Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 8. Контракт купли-продажи товара во внешней торговле (продолжение): Сдача-приемка товара, ответственность за нарушение контракта, освобождение от ответственности, форс-мажор, страхование товаров






Содержание условия договора международной купли-продажи о сдаче-приемке товара по количеству и качеству зависит в первую очередь от базисного условия поставки и характера самого товара. При этом действует общее правило, если иное не оговорено в контракте, по которому поставляемый товар должен сдаваться и приниматься по количеству и качеству в тот момент и в том месте, когда и где происходит переход права собственности на товар и а случайной гибели товара или его повреждения с продавца на покупателя.
• Сдача товара – это передача товара продавцом во владение покупателя в соответствии с условиями контракта купли-продажи, в результате которой к покупателю переходит полный контроль над товаром (вручение товарораспорядительных документов рассматривается как передача самого товара). Передача товара покупателю, именуемая поставкой (delivery), производится за счет продавца. В расходы по сдаче включаются стоимость взвешивания, подсчета, маркировки, упаковки, возможные таможенные и иные сборы.
• Приемка товара – это проверка покупателем соответствия качества, количества и комплектности товара его характеике и техническим условиям, указанным в контракте.
Сдача-приемка (acceptance of goods) – это один акт, в условиях контракта он может быть отражен следующей формулировкой:

"Товар считается поставленным продавцом и принятым покупателем ..."

Как правило, в контракт включаются условия о порядке сдачи-приемки: вид, срок и место фактической сдачи-приемки, способы проверки и методы определения количества и качества фактически поставленного товара, указывается, кем осуществляется его сдача-приемка.
Сдача грузов перевозчику. Сдача товара перевозчику обычно считается передачей товара покупателю, если она сопровождается выдачей документов, исключающих контроль продавца над товаром. В данном случае действует самостоятельный контракт перевозки груза/товара. Обязанности сторон заключаются в том, что продавец (отправитель) предъявляет груз/товар перевозчику, перевозчик осуществляет его прием, перевозку и последующую сдачу покупателю (получателю). Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента его приема к перевозке и до выдачи его покупателю (получателю). Границы и меры ответственности обусловливаются контрактом перевозки и регулируются базисными условиями поставки.
Различают несколько видов сдачи-приемки:
предварительная (preliminary acceptance);
окончательная (final acceptance);
по количеству (quantity acceptance);
по качеству (quality acceptance).
При предварительной приемке товар подвергается осмотру на предприятии продавца в целях определения количества, качества, правильности упаковки и маркировки товара, соответствия его техническим условиям. В результате предварительной приемки товара покупатель может забраковать его при обнаружении недостатков в качестве и количестве или потребовать устранения недостатков в определенный срок. При окончательной сдаче-приемке фиксируется фактическое выполнение поставки в установленном месте и в надлежащий срок. По результатам окончательной приемки проводятся расчеты по торговой сделке.
Место сдачи-приемки указывается в контракте точно. Это может быть предприятие, склад, порт, станция и пр.
Срок сдачи-приемки – это период времени, в течение которого покупатель обязан произвести проверку количества товара сразу же по его получении, а качество проверяется в течение более продолжительного срока, когда товар "работает". Таким образом, сроки приемки товара по количеству и качеству могут не совпадать.
Проверка количества поставленного товара. При приемке проверяется соответствие количества фактически поставленного товара условиям контракта. Покупатель не обязан принимать товар в большем или меньшем количестве, чем это предусмотрено в контракте, при отсутствии оговорки "около". Покупатель может отказаться оплачивать излишки товара, оплатив только то количество, которое предусмотрено контрактом.
При продаже наличного товара и в сделках с последующей поставкой товаров, обладающих индивидуальными признаками, в контрактах точно устанавливается его количество. При продаже с последующей сдачей товаров, обладающих родовыми признаками, торговые обыкновения предусматривают право продавца поставить товар в большем или меньшем количестве в сравнении с обусловленным в контракте, обозначая термином "около" (about или more or less).
Величина таких отклонений колеблется в зависимости от рода товара. В хлебной торговле, например, они составляют 10% при контрактах "карго" (cargo), т. е. целыми пароходами, или 5% при контрактах "парсель" (parcel), т. е. партиями на одном или нескольких судах, в торговле натуральным каучуком – 2%, лесом – 10%, какао-бобами – 3%.
