Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Становление и развитие исследовательской деятельности в России.





ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Тема 1. Становление и развитие исследовательской деятельности в России.

 

1. Наука как система знаний и вид деятельности.

2. История развития системы аттестации научных кадров в России.

3. Исследовательская деятельность в современной России.

 

Наука как система знаний и вид деятельности

 

Наука наряду с искусством, моралью и предметным действием человека – важнейшая сфера жизнедеятельности общества.

Относительно даты и места рождения науки выделяется 5 точек зрения:

1- наука была всегда, так как она органично присуща практической и познавательной деятельности человека;

2- наука зародилась в Древней Греции в 5 в. до н.э., именно здесь знание впервые соединили с обоснованием;

3- наука возникла в Западной Европе в позднее средневековье (12-14 вв.) вместе с особым интересом к знанию, полученному опытным путем, математике;

4- наука начинается с 16-17 вв. работами Г. Галилея и И. Ньютона, разработавшими первую теоретическую модель физики на языке математики;

5- наука начала свое развитие с первой трети 19 в., когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием.

Дать всестороннее определение науки крайне трудно вследствие ее многогранности. В настоящее время существуют сотни определений науки.

В целом,наука – система, объединяющая установленные научные знания, обоснованные практикой, и творческую деятельность людей, направленную на получение нового знания, а также результат этой деятельности (информацию) как сумму полученных к данному моменту научных знаний, формирующих представление об окружающей действительности.

Выделим в этом определении две части:

1) разработанная система накопленных научных знаний (информация) об объективных законах и закономерностях развития науки;

2) научная деятельность людей (научные исследования), направленная на получение, систематизацию и переработку знаний, на более глубокое познание законов и закономерностей развития науки, а также на дальнейшее воплощение научных знаний (информации) в техническом, технологическом или организационном применении (исследования).

Эти составные части науки тесно взаимосвязаны, представляя ее статическое состояние (сумму научных знаний, накопленных к настоящему времени) и форму развития (научные исследования).

Наука как система научных знаний имеет следующие специфические признаки:

1) Систематизированность накопленных научных знаний;

2) Проверенность фактов, т.е. научная информация только тогда выступает как накопленное знание, когда ее можно проверить для уточнения истины. То, что проверке не поддается, является не научным знанием, а гипотезой.

3) Воспроизводимость явлений. Возможность воспроизвести определенное явление свидетельствует о существовании некоторого объективного закона. Если научный факт не был воспроизведен, значит, полученная информация либо неверна, либо нуждается в дальнейшей проверке иными способами.



4) Долговечность системы знаний. Чем долговечнее та или иная система знаний, тем качественнее принимаемые на ее основе решения, тем больше возможностей для ее применения в других областях знания.

Научные исследования (научный труд) характеризуются следующими основными признаками:

1) Новизна и оригинальность;

2) Уникальность и неповторяемость, т.е. если научный поиск удачен, то в его повторении нет необходимости.

3) Вероятностный характер и риск. Трудно сказать с уверенностью, успешно ли и когда закончится данное исследование и можно ли гарантировать безошибочные результаты.

Доказательность полученной научной информации.

 

Исходя из всех требований, предъявляемых к науке сегодня, науку можно охарактеризовать как знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности, подтверждаемости, концептуальной связности, предсказательной силе и практической эффективности.

 

Особое место в научном исследовании (научной деятельности) занимает методология научного познания. Термин «методология» обозначает совокупность способов, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности, т.е. путь познания.

С позиций современной методологии науки для научного исследования характерно следующее:

- наличие конкретного объекта исследования;

- дифференцированное решение познавательных задач: эмпирических (выявления фактов, разработка методов), логических (установление связей, вывод одних положений из других) и теоретических (выяснение причин, установление принципов, формулирование гипотез и законов);

- четкое различие установленных фактов и гипотез;

- объяснение и прогнозирование фактов и явлений.

В 20 в. произошло много важных изменений в методологии познания. Было осознано, что сложившаяся предметная структура знания не позволяет разработать единый подход к решению комплексных проблем, касающихся деятельности систем самого высокого уровня: личности, общества, культуры. Появились идеи кибернетики, системного анализа, синергетики, стремящиеся связать между собой различные подходы разных наук в единую систему методов.

 

Тема 2. Магистерская диссертация как вид научного произведения.

 

1. Магистерская диссертация как вид научного исследования.

2. Общая схема научного исследования в диссертации.

