Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как развивается производство





Коль скоро способ производства составляет материальную основу жизни общества, история общества есть прежде всего история развития производства, история способов производства, сменяющих друг друга в связи с ростом производительных сил.

Как же происходит это развитие? Что движет его вперед?

Факты показывают, что источники развития производства нужно искать не вне его, а в нем самом. Это подчеркивал Маркс, определяя историю как «саморазвивающееся общественное состояние»2 людей.

 

 

В процессе труда люди воздействуют на внешнюю природу и изменяют ее. Но, воздействуя на природу, они в то же время изменяются сами: накапливают производственный опыт, трудовые навыки, знания об окружающем мире. Все это дает возможность совершенствовать орудия труда и приемы их применения, изобретать новые орудия, вводить те или иные усовершенствования в производственный процесс. А каждое такое усовершенствование или изобретение влечет за собой новые улучшения, производя подчас настоящий переворот в технике и производительности труда.

Однако, как уже было показано, производство обязательно предполагает те или иные отношения не только между человеком и природой, но и между самими людьми, участвующими в производстве. Эти отношения в свою очередь оказывают воздействие на развитие производительных сил. Они определяют стимулы деятельности непосредственных производителей и классов, распоряжающихся орудиями труда. От производственных отношений зависят экономические законы каждого способа производства, условия жизни и труда работников и другие факторы, влияющие на развитие производительных сил.

Взаимодействие производительных сил и производственных отношений

Единство производительных сил и производственных отношений, выраженное в способе производства, вовсе не исключает противоречий между ними.

Причины возникновения этих противоречий кроются в том, что оба элемента способа производства — экономические отношения и производительные силы — развиваются по-разному. Техника, производственные навыки и трудовой опыт людей в общем и целом — идет ли речь обо всей истории или одном, отдельно взятом способе производства — возрастают более или менее непрерывно. Они представляют собой наиболее революционный, наиболее подвижный элемент производства.

Что касается производственных отношений, то, хотя на протяжении существования данного способа производства они претерпевают те или иные изменения, эти изменения не затрагивают их сущности. Так, например, современный государственно-монополистический капитализм, как мы увидим далее, заметно отличается от капитализма 19 века. Однако основа капиталистических производственных отношений — частная собственность на орудия и средства производства — остается та же самая, и, следовательно, основные законы капитализма сохраняют свою силу. Коренные изменения имущественных отношений носят обязательно характер скачка, перерыва постепенности, который означает ликвидацию старых производственных отношений и замену их новыми, т. е. возникновение нового способа производства.

 

 

Отсюда ясно, почему соответствие между имущественными отношениями и характером производительных сил в истории каждого способа производства до социалистической эпохи может быть лишь преходящим, временным. Обычно оно имеет место на начальном этапе развития способа производства, этапе, который знаменуется утверждением новых производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил. Но после этого развитие техники, накопление трудовых навыков, опыта и знаний не останавливается, а, как правило, ускоряется. В этом наглядно проявляется положительное воздействие производственных отношений на развитие производительных сил. Когда имущественные отношения соответствуют им, это развитие идет сравнительно гладко и беспрепятственно.

Но сами имущественные отношения не могут непрерывно следовать в своем развитии за производительными силами. В классовом обществе эти отношения, однажды возникнув, закрепляются юридически и политически в формах собственности, в законах, в политике классов, государстве и других учреждениях.

По мере роста производительных сил между ними и производственными отношениями неизбежно развивается несоответствие, в конце концов перерастающее в конфликт, ибо отжившие производственные отношения мешают дальнейшему развитию производительных сил.