В контракте купли-продажи, как правило, указывается способ определения количества товара, фактически поставленного продавцом и подлежащего оплате покупателем.
Простой способ установления количества товара при исполнении сделки – принятие того веса или объема, которые указаны в транспортных документах (коносаменте, железнодорожной накладной) или в фактуре. Это так называемый отгруженный вес (shipped weight). Однако нередко вес товара может во время перевозки, особенно морской, подвергнуться изменениям. Поэтому в интересах покупателя товар иногда перевешивается в пункте прибытия. В этом случае количество определяется по выгруженному весу (landed weight). Взвешивание проводится выборочным путем, контракт устанавливает в процентах число мест (кип, ящиков, мешков), подвергаемых взвешиванию. Результаты взвешивания в месте приемки фиксируются в весовых сертификатах (weight certificate).
По ряду товаров, особенно по массовым, абсолютно точное соблюдение количества оказывается практически невозможным по условиям погрузки и перевозки, а в некоторых случаях – и не отвечающим коммерческим интересам той или другой стороны (например, на момент поставки товара не оправдался прогноз конъюнктуры рынка, из которого стороны исходили при определении цены товара). В связи с этим применительно к массовым товарам в контракт включается оговорка, называемая опцион по количеству, допускающая возможность отступления от указанного в контракте количества в ту или иную сторону. Пределы допустимого отклонения могут быть определены в самом контракте, в котором после количества указывают: ''плюс (минус) 10%". Также прибегают и к включению в контракт перед указанием количества товара оговорки "около" или "приблизительно". При определении в оговорке предела возможного отклонения обращаются к практике, торговым обычаям, сложившимся в данной области торговли. Возможно установление процента скидки на убыль во время морской перевозки (например, по каучуку – 0,5%, по какао-бобам – 0,75%). Обычно в контракте оговаривается допустимый предел отклонения выгруженного и отгруженного веса (weight limits).
При обнаружении в пункте прибытия товара недостачи покупатель вправе предъявить перевозчику претензии (например, когда при поставке товара, количество которого определяется по весу, обнаружены расхождения между отгруженным и доставленным его количеством).
Приемка товара по качеству. Осуществляется в основном двумя путями: на основе документа, в котором подтверждается соответствие качества товара условиям контракта; проверка качества фактически поставленного товара в месте приемки (осмотр товара, сличение его с образцами, проведение анализа и пр.).
Методы определения качества товара в контрактах отличаются обычно большим разнообразием.
• Метод по предварительному осмотру – "осмотрено – одобрено" (inspected–approved) применяется в торговле со склада товарами, обладающими индивидуальными признаками. Покупателю предоставляется право тщательного осмотра всей партии товара в установленный срок. Он может этим правом не воспользоваться, однако факт отказа от осмотра означает его согласие на приемку данной партии товара по контракту. Если покупатель при осмотре находит товар неподходящим, сделка аннулируется. После передачи товара продавцом покупателю за последним остается право предъявления рекламации лишь за скрытые недостатки товара, которые он не имел возможности обнаружить во время осмотра.
При этом следует определить понятия: "явные" и "скрытые" недостатки товара. Явными считаются недостатки, которые могли быть обнаружены покупателем при приемке товара (например, ржавчина, заметные повреждения и пр.). Если покупатель принимает такой товар без оговорок, то по законодательству ряда стран он в дальнейшем не вправе заявить продавцу претензии и, следовательно, продавец не отвечает за явные недостатки (за исключением случаев обмана покупателей).
Скрытыми именуются недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной приемке, а устанавливаются лишь в процессе использования изделия (например, конструктивные либо технологические дефекты).
• Метод по стандарту (standard). Стандарт – это установление соответствующими организациями характеики физических, химических и других свойств товара, его упаковки и иных характеик. При наличии стандарта, точно определяющего свойства товара, значительно облегчается установление в контракте качества товара – достаточно сослаться на соответствующий стандарт. При приемке товара по качеству при наличии соответствующего стандарта производится проверка соответствия ему принимаемого товара.
