Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Принципы конструирования долбяка





 

Долбяк можно рассматривать как совокупность бесконечно большого количества элементарных зубчатых колес с положительным, нулевым и отрицательным смещением исходного контура рейки и бесконечно малой толщиной обода (рис.43).

Для расчета долбяка принимается определенное сечение АА, отстоящее от переднего торца на расстоянии α. В этом сечении профиль зубьев соответствует стандартной рейке и совпадает с размерами зубчатого колеса:

- шаг по делительной окружности ;

- диаметр основной окружности (Dt - диаметр делительной окружности);

- толщина зуба .

Это сечение называется исходным.

Передний торец отстоит от исходного сечения на величину α, из-за наличия угла αв он смещен на величину +х, то есть имеет место высотная коррекция: в этом сечении долбяк будет коррегированным колесом.

Величина смещения:

x = ξ × m,

где ξ - коэффициент смещения.

Их треугольника ∆ABC можно определить расстояние переднего торца до исходного контура:

α = (ξ × m) / tg αВ .

Это расстояние называется исходным расстоянием.

Расчет долбяка состоит в определении его размеров по передней поверхности в зависимости от размеров исходного контура, геометрии долбяка и исходного расстояния.

Толщина зуба долбяка по делительному цилиндру в плоскости передней поверхности:

.

Или, подставляя известные значения:

.

При определении диаметра делительной окружности следует учитывать: чем он меньше, тем более жестче долбяк и точнее обрабатываемые колеса.

Максимальный коэффициент смещения ξmax можно определить, зная минимальную допустимую толщину Se` зуба долбяка по окружности выступов. Эта величина определяет стойкость долбяка и принимается из справочных данных в зависимости от модуля и числа зубьев долбяка.

По мере затупления долбяк перетачивается по передней грани. Максимально допустимое уменьшение длины зуба после переточек:

B = d – εmin×m/tgαB,

где ξmin - минимальный коэффициент смещения, выбираемый из справочных данных в зависимости от особенностей работы данного долбяка.

Остальные параметры долбяка при его конструировании определяются на основе руководящих и справочных материалов, содержащихся в пособиях по расчету.

У долбяка помимо высотной имеется и угловая коррекция. В связи с наличием переднего и заднего углов долбяка, режущие кромки его зубьев будут представлять собой пространственные кривые, отличные от эвольвенты. Из-за этого в профиль зуба нарезаемого зубчатого колеса будут вноситься искажения. Для уменьшения их необходимо изменить профильный угол долбяка.

На рисунке (рис.44) видно, что:

tgα0 = l/hn = l/(h – ),

а из ∆BCD и ∆АCD:

BC = CD×tgαв = h×tgγв×tgαв,

поэтому:

tgα0 = tgαd/(1 – tgγв×tgαв).

Таким образом профильный угол долбяка должен быть несколько больше стандартного угла 20°.

 

Особенности работы долбяка

 

В отличие от червячных зуборезных фрез долбяк не является универсальным инструментом. Это связано с тем, что форма эвольвенты как самого долбяка, так и нарезаемых им колес зависит от основного диаметра. Одновременно расположение эвольвентного участка на режущей кромке долбяка зависит от величины исходного расстояния.

Поэтому в определенных условиях при обработке зубчатых колес долбяком имеют место следующие явления:

- наложение (интерференция) профилей нарезаемых колес;

- подрезание ножки или срезание головки зуба нарезаемого колеса.

На рисунке (рис.45) показан эвольвентный участок АВ зуба первого колеса, нарезанного долбяком, на участке АС происходит зацепление со вторым колесом, нарезанным этим же долбяком. ВД - неэвольвентный участок у основания зуба колеса. Если увеличивать число зубьев второго колеса, то будет увеличиваться активный участок зацепления АС. При AC>АВ профили колес будут пересекаться и внедряться один в другой, что вызовет неравномерный ход, шум и быстрый износ зубьев.


