Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЛЕКЦІЯ 3 Обов'язки і права водіїв Т.З., пішоходів і пасажирів





 

Раздел 2 ПДД. Обязанности и права водителей механических транспортных средств

2.1. Водитель механического транспортного средства должен иметь при себе:

а) удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории;

б) регистрационный документ на транспортное средство (для транспортных средств Вооруженных Сил, Национальной гвардии, Госпогранслужбы, Госспецтрансслужбы, Госспецсвязи, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты – технический талон);

в) в случае установки на транспортных средствах проблесковых маячков и(или) специальных звуковых сигнальных устройств разрешение, выданное Госавтоинспекцией МВД;

г) на маршрутных транспортных средствах – схему маршрута и расписание движения; на тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средствах и транспортных средствах, которые осуществляют дорожные перевозки опасных грузов, – документацию в соответствии с требованиями специальных правил;

ґ) полис (сертификат) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Водители, которые в соответствии с законодательством освобождаются от обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств на территории Украины, должны иметь при себе соответствующие подтверждающие документы (удостоверение).

2.2. Владелец транспортного средства, а также лицо, которое использует такое транспортное средство на законных-основаниях, могут передавать управление транспортным средством другому лицу, имеющему при себе удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории.

Владелец транспортного средства может передавать такое средство в пользование другому лицу, имеющему удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории, передав ему регистрационный документ на это транспортное средство.

2.3. Для обеспечения безопасности дорожного движения водитель обязан:

а) перед выездом проверить и обеспечить технически исправное состояние и комплектность транспортного средства, правильность размещения и крепления груза;

б) быть внимательным, следить за дорожной обстановкой, соответственно реагировать на ее изменение, следить за правильностью размещения и крепления груза, техническим состоянием транспортного средства и не отвлекаться от управления этим средством в дороге;

в) на автомобилях, оборудованных средствами пассивной безопасности (подголовники, ремни безопасности), пользоваться ими и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности. Разрешается не пристегиваться лицу, обучающему вождению, если за рулем ученик, а в населенных пунктах, кроме этого, водителям-инвалидам, водителям и пассажирам оперативных и специальных транспортных средств и такси;

г) во время движения на мотоцикле и мопеде быть застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутых мотошлемов;

ґ) не загрязнять проезжую часть и полосу отвода автомобильных дорог;

д) не создавать своими действиями угрозы безопасности дорожного движения;

е) сообщать дорожно-эксплуатационным организациям или Госавтоинспекции о выявленных фактах создания препятствий для дорожного движения;

є) не совершать действий, в результате которых могут быть повреждены автомобильные дороги и их элементы, а также нанесен ущерб пользователям.

2.4. По требованию работника милиции водитель должен остановиться с соблюдением требований настоящих Правил, а также:

а) предъявить для проверки документы, указанные в пункте 2.1;

б) дать возможность проверить номера агрегатов и комплектность транспортного средства;

в) дать возможность осмотреть транспортное средство в соответствии с законодательством при наличии на то законных оснований, в том числе провести с использованием специальных устройств (приборов) проверку технического состояния транспортных средств, которые в соответствии с законодательством подлежат обязательному техническому контролю.

2.4-1. В месте проведения габаритно-весового контроля по требованию работника пункта габаритно-весового контроля или работника МВД водитель грузового автомобиля (в том числе механического транспортного средства) должен остановиться с соблюдением требований данных Правил, а также:

а) передать для проверки документы, указанные в по пунктах «а», «б» и «г» пункта 2.1 данных Правил;

б) предоставить транспортное средство и прицеп (при наличии) для весового и/или габаритного контроля в соответствии с установленной процедурой.

2.4-2. При выявлении во время проведения габаритно-весового контроля несоответствия фактических весовых и/или габаритных параметров установленным нормам и правилам движение такого транспортного средства и/или прицепа запрещается до получения в установленном порядке разрешения на проезд по автомобильным дорогам транспортных средств, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные, о чем составляется соответствующий акт.