В международной торговле наиболее распространены стандарты, разработанные различного рода ассоциациями (например, стандарты международных организаций, национальные стандарты, технические условия). Общепризнанны стандарты, разработанные Международной организацией по стандартизации (ИСО). Международные стандарты ИСО серии 9000 по управлению качеством продукции приняты европейскими странами в качестве национальных. В 1987 г. в нашей стране было принято решение о прямом применении международных стандартов ИСО-9000 на промышленных предприятиях. Это предпосылка для заключения контрактов с использованием в качестве системы обеспечения качества продукции на основе обобщенного международного опыта.
• Метод по техническим условиям (technical conditions/specifications), установленным в контракте. Технические условия используются при отсутствии стандартов, поставке единичной продукции, для которой необходимы специальные требования. Технические условия согласовываются сторонами и являются неотъемлемой частью контракта.
Продажа фирменных товаров (branded good) – продажа товаров, выпускаемых определенной фирмой под известной маркой, может быть также отнесена к группе сделок, заключенных на основе стандарта.
• Метод по образцу (by simple). Этот метод приемки товара по качеству имеет большое распространение в торговле товарами, обладающими родовыми признаками, но недостаточно унифицированными, чтобы стать предметом продажи по стандарту. В этом случае продавец отбирает не менее двух совершенно одинаковых образцов товара. Первый образец передается покупателю и опечатывается печатью продавца, второй – находится непосредственно у продавца, третий, если это установлено условиями контракта, сдается на хранение торговой палате или другой независимой организации. В ходе принятия покупателем исполнения обязательств по контракту производится идентификация поступившей партии товаров с образцом, хранящимся у покупателя либо у иной уполномоченной организации. В случае обнаружения несоответствия между товарами и образцом покупатель имеет право не принимать поступившую партию товаров и потребовать от продавца замены товара, возмещения стоимости товара, если он был уже оплачен, компенсации убытков и т.п. При разрешении споров в арбитражном суде обычно используется третий из оставленных образцов.
• Метод на условиях "Тель-Кель" (tel quel – фр., as is – англ, означает "такой как есть") указывает на отсутствие требований к качеству товара со стороны покупателя, лишь бы товар отвечал своему наименованию. Иначе говоря, покупатель обязан принять любой товар, соответствующий наименованию, какого бы качества он ни был. Все возможные последствия ухудшения качества товара в пути ложатся на покупателя, продавец не несет ответственности. Этот метод приемки товара по качеству применяется редко.
• Метод по выходу готового продукта (finished product) используется в торговле некоторыми видами сырья, его качество определяется через объем готового продукта, который можно изготовить из единицы данного сырья (например, из определенного количества сахара-сырца можно получить известное количество сахара-рафинада при четко определенном технологическом процессе).
• Метод по содержанию отдельных веществ в товаре. В торговле химическими товарами, рудами, некоторыми пищевыми продуктами практикуется указание минимального процента содержания чистого вещества или максимальный процент допустимого содержания других составных частей (например, указание содержания чистого металла при продаже меди, градусов чистого спирта и пр.).
• Метод по принятому качеству. При этом методе качество должно соответствовать среднему качеству, принятому в торговом обороте. Товар обозначается термином "обычный" или "средний". Наиболее распространен для такого рода продаж термин "хорошее среднее качество" (fair average quality). Для некоторых товаров существующие торговые обычаи устанавливают точные показатели при определении среднего или хорошего качества. Например, в торговле какао-бобами термин "удовлетворительно ферментированные" (fair fermented) означает наличие недоферментированных какао-бобов в объеме не более 10% и столько же поврежденных, а термин "хорошо ферментированные" (good fermented) ограничивает эти две группы какао-бобов с дефектами до 5% каждую.
Кроме перечисленных методов, по некоторым товарам применяются комбинированные методы определения качества товара. Например, может использоваться ссылка в контракте на одобренный покупателем образец или эталон и на нормативно-техническую документацию либо включение в контракт специальных показателей, отличающихся от установленных в нормативно-технической документации или дополняющих ее наряду со ссылкой на такую документацию.
Отсутствие в контракте четкого определения качества товаров может нередко быть причиной серьезных недоразумений и повлечь за собой большие дополнительные расходы, которые не учитывались соответствующей стороной при согласовании цены, а в отдельных случаях – и невозможность использования товара для технических целей, для которых он предназначался покупателем.
