Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отраслевые принципы Права социального обеспечения.





 

1. Принципы права социального обеспечения – это основные идеи или руководящие начала, определяющие сущность этой отрасли права и обозначающие перспективы ее развития.

Принципы права не всегда находят свое закрепление в конкретных нормах права. Часто принципы выводятся из содержания правовых норм. С помощью принципов нельзя урегулировать конкретное правоотношение, однако, принцип дает возможность правильно понять сущность правовых норм, которые регулируют эти отношения. Правовые принципы более долговечны, чем правовые нормы, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм. Принципы помогают в правильном применении норм права на практике и в решении вопросов еще не урегулированных правовыми нормами.

По сфере действия принципы классифицируются на:

а) общеправовые, свойственные всей системе права;

б) межотраслевые;

в) отраслевые;

г) внутриотраслевые.

К общеправовым принципам относятся такие принципы: признание и гарантированность в РФ прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина, равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации, право каждого на объединение для защиты своих интересов, гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту и т.д. Общеправовые принципы представляют собой определяющие, наиболее существенные черты права в целом.

Межотраслевые принципы характерны для нескольких отраслей права одновременно. Они отражают черты двух и более отраслей права, как правило, близко соприкасающихся. К таким принципам относятся:

- обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;

- обеспечение государственной поддержки семьи;

- обеспечение государственной поддержки материнства, отцовства, детства, пожилых граждан;

- запрещение принудительного труда;

- право на защиту от безработицы и т. д.

Перечисленные принципы характерны для таких отраслей права как трудовое, семейное, право соцобеспечения.

Внутриотраслевые принципы действуют для отдельных институтов какой-либо отрасли права, например, для института социального обслуживания в праве соцобеспечения в статье 4 ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" от 28.12.2013 закреплены следующие принципы социального обслуживания:

- адресность;

- доступность;

- добровольность;

- гуманность;

- сохранение благоприятной среды;

- конфиденциальность;

- уважение прав человека.

Отраслевые принципы отражают специфику, существенные черты конкретной отрасли права. На них основываются и создаются нормы, образующие отрасль. Через содержание отраслевых принципов реализуются общеправовые и межотраслевые принципы. См. вопрос 2.

 

2. Содержание отраслевых принципов ПСО официально не закреплено в законодательстве, поэтому разные ученые по–разному их формулируют. Можно выделить следующие формулировки принципов:

- Всеобщность социального обеспечения;

- Многообразие видов социального обеспечения;

- Дифференциация СО в зависимости от ряда значимых обстоятельств;

- Соответствие СО уровню экономического развития.

Всеобщность социального обеспечения – этот принцип означает равную для всех возможность получать определенные виды социального обеспечения, при наличии объективных социально значимых обстоятельств независимо от пола, расы, и т.д. Право на социальное обеспечение гарантировано Конституцией РФ в ст. 39. В силу данного принципа социальное обеспечение предоставляется как гражданам РФ, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства постоянно проживающим в РФ.

Этот принцип проявляется в нормах, регулирующих социальное обслуживание, которое предоставляется независимо от социального положения и продолжительности трудовой деятельности нуждающегося в соц. обслуживании гражданина. На этом принципе основаны нормы, регулирующие обеспечение граждан пособиями, медицинской помощью, протезированием.

Также принцип всеобщности реализован в пенсионном обеспечении, т.к. оно предоставляется не только тем гражданам, которые имеют длительный трудовой стаж, но и тем, которые недостаточно долго работали (менее 5 лет) или вообще не имеют трудового стажа.

Многообразие видов социального обеспечения предполагает, чтовзаконодательстве РФ закреплено значительное число жизненных ситуаций, которые являются основанием для предоставления социального обеспечения. К ним относятся: старость, инвалидность; потеря кормильца; болезнь; рождение ребенка; безработица; малообеспеченность; нуждаемость в посторонней помощи или уходе и т.д. По мере изменения социально – экономически условий, этот перечень может расширяться.

С многообразием оснований социального обеспечения связано и многообразие его видов (повторить вопрос: «Виды соц. обеспечения»).

