|
Система инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент - одна из форм менеджмента, объектом которого является инновационные процессы. Инновационный менеджмент (ИМ)- это процесс принятия решений в области инновационной деятельности, включающий различные функции. Состав функций и задач ИМ определяется уровнем инноваций системы (экономика страны в целом, отдельная отрасль, инновационный проект) и условиями её функционирования. Под системой инновационного менеджмента (СИМ) понимается система подготовки и при нятия решений, направленных на поддержку, развитие и превращение инновационно - технологического потенциала России в решающий фактор её экономического роста. СИМ включает следующие элементы: 1) цель функционирования; 2) основные задачи национальной инновационной системы (НИС); 3) функции СИМ 4) задачи СИМ 5) технология подготовки и принятия решений в области управления инновационной деятельностью Стратегическая цель СИМ - формирование, поддержка и развитие инновационной системы, в том числе: 1) стимулирование создания малых и средних инновационных предприятий; 2) поддержка и развитие инновационно- технических центров, которые являются базой НИС; 3) получение, распространение и использование научно - технических результатов и новых технологий;; Основные задачи Национальной инновационной системы (НИС): 1) осуществление мероприятий по развитию инновационно - технических центров (ИТЦ); 2) нормативно - правовое, информационное, кадровое, консультационное обеспечение инновационной деятельности. 3) привлечение финансовых ресурсов на приоритетные направления инновационной системы, включая бюджетные и внебюджетные источники, кредитные возможности коммерческих банков, международные кредиты; 4) проведение научных исследований в особо важных областях, что позволяет создать научно-технический задел для устойчивого развития России, её национальной безопасности. 5) обеспечение трансформации результатов научных исследований в коммерчески эффективные технологии, новые конкурентно способные товары и услуги 6) организация подготовки кадров для науки, наукоёмких производств, других видов интеллектуальной деятельности 7) реформирование научных организаций, с целью проведения приоритетных исследований и разработок в условиях ограниченных ресурсов 8) интеграция научно- технической и образовательной деятельности, развитие системы подготовки квалифицированных кадров 9) повышение престижности научного труда, возрождение отраслевой науки, социальная защита научных работников Инновационная политика государства представляет собой совокупность методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых вкладов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта российских товаров. Основными методами регулирования научно- технической деятельностью является: 1) правовое обеспечение 2) нормативно- методическое обеспечение 3) Финансово- экономическое обеспечение 4) Материальное обеспечение 5) Информационное обеспечение Правовое и нормативно - методическое обеспечение включает федеральные законы, постановления правительства, государственные стандарты, законодательные акты, принятые на региональном уровне, в области функционирования и развития национальной инновационной системы. К такому обеспечению относятся законы и нормативные акты по стандартизации, сертификации товаров, защите прав потребителей, и антимонопольной политике, безопасности и охране труда, ресурсосбережению, охране природной среды, регулированию деятельности предприятий и организаций и др. Финансово- экономическое и материальное обеспечение инновационной деятельности сводятся к её ресурсному обеспечению, и прежде всего, к отысканию инвестиционных средств для инноваций. Информационное обеспечение инновационной деятельности в России осуществляется через систему научно- технической информации, в которую входят: - Всероссийский центр межотраслевой информации; - Всероссийский научно- технический информационный центр; - Всероссийский центр научной и технической информации Российской академии наук - Государственная публичная научно- техническая библиотека - Библиотека РАН - отраслевые библиотеки и др. учреждения Основные направления инновационной политики в РФ следующие: 1) разработка и совершенствование нормативно- правового обеспечения инновационной деятельности, защите интеллектуальной собственности. 2) Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоёмкой продукции 3) Развитие инфраструктуры инновационного процесса, в т.ч. информационного обеспечения, экспертизы, системы сертификации новых продуктов, системы подготовки кадров. 4) Развитие малых высокотехнологичных предприятий и оказание или поддержка на начальном этапе деятельности 5) Организация конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ 6) Выбор небольшого числа важнейших базовых технологий, позволяющих повысить эффективность производства и перейти к новому технологическому укладу 7) Использование технологий двойного назначения, т.