В условиях "сдачи-приемки" обычно устанавливаются также права и обязанности сторон в случае, если будет обнаружено несоответствие качества товара обусловленному в контракте. Например, покупатель обязан принять товар, если отступление от установленного качества не превышает определенного предела, но оплатить его по пониженной цене. Такая скидка в международной торговле называется рефакцией (loss allowance). При поставке товара более высокого качества, чем предусмотрено условиями контракта, покупатель, если он принял товар, выплачивает продавцу надбавку за повышенное качество, которая называется бонификацией (bonus allowance). Размеры рефакции и бонификации обычно устанавливаются в контракте или арбитражем.
• В практике торговли используются два основных метода проверки фактически поставленного товара – сплошной и выборочный. Сплошной, как правило, применяется к товарам, поставляемым в таре и упаковке, выборочный – к товарам, поставляемым навалом либо в таре и упаковке, если это прямо указано в контракте. При использовании выборочного метода в контракте предусматривается доля в процентах от веса партии товара, подлежащая проверке, или определяются минимум подлежащих проверке единиц и способ их отбора.
В контракте оговаривается, кем производится сдача-приемка товара: сторонами или их представителями совместно, компетентной организацией в стране экспортера (продавца), выдающей сертификат качества; указанной в контракте контролирующей незаинтересованной организацией, назначенной по соглашению сторон.
Могут быть предложены в качестве образца следующие формулировки условий договора международной купли-продажи по приемке товара по количеству и качеству. Например, если поставка осуществляется на условии франко-граница, местом приемки товара по количеству и качеству будет территория у границы, куда продавец должен доставить товар.



Вариант I
6. Приемка товара по количеству и качеству
6.1. Приемка товара по количеству и качеству будет производиться Покупателем в птствии представителя Продавца (или Перевозчика) сразу же по прибытии товара ______________________.
(место приемки)
6.2. В случае, если будет установлено нарушение качества товара или недостача его по количеству, Покупатель совместно с представителем Продавца (или Перевозчика) составит протокол и в зависимости от причин нарушения качества товара и возникновения недостачи его по количеству предъявит соответствующие рекламации.
6.3. Продавец несет ответственность за все недостатки товара, которые возникли после передачи его Покупателю, если причина их существовала до этой передачи и Покупатель предъявил рекламацию не позднее шести месяцев со дня приемки товара.
6.4. Продавец обязан немедленно возместить недостачу товара и заменить недоброкачественный товар на качественный.

Вариант II
6. Приемка товара по количеству и качеству
6.1. Приемка товара по количеству и качеству будет производиться Покупателем в птствии представителя Продавца (или Перевозчика) сразу же по прибытии товара ________________________________.
(пункт назначения, место приемки товара)
6.2. Результаты приемки товара по количеству и качеству будут оформляться актами экспертизы, данные которой будут окончательными и обязательными для Продавца и Покупателя. В соответствии с данными указанных выше актов Покупатель произведет окончательный расчет за поставленный товар в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом.
6.3. Если в результате вышеуказанной экспертизы поступившего товара будет установлено, что его количество и качество, а также упаковка или маркировка всего поставленного товара или его части не соответствуют требованиям настоящего Контракта, то Покупатель по своему выбору имеет право на проведение расчетов за товар со скидкой на фактические качество и количество, указанные в актах экспертизы, и применение санкций, предусмотренных настоящим Контрактом.
6.4. Возврат товара, не соответствующего по своему качеству требованиям настоящего Контракта, не освобождает Продавца от ответственности за своевременное исполнение обязательств по поставке товара в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
6.5. Если в ходе проверки качества поставленного товара будет установлено, что более____ % общего количества товара не соответствует по качеству требованиям настоящего Контракта, Покупатель имеет право расторгнуть Контракт и взыскать с Продавца штраф в размере____ % стоимости поставленного товара. При этом Покупатель получает право закупить недопоставленное по настоящему Контракту количество товара любого качества по текущим ценам мирового рынка с отнесением возможной разницы между ценой за товар, определенной настоящим контрактом, и ценой мирового рынка на Продавца, который обязан возместить Покупателю возможные убытки из-за разницы в ценах в срок не более ____ дней с даты предъявления Покупателем требования о возмещении убытков. Просрочка в удовлетворении требований Покупателя влечет за собой обязанность Продавца оплатить дополнительный штраф в размере _____ % суммы требования за каждый день просрочки.