 

 

Для устранения этого явления необходимо, чтобы RС>RВ, с этой целью производится специальный расчет долбяка на интерференцию.

При нарезании долбяком с большим числом зубьев колеса с малым числом зубьев возникает опасность подрезания ножки зуба. При нарезании долбяком с малым числом зубьев колеса о большим числом зубьев появляется опасность "подрезания" ножки зуба долбяка, то есть ножка зуба долбяка срезает головку зуба колеса.

Для устранения подрезания и срезания необходимо выполнить расчет долбяка на отсутствие этого явления.

При выполнении расчетов долбяка на отсутствие рассмотренных явлений следует иметь ввиду, что устранения их можно добиться следующим:

- изменить величину исходного расстояния;

- изменить число зубьев долбяка;

- увеличить высоту головки зуба долбяка до 1,3 m.

 

Косозубые долбяки

 

Косозубые долбяки для косозубых колес могут быть правые и левые. Аналогично прямозубым долбякам они имеют передний и задний углы, расчетное сечение, расположенное на некотором расстоянии от торца. Существуют две конструкции долбяков, отличающиеся формой зуба (рис.46); У косозубых долбяков следует различать два сечения - торцевое АВ и нормальное ВС. Все расчеты производятся в торцевом сечении АВ. Если колесо, для которого предназначен долбяк, имеет определенный модуль в нормальном сечении, то для долбяка он пересчитывается на торцевой:

mТ=mН / cosβ,

после чего расчеты косозубого долбяка выполняются по формулам для прямозубого долбяка.

Косозубые долбяки для шевронных колес выполняются только по типу I, работают в комплекте из двух штук - с правым и левым наклоном зубьев. Эти долбяки имеют стандартный модуль в торцевом сечении.

 

Шеверы

 

Шеверы применяются для окончательной обработки зубчатых колес.

Процесс обработки представляет собой скобление боковых сторон зубьев колеса режущими кромками инструмента и называется шевингованием.

Шеверы работают методом обкатки.

По конструкции различают следующие типы шеверов (рис. 47):

- дисковый шевер, являющийся наиболее распространенным;

- шевер-рейка;

- червячный шевер;


- кромочный шевер;

- мелкомодульный шевер (разновидность дискового, отличающийся от него сквозными канавками на зубьях);

- абразивный шевер.

Дисковый шевер представляет собой инструмент, основой которого служит коррегированное зубчатое колесо.

На схеме (рис. 48) видно, что при работе шевера точка Аш

его режущей кромки скользит относительно зуба обрабатываемого колеса, производя шевингование зуба. Скорость этого относительного скольжения и является скоростью резания, которая переменна, а абсолютная величина ее зависит от угла скрещивания β осей шевера и заготовки. Обычно угол скрещивания 10°-15°.

Основными конструктивными элементами дискового шевера являются:

- диаметр делительной окружности по торцу;

- диаметр основной окружности по торцу;

- торцевой модуль, который необходимо рассчитывать, учитывая, что стандартный модуль - в нормальном сечении шевера;

- число зубьев;

- ширина шевера.

Для улучшения работы шевера профиль его зубьев коррегируют, тогда искажения, вносимые в профиль зуба колеса из-за разных скоростей на режущих кромках шевера, устраняются. Величины отклонений устанавливаются опытным путем.

При работе шевера - рейки процесс шевингования происходит аналогично.

Червячный шевер - это по всем параметрам точная копия червяка, находящегося в зацеплении с обрабатываемом червячным колесом.

Червячный шевер может иметь профиль архимедова, эвольвентного или конволютного червяка, это позволяет окончательную обработку червячных колес производить очень точно. Режущие кромки червячного шевера образуются за счет канавок на боковых сторонах витков червяка, они небольшие и могут иметь разные направления для регулирования образования стружки.

В последнее время для чистовой обработки закаленных зубчатых колес все большее распространение получают абразивные шеверы, представляющие собой зубчатое колесо из соответствующего материала.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.