2.5. Водитель должен по требованию работника милиции пройти в установленном порядке медицинское освидетельствование для определения состояния алкогольного опьянения, воздействия наркотических или токсических веществ.

2.6. По решению уполномоченного должностного лица Госавтоинспекции, при наличии оснований, водитель обязан пройти внеочередное медицинское освидетельствование с целью определения способности безопасно управлять транспортным средством и проверку знания данных Правил и навыков вождения.

2.7. Водитель, кроме водителей транспортных средств дипломатических и других представительств иностранных государств, международных организаций, оперативных и специальных транспортных средств, должен предоставлять транспортное средство:

а) работникам милиции и здравоохранения для доставки в ближайшее лечебное заведение лиц, нуждающихся в неотложной медицинской помощи;

б) работникам милиции для выполнения непредвиденных и неотложных служебных обязанностей, связанных с преследованием правонарушителей, доставкой их в милицию, и для транспортирования поврежденных транспортных средств.

Примечания:

1. Для транспортировки поврежденных транспортных средств привлекаются только грузовые автомобили.

2. Лицо, которое воспользовалось транспортным средством, должно выдать справку с указанием пройденного расстояния, продолжительности поездки, своей фамилии, должности, номера удостоверения, полного наименования своего подразделения или организации.

2.8. Водитель-инвалид, управляющий мотоколяской или автомобилем, обозначенными опознавательным знаком «Инвалид», может отступать от требований дорожных знаков 3.1, 3.2 и 3.35-3.38, а также знака 3.34 при наличии под ним таблички 7.18 (см. приложение 1).

2.9. Водителю запрещается:

а) управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических или токсических веществ;

б) управлять транспортным средством в болезненном состоянии, в состоянии утомления, а также находясь под воздействием лекарственных препаратов, снижающих скорость реакции и внимание;

в) управлять транспортным средством, не зарегистрированным в Госавтоинспекции или таким: что не прошло ведомственную регистрацию в случае; если законом установлена обязательность ее проведения, а также без номерного знака или с номерным знаком, который:

не принадлежит этому средству;

не отвечает требованиям стандартов;

закреплен не в установленном для этого месте;

закрыт другими предметами или загрязнен, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния 20 м;

неосвещенный (в темное время суток или в условиях недостаточной видимости) или перевернутый;

г) передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических или токсических веществ, в болезненном состоянии, в состоянии утомления или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих скорость реакции и внимание;

ґ) передавать управление транспортным средством лицам, которые не имеют при себе удостоверения на право управления им, если это не касается обучения вождению в соответствии с требованиями раздела 24 данных Правил;

д) во время движения транспортного средства пользоваться средствами связи, держа их в руке (за исключением водителей оперативных транспортных средств при выполнении ими неотложного служебного задания).

2.10. В случае причастности к дорожно-транспортному происшествию водитель обязан:

а) немедленно остановить транспортное средство и оставаться на месте происшествия;

б) включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 9.10 данных Правил;

в) не перемещать транспортное средство и предметы, которые имеют отношение к происшествию;

г) принять возможные меры для оказания первой медицинской помощи пострадавшим, вызвать карету скорой медицинской помощи, а если это невозможно, обратиться за помощью к присутствующим и отправить пострадавших в лечебное заведение;

ґ) в случае невозможности выполнить действия, перечисленные в подпункте «г» пункта 2.10 данных Правил, отвезти пострадавшего в ближайшее лечебное заведение своим транспортным средством, предварительно зафиксировав расположение следов происшествия, а также положение транспортного средства после его остановки; в лечебном заведении сообщить свою фамилию и номерной знак транспортного средства (с предъявлением удостоверения водителя или другого документа, удостоверяющего личность, регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться на место происшествия;

д) уведомить о дорожно-транспортном происшествии орган или подразделение милиции, записать фамилии и адреса очевидцев, ожидать прибытия работников милиции;

е) принять все возможные меры для сохранения следов происшествия, ограждения их и организовать объезд места происшествия;

є) до проведения медицинского осмотра не употреблять без назначения медицинского работника алкоголя, наркотиков, а также лекарственных препаратов, изготовленных на их основе (кроме тех, которые входят в официально утвержденный состав аптечки).