Представленные варианты в разной степени защищают интересы контрагентов по внешнеторговому договору купли-продажи. Вариант I условий о приемке по количеству и качеству более соответствует интересам продавца, а вариант II – интересам покупателя.
Гарантии качества и комплектности поставки. Предоставление договорных гарантий – один из способов повышения ответственности за качество товаров и средство защиты интересов покупателя.
В договорах международной купли-продажи товаров обычно содержится условие, по которому продавец принимает ответственность за качество товара в течение определенного гарантийного срока. Данное условие определяет объем предоставляемой продавцом гарантии, гарантийный срок обязанности продавца в случае обнаружения дефектности товара или несоответствия его контракту. Объем предоставляемой гарантии зависит от характера товара и технических условий контракта.
Различают следующие гарантийные сроки:
• Гарантийный срок эксплуатации – период времени, в течение которого изготовитель гарантирует стабильность показателей качества товара (продукции) в процессе его эксплуатации при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации.
• Гарантийный срок хранения – период времени, в течение которого изготовитель гарантирует сохранность всех установленных стандартами эксплуатационных показателей и потребительских свойств товара при условии соблюдения потребителем правил хранения.
• Срок годности товара – период времени, в течение которого изготовитель гарантирует все установленные стандартами эксплуатационные показатели и потребительские свойства продукции (товара) при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации и хранения. По истечении срока годности товар считается непригодным для использования по назначению (например, медицинские препараты, продукты питания и т.п.).
Срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Гарантийный срок годности может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет. Он может исчисляться:
с даты поставки товара;
с даты передачи товара;
с даты передачи товара первому потребителю;
с момента получения покупателем от продавца уведомления в письменной форме о том, что оборудование готово к отправке;
с даты пуска оборудования в эксплуатацию и др.
В странах континентального права (Германия, Франция, Россия) ответственность продавца за качество основывается на концепции предоставляемых им гарантий. Согласно закону продавец считается предоставившим гарантию качества товара при заключении договора, независимо от наличия каких-либо условий на этот счет в контракте (законная гарантия). Кроме того, он гарантирует соответствие качества товара уcловиям, прямо оговоренным в контракте (договорная гарантия). Отступление от этих гарантий считается неисполнением обязательств.
Под договорной гарантией обычно подразумевается:
1) соответствие поставляемой продукции высочайшему техническому требованию;
2) высокое качество материала, используемое для производства продукции;
3) безупречное качество всех механизмов и устройств, которые являются частью поставляемой продукции;
4) комплектность поставляемой продукции;
5) предоставление полного комплекта технической документации;
6) соответствие поставляемой продукции требованиям безопасности;
7) установление гарантийного срока обслуживания поставляемого товара. Данный срок обычно указывается в пределах 12 месяцев со дня пуска в эксплуатацию, но не более 18 месяцев с даты отгрузки.
Большинство контрактов содержит коммерческие гарантии качества, которые представляют собой обязательства продавца поставлять покупателю товар, обладающий в течение установленного (гарантийного) срока определенными свойствами. Обнаружив в течение гарантийного срока несоответствие товара гарантированным характеикам, покупатель имеет право предъявить продавцу претензию. Стороны путем переписки или переговоров стремятся найти взаимоприемлемые способы удовлетворения претензий.
Что касается значимости учитываемых по закону недостатков товаров, то продавец отвечает за недостатки, делающие вещь непригодной для обычного ее употребления или назначения, которое имелось в виду при заключении контракта, а также за недостатки, существенно уменьшающие ценность товара, т. е. умаляющие ее настолько, что покупатель, зная о них, не приобрел бы вещь вообще или за такую цену. Таким образом, по договорным условиям продавец берет на себя ответственность либо за более высокий технический уровень продаваемого товара, специально определяемый как "высший", либо за надежность и безотказную службу товара в течение определенного срока.
• В странах англо-американского права (Великобритания, США) в регулировании ответственности продавца за недостатки вещи по качеству исходят из концепции наличия в контракте прямо выраженных и подразумеваемых гарантий продавца относительно качества объекта купли-продажи.
