Специальные методы научных исследований.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Специальные методы научных исследований.





 

Применение специальных методов исследования ограничивается несколькими родственными узкими областями знания.

Специальными методами являются:

1) формально-логический;

2) конкретно-социологический.

Формально-логический метод представляет собой особую систему способов и приемов исследования явлений. Этот метод характеризуется строгой формальной определенностью, а также использованием приемов и методов формальной логики для изучения явлений.

Метод включает в себя:

а) описание формальных норм;

б) установление признаков определенных явлений;

в) выработку понятий;

г) классификацию понятий;

д) установление их природы с точки зрения положений теории науки;

е) их объяснение под углом зрения теорий;

ж) описание, анализ и обобщение практики.

Конкретно-социологические методы основаны на применении методов социологии для изучения явлений. Конкретно-социологические исследования – это научное изучение, анализ и систематизация фактов, явлений и процессов, относящихся к различным сферам жизни общества.

К методам конкретно-социологического исследования относятся:

- изучение документов (документальный метод),

- опросы в форме анкетирования и интервью,

- методы экспертных оценок.

Важное значение имеют не только методы получения сведений об объектах и явлениях, но и методы их сбора, обработки и оценки. В связи с этим выделяют методы:

1) регистрации единичных событий (наблюдение, опрос, изучение документов и т.д.);

2) сбора данных (сплошное, выборочное обследование);

3) обработки и анализа данных (описание и классификация, типологизация, системный анализ, статистический анализ и т.д.).

 

Рассмотрим наиболее распространенные методы конкретно-социологических исследований.



Изучение документов (документальный метод). Документ – это объект исследования, содержащий информацию на любом материальном носителе (бумаге, магнитной ленте, дискете и др.) при помощи какой-либо знаковой системы.

Существуют различные классификации документов.

По общей значимости документы можно разделить на официальные и неофициальные. Официальные документы имеют «служебный» характер, поскольку они составлены государственными и муниципальными органами и учреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями. К неофициальным относятся в основном личные документы, касающиеся жизни и деятельности лица или группы лиц (письма, автобиографии, мемуары, речи, дневники и пр.).

По характеру знаковых средств фиксации информации документы делят на текстовые и нетекстовые.

В текстовых документах информация закреплена посредством письменных знаков (букв), а в нетекстовых документах – с помощью неречевых знаков (кино, видео-, фотодокументы, картины, рисунки, карты, чертежи, ноты и др.).

Документы, какими бы достоверными они на первый взгляд ни казались, требуют к себе критического отношения, поскольку содержащиеся в них сведения могут быть неверными или неполными. Поэтому документ следует анализировать, ответив на следующие вопросы:

а) что он представляет собой по виду и форме?

б) какова подлинность текста?

в) кто его автор?

г) время, место и обстоятельства возникновения документа?

д) какова достоверность содержащихся в нем сведений?

е) насколько полна закрепленная в документе информация?

ж) каковы цели создания документа?

При изучении документов может быть использован количественный метод, называемый контент-анализом. Его суть заключается в выделении в изучаемом документе определенных признаков (единиц анализа), подсчете их количества и определении частоты употребления этих признаков в общем объеме имеющейся информации или в общем количестве изученных документов. Индикаторами, т.е. конкретными указателями на присутствие единиц анализа в документе, могут быть:

1) употребленные в тексте понятия, события, наименования, имена собственные, устойчивые словосочетания;

2) предложения (утверждения, вопросы, оценки и т.п.);

3) совокупность высказываний на определенную тему.

Методы опроса. Опрос может проводиться заочно путем распространения, сбора и обработки анкет (анкетирования), либо очно в форме беседы с опрашиваемым (интервьюирования).

Анкетирование, как метод опроса, предполагает составление анкеты. Обычно она состоит из следующих частей:

1) преамбулы (вводной части), в которой указывается, кто проводит опрос, с какой целью, дается инструкция по заполнению анкеты и её возврату, гарантия анонимности и высказывается благодарность за ответы;

2) паспортички (демографической части), содержащей вопросы по социально-демографической характеристике респондентов. Иногда эти вопросы помещают в конце анкеты;

3) контактных вопросов, позволяющих заинтересовать респондента и ввести его в изучаемую проблему;

4) основных вопросов, с помощью которых собирают ту информацию, ради которой проводят исследование;

5) заключительных вопросов, предоставляющих возможность опрашиваемому свободно высказаться по теме исследования.

