|
Организация инновационной деятельности
Организация инновационной деятельности включает в себя 3 аспекта: субъект инновационной деятельности- объединение людей, совместно реализующих разработку, внедрение, внедрение и производство новшеств; совокупность процессов и действий руководства предприятия, направленных на осуществление инноваций деятельности; структуры, которые обеспечивают внутреннею упорядоченность системы и совершенствование взаимосвязей между её элементы. Инновации являются внедрёнными в производство новшествами, которые представляют собой интеллектуальную продукцию. Принято выделять 4 направления коммерциализации интеллектуальной продукции (новшеств): приобретение или создание актива (долгосрочные инвестиции хозяйствующего субъекта). вклад в уставный капитал хозяйствующего субъекта. Это означает вложение нематериальных активов в уставный капитал на основании учредительного договора по согласованной учредителями стоимости. Передача безвозмездного от третьих лиц. В этом случае требуется рыночная оценка интеллектуальной деятельности; Передача для осуществления совместной деятельности. Здесь также необходима рыночная оценка интеллектуальной собственности. В современной инновации используют понятие «жизненный цикл», причем оно различается для новшества и нововведения. Жизненный цикл новшества включает: фундаментальные и прикладные исследования; создание опытных мощностей; изготовление и испытание установочной партии продукции на рынке; устаревание новшества;Жизненный цикл нововведений включает: возникновение потребности в новшестве и его создание (приобретение прав на использование и владельца новшества); освоение в производстве; диффузия (тиражирование на других объектах); рутинизация (стабильное, без изменений использование) Существуют различия по диапазонам в жизненных циклах. Например, рутинизация нововведения может наступить, когда новшество ещё не устарело. Новшество может устареть так и не включившись в производство, не став нововведением. Предложение инновационного товара (новшества) в современных условиях подразумевает его демонстрацию в экспериментальных условиях владельца или покупателя; представление данных о рыночных покупателях товара; оценку его предполагаемой цены. Особенности новшества определяет и специфику формирования его цены. Рассмотрим факторы, влияющие на цену новшества: Эффект от новшества выражается в накоплении дополнительной прибыли, создаваемой при его использовании в производстве. Срок использования новшества обусловлен моральным износом новшества. С течением времени эффект от использования новшества снижается. Эффект от новшества не может быть полностью присвоен инноватором (научной организацией), т.к. иначе было бы бессмысленно покупать новшество и использовать его в производстве. Научный продукт не отчуждается от инноватора и при использовании не уничтожается, как другие товары, а может быть продан различным покупателям, если это не ограниченно первым покупателем. Повторная продажа увеличивает совокупный эффект от использования новшества. Экономическая ценность инновации определяется ростом прибыли, расширением масштабов бизнеса и возможностей накопления капитала. Эффект от нововведения проявляется также в социальной сфере, где за счёт повышения доходов более полно удовлетворяются общественных потребности, улучшается качество и безопасность жизни. Особенность рынка новшеств такова, что интеллектуальный товар ориентирован на известного покупателя. Продавец новшества выходит на рынок не с готовой продукцией для неизвестного покупателя, а со своей способностью качественно выполнить заказ потребителя. Рынок новшеств развивается как рынок заказов, что изменяет систему отношений между продавцами и покупателями, превращая её в систему инновационных коммуникаций. В результате снижаются риски и создаются новшества с длительным циклом производства под гарантии заказчика (инвестора). Новшества реализуются в форме инновационных проектов (ИП). ИП - это система взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий по реализации новшеств. ИП формализуется в виде технической, планово- экономической и договорной документации. Управление ИП представляет собой систему управленческих функций (целеполагание, планирование, организация, мотивация и контроль). Управление ИП состоит в подготовке и принятии решений, для чего анализируется информация, оцениваются альтернативы, выбирается оптимальный вариант. Потребность в нововведениях возникает всякий раз, когда конкуренты опережают хозяствующий субъект в эффективности производства и сбыта продукции. Снижение прибыльности резко сокращает возможность развития предприятия. Избежать этого можно путём привлечения в предпринимательскую деятельность инновационного характера, т.