Прямо выраженные в контракте гарантии состоят в положениях контракта об определенных качественных свойствах товара посредством описания товара или приложенного его образца либо обещания наличия таких качеств. В случае отсутствия таких договорных условий предполагаются молчаливо включенными в договор:
1) гарантия пригодности товара для продажи (т. е. среднего качества или пригодности для обычного использования);
2) гарантия соответствия товара определенной цели.
Продавец несет ответственность за нарушение этих гарантий.
С целью повышения качества товаров и снижения потерь продавцов и покупателей из-за возможных дефектов товаров контракты часто предусматривают проверку качества либо приемку товаров на предприятиях поставщиков специалистами. В таких случаях инспектирующей организацией выдается сертификат инспектирования, минимальным для такого сертификата является требование визуальной проверки инспектором товара и констатации факта, что товар по внешним данным находится в хорошем состоянии.
Из многочисленных инспекционных организаций, занимающихся инспектированием различных товаров, наиболее известна Societe Generale de Surveillance SA (AGS), имеющая представительства во многих центрах международной торговли. Инспектирование независимой организацией перед отгрузкой позволяет в дальнейшем избежать споров между продавцом и покупателем относительно соответствия товара условиям договора.
Применительно к гарантиям качества различают комплектность продукции и комплектность поставки.
Комплектность продукции предполагает необходимость ее поставки в такой совокупности составных частей, которая позволяет использовать продукцию по назначению. В эту совокупность, обычно устанавливаемую соответствующей нормативно-технической документацией, входят узлы, детали, агрегаты и т.п., составляющие законченное изделие.
Комплектность поставки означает, что продавец принял на себя обязанность поставить товар в совокупности его составных частей, предусмотренных в контракте. Такая совокупность может включать законченные изделия в определенном номенклатурном объеме как связанные, так и не связанные единым хозяйственным назначением.
Контракт может предусматривать обязанность продавца передать покупателю техническую документацию, необходимую для использования товара. Она передается обычно при поставке машин, оборудования и приборов, в том числе многих бытовых приборов.
Торговый обычай и добрый порядок предусматривают обязанность нарушивших имущественные права и охраняемые законом интересы покупателя восстановить их добровольно, не ожидая предъявления претензии. Если такового не происходит, потерпевшая сторона предъявляет претензию.
В случае нарушения ассортиментных поставок, поставки некомплектного товара, недоброкачественной продукции, изменения цен по сравнению с указанными в контракте покупатель имеет право на подачу рекламации.
• Претензия – синоним "рекламация" (claim) – это требование, предъявляемое одним из контрагентов другому контрагенту по сделке в целях восстановления нарушенных прав и урегулирования разногласий по контракту. Термин "рекламация" применяют, как правило, при возникновении требований в связи с ненадлежащим качеством товаров (продукции).
Стороны контракта устанавливают порядок предъявления рекламации, сроки, в течение которых она может быть заявлена, права и обязанности сторон в связи с предъявлением рекламации, способы ее урегулирования.
Предъявление покупателем рекламации не может служить основанием для отказа как от поставки, так и от приемки последующих партий товара по тому же контракту.
В текст договора международной купли-продажи возможно включение следующих условий, определяющих обязанности покупателя при предъявлении им рекламации по качеству товара:

"Покупатель обязан составить акт экспертизы по всем обнаруженным дефектам согласно действующим правилам в стране покупателя; предоставить продавцу правильно оформленную рекламацию в срок, указанный в договоре".
В тексте внешнеторгового контракта купли-продажи могут быть также предусмотрены способы урегулирования рекламаций по качеству и количеству, например:
восполнение недогруза отдельной партией или последующими поставками;
возврат товара и уплата его стоимости наличными;
исправление дефектов в товаре за счет продавца;
замена товара другим, соответствующим условиям контракта (все транспортные и другие расходы, связанные с возвратом товара и его заменой, оплачиваются продавцом);
предоставление скидок с цены товара или путем уценки всей партии товара пропорционально проценту дефектного товара;
зачет установленной суммы за товар при расчетах по последующим поставкам по тому же контракту или по следующей сделке.
При продаже товаров, обладающих индивидуальными признаками, обычно в контракт включается условие о замене товара в случае предъявления рекламации. В торговле сырьевыми и продовольственными товарами, как правило, применяется предоставление скидок с цены товара или уценка стоимости всей партии товара.