Так, имущественные отношения феодального общества, основанные на собственности феодала на землю с прикрепленными к ней крестьянами, в свое время соответствовали тем производительным силам, которыми располагало общество, и потому помогали их развитию. Но в эпоху, когда бурными темпами начала развиваться промышленность (мануфактурная, а затем машинная), положение изменилось: крепостничество стало тормозом, мешавшим росту промышленности, нуждавшейся в работниках, которые, с одной стороны, были бы лично свободными, а с другой — не имели бы собственных средств производства и которых голод погнал бы на фабрики и заводы, под ярмо капиталиста. Яркий пример несоответствия производственных отношений производительным силам дает и современный капитализм. Это несоответствие выражается в разрушительных кризисах, войнах, замедлении темпов хозяйственного развития и т. д.

Конфликт между производственными отношениями и производительными силами ведет к обострению противоречий в различных областях жизни общества и в первую очередь между классами, из которых одни связаны своими интересами со старыми, а другие — с вызревающими новыми имущественными отношениями.

 

 

Вернуться назад, к производительным силам, которые соответствовали бы отжившим производственным отношениям, общество не может, даже если бы классы, стоящие у власти, и поняли, что в этом их единственный шанс на спасение. Рано или поздно конфликт разрешается другим, единственно возможным путем — революционной ликвидацией старых производственных отношений и заменой их новыми, соответствующими характеру выросших производительных сил, потребностям их дальнейшего развития. Возникает новый способ производства. Начинается новый цикл развития, который проходит через те же самые этапы и, если речь идет о классово-антагонистическом обществе, опять завершается гибелью старого и нарождением нового способа производства.

Базис и надстройка

Состояние производительных сил определяет, как мы видели, характер производственных отношений людей, т. е. экономический строй общества. Этот экономический строй в свою очередь представляет собой базис (фундамент, основание), на котором возникают многообразные общественные отношения, идеи и учреждения. Общественные идеи (политические, правовые, философские, религиозные и т. д.), учреждения и организации (государство, церковь, политические партии и т. д.), возникающие на данном базисе, образуют надстройку общества. Теория базиса и надстройки объясняет, как, каким образом способ производства определяет собой в последнем счете все стороны общественной жизни, и показывает связь между экономическими общественными отношениями и всеми другими отношениями данного общества.

Каждое исторически данное общество имеет свой специфический базис и соответствующую ему надстройку.

От господствующей формы собственности зависит социальное расчленение общества — его классовый состав, а это в свою очередь определяет характер политических учреждений и правовых норм. Монархия немыслима при социализме, а всеобщее избирательное право было бы невозможно в рабовладельческом обществе. Феодальные производственные отношения предполагают, как мы увидим ниже, не только имущественную, но и личную зависимость крестьянина от землевладельца (крепостное право). В феодальном праве это выражается в виде юридического неравенства крестьян и феодалов: помещик-феодал мог не только присваивать себе труд крестьянина, но и всячески вмешиваться в его жизнь, тогда как крестьянин оставался бесправным.

Переход к капиталистическим производственным отношениям повлек за собой перемены и в правовых отношениях. Замена прямого принуждения и личной зависимости «дис-

 

 

циплиной голода» нашла свое юридическое выражение в том, что закон формально уравнял рабочего и капиталиста. Но, поскольку буржуазное право основывается на системе частной собственности, провозглашенное им равенство по сути дела только закрепляет господствующее положение имущих классов. Следовательно, политические и правовые отношения являются производными от отношений экономических и определяются этими последними.

То же самое нужно сказать и относительно философских, религиозных, нравственных, художественных и других общественных идей и представлений. Известно, например, что в первобытном обществе пленников, захваченных во время войн между разными племенами, убивали, а иногда и съедали. Позже их стали обращать в рабство. Почему же произошло такое «смягчение» общественных нравов? Да потому, что рост производительности труда сделал возможным присвоение чужого труда, эксплуатацию человека человеком. На этой экономической основе и родились новые нравы, новые взгляды, свойственные рабовладельческой эпохе.