е. путём организации инновационного бизнеса. Инновационный бизнес предполагает непрерывные и прогнозируемые изменения в технологии пр-ва и продуктах, отвечающие требованиям рынка. Для инновационной практики характерна такая последовательность прогнозирования: 1) подготовка новшеств к реализации; 2) инвестиции в производство; 3) производственное и рыночное использование новшества. Инновационный менеджер на основе сбора и анализа информации о деятельности предприятия, ознакомление с мнениями специалистов, выделяет главную проблему бизнеса, которая требует срочного решения. Приобретаемое новшество должно определять преодоление, разрешение главной проблемы развития бизнеса - это важнейшее правили инновационного менеджмента. Если на отечественном рынке отсутствует необходимые новшества (патенты, ноу-хау, оборудование), то инновационный менеджер рассматривает предложение зарубежного рынка. Юридическое оформление покупки новшества может быть различным: патентная лицензия, лицензия на ноу-хау, договор - подряд на создание новшества, содержащий обязательства по передаче прав на результат заказчику; договор на передачу научно- технической или проектно- сметной документации, содержащей изобретения. Участниками инновационной деятельности выступает заказчики, инвесторы, исполнители работ по инновационному проекту, включая поставщиков материальных и финансовых ресурсов. Могут быть десятки и сотни организаций, так или иначе участвующих в проекте. Заказчик инновации - будущий владелец и пользователь результатов нововведения, как правило, сам является субъектом, где реализуется новшество. Часто заказчиком выступает инвестор инновации. Следует отличать инновационное предприятие от субъекта инновации. Конечный продукт инновационного предприятия- новшества. Такие предприятия выполняют научно - исследовательные, опытно- конструкторские и технологические работы по созданию новшеств и их демонстрации в своих условиях потенциальным потребителям. Основной ресурс на инновационных предприятиях - научная информация и интеллектуальный потенциал. Результат- новая информация и новшества. Инвесторы - это субъекты инновационной деятельности, осуществляющие вложения собственных, привлечённых или заёмных средств в форме реальных инвестиций по целевому назначению. Инвесторами могут быть государственные органы, уполномоченные управлять федеральным или муниципальным имуществом, предприниматели- физические и юридические лица. Инвесторы выступают в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей и могут замещать любого другого участника инновационной деятельности. Они определяют размеры инвестиций, затраты и эффективность вложенных средств, имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инноваций, в т.ч. реинвестировать добавочный капитал. В случае если заказчик не является инвесторами, он в пределах, установленных договором, может распоряжаться инвестициями в период реализации проекта. В роли инвесторов могут выступать: 1) специализированный инвестиционный банк или коммерческий банк, имеющий право осуществлять все виды операций с ценными бумагами; 2) инвестиционная компания, занимающиеся выпуском ценных бумаг и их размещением. Инвестиционные ресурсы этих компаний формируется за счёт учредителей и выпуска собственных ценных бумаг. Инвестиционные компании обычно не участвуют прямо в финансировании производственных инноваций, а выступают посредником для инвестора; 3) инвестиционные фонды привлекают денежные средства, физических и юридических лиц непосредственно или через выпуск и продажу собственных акций. Инвестиционные фонды могут управлять средствами многих инвесторов. Если фонд ориентирован на приращения капитала инвесторов, то он покупает акции и облигации предприятий, и существующих инновации в развитие производства; 4)страховые компании. Пока редко выступают инвесторами. В отдельных случаях, когда компания страхует имущество предприятия, осуществившего инновации, она может инвестировать часть средств в нововведения на таком предприятии. Инвесторы всегда претендуют на получение прибыли, а часто и на полное управление инновационным бизнесом. Поставщики ресурсов также могут инвестировать капитал в инновацию, выдавая товарный или денежный кредит, из-за прямой заинтересованности в расширении сбыта своей продукции. Важнейшее место среди участников инновационного проекта занимают проектные, строительные и машиностроительные предприятия - поставщики оборудования. Государство также участвует в инновационном проекте путём 1) проведения стимулирующей кредитно-финансовой, налоговой и амортизационной политики; 2) создание системы льгот субъектам инноваций и инвесторам, включая