Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Три главные точки зрения на вопрос о происхождении сознания: божественное, присуще всей живой природе, присуще только человеку.





1. Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (например, вопросы природы. общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознании (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную про­блему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

· сознание существует;

· оно имеет особую, идеальную природу (сущность) - данное положе­ние признают и материалисты, однако при этом считают, что идеаль­ное сознание тем не менее производно от материи.

2. В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.

Физикализм - крайне материалистический подход к проблеме созна­ния, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных до­стижений, и, в частности, на следующих фактах:

• головной мозг человека действительно является сложнейшим "меха­низмом" природы, высшим уровнем организации материи;

• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг - биологический орган;

• человечество получило возможность создавать искусственный интел­лект, носителем которого является машина (компьютер) - материаль­ный объект;

• медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).

Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, - это идеальность сознания:

• образы, существующие в уме человека, не имеют материальных харак­теристик - массы, запаха, четких размеров, формы;

• сознание может "господствовать" над образами - увеличивать, умень­шать, вызывать их, "стирать";

• никому со стороны не удавалось "увидеть" сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом - ней­роны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:

·"теория тождества" (Д. Амстронг, Дж. Смарт) - отождествляет духову процессы с другими телесными процессами - кровообращением, дыха. нием, мозговыми процессами);

·теория "элиминации" (Ф. Фейербенд) - пытается доказать то, что само понятие "дух", "духовное" - устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

·теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что "мозг выделяет мысль, как печень - желчь").

Солипсизм - другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида - единственная достоверная реальность, а. материальный мир - его порождение (субъективный идеализм - Берк­ли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) на­ходятся:

· объективный идеализм - признает наличие как сознания, так и мате­рии, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рас­сматривает его в отрыве от личности индивида как часть "мирового со­знания";

· умеренный материализм - считает сознание особым проявлением мате­рии, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) - точка зрения, наибо­лее распространенная в российской философии.

3. Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении созна­ния. Можно выделить три основополагающие из их числа: сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение; сознание присуще всем живым организмам; сознание - свойство исключительно человеческое. Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей - живых орга­низмов, человека. Сознание "исходит" непосредственно из космоса (ДРУ' гой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы "мирового сознания" рассеяны в природе в виде сознания жи­вых организмов и человека.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

· теория монад (монадология) - первоначально выдвинута Лейбницем развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад - первичных ду­ховных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

· теория Шардена, согласно которой сознание - надчеловеческая сущ­ность, "внутренняя сторона", "мозг" материи;

· теория Толбета, согласно которой Вселенная - гигантский разум, со­знание - результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

· теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика - громадный разум, который вступает в контакт с человеческим' мозгом и "заряжа­ет" его разумом;

· теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность - свойство материи.

Основная идея другой, "биологической" точки зрения: сознание - по­рождение живой природы и присуще всем живым организмам.

Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

• многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - ко­шачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

• животным присущи своя "мораль", правила поведения, привычки, ка­чества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д.

Согласно "человеческой" точке зрения сознание - продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины XX в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умствен­ные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вра­щение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой "социальной" организации с распределением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени при­суще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а са­мый высокий уровень сознания имеет человек.

 

Тема 23. Познание (гносеология)

Общее понятие познания.

Гностицизм и агностицизм - основные походы к проблеме познания.

Принципы познания.

Структура познания.

Познание - процесс целенаправленного активного отображения дей­ствительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разно­образные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной де­ятельности - человек - исследует человека, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации - книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.).

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

познает окружающий мир через результаты познавательной деятельно­сти других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

2. В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

гностицизм;

агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смот­рят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто - идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее изве­стным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последователь­ная теория агностицизма, согласно которой:

• сам человек обладает ограниченными познавательными возможностя­ми (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

• сам окружающий мир непознаваем в принципе - человек сможет по­знать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений - "вещей в себе".
Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

• идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

• материалисты считают познание процессом, в результате которого мате­рия через свою отражательную способность - сознание - изучает сама себя.

3. Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гно­стицизма и базируется на следующих принципах:

Диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть I с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использо­вать законы, категории, принципы диалектики;

историзма - рассматривать все предметы и явления в контексте их исто­рического возникновения и становления;

практики - признавать главным способом познания практику - деятель­ность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;

объективности - признавать самостоятельное существование предме­тов и явлений независимо от воли и сознания;

активности творческого отображения действительности;

конкретности истины - искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

4. Познающим субъектом является человек - существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры - носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его раз­нообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую на­правлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окру­жающей действительности, искаженный, не соответствующий действи­тельности.результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действи­тельности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценно­сти, является оценкой.

Основной формой познания и критерием истины при познании явля­ется практика.

Практика - конкретная деятельность людей по преобразованию окру­жающего мира и самого человека.

Главные виды практики:

материальное производство;

управленческая деятельность;

научный эксперимент.

Функции практики - то, что она является: критерием истины, основой познания, целью познания, результатом познания.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рацио­нальное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражаю­щих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной дея­тельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при кото­ром истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

 

Тема 24. Русская философия.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.