеличивается

 

IT01 …IT4 - для мерительного инструмента (для соединения деталей не используется)

IT5 … 10 - для получения посадок

IT11 … 17 - для свободных поверхностей

Допуски для квалитетовIT5 … IT17 установлены для геометрической прогрессии. Для их расчета было введено понятие количество единиц допуска α. Тогда для всех квалитетов рассчитываются по формуле

 

T = α · і,

α – зависит от квалитета точности.

 

 

Диапазоны размеров

В машиностроении все размеры разбиты на 5 диапазонов:

0,01 … 0,1мм;

0,1 … 1,0 мм;

1,0 … 500 мм – наиболее распространенный;

500 … 10000 мм;

10000 … 31500 мм;

Диапазон от 1,0 до 500 разбит на 13 интервалов:

от 1 до 3; 3…6; 6…10; 10…18; 18…30; 30…50; 50…80; 80…120…и т.д.

Основные отклонения

Основным называется одно из 2-х отклонений, которое определяет положение поля допуска относительно нулевой линии. Основным является ближайшее к нулевой линии отклонение.

 

 

 

 

Стандартом установлены 27 основных отклонений для отверстий и 27 основных отклонений для валов.

Основные отклонения отверстий обозначаются большими буквами латинского алфавита, а валов – малыми (см. рисунок).

 

A, B, C, CD, D, DE, E, F, FG, G, H, Js, K, M, N, P, R, S, TU, V, X, Y, Z, ZA, ZB, ZC.

a, b, c, cd, d, … h, js, k … za, zb, zc.

 

 

Рисунок - Основные отклонения валов и отверстий

 

Поле допуска образуется сочетанием основного отклонения и квалитета точности.

 

Образование посадок

Сочетание поля допуска основного отверстия Н (система отверстия) с полями допусков валов от а до h обеспечивает получение посадок с зазором, с валами js, к, m, n – переходных и с валами от p до zc – посадок с натягом.

 

ø 50 Н8 / f8; ø50 D7/h7 - с зазором; ø50 Н8/n8 - переходная; ø50 Н8/ s8 – с натягом.

 

В системе вала посадки образуются следующим образом:

h → (A … H) – с зазором

h→ Js, K, M, N – переходные

h→ P … Zc – натягом

 

Посадки, образованные сочетанием неосновного вала и неосновного отверстия называются внесистемными. Применяются для получения больших значений зазоров и натягов по сравнению с основными посадками (F7 / g7; D10/ e9).

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.