иностранных; 3) поддержки производства новшеств и регулирования отношений на рынке интеллектуальных товаров Государство может выступить непосредственно в качестве инвестора при реализации приоритетных инновационных проектов. Поскольку инновационный проект является ключевым понятием инновации, рассмотрим подробнее его сущность и виды. ИП - это системы взаимосвязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно- исследовательских, опытно- конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий (согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных проектной документацией и обеспечивающих эффективное решение конкретной проблемы, выраженной в качественных показателях и требующей инновации. Основные элементы инновационного проекта: 1) сформированные цели и задачи; 2) комплекс мероприятий по реализации поставленных целей и решению проблемы; 3) организация осуществившая мероприятия, то есть увязка их по ресурсам и исполнителям, для достижения целей проекты в ограниченный период времени и в заданных стоимости и качества ведения работ. Виды ИП 1.По периоду реализации - долгосрочные (период реализации превышает 5 лет); - среднесрочные (от 3 до 5 лет период реализации); - краткосрочные (меньше 3 лет). 2. По уровню решения - федеральные - президентские - региональные - отраслевые - отдельного предприятия 3. По типу инновации а) новый продукт; б) новый метод производства в) создание нового рынка г) освоение нового источника сырья д) новая структура управления 4. По виду удовлетворяемой потребности а) новые потребности; б) существующие потребности Этапы осуществления ИП: 1) Формирование инновационной идеи (замысла), определяются конечные цели проекта, возможные источники инвестиций, объекты инвестиций; 2) Разработка проекта- процесс поиска решений по достижению цели проекта. Осуществляется анализ различных вариантов достижения цели и выбирается наиболее эффективный. Разрабатывается план реализации проекта, создаётся команда проекта, отбираются исполнители проекта, оформляется документация; 3) Реализация проекта. Контролируется исполнение календарных планов и расходование ресурсов, корректируются отклонения в ходе выполнения работ; 4) Завершение проекта. Процесс сдачи результатов проекта заказчику и закрытие контрактов (договоров) При управлении ИП выделяют систему планов его реализации. Во- первых, по целям может быть стратегический оперативный план. Во-вторых, по содержанию: продуктово-тематический, объёмно-календарный, технико-экономический, бизнес-план. В-третьих, по уровню: план проекта в целом, план отдельных участников, план отдельных работ. Бюджет инновационного проекта - это план, выраженный в количественных поколениях и отображающей затраты, необходимые для достижения поставленной цели. Классификация инновационных организаций Выделяют 3 базовые формы организации инновационного процесса: 1) административно-хозяйственная; 2) программно-целевая; 3) инициативная. Административно-хозяйственная форма предполагает наличие научно- производственного центра - крупной корпорации, объединяющей под общим руководством научных исследования и разработки, производство и сбыт готовой продукции. Для осуществления научно-технических прорывов, особенно в прогрессивных отраслях (биотехнологии, микроэлектроника, робототехника), служит программно- целевая форма организации программно-целевая НИОКР. Сущность её в том, что участники программ работают в своих организациях, но согласование их деятельности происходит из центра управления программой. Инициативная форма организации инновационного процесса состоит в финансировании научно-технической, управленческой, консультационной помощи изобретениям, инициативным группам, а также мальм фирмам, создаваемым для освоения нововведений. Комплексной формой организации взаимодействия науки с производством служат технопарки и технополисы. Технополис - это научно промышленный комплекс, созданный для производства новой продукции или для разработки новых наукоёмких технологий на базе тесного сотрудничества с университетами и научно- техническими центрами. Виды технополисов: 1)инновационные центры - оказывают содействие новым фирмам, в области наукоёмких технологий; 2) научные исследовательские парки - обслуживают как новые, так и действующие фирмы, сотрудничают с университетами и научно-техническими центрами. 3) технические парки - у них в распоряжении сеть наукоёмких фирм и пр-в, но отсутствуют прочные связи с НИИ; 4) Технологические центры - предприятия, которые обслуживают новые высоко технологические фирмы; 5) конгломераты технокомплексов и научных кадров - превращают в высокотехнологичные области целые регионы. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|