 

Общая схема научного исследования в диссертации

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор метода (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Формулирование результатов исследования и основных выводов.

7. Обсуждение и оценка полученных результатов (на защите).

ТЕМА 3. Методология, методы и модели научных исследований

Понятие метода и методологии научных исследований.

Общенаучные методы исследований.

Специальные методы научных исследований.

Модель, как инструмент исследования

Тема 5. Результаты научного исследования

1. Новизна научного знания.

2. Практическая значимость научного исследования.

3. Системность научного исследования.

4. Заимствование результатов исследования (этика научного труда).

 

Новизна научного знания

 

Новое научное знание - это знание, удовлетворяющее требо­ваниям оригинальности и научности (т.е. достоверности, обоснован­ности и т.п.).

Исследование может быть оригинальным, если им никто до автора диссертации не занимался, или автор получил научные результаты, существенно отличающиеся от уже из­вестных.

Научная новизна диссертации - это признак, наличие которого дает автору право ис­пользовать понятие «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Понятие «впервые» означает в науке факт отсутствия опубликованных подобных результа­тов.

Научная новизна может быть абсолютной и относительной.

Абсолютная новизна имеет место в случае если было проведено оригинальное исследование впервые в науке, в мире, в стране.

Относительная новиз­на возможна, когда тема является новой для отрасли науки, для данного научного направления или рассматривается в новых условиях.

 

Оценка научной новизны означает установление первенства автора в определении и исследовании им той или иной темы. Технология оценки новизны диссертационного исследо­вания предполагает сравнение данной темы и полученных резуль­татов с тем, что было известно ранее в той или иной отрасли на­учного знания, в стране и мире.

Для оценки научной новизны исследова­ния используются несколько признаков:

1) Наличие впервые сформулированных и содержательно обоснованных теоретических положений. Вновь введенными могут быть только те положения, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом или отдельных ее направлений.

2) Наличие методичес­ких рекомендаций внедренных в практику и оказывающих су­щественное влияние на достижение новых социально-экономи­ческих результатов.

3) Выявле­ние, анализ и обобщение новых явлений, тенденций, закономер­ностей современного развития тех или иных отраслей науки.

4) Наличие выводов и рекомендаций, обладающих научной ценнос­тью и практической значимостью для различных сфер деятель­ности.

Не менее значимы при оценке новизны такие признаки как разработка и обоснование концепции экономического и полити­ческого развития общества, его отдельных элементов и органи­зационно-экономических и социальных структур, обоснование новых или совершенствование применяемых методов информа­ционного обеспечения управления производственной и непроиз­водственной сферой деятельности.

Автор вправе претендовать на новизну, если его научные раз­работки содержат формулировки и обоснования понятий, кате­горий и их отдельных элементов, углубляющих понимание сущ­ности социально-экономических процессов и яв­лений, законов и закономерностей развития, механизмов взаимодействия, организации производства и общественных от­ношений; совершенствование методологии и методов науки.

Ориентация экономических исследований на разработку и совершенствование методов управления, прогно­зирования, планирования, стимулирования, хозяйственного и социального развития общества позволяет предлагать новые не­стандартные решения и механизмы их эффективного использо­вания. Как правило, эти решения достигаются в ходе разработок методов и моделей оптимизации и развития экономических, тех­нических и социальных явлений и процессов, при их детальном анализе, классификации и моделировании.

Элементы новизны должны быть нацелены на совершенство­вание существующих методов повышения эффективности эконо­мического, технического и социально-политического развития страны, общества.

 

Прикладные исследования.

Первую группу (методологические исследования) образуют исследования, результатами которых являются новые теоретические принци­пы и закономерности развития науки. Итогом теоретических ис­следований может быть совершенствование основных структур и механизмов развития науки и практики.

Применительно к от­дельным категориям этих исследований, для оценки эффектив­ности их апробации и внедрения используются следующие критерии:

· публикация основных результатов исследования в моногра­фиях, учебниках, научных статьях и т.д.;

· наличие авторских свидетельств о внедрении результатов исследования в практику;

· апробация результатов исследования на научно-практичес­ких конференциях и симпозиумах;

· использование научных разработок в учебном процессе высших и средних учебных заведений;

· участие соискателя в разработке государственных и регио­нальных программ развития той или иной отрасли народного хозяйства;

· использование результатов исследования при подготовке проектов новых нормативных и методических документов, зако­нов и постановлений законодательной и исполнительной власти.