2.11. Если вследствие дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших и не причинен материальный ущерб третьим лицам, а транспортные средства могут безопасно двигаться, водители (при наличии взаимного согласия в оценке обстоятельств случившегося) могут прибыть к ближайшему посту Госавтоинспекции либо в орган или подразделение милиции для оформления соответствующих материалов, предварительно составив схему происшествия и поставив подписи под ней.

Третьими лицами считаются прочие участники дорожного движения, которые в силу обстоятельств оказались причастными к дорожно-транспортному происшествию.

В случае возникновения дорожно-транспортного происшествия с участием транспортных средств, указанных в действующем договоре обязательного страхования гражданско-правовой ответственности, при условии эксплуатации таких транспортных средств лицами, ответственность которых застрахована, отсутствия травмированных (погибших) людей, а также при условии достижения согласия водителей таких транспортных средств относительно обстоятельств совершения дорожно-транспортного происшествия, при отсутствии у них признаков алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, и в случае составления такими водителями совместного уведомления о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с установленным Моторным (транспортным) страховым бюро образцом. В таком случае водители упомянутых транспортных средств после составления ими указанного в настоящем пункте уведомления освобождаются от обязательств, предусмотренных подпунктами «д»-«є» пункта 2.10 этих Правил.

2.12. Владелец транспортного средства имеет право:

а) доверять в установленном порядке распоряжение транспортным средством другому лицу;

б) на возмещение расходов в случае предоставления транспортного средства работникам милиции и органа здравоохранения в соответствии с пунктом 2.7 данных Правил;

в) на возмещение убытков, причиненных вследствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности дорожного движения;

г) на безопасные и удобные условия для движения;

ґ) запрашивать оперативную информацию о дорожных условиях и направлениях движения.

2.13. Право на управление транспортными средствами лицам может быть предоставлено:

мототранспортными средствами и мотоколясками (категории A1, A) – с 16-летнего возраста;

автомобилями, колесными тракторами, самоходными машинами, сельскохозяйственной техникой, другими механизмами, которые эксплуатируются на улично-дорожной сети, всех типов (категории B1, B, C1, C), за исключением автобусов, трамваев и троллейбусов, – с 18-летнего возраста;

автомобилями с прицепами или полуприцепами (категории BE, C1E, CE), а также теми, которые предназначены для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов, – с 19-летнего возраста;

автобусами, трамваями и троллейбусами (категории Dl, D, D1E, DE, T) – с 21-летнего возраста.

Транспортные средства относятся к следующим категориям:

A1 – мопеды, мотороллеры и другие двухколесные транспортные средства, имеющие двигатель с рабочим объемом до 50 куб. см или электродвигатель мощностью до 4 кВт;

A – мотоциклы и другие двухколесные транспортные средства, имеющие двигатель с рабочим объемом 50 куб. см и больше или электродвигатель мощностью 4 кВт и более;

B1 – квадро- и трициклы, мотоциклы с боковым прицепом, мотоколяски и другие трехколесные (четырехколесные) мототранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 400 килограммов;

B – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов (7700 фунтов), а количество мест для сидения, кроме сидения для водителя, – восьми, состав транспортных средств с тягачом B и прицепом, полная масса которого категории не превышает 750 килограммов;

C1 – предназначенные для перевозки грузов автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет от 3500 до 7500 килограммов (от 7700 до 16 500 фунтов), состав транспортных средств с тягачом категории C1 и прицепом, полная масса которого не превышает 750 килограммов;

C – предназначенные для перевозки грузов автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 7500 килограммов (16 500 фунтов), состав транспортных средств с тягачом категории C и прицепом, полная масса которого не превышает 750 килограммов;

D1 – предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сиденья водителя, не превышает 16, состав транспортных средств с тягачом категории D1 и прицепом, полная масса которого не превышает 750 килограммов;

D – предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сиденья водителя, более 16, состав транспортных средств с тягачом категории D и прицепом, полная масса которого не превышает 750 килограммов;

BE, C1E, CE, D1E, DE – составы транспортных средств с тягачом категории B, C1, C, D1 или D и прицепом, полная масса которого превышает 750 килограммов;

T – трамваи и троллейбусы.