Принцип дифференциации СО в зависимости от обстоятельств предусматривает, чтообъем и размер социально обеспечения, предоставляемого гражданам не является одинаковым.

Существуют различные критерии, по которым определяют условия и уровень обеспечения для конкретного гражданина. Наиболее важными из них являются трудовые критерии, т.е. продолжительность трудовой деятельности, условия и характер труда, длительная работа в отдельных профессиях, местность, где выполняется работа.

Кроме того, в законодательстве выделяют личностные или субъективные критерии дифференциации: пол, возраст, наличие иждивенцев, состояние здоровья, материальное положение.

Учет тех или иных критериев дифференциации определяется видом обеспечения, на который претендует гражданин, например: при назначении пенсии учитываются трудовые критерии, при предоставлении социального обслуживания - состояние здоровья и т.д.

Принцип соответствия СО уровню экономического развития страны:

Статья 7 Конституции РФ закрепляет, что политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Достойная жизнь предполагает наличие средств, необходимых для удовлетворения не только минимальных физиологических потребностей, но и культурных и духовных интересов личности.

Однако обеспечение достойной жизни человека в государстве во многом зависит от сложившегося уровня развития экономики страны, поэтому в настоящее время в государстве закрепляются обязательные для исполнения, минимальные норм обеспечения, которые могут быть реально гарантированы.

Долгое время в качестве стандарта социального обеспечения выступал минимальный размер оплаты труда, в настоящее время в качестве социального стандарта выступает прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Потребительская корзина определяется в целом по РФ и ее субъектам 1 раз в 5 лет.

Прожиточный минимум устанавливается в целом по РФ и ее субъектам каждый квартал.

Если среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина ниже прожиточного минимума, то семья считается малоимущей и имеет право на получение соц. поддержки.

В развитие данного принципа принят Закон, в соответствии с которым с 01. 01. 2010 г. производятся доплаты к пенсии лицам, у которых ее размер не достигает прожиточного минимума.

 

 

Тема № 4. «Источники ПСО»

1. Понятие источников, основания их классификации.

2. Международно-правовые акты как источники права социального обеспечения.

3. Характеристика источников ПСО.

 

1. Под источником права понимается внешняя форма выражения его содержания.

В этом смысле под источниками права социального обеспечения следует понимать нормативно – правовые акты соответствующих властных органов.

Так как отношения в сфере социального обеспечения населения очень разнообразны, то в настоящее время действует целый комплекс нормативных актов, которые можно классифицировать по различным основаниям:

§ По юридической силе;

§ По видам социального обеспечения;

§ По сфере действия, в том числе различают нормативные акты, действие которых распространяется на всю территорию РФ и нормативные акты, которые действуют на ограниченной территории;

§ По кругу лиц (нормативные акты, действие которых распространяется на всех граждан РФ и нормативные акты, которые действуют в отношении отдельных категорий) - общие и специальные.

2. Важное место среди источников ПСО занимают международно – правовые акты. Ст. 15 КРФ закрепила правило о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Международно-правовое регулирование выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения.

По юридической силе международно-правовые акты можно классифицировать следующим образом:

а) акты, обязательные для исполнения государствами, участниками международных организаций без ратификации. К ним относятся:

- учредительные документы международных организаций, например, Россия - член ООН, учредительный документ - Устав ООН, номы устава имеют прямое действие и являются приоритетными по отношению к внутригосударственному праву.

б) акты, обязательные для исполнения только после ратификации или подписания, к ним относятся:

- документы ООН, МОТ

- международные договоры и т.д.

Например, Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах принят в 1966 году, ратифицирован в 1973 году. Участвующие в нем государства признали право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст.9). Право на достаточный жизненный уровень, включая право свободу от голода (ст. 11), на наивысший достижимый уровень физического, психического здоровья (ст.12.). Также можно назвать Конвенцию ООН «О правах ребенка», Европейскую социальную хартию 2000 г., в которой закреплено право на защиту от нищеты и социального отторжения.