Точно так же перемены в производственных отношениях, происходящие при социализме, производят коренной переворот во взглядах, морали, критериях поведения членов общества. При капитализме спекуляция считается такой же профессией, как, скажем, профессия врача и адвоката, — профессией, которая в лучшем случае регламентируется (в интересах крупных спекулянтов, в ущерб мелким), но всегда узаконена, как и учреждения, обслуживающие этот вид занятий (например, биржа). Иначе и не может быть в обществе, где узаконена эксплуатация чужого труда и деньги являются высшей ценностью, мерилом всех добродетелей. При социализме же такие действия не только морально осуждаются обществом, но и преследуются законом.

Из того факта, что базис определяет собой надстройку, следует, что каждая смена базиса — производственных отношений — влечет за собой и смену надстройки, коренные перемены в области государства, права, политических отношений, морали, идеологии. Надстройка в свою очередь оказывает влияние на производственные отношения, может затормозить или ускорить их смену. Ясно, например, что политические учреждения современной буржуазии (в первую очередь государство), ее право и идеология играют важную роль в охране капиталистической собственности, тормозят давно назревшую замену ее социалистической (общественной) собственностью.

В надстройке всякого классового общества идеи и учреждения господствующего класса являются господствующими. Но наряду с ними в надстройку входят также идеи и организации угнетенных классов, которые помогают этим классам бороться за свои интересы.

 

 

Так, факт раскола буржуазного общества на рабочих и капиталистов рано или поздно отражается в сознании тех и других. Это ведет к тому, что наряду с классовой идеологией и организациями буржуазии — ее государством, политическими партиями, печатью и т. д. — в обществе появляются и развиваются идеология и организации рабочего класса. Рабочие рано или поздно осознают себя особым классом, у них пробуждается сознание общности своих интересов, их несовместимости с интересами капиталистов. Осознание классового интереса ведет к тому, что рабочие начинают объединяться для совместной борьбы с капиталистами. Передовая часть рабочего класса объединяется в политическую партию, создаются профсоюзы и другие массовые организации трудящихся. Отношения, связывающие пролетариев в классовую организацию — политическую партию, профсоюзы, — это уже такие отношения, которые, прежде чем установиться, прошли через сознание людей — ведь рабочие вступают в партию сознательно, по идейным побуждениям и по своей собственной воле. В среде рабочих развивается классовая солидарность, своя мораль, противоположная господствующей буржуазной морали.

Так на реальном базисе классовых отношений воздвигается целая пирамида из различных мировоззрений, социальных чувств, политических и других организаций и учреждений — все то, что объединяется понятием надстройки.

В любом обществе сочетание различных его сторон — производительных сил, экономики, политики, идеологии и т. д. — не является случайным. Не может быть общества, в котором к производительным силам, скажем, капиталистической эпохи были бы пристегнуты феодальные производственные отношения, а над ними возвышалась рабовладельческая идеология.

Характер производительных сил и уровень их развития предопределяют те отношения, в которые вступают между собой люди в процессе производства, а эти отношения образуют базис, на котором в свою очередь вырастает определенная политическая и идеологическая надстройка. Каждое общество представляет собой поэтому целостный организм, так называемую общественно-экономическую формацию, т. е. определенный исторический тип общества со свойственными ему способом производства, базисом и надстройкой.

Понятие общественно-экономической формации имеет огромное значение для всей науки об обществе. Оно позволяет понять, почему, несмотря на все многообразие конкретных деталей и особенностей, все народы проходят в основном общий путь. Ведь история каждого из них в конечном счете обусловлена развитием производительных сил, которое подчинено одним и тем же внутренним законам. Развитие общества происходит в виде последовательной, закономерной смены об-

 

 

щественно-экономических формаций, причем народ, живущий в условиях более передовой формации, показывает другим народам их будущее, точно так же как они ему — его прошлое.

Учение об общественно-экономических формациях срывает мистические покровы с истории человечества, делает ее понятной и познаваемой. «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий...» (В. И. Ленин) 3.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.