2.14. Водитель имеет право:

а) управлять транспортным средством и перевозить пассажиров или грузы по дорогам, улицам или другим местам, где движение не запрещено, в установленном порядке в соответствии с данными Правилами;

б) исключен;

в) знать причину остановки, проверки и осмотра транспортного средства должностным лицом государственного органа, которое осуществляет надзор за дорожным движением, а также его фамилию и должность;

г) требовать от лица, осуществляющего надзор за дорожным движением и остановившего транспортное средство, предъявления удостоверения его личности;

ґ) получать необходимую помощь от должностных лиц и организаций, которые принимают участие в обеспечении безопасности дорожного движения;

д) обжаловать действия работника милиции в случае нарушения им законодательства;

е) отступать от требований законодательства в условиях действия непреодолимой силы или если другими средствами невозможно предотвратить собственную гибель или увечье граждан.

 

 

Обов'язки і права водіївТ.З., пішоходів і пасажирів

4. Обязанности и права пешеходов

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны.

Если нет тротуаров, пешеходных дорожек или передвигаться по ним невозможно, пешеходы могут двигаться по велосипедным дорожкам, придерживаясь правой стороны и не затрудняя движения на велосипедах, или в один ряд по обочине, держась как можно правее, а в случае ее отсутствия или невозможности двигаться по ней – по краю проезжей части навстречу движению транспортных средств. При этом нужно быть осторожным и не мешать другим участникам дорожного движения.

4.2. Пешеходы, переносящие громоздкие предметы, или лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, велосипед или мопед, везущие санки, тележки и т. п., если их движение по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам или обочинам создает препятствия для других участников движения, могут двигаться по краю проезжей части в один ряд.

4.3. За пределами населенных пунктов пешеходы, двигающиеся по обочине или краю проезжей части, должны идти навстречу движению транспортных средств.

Лица, передвигающиеся по обочине или краю проезжей части в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед или велосипед, должны передвигаться в направлении движения транспортных средств.

4.4. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости пешеходы, которые двигаются по проезжей части или обочине, должны выделить себя, а по возможности, иметь на верхней одежде светоотражающие элементы для своевременного их обнаруживания другими участниками дорожного движения.

4.5. Движение организованных групп людей по дороге разрешается только в направлении движения транспортных средств колонной не более чем по четыре человека в ряду при условии, что колонна не занимает более половины ширины проезжей части одного направления движения. Спереди и сзади колонны на расстоянии 10-15 м с левой стороны должны быть сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с зажженными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного.

4.6. Организованные группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а если их нет – по обочине дороги в направлении движения транспортных средств колонной, но только в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.7. Пешеходы должны переходить проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе подземным и надземным, а в случае их отсутствия – на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.

4.8. Если в зоне видимости нет перехода или перекрестка, а дорога имеет не более трех полос движения для обоих его направлений, разрешается переходить ее под прямым углом к краю проезжей части в местах, где дорогу хорошо видно в обе стороны, и лишь после того, как пешеход убедится в отсутствии опасности.

4.9. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или светофора.

В таких местах пешеходы, не успевшие закончить переход проезжей части дороги одного направления, должны находиться на островке безопасности или линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, а в случае их отсутствия – на середине проезжей части и могут продолжить переход только тогда, когда это будет разрешено соответствующим сигналом светофора или регулировщика и убедившись в безопасности дальнейшего движения.

4.10. Перед выходом на проезжую часть из-за стоящих транспортных средств и любых объектов, ограничивающих обзорность, пешеходы должны убедиться в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.11. Ожидать транспортное средство пешеходы должны на тротуарах, посадочных площадках, а если они отсутствуют, на обочине, не создавая препятствий для дорожного движения.

4.12. На трамвайных остановках, не оборудованных посадочными площадками, пешеходам разрешается выходить на проезжую часть лишь со стороны дверей и только после остановки трамвая.