Во вторую группу (методические исследования) могут включать­ся исследования, в которых содержатся научно обоснованные и апробированные в результате экспериментальной работы системы методов и средств совершенствования экономичес­кого, технического и социального развития. К этой груп­пе можно отнести исследования по научному обоснованию новых и развитию действующих систем, методов и средств того или иного вида деятельности.

Формы внедрения результатов исследований могут быть следующими:

· предложения по совершенствованию и развитию систем со­циально-экономического, технического, политического, юриди­ческого и т.д. регулирования;

· использование методологических разработок в подготовке экономических расчетов и обоснований;

· рекомендации по совершенствованию экономического ме­ханизма управления процессами и т.д.;

· нормативные и методические документы, которые утверж­дены или рекомендованы к использованию министерствами, го­сударственными комитетами, ведомствами, объединениями или другими заинтересованными организациями.

В третью группу (прикладные исследования) включаются исследования, в результате которых обеспечивается научное обоснование путей оптимизации исследования трудовых и материальных ресурсов. Использование результатов таких исследований может осуществ­ляться в форме:

· научного обоснования вариантов, направлений, способов совершенствования условий и эффективности труда, основных производственных и непроизводственных фондов, материальных, топливно-энергетических ресурсов и других факторов социаль­ной и экономической деятельности объединения, ведомства, орга­низации;

· экономического обоснования мероприятий по использова­нию научно-технических достижений в различных областях на­уки и практики;

· обоснования предложений по использованию достижений научных разработок в практической деятельности предприятий и организаций;

· решения отдельных проблемных вопросов при разработке научно-исследовательских тем, выполняемых госбюджетных и хоздоговорных научных работ;

· использование результатов исследования в разработках про­ектных институтов, проектно-конструкторских и других органи­заций.

 

 

Результатов исследования

 

В арсенале авторов диссертационных работ имеется несколько методических приемов изложения научных материалов. Наиболее часто используются следующие приемы:

1) строго последовательный,

2) целостный, с последующей обработкой каждой главы;

3) выборочный, когда главы пишутся отдельно в любой последовательности.

Строго последовательное изложение материала диссертации требует сравнительно много времени, так как пока ее автор не окончил полностью очередного раздела, он не может переходить к следующему. Но для обработки одного раздела требуется иногда попробовать несколько вариантов, пока не будет найден лучший из них. В это время материал, почти не требующий черновой обработки, ожидает очереди и лежит без движения.

Целостный прием требует почти вдвое меньше времени на подготовку рукописи, так как сначала пишется все произведение вчерне, а затем производится его детальная обработка, вносятся дополнения и исправления.

Выборочное изложение материалов. По мере готовности фактических данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для него порядке.

Выберите тот прием изложения, который считаете наиболее приемлемым для превращения черновой рукописи в промежуточную или в окончательную.

 

Перед тем как переходить к окончательной обработке черновой рукописи, полезно обсудить основные положения ее содержания со своим научным руководителем.

При детальная шлифовке текста рукописи, проверяйте и критически оценивайте каждый вывод, формулу, таблицу, каждое предложение, каждое отдельное слово. При этом нужно стремиться, чтобы каждый абзац содержал самостоятельную мысль. Лучше всего, если по первой фразе абзаца уже будет видно, о чем идет речь.

После того, как Вы составили большую долю основной части работы, напишите ее заключительную часть. Теперь вы можете быть уверены, что ваше заключение действительно резюмирует содержание работы.

Теперь, когда вы точно знаете, о чем написана работа и в чем состоят выводы, напишите введение, которое должно указывать на то, что вы уже написали, тогда оно автоматически будет соответствовать содержанию.

Затем отложите на время Вашу работу. Вернувшись к ней спустя несколько дней, Вы сможете взглянуть объективно на уже написанный текст и, вполне возможно, увидите немало путей улучшения его содержания.

Еще раз проверьте, насколько заглавие работы и название ее глав и параграфов соответствует их содержанию, уточните расположение материалов и их рубрикацию. Желательно также еще раз проверить убедительность аргументов в защиту своих научных положений. Здесь, как уже говорилось, целесообразно посмотреть на свое произведение как бы "чужими глазами", строго критически, требовательно и без каких-либо послаблений.

ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Тема 1. Становление и развитие исследовательской деятельности в России.

 

1. Наука как система знаний и вид деятельности.

2. История развития системы аттестации научных кадров в России.

3. Исследовательская деятельность в современной России.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.