Помимо перечисленных в анкету могут быть включены контрольные вопросы и вопросы-фильтры. Первые применяются для проверки правдивости ответов, а также для уточнения и дополнения сведений, получаемых из ответов на основные вопросы. Вторые предназначены для проверки того, относится ли респондент к группе людей, подлежащих опросу, компетентен ли он.

Имеет значение порядок расположения вопросов. Они должны располагаться в логической последовательности. Социологи рекомендуют в начале анкеты ставить простые вопросы, в середине – сложные, трудные, деликатные. Затем сложность вопросов убывает. В анкете не должно быть ненужных или наводящих вопросов.

Следует продумать содержание, форму и порядок не только вопросов, но и ответов на них. В зависимости от формы ответов различают вопросы закрытые, открытые и полузакрытые.

Закрытые вопросы бывают:

а) с альтернативными ответами типа «да – нет» (иногда с добавлением «не знаю»);

б) с шкальными ответами, например, для оценки интенсивности какого-либо явления в баллах;

в) с ответами-меню, из списка которых можно выбрать один или несколько ответов.

Открытые вопросы не содержат ответов, и респондент может дать любой, какой пожелает.

Полузакрытые вопросы имеют неполный перечень ответов, и опрашиваемый может ответить на них в строке «другое (иное)».

Опрос может быть сплошным или выборочным.

Выборочный метод применяют при большой численности обследуемого контингента. Его суть состоит в том, что вместо всей массы людей, называемой генеральной совокупностью, обследуют только выделенную её часть, составляющую выборочную совокупность. Полученные результаты распространяют на генеральную совокупность.

Выборки бывают вероятностными и целенаправленными.

При вероятностной выборке каждый элемент генеральной совокупности должен иметь равную вероятность попасть в выборочную совокупность.

При целенаправленной выборке выборочная совокупность должна воспроизводить характеристики генеральной совокупности, достаточно верно отражать содержание и закономерности изучаемого явления.

Интервью – это беседа интервьюера с респондентом по определенному плану. Интервьюер, пользуясь вопросником, планом, бланком или карточкой, задает вопросы, направляет беседу, фиксирует ответы опрашиваемых.

Интервьюирование может быть стандартизированным или свободным.

Стандартизированное (формальное) интервью осуществляется по закрытым вопросам, и интервьюеру остается лишь пометить ответ подчеркиванием, крестиком либо записать его в балльной системе.

Свободное интервью – это беседа с респондентом по определенному кругу вопросов, по которым ему предоставляется свобода ответов.

Метод экспертных оценок. Он заключается в изучении мнения специалистов, обладающих глубокими знаниями и практическим опытом в определенной сфере. В качестве экспертов отбираются как научные, так и практические работники. Для определения их компетентности применяются следующие способы:

1) эвристический (интуитивные оценки, даваемые самими экспертами друг другу);

2) статистический (оценки, полученные путем анализа суждений экспертов по изучаемому вопросу);

3) тестовый (оценки, полученные путем тестовых испытаний экспертов);

4) документальный (оценки, полученные путем изучения материалов, характеризующих экспертов);

5) комбинированный (оценки, полученные с помощью нескольких из перечисленных способов).

Опрос экспертов может быть индивидуальным или групповым, очным или заочным.

Индивидуальный опрос проводится путем анкетирования или интервьюирования.

Групповой опрос возможен в форме «круглого стола», в ходе которого происходит обмен мнениями между специалистами.

 

Собранный с помощью рассмотренных способов эмпирический материал требуется обобщить и проанализировать. Для этого применяются различные методы сводки, группировки и статистического анализа.

Статистическая сводка состоит в том, что содержащиеся в анкетах, карточках и других материалах сведения систематизируются, сводятся в статистические совокупности и обозначаются обобщающими показателями (абсолютными числами, процентами и т. д.).

Группировка заключается в расчленении статистических показателей на качественно однородные группы по существенным признакам, например, по возрастным интервалам, социальному положению, уровню квалификации и т.д.

Существует три основных вида группировок:

1) типологическая - выделение типов показателей, установление категорий показателей;

2) структурная – установление долей однотипных показателей в общей структуре;

3) аналитическая - группировка данных, показывающих зависимость одних явлений от других.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.