После высадки из трамвая необходимо покинуть проезжую часть, не задерживаясь.

4.13. В случае приближения транспортного средства с включенным проблесковым маячком красного и (или) синего цвета и (или) специальным звуковым сигналом пешеходы должны воздержаться от перехода проезжей части или немедленно покинуть ее.

4.14. Пешеходам запрещается:

а) выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения;

б) внезапно выходить, выбегать на проезжую часть, в том числе на пешеходный переход;

в) допускать самостоятельный, без присмотра взрослых, выход детей дошкольного возраста на проезжую часть;

г) переходить проезжую часть вне пешеходного перехода, если есть разделительная полоса или дорога имеет четыре и более полосы для движения в обоих направлениях, а также в местах, где установлено ограждение;

ґ) задерживаться и останавливаться на проезжей части, если это не связано с обеспечением безопасности дорожного движения;

д) двигаться по автомагистрали или дороге для автомобилей, за исключением пешеходных дорожек, мест стоянки и отдыха.

4.15. В случае причастности пешехода к дорожно-транспортному происшествию он обязан оказать возможную помощь пострадавшим, записать фамилии и адреса очевидцев, сообщить органу или подразделению милиции о происшествии, необходимые данные о себе и находиться на месте до прибытия работников милиции.

4.16. Пешеход имеет право:

а) на преимущество при переходе проезжей части на обозначенных нерегулируемых пешеходных переходах, а также на регулируемых переходах при наличии на то соответствующего сигнала регулировщика или светофора;

б) требовать от органов исполнительной власти, владельцев автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов создания условий для обеспечения безопасности дорожного движения.

 

5. Обязанности и права пассажиров

5.1. Посадку (высадку) пассажирам разрешается производить после остановки транспортного средства только с посадочной площадки, а при отсутствии такой площадки – с тротуара или обочины, а если это невозможно, то с крайней полосы проезжей части (но не со стороны смежной полосы для движения), при условии, что это будет безопасно и не создаст препятствий другим участникам движения.

5.2. Пассажиры, пользуясь транспортным средством, должны:

а) сидеть или стоять (если это предусмотрено конструкцией транспортного средства) в предназначенных для этого местах, держась за поручень или другое приспособление;

б) во время передвижения на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми, а на мотоцикле и мопеде – в застегнутом мотошлеме;

в) не загрязнять проезжую часть и полосу отвода автомобильных дорог;

г) не создавать своими действиями угрозы безопасности дорожного движения.

5.3. Пассажирам запрещается:

а) во время движения отвлекать внимание водителя от управления транспортным средством и мешать ему в этом;

б) открывать двери транспортного средства, не убедившись, что оно остановилось возле тротуара, посадочной площадки, края проезжей части или на обочине;

в) препятствовать закрытию дверей и использовать для езды подножки и выступы транспортных средств;

г) во время движения стоять в кузове грузового автомобиля, сидеть на бортах или в не оборудованном для сидения месте.

5.4. В случае дорожно-транспортного происшествия пассажир причастного к происшествию транспортного средства должен оказать возможную помощь пострадавшим, сообщить о происшествии в орган или подразделение милиции и находиться на месте до прибытия работников милиции.

5.5. Пассажир во время пользования транспортным средством имеет право на:

а) безопасную перевозку себя и багажа;

б) возмещение причиненного ущерба;

в) получение своевременной и точной информации об условиях и порядке движения.

 

ЛЕКЦІЯ 4 Електрообладнання

 

Любой современный автомобиль в обязательном порядке оснащен электрооборудованием — это и осветительные приборы, и система запуска двигателя, и охранная сигнализация и др. Разберемся, откуда берется и как используется электрическая энергия современной «легковушки».

Источники электрического тока

Источниками электрического тока в автомобиле являются аккумуляторная батарея (по-простому — аккумулятор) и генератор.

Аккумуляторная батарея (рис. 3.1) обеспечивает снабжение электрическим током его потребителей при неработающем двигателе, а также при его работе на небольших оборотах.

Для ее размещения в моторном отсеке предназначена специальная металлическая полка, на которой она стационарно устанавливается.

