Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 1. Система орагнизационного поведения и подходы к изучению организационного поведения





В отечественной и зарубежной литературе излагается несколько подходов к определению организационного поведения как науки и академической дисциплины. Наиболее распространёнными являются следующие:

Организационное поведение как наука - это изучение многих факторов, влияющих на то, как отдельные люди и их группы реагируют и действуют в организациях и как организации управляют внешней средой, в которой они действуют.1

Организационное поведение — это наука о том, как люди недуг себя в организации, и каким образом их поведение влияет на результаты её работы. Организационное поведение включает следующие основные компоненты: индивида; группу; организацию.2

Объектом организационного поведения являются работники организаций, представленные руководителями, специалистами, работниками вспомогательных служб.

Организационное поведение представляет собой набор инструментов, позволяющих сотрудникам понимать, анализировать и описывать поведение людей в организации, а менеджерам - улучшать, расширять или изменять типы поведения сотрудников таким образом, чтобы отдельные люди, группы и организация в целом могли добиться своих целей. То есть, основная задача управления организацией состоит в том, чтобы объединить интересы всех членов организации, направив их на реализацию её целей.

Изучение закономерностей организационного поведения позволяет сформировать у руководителей теоретические представления и практические навыки, которые должны проявиться в их управленческой деятельности:

1) в качественном исполнении её составных частей при целеполагании, информационной подготовке, принятии и реализации управленческих решений и при осуществлении отдельных элементов управленческой деятельности: бесед, совещаний, переговоров;

2) в эффективном управлении группами людей;

3) в умении устанавливать межличностные отношения (лидерство, навыки устных и письменных коммуникаций, гибкость и т.п.);

4) в обеспечении стабильности деятельности (сопротивление стрессу, толерантность к условиям неопределённости, деятельность, связанная с риском, работоспособность и т.д.);

5) в мотивировании труда (наличие внутренних стандартов деятельности, самооценка, энергичность, мотивация достижения, мотивирование других).

Отсюда следует, что, организационное поведение - это дисциплина, имеющая много уровней для анализа (личностный, групповой, организационный). Сопоставим основные проблемы организационного поведения и уровни их рассмотрения.

Организации можно анализировать в качестве как закрытых, так и открытых систем поведения работников. В первом случае организационное поведение работников ограничено её собственными рамками, и на передний план выходит поведение сотрудников внутри организации. Во втором случае организационное поведение работников исследуется в их внешних контактах, и объект изучения может быть расширенным. Так, в производственно-торговых, коммерческих фирмах приходится анализировать не только внутрифирменное поведение работников, но и поведение поставщиков, дилеров, конечных покупателей, потенциальных клиентов, а также инвесторов тех или иных проектов, которые реализуются в фирме. В учебном пособии организация рассматривается, прежде всего, как управленческая система внутреннего поведения.

Изучение организационного поведения может осуществляться в двух направлениях, каждое из которых представляет собой самостоятельный подход к изучению научной дисциплины.

Первый подход предполагает накапливание жизненного, управленческого опыта в процессе непосредственной практической деятельности. На основе накопленных практических знаний осуществляется поиск эффективных моделей поведения в реальной деятельности.

В данном случае в качестве основных методов получения знаний выступают метод «проб и ошибок», метод анализа реальных ситуаций и синтеза новых знаний на основе их обобщения. В частности, согласно методу «проб и ошибок», случайный, несистематизированный, «слепой» подбор правильных вариантов поведения приводит человека не только к ошибкам, но и к случайному успеху. Удачные пробы закрепляются в поведении и в дальнейшем определяют путь приобретения человеком индивидуального опыта. При этом и целях научения человека, приобретения им индивидуального опыта, выработки стратегий поведения, приближенные к реальной действительности ситуации могут создаваться искусственно. История знает множество примеров менеджером, создавших на основе накопленного управленческого опыта собственные теории организационного поведения.

Второй подход связан с овладением теоретическими зна­ниями и практическими навыками. В основе данного подхода лежат научные исследования, которые могут быть заимствованы из смежных научных дисциплин. Объективность научных знаний достигается за счёт того, что сбор данных осуществляется систематически, при этом контролируется их надёжность и достоверность. Кроме того, предлагаемые объяснения фактов тщательно проверяются.

В качестве методов исследования в данном случае могут выступать корреляционный и факторный анализ, позволяющие выявить наличие связи между исследуемыми явлениями, их взаимное влияние, соответствие результатов схожих исследований, выполненных в рамках разных научных дисциплин. Также для получения объективной и надёжной информации может быть применён такой научный метод как контент-анализ (анализ содержания). Он позволяет выявить и оценить специфические характеристики текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью и т.п.).

Результатом столь тщательного анализа является то, что в качестве закономерностей, которые могут быть использованы на практике, рассматриваются только неоднократно подтверждённые устойчивые связи и отношения.

Для менеджеров организаций важно сочетание двух подходов. Общие закономерности, выявленные с помощью строгих научных методов, освоенные в учебных и тренинговых программах, конкретизируются, проверяются и дополняются в управленческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей самого руководителя, специфических особенностей организаций, отраслей производства, стран.

При изучении организационного поведения используются такие методы, как опросы (интервью, анкетирование, тестирование). Интервью могут проводиться «лицом к лицу», по телефону, с использованием компьютеров. Разработано большое количество стандартизированных опросников (анкет), с помощью которых измеряется, например, удовлетворенность трудом, организационный климат.

При исследовании организационного поведения широко используется сбор фиксированной информации (изучение документов и т.п.), а также метод наблюдения и эксперимент, Наибольшей популярностью пользуется структурированное наблюдение, поскольку обеспечивает наибольшую объективность полученных данных за счет предварительного составлении подробного плана исследования и наличия четкой структуры фиксации результатов наблюдения. Например, при наблюдении организационной среды выделяются следующие элементы; помещение, обстановка и оборудование, оформление, освещение и цвет, внешний облик членов организации.

Избежать относительной субъективности метода наблюдении позволяет применение метода эксперимента. Он отличается <и наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Он конструирует и изменяет ситуацию, фиксируй изменения в поведении объекта исследования (отдельного человека или группы людей). Таким образом, эксперимент позволяет не просто констатировать факты, но и устанавливает. причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями При этом могут быть использованы такие разновидности эксперимента, как лабораторный (проводится в специально созданных условиях) и естественный (проводится и естественных, привычных для объекта исследования, условиях).

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.