е. таких, которые могут применятся для производства и вооружения, и гражданской продукции 8) Государственная поддержка инвесторов, вкладывающих средства в наукоёмкое, высокотехнологическое производство 9) Совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности организациями всех форм собственности 10) Реклама отечественных инноваций за рубежом, создание совместных с иностранцами предприятий по выпуску продукции и продаже её на внешнем рынке 11) Организация за рубежом кредитных фирм по закупкам, необходимого для реализации инновационных проектов, под гарантии государства 12) Выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ, имеющие общенациональное значение. Для активизации инновационной деятельности в РФ формируются Федеральные целевые программы (ФЦП) и программы технологического развития (ПТР). ФПЦ концентрирует средства федерального бюджета и внебюджетных источников на финансирование научных исследований и разработок, а также на финансирование инновационной деятельности по использованию результатов таких исследований. ПТФ формируется в рамках стратегий развития различных отраслей. Основная часть инвестиций в этих программах обеспечивается за счёт собственных средств участвующих предприятий и кредитных источников, а государственные органы координацию работ и поддержку тех этапов, где велик коммерческий риск. Инновационные проекты включаются в ФЦП и ПТР путём конкурсного отбора и подлежат обязательной государственной научно- технической и экологической экспертизе. Рассмотрим основные функции инновационного менеджмента. 1. прогнозирование - получение обоснованных вариантов развития предприятия, в т.ч. показателей затрат, качества продукции, объёмов производства и продаже и др. Основные задачи прогнозирования: 1) выбор метода прогнозирования и периода времени прогноза 2) разработка прогноза рыночной потребности в каждом виде товара 3) выявление экономических, социальных и научно- технических тенденций, влияющих на рыночный спрос 4) выбор показателей, существенно влияющих на экономический эффект выпуска новой продукции 5) прогнозирование пок-лей качества новой продукции 6) обоснование экономической целесообразности производства новой или усовершенствования ранее выпускаемой продукции с учётом имеющихся ресурсов 2. Планирование. На этом этапе управления определяются цели и задачи деятельности, разрабатываются необходимые для этого методы, наиболее эффективные в сложившихся условиях. План (в отличие от прогноза) содержит однозначно определённые сроки и характеристики деятельности предприятия по реализации выбранной инновации. Для плана выбирается наиболее рациональный прогнозной вариант. Основные задачи планирования инновационной деятельности: 1) выбор стратегии предприятия 2) обеспечение устойчивого развития предприятия 3) формирование оптимального по номенклатуре инновационного портфеля 4) проведение социально- экономических и организационно- технических мероприятий по выполнению плана. 3. Организация 1) формирование управленческой и производственной структуры предприятия, соответствующей требованиям рынка 2) обеспечение предприятия всеми необходимыми ресурсами (трудовыми, материальными, основными фондами, финансовыми) 3) развитие стратегического мышления в создании руководителей, поддержки работников, имеющих творческие способности, не боящихся брать на себя ответственность за решение проблем предприятия 4. Мотивация - это деятельность по активизации людей, работающих на предприятии, чтобы, побудить их эффективно трудиться для реализации намеченных планов. Необходимо осуществить экономическое и моральное стимулирование, создавать условия для проявления творческих способностей работающих 5. Учёт. Эта функция ИМ по фиксации затрат времени, ресурсов, а также различных параметров инновационной деятельности (качества продукции, её объёмов, и т.д.). Требования к учёту: полнота, динамичность (...), системность (учёт системы показателей), автоматизация (применение компьютеров), использование результатов в анализе деятельности предприятия. 6. Контроль - процесс отслеживания выполнения программ, планов, заданий. Главным в инновационном проекте являются контроль 3 основных параметров: 1) времени (проект должен быть выполнен в заданное время) 2) затрат на проект 3) качества выполнения работ 7. Анализ выполнения плановых показателей при реализации инновационного проекта. Применяется сравнение: а) отчётных показателей с плановыми б) плановых показателей с показателями предшествующих периодов в) отчетных показателей с показателями предшествующих периодов Наряду со сравнением показателей применяются и другие методы анализа: - факторный анализ - индексный метод - функционально - стоимостной анализ - экономически- математические методы 8. Координация - центральная функция правления. Главная задача состоит в достижении согласованности в работе всех звеньев предприятия путём установления взаимосвязей между ними. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|