Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общенаучные методы исследований





Среди всеобщих (философских) методовнаиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими системами.

Законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи развитию природы, общества и мышления.

При изучении предметов и явлений диалектика рекомендует исходить из следующих принципов:

1. Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектических законов:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) отрицания отрицания.

2. Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые явления и процессы, опираясь на следующие философские категории:

- общего, особенного и единичного;

- содержания и формы;

- сущности и явления;

- возможности и действительности;

- необходимого и случайного;

- причины и следствия.

3. Относиться к объекту исследования как к объективной реальности.

4. Рассматривать исследуемые предметы и явления:

а) всесторонне;

б) во всеобщей связи и взаимозависимости;

в) в непрерывном изменении, развитии;

г) конкретно-исторически.

5. Проверять полученные знания на практике.

 

Все общенаучные методыможнораспределить на три группы:

1) общелогические,

2) теоретические,

3) эмпирические.

Общелогическими методамиявляются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ – это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация.

Синтез – это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое.

Индукция – это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее. Например, метод индукции используется для установления причинных связей между явлениями и наступившими последствиями.

Дедукция – это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения, т.е. движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей.

Аналогия – это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими, т.е. это рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов по некоторым признакам делается заключение об их сходстве и в других признаках.

 

К методам теоретического уровня относятся аксиоматический, гипотетический, формализация, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

Аксиоматический метод – способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.



Гипотетический метод – это способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. с помощью предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или с помощью предположения о существовании некоторого явления или предмета.

Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный метод исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Структура гипотетико-дедуктивного метода:

1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов;

2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной;

3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия (заключения) с помощью дедукции;

4) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.

Например, при установлении налоговой ставки в размере 13 % процентов на доходы физических лиц вместо прогрессивной шкалы налогообложения предполагалось, что эта мера позволит вывести из тени объекты налогообложения и увеличить поступления в бюджет. По сообщениям налоговых органов, эта гипотеза полностью подтвердилась.

Формализация – отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, язык математики или химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность.

При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.

Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования.

Абстрагирование – это мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.

Виды абстрагирования:

1) Отождествление, т.е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс;

2) Изолирование, т.е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования.

Примером абстрагирования может служить процесс образования понятий (терминов). Любые понятия являются содержательными научными абстракциями. Они не отражают всех свойств предмета или явлений, а содержат только наиболее существенные признаки или отношении.

Обобщение – это установление общих свойств и отношений предметов и явлений, т.е. это определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.

Примером различной степени обобщения является деление объектов группы. Например, группы по общим признакам, группы по однородным признакам, группы по видовым признакам, группы по непосредственным частным признакам.

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Метод предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

Восхождение от абстрактного к конкретному, как метод научного познания, состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность. Использование этого метода предполагает наличие у исследователя теоретических знаний о предмете или явлении.

Системный метод заключается в исследовании системы, ее элементов, их связей между собой и с внешней средой. При этом обычно выясняется, как эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её элементов.

 

К методам эмпирического уровняотносятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.

Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

Как метод научного исследования наблюдение применяется для сбора эмпирической информации в объекте исследования.

В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения различают простое и включенное наблюдение. Первое состоит в на-блюдении со стороны, когда исследователь не участвует в наблюдаемой деятельности. Включенное наблюдение характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в наблюдаемую деятельность.

Если наблюдение проводится в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то наблюдение считается лабораторным.

Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает:

1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта;

2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами.

Счет – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства.

Измерение – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном (температура, размер, вес, скорость и т.д.)

Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.

Существуют следующие разновидности сравнительного метода:

- метод сходства,

- метод различия,

- метод контрольной группы.

При использовании метода сходства устанавливаются, в частности, повторяющиеся свойства объектов или явлений.

При использовании метода различий определяются те характеристики, которые встречаются у одних объектов или явлений и не обнаруживаются у других.

Метод контрольной группы основан на сравнении результатов изучения основной (экспериментальной) и контрольной групп, которые уравнены по всем признакам, кроме изучаемого.

Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.

Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям:

1) по отраслям научных исследований – физические, биологические, химические, социальные, и т.д.;

2) по характеру взаимодействия средства исследования с объектом – обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследования).

Моделирование – это получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей – аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта.

На основании сходства модели и моделируемого объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект.

В теории моделирования различают:

- идеальные (мысленные, символические) модели, например, в виде рисунков, записей, знаков, математической интерпретации;

- материальные (натурные, вещественные) модели, например, макеты, муляжи, предметы-аналоги.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.