Рис. 3.1. Аккумуляторная батарея:

1 — положительная пластина; 2 — сепаратор; 3 — отрицательная пластина; 4 — корпус батареи; 5 — крышка секции батареи; 6 — пробка наливного отверстия; 7 — положительная выводная клемма; 8 — соединительный мостик; 9 — межэлементная перегородка; 10 — опорные пластины

 

Как и любая батарея, аккумулятор имеет «плюс» и «минус» на соответствующих полюсах. Минусовой полюс соединен с кузовом автомобиля и обеспечивает, как говорят водители, «выход на массу». Плюсовой полюс соединен с электрической цепью автомобиля, по которой ток передается потребителям с помощью системы проводов.

Аккумуляторная батарея состоит из шести отдельных аккумуляторов, которые находятся в одном корпусе и последовательно соединены между собой в единую электрическую сеть. В каждом аккумуляторе протекают электрохимические процессы, в результате которых получается ток напряжением 2 В.

В общей сложности на полюсах аккумуляторной батареи образуется постоянный ток напряжением 12 В.

Аккумуляторная батарея имеет маркировку установленного образца. Например, маркировку 6СТ-60А нужно понимать следующим образом:

♦ 6 — количество аккумуляторов в аккумуляторной батарее (для всех легковых автомобилей эта цифра неизменна);

♦ СТ — тип аккумуляторной батареи (в данном случае — стартерная, позволяющая запускать двигатель с помощью мощного потребителя электроэнергии (стартера));

♦ 60 — емкость аккумуляторной батареи, которая измеряется в ампер-часах (в рассматриваемом примере — 60 А·ч);

♦ А — обозначение материала, из которого изготовлен корпус аккумуляторной батареи (в рассматриваемом примере — полипропилен).

Чем больше мощности требуется для запуска двигателя, тем большей емкостью должна обладать аккумуляторная батарея. Для стандартных «Жигулей» использовались батареи емкостью 55 А·ч. А вот для запуска дизельных двигателей такого аккумулятора может не хватить — им необходимо хотя бы 60–65 А·ч.

Генератор — это источник электрического тока, обеспечивающий им всех потребителей при работе двигателя на высоких и средних оборотах (рис. 3.2). Кроме того, функцией генератора является подзарядка аккумуляторной батареи (при работающем двигателе). Без генератора аккумулятор очень быстро разрядится.

Рис. 3.2. Генератор

 

В электрическую цепь автомобиля генератор подключается параллельно аккумуляторной батарее (рис. 3.3). Следовательно, снабжать потребителей электрическим током и заряжать аккумулятор он будет только тогда, когда вырабатываемое им напряжение будет больше напряжения, выдаваемого аккумулятором.

Потребители электрического тока

Потребителями электрического тока в автомобиле являются система пуска двигателя, система зажигания, система освещения и сигнализации, контрольно-измерительные приборы и дополнительное оборудование, которое может быть различным.

Система пуска двигателя

Система пуска в автомобиле предназначена для запуска двигателя и включает в себя следующие составные элементы:

♦ замок зажигания;

♦ стартер с тяговым реле;

♦ механизм привода стартера;

♦ реле включения стартера.

Непосредственно для запуска двигателя предназначен специальный прибор — стартер (от слова «старт») (рис. 3.4). Он представляет собой электрический двигатель постоянного тока. Когда водитель поворачивает в замке зажигания ключ в положение «Запуск», электрический ток через реле подается от аккумуляторной батареи на обмотки стартера.

Рис. 3.4. Стартер:

1 — коллектор; 2 — вал якоря стартера; 3 — траверса; 4 — обмотка якоря стартера; 5 — контакты реле; 6 — крышка реле; 7 — контактная пластина; 8 — стержень якоря; 9 — втягивающая обмотка; 10 — удерживающая обмотка; 11 — реле; 12 — якорь реле; 13 — рычаг включения зубчатого колеса привода; 14 — шлицевая втулка; 15 — ограничительное кольцо; 16 — муфта; 17 — центрирующий диск; 18 — бандажное кольцо; 19 — якорь стартера; 20 — катушка обмотки стартера; 21 — корпус статора

 

В результате срабатывает тяговое реле, специальная шестерня стартера входит в зацепление с маховиком двигателя и проворачивает его. Поскольку зажигание уже включено, двигатель заводится и начинает работать.