Важными источниками ПСО являются международные договоры, заключенные РФ с другими государствами в сфере социального обеспечения. В большинстве таких договоров закреплены правила о социальном обеспечении граждан при переезде из одного государства в другое. Например, договор между РФ и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11.04.1994. Договор между РФ и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения. Ратифицирован 07.12.2006г.

Большое количество нормативных актов, связанных с социальной защитой граждан было создано странами – участниками СНГ, например, «Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения», от 13.04.1992 г. (РФ, Белоруссия, Украина, Армения, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Кыргызстан).

в) акты, не подлежащие ратификации и необязательные для исполнения. Они содержат нормы рекомендательного характера. Наиболее важными из них являются: Декларации ООН и Рекомендации МОТ. Например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация социального прогресса и развития 1969г.

3. Наибольшее практическое значение имеет классификация источников ПСО по юридической силе на законы и подзаконные нормативные акты. Законы являются основными источниками права, они обладают высшей юридической силой по отношению ко всем нормативным актам кроме международных. Среди законов особое место принадлежит Конституции РФ, которая является юридической базой для всего законодательства страны, в том числе для ПСО.

Особое значение имеет статья 7 Конституции РФ (читать!). Права человека в сфере социального обеспечении изложены в ряде статей Конституции РФ, в том числе 39, 40, 41.

Осуществление прав, закрепленных в КРФ, производится путем разработки конкретных законов, при этом запрещается уменьшение или ограничение прав, предусмотренных в КРФ.

Большое значение в регулировании отношений по предоставлению конкретных видов социального обеспечения имеют федеральные законы, например:

- ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» № 195-ФЗ от 10.12.1995,

- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 (оба утратили силу с 1.01.2015).

Вместо них вступили в силу с 1.01.2015 два закона от 28.12.2013:

- ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях",

- ФЗ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ".

Кроме того, действует и будет продолжать действовать:

- Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15.12.2001.

Законы издаются также и на региональном уровне, чаще всего они регулируют предоставление каких-либо дополнительных видов обеспечения, а также закрепляют состав потребительской корзины, величину прожиточного минимума, например:

- Закон Воронежской области № 103-03 от 14.11.2008г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области»; Закон Воронежской области № 98-03 от 25.06.2012 г. «О государственной социальной помощи в Воронежской области».

Подзаконные нормативные акты по социальному обеспечению имеют форму указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов, правил, инструкции и других нормативных актов министерств, ведомств и органов исполнительно власти субъектов РФ.

Подзаконные нормативные акты принимаются во исполнение законов и не должны им противоречить.

Указы Президента имеют часто нормативный характер, т.е. регулируют отношения на уровне закона, т.к. содержат новые нормы права.

Указы Президента принимаются в случаях, являющихся политическими или социально-значимыми. Например, Указ Президента РФ № 949 от 09.08.2005 г. "О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ"

Значительное место среди источников ПСО занимают постановления Правительства. Они устанавливают правовой механизм реализации закрепленных законом прав граждан, в сфере социального обеспечения. Например: в целях реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Правительством РФ утверждены списки работ и профессий, с учетом которых назначаются пенсии.

Кроме того, Постановления Правительства координируют деятельность органов власти по реализации принятых ФЗ, например, Постановление Правительства от 24.08.2005г. № 536 «О порядке выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам, вследствие «военной травмы».

Самостоятельную группу подзаконных нормативных актов составляют ведомственные нормативные акты, прежде всего - это акты Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ. В компетенции Минтруда находятся вопросы по обобщению практики применения законодательства и обеспечение единообразного его применения на всей территории РФ, например: Мин-во издает разъяснения о тождестве отдельных профессий, а так же прав. акты, в которых разъясняется порядок применения отдельных норм. Часто такие правовые акты издаются совместно с ПФР.

Органы исполнительной власти в субъектах РФ издают правовые акты, регулирующие предоставление дополнительных видов социального обеспечения или дополнительно социальной помощи на уровне субъекта, например: Постановление Правительства Воронежской области от 27.06.2013 №576 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям».

На местном уровне принимаются постановления по вопросам СО.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.