Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Выявление и устранение отклонений





Причиной отклонения является ошибка человека или событие, которое человек не смог предотвратить. На уровне экипажей выявляются отклонения при их комплектовании и формировании, в процессе профессиональной подготовки летных специалистов и допуска их к самостоятельным полетам, при проведении предварительной и предполетной подготовки, при выполнении полетов и проведении послеполетных разборов, в общем случае при нарушении требований нормативных и методических документов.

На уровне летных подразделений и авиапредприятий выявляются отклонения в процессе:

профессиональной подготовки летного состава и допуска его к самостоятельным полетам;

летно-методической работы командно-летного состава;

комплектования и формирования экипажей;

планирования, учета и контроля готовности экипажей к выполнению заданий на полет в планируемом периоде;

организации полетов, т.е. их планирования, соблюдения норм налета, посадок, рабочего времени и времени отдыха летного состава;

обеспечения безопасности, экономичности, регулярности и ритмичности полетов;

анализа летной работы и безопасности полетов; проведения разборов летной работы.

Для выявления отклонений, связанных с несовершенством нормативной и методической документации, проверяют соответствие документов следующим требованиям: полноты охвата задач, решаемых с помощью соответствующего документа, а также эффективности методов их решения; непротиворечивости требований различных документов; взаимной согласованности требований, предъявляемых к службам, обеспечивающим подготовку и выполнение полетов; единства терминов и понятий для всех документов. При возникновении отклонений проводят анализ для выявления их связи с соответствующей документацией.

Для авиационно-транспортной системы решающее значение имеет оценка степени опасности отклонения. Под степенью опасности отклонения следует понимать вероятность перехода отклонения в летное происшествие по цепочке причинно-следственных связей за время полета. Оценка опасности отклонений может выполняться статистически, если есть достаточное число наблюдений, или экспертным методом. В первом случае показатель опасности конкретного отклонения Коп определяется как отношение числа отклонений, вызвавших особую ситуацию в полете, т. к. числу всех отклонении этого типа то , т. е.

m

Коп = —.

mo

Во втором случае опасность отклонения оценивается экспертами по наличию дефицита времени для ликвидации отклонения. Чем больше располагаемое время, тем при прочих равных условиях отклонение менее опасно.

Процесс принятия решения состоит из двух этапов: предрешения и собственно решения. Предрешение - это подготовка вариантов управляющего воздействия на основе контроля управляемой системы, анализа информации и диагностирования отклонений. Решение - это выбор наилучшего варианта. Решение руководителя направлено на ликвидацию отклонения, когда оно имеет место, на его предотвращение, когда имеются причины, следствием которых может стать отклонение, и на его предупреждение (профилактику), когда действуют факторы, порождающие причины отклонений.

Информационные воздействия реализуются в форме указаний команд, требований с помощью естественного языка или условных сигналов искусственного языка. Они используются, когда управляемая система теряет перспективу движения к запланированной цели. Информационные воздействия часто сопровождаются ресурсными воздействиями, например, с указанием запасного аэродрома (резервы пространства). Без резервов — ресурсных воздействий — эффективное управление любым производственным процессом в условиях действия случайных факторов практически недостижимо. Наибольшие объемы резервов требуются обычно для устранения возникших отклонений. Предупреждение отклонений требует информационных воздействий или использования незначительных резервов. Чаще всего командно-летному составу приходится использовать резервы исполнителей (экипажей ВС). Там где нет резерва исполнителей, приходится идти на нарушение регулярности полетов, минимизируя отклонения.

Обычно решения лиц командно-летного состава по недопущению или устранению отклонений в летной работе облекаются в форму намеченных мер, которые доводятся до личного состава подразделений в планах, приказах, на разборах.

Особую важность с точки зрения безопасности полетов имеет умение членов экипажа и прежде всего командира ВС принимать правильные решения при отказах авиационной техники. Любой из членов экипажа при выявлении признаков отказа какой-либо системы ВС обязан немедленно доложить об этом командиру и в дальнейшем действовать согласно его указаниям или в соответствии с требованиями РЛЭ. Командир ВС при необходимости получает информацию от других членов экипажа, оценивает ситуацию и принимает обоснованное решение о способах предотвращения особой ситуации, а если она, возникла внезапно, то для ее ликвидации он обязан действовать хладнокровно, инициативно и квалифицированно.

Во всех случаях, когда в процессе контроля и анализа качества выполнения полетов выявляются существенные отклонения от требований нормативных документов, а также грубые ошибки в выдерживании режимов полета, угрожающих безопасности, принимается решение о комплексной проверке летной работы экипажа. Она предусматривает проверку качества выполнения заданий на полет с использованием всех источников информации, контроль качества предварительной и предполетной подготовки, предполетного отдыха экипажа, бытовых условий, взаимодействия экипажа со службами обеспечения полетов, оценку психологической совместимости членов экипажа. В качестве профилактических мер командир, выполнявший анализ летной работы экипажа, может провести индивидуальную беседу с членами экипажа, если ошибки или отклонения носили чисто случайный характер, заслушать командира ВС (членов экипажа) на совете командиров ВС; запланировать проведение дополнительных тренировок экипажа для отработки тех или иных элементов полета, при выполнении которых допущены отклонения, выдать индивидуальные задания для самостоятельного изучения документов, регламентирующих летную работу.

Для руководства летной работой, постоянного контроля за предполетной подготовкой экипажей, регулярностью полетов в соответствии с суточным планом (вылетами ВС в районы работ) и оказания современной помощи экипажам при нарушении плана полетов по вине служб и другим причинам в подразделении выделяется ответственный дежурный командир. Его деятельность - пример сочетания функции принятия решения и его реализации.

 

Глава 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕТНОГО СОСТАВА

Основные положения

 

Профессиональная подготовка летного состава - это процесс приобретения им знаний, умений и навыков для летной работы. Знания о какой-либо системе или процессе - это объем информации, накопленный в памяти человека к определенному моменту времени. Умение - это способность человека выражать свои знания в какой-либо форме. Навык — это умение, доведенное до автоматизма.

Знания, умения и навыки используются при решении летными специалистами творческих и алгоритмических задач. Творческие задачи возникают в результате недостатка информации для их решения. При этом последовательно уточняются постановка задачи, метод ее решения и полученные результаты. Это трудоемкий процесс с непредсказуемым моментом окончательного решения, требующий больших ресурсов времени. Алгоритмические задачи, наоборот, кроме четкой, однозначной постановки, имеют не только известный и расписанный до конечного числа конкретных шагов метод решения, приводящий при безошибочной работе к однозначному результату. Время решения алгоритмических задач не сопоставимо с временем решения творческой задачи. При удачно составленном алгоритме оно может считаться минимальным. Поэтому в условиях острого дефицита времени решить творческие задачи оказывается невозможно. Только навык, применяемый под контролем мышления, обеспечивает в этом случае решение алгоритмической задачи, например удержание ВС на заданной траектории движения по взлетно-посадочной полосе при дестабилизирующем влиянии внешней среды. Летному и тем более командно-летному составу приходится наряду с алгоритмическими решать творческие задачи. Ни в одной другой отрасли народного хозяйства эффективность производства и безопасность работы не зависят в такой степени от уровня профессиональной подготовленности специалистов, как в гражданской авиации.

В гражданской авиации построена сложная, рациональная структура профессиональной подготовки летного состава в учебных заведениях и летных подразделениях, которая подвергается здесь анализу.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.