Нарушением контракта признается неисполнение обязательства либо ненадлежащее его исполнение.При этом возникает ответственность нарушившей стороны, которая обязана возместить другой стороне весь ущерб, связанный с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрактных обязательств. Такая ответственность может иметь компенсационный и (или) штрафной характер и служит действенным рычагом, позволяющим одному контрагенту влиять экономическими методами на поведение другого. Правовые основы ответственности за нарушение контрактных обязательств регулируются национальным законодательством – применимым правом, обусловленным в контракте, международными соглашениями, например, для договоров международной купли-продажи товаров – положениями Венской конвенции 1980 г.
При заключении договора международной купли-продажи товаров с иностранным партнером необходимо учитывать, что санкции, которые будут предусмотрены в условиях контракта, выполняют роль средств обеспечения исполнения другой стороной своих контрактных обязательств.
Ответственность за неисполнение обязательства по контракту выражается в уплате кредитору определенной денежной суммы (или иных ценностей).
Неустойка, штраф (penalty) – наиболее распространенное средство обеспечения выполнения обязательств по контракту. Уплата неустойки не зависит от того, потерпел ли партнер фактически ущерб. Потерпевшая сторона не должна доказывать наличие убытков, причиненных нарушением, и их размер. Даже если партнер приобрел выгоду, он все равно имеет право требования уплаты неустойки. При этом действует общее правило: уплата неустойки не освобождает должника от исполнения обязательства.
Важно в условиях контракта определить размер штрафных санкций и способ определения убытков, подлежащих взысканию. Штрафы могут выражаться как в твердой денежной сумме, так и в процентах от общей стоимости, например непоставленного товара. Как правило, способ исчисления штрафа определяется условиями контракта о цене товара. Штраф в твердой денежной сумме предусматривают в случае, когда контрагенты договорились о "твердой" (фиксированной) цене за поставляемый товар либо предусмотрена выплата штрафа в достаточно устойчивой валюте. Если в контракте указана плавающая (скользящая) цена, то для покупателя выгодно исчислять штраф за просрочку поставки или недопоставку товара в процентах от стоимости не поставленного товара, поскольку с увеличением цены товара соответственно возрастает и размер взыскиваемого штрафа.
Контрагенты по договору могут предусмотреть в его условиях санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств по контракту: штрафы за необоснованный отказ покупателя принять товар, соответствующий установленным нормам качества, за неизвещение о произведенной отгрузке товара и др.

Вариант I
7. Санкции
7.1. В случае, если Продавец не поставит товар в установленный настоящим Контрактом срок по причине, за которую несет ответственность, он платит Покупателю штраф.
7.2. Штраф начисляется начиная с первого дня по истечении установленного настоящим Контрактом срока, в размере____ % от стоимости непоставленного товара за каждый день просрочки.
7.3. Штраф будет удерживаться с суммы, предназначенной для оплаты стоимости поставленного товара. В случае, если Покупатель по какой-либо причине не удержит штраф при оплате счета Продавца, последний обязан оплатить сумму штрафа по первому требованию Покупателя.
7.4. В случае, если просрочка поставки товара превысит дней, Покупатель имеет право отказаться от Контракта или его части.
7.5. В целях исполнения Контракта Покупатель может заключить договор с третьим лицом. Продавец в этом случае обязан возместить Покупателю расходы по заключению Контракта с третьим лицом и разницу между ценой товара, которая была предусмотрена настоящим Контрактом, и ценой товара, который куплен у третьего лица.
7.6. За необоснованный отказ Покупателя принять товар, соответствующий предусмотренным настоящим Контрактом нормам качества и количества, на него налагается обязанность возместить Продавцу все расходы по транспортировке товара и его страхованию, а также уплатить в пользу Продавца штраф в размере _____ % общей стоимости товара.

Вариант II
7. Санкции
7.1. В случае опозданий в поставке против сроков, указанных в настоящем Контракте, Продавец обязан уплатить Покупателю штраф в размере 0,5% стоимости непоставленного в срок товара за каждую неделю просрочки в течение первых четырех недель и 1% – за каждую последующую неделю.
7.2. Общая сумма штрафа не должна превышать 20% стоимости непоставленного в срок товара.
7.3. Размер штрафа не может быть изменен в арбитражном процессе.
7.4. В случае, если опоздание в поставке товара превысит три месяца, Покупатель имеет право отказаться от Контракта или его части.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.