Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Монополия: сущность, виды, максимизация прибыли, последствия и показатели использования рыночной власти





Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей, что позволяет влиять на цену товара, контролируя всю или большую часть производства. Этот термин относится и к самому единственному продавцу товара. Возникновению монополии способствуют юридические и естественные барьеры для входа в отрасль, которые предотвращают конкуренцию со стороны новых продавцов.

К основным видам монополии можно отнести:

1. Естественные, формирующиеся на основе технологических потреб­ностей развития производительных сил общества при высоком уровне концентрации производства;

2. Искусственные, возникающие на основе сговора или подавления конкурентов;

3. Случайные, являющиеся результатом ограниченного во времени превышения спроса над предложением, т.е. поиска рыночной ниши.

Главной причиной возникновения монополий можно считать концентрацию производства и капитала, осуществляющуюся по следующим направлениям:

­ горизонтальная интеграция – слияние двух и более компаний, занятых в одной сфере производства;

­ вертикальная интеграция – комбинация разноотраслевых компаний, в которых производство связано единой технологической цепью;

­ диверсификация – комбинация разноотраслевых компаний, техно­логически не связанных между собой.

Основными организационными формами монополий являются:

­ картели – монополистические соглашения о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта;

­ синдикаты – монополистические объединения с целью организации совместного сбыта продукции;

­ тресты – монополистические объединения на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом товара;

­ концерны – многоотраслевая система предприятий с единым финансовым центром, где общность технологии обусловливает многофункциональность выпускаемой продукции;

­ конгломераты – объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы.

Монопольное положение на современном рынке достигается не только посредством массовости производства, но и через создание своей рыночной ниши, т.е. своего круга потребителей, что обеспечивает эффективное вложение капитала.

Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на монополизированном рынке. Возможности монополиста, как и любой другой фирмы в данном случае, частично ограничены издержками производства, а также величиной спроса на его продукт.

Так как монополист по определению функционирует на рынке один, кривая спроса на его продукт является кривой рыночного спроса, имеющей отрицательный наклон. Монополист заинтересован в установлении на рынке такой комбинации «цена – количество», которая может принести максимальную прибыль, поэтому монополист выступает «искателем цены» (price searcher).

В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции, всегда ниже его цены. Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене общего дохода и предельного дохода простой монополии. Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля, а общий доход падает. Наконец, когда спрос единичной эластичности, предельный доход равен нулю, а общий доход максимальный (рис. 21).

Рис. 21

 

Монополия максимизирует прибыль, производя такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Цена, устанавливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, дающего максимум прибыли. Такая цена всегда выше предельных издержек. Так как монополия может манипулировать объемом производства и ценой продукта, для нее не существует какой-то определенной кривой предложения (рис. 22).

Рис. 21

 

Ущерб, наносимый монополией обществу, можно проиллюстрировать графиком рис. 23, где Р1 – монопольная цена, а Ро – цена совершенной конкуренции, ОРоН Q 1 – нормальный доход; RРоН – дополнительная потребительская выгода, складывающаяся в условиях совершенной конкуренции; Р1LMРо – потери потребителя при установлении монопольной цены; LMH – чистый убыток общества.

Рис. 23

 

Вмешательство монополии в процесс рыночной саморегуляции ведет к перераспределению общественного богатства в ее пользу.

Основными показателями монополизации являются:

­ доля фиксированного числа предприятий;

­ индекс Харфиндела–Хиршмана (ИХХ) – ∑Xi2, где Хi – доля i-й фирмы на рынке, выраженная в процентах; n – общее число фирм на рынке.

В некоторых ситуациях монополия может осуществлять ценовую дискриминацию – устанавливать разные цены на один и тот же продукт для разных покупателей. В случае совершенной ценовой дискрими­нации (на каждую продаваемую единицу продукции устанавливается соответствующая цена спроса) монополист перераспределяет в свою прибыль весь излишек покупателей. При этом монополия предлагает на рынок такой же объем продукции, какой был бы в условиях конкурентной отрасли. Монополия может использовать сегментирование рынка, т.е. устанавливать разные цены для различных групп покупателей. Такая ценовая дискриминация увеличивает прибыль монополии в том случае, если группы покупателей различаются по чувствительности на изменение цены. Чтобы максимизировать прибыль, монополия выпускает такой объем продукции, при котором MR = МС, а затем назначает для каждой группы покупателей (рынка) максимально возможные цены, которые они готовы заплатить.

В сравнении с конкурентной отраслью монополия, максимизи­рующая прибыль, стремится произвести меньший объем продукции и установить более высокую цену на свой товар. Ущерб от монополии можно представить в виде чистых потерь общества, возникающих из-за того, что монополист производит меньше, чем объем эффективного выпуска. Кроме того, монополия перераспределяет в свою пользу часть доходов потребителей.

По отношению к монополиям возможны различные варианты государственного регулирования ценообразования:

1. Цена устанавливается равной предельным издержкам (Р = МС).

2. Цена устанавливается равной средним издержкам (Р = АС).

3. Устанавливается «двухставочный тариф».

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.