Стартер используется исключительно для запуска двигателя. Процесс работы стартера можно условно разделить на три клю

чевых этапа.

1. Сначала специальная шестерня, расположенная на валу якоря стартера, входит в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя (это возможно благодаря механизму привода).

2. Далее вал стартера вместе с шестерней, зацепившейся с маховиком, начинают вращаться, в результате чего маховик проворачивается, а следовательно, проворачивается и коленвал двигателя, после чего тот запускается.

3. Затем, когда водитель завел двигатель и отпустил ключ в замке зажигания, выключив стартер, шестерня стартера выходит из зацепления в сторону (зубья шестерни останутся на том же уровне, но только в стороне). В таком положении она находится все время, когда двигатель работает или выключен, и входит в зацепление с маховиком только тогда, когда водитель повернет ключ зажигания в положение «Запуск».

Система освещения и сигнализации

Характерной особенностью приборов освещения и сигнализации, которыми оснащается каждый современный автомобиль, является то, что постоянный ток напряжением 12 В подается к ним только при включении соответствующего тумблера или переключателя, расположенного в салоне автомобиля.

Главной задачей приборов освещения является обозначение габаритов автомобиля при движении в темное время суток и в условиях ограниченной видимости, а также освещение дороги и внутренних помещений автомобиля (салон, багажник и т. д.). К приборам освещения современного автомобиля относятся:

♦ фары или блок-фары;

♦ лампы освещения номерного знака;

♦ лампы освещения салона;

♦ лампа освещения багажника;

♦ лампа освещения подкапотного пространства;

♦ задние фонари.

Основными составными элементами блокфары являются корпус, рассеиватель и отражатель (рис. 3.5). Внутри корпуса в специально предназначенном разъеме (гнезде) содержится лампа, которая может работать в двух режимах: ближний свет фар и дальний свет фар. Выбор требуемого режима водитель осуществляет с помощью соответствующего переключателя, расположенного в салоне. Внутри блок-фары также имеется лампочка габаритного огня, которая предназначена для обозначения габаритов автомобиля. Габаритные огни водитель включает с помощью специального тумблера.

 

Рис. 3.5. Передняя блок-фара

 

Во многих моделях автомобилей в корпусе блок-фары находится также лампочка указателя поворота. Но не всегда: например, в «Жигулях» старых моделей (ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-21013), а также в некоторых современных иномарках эта лампочка монтируется отдельно от блок-фары.

Задние фонари в современных машинах также, как правило, выполняются в одном корпусе (рис. 3.6). Задний фонарь включает в себя:

♦ лампы стоп-сигналов (включаются автоматически при нажатии водителем педали тормоза и выключаются при отпускании педали);

♦ лампы заднего хода (загораются автоматически при включении водителем

♦ задней передачи и гаснут при ее выключении);

♦ указатели поворотов;

♦ габаритные огни.

Указатели поворотов водитель включает и выключает с помощью специального переключателя, который обычно расположен на рулевой колонке. Одновременно все указатели поворотов используются при включении водителем аварийной сигнализации (для этого предназначена специальная кнопка).

 

Рис. 3.6. Задний фонарь

 

Звуковой сигнал предназначен для звукового оповещения других участников дорожного движения о грозящей опасности. Он приводится в действие нажатием специальной кнопки или клавиши, расположенной обычно на рулевом колесе.

Контрольно-измерительные приборы современного автомобиля

Контрольно-измерительные приборы предназначены для оперативного информирования водителя о состоянии важных узлов и агрегатов автомобиля, текущем скоростном режиме, наличии топлива, пройденном пути и т. д.

Контрольно-измерительные приборы, как правило, находятся прямо перед водителем — на специально предназначенной панели приборов (приборном щитке), которая располагается сразу за рулем (рис. 3.7).

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};





Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.