Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I. ПОНЯТИЕ О ФИНАНСАХ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ.





I. ПОНЯТИЕ О ФИНАНСАХ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ.

 

Финансы как стоимостная категория.

 

Финансы как экономическая категория.

В литературе существуют разные представления как о проис­хождении термина «финансы», так и о сущности этой экономиче­ской категории. Одни авторы утверждают, что этот термин воз­ник в XIII—XV вв. в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством. Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1577 г. издал работу «Шесть книг о республике».

Существование государства предполагает, кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределе­нию и перераспределению создаваемых экономических благ меж­ду государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы».

Предпосылки возникновения финансов:

1. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций власть монархов была значительно урезана, и произошло отторжение главы государства от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог пользоваться единолично.

2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер. Возникли системы государственных доходов и расходов с определенным, составом, структурой и законодательным закреплением. Выделялось четыре группы расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX в.

3. Переход к денежной форме взимания налогов. С развитием капитализма усиливается влияние государства на экономику, что сопровождается развитием системы государственных финансов, Кроме того, появляются различною рода финансовые посредники, которые аккумулируют и перераспределяют свободные денежные средства предпринимательства и
денежные сбережения населения.

В обществах с преобладанием натуральных отношений перераспределительные процессы носили прежде всего характер натуральных налогов и различного рода личных повинностей. Развитие товарно-денежных отношений привело к изменению формы перераспределительных отношений, — они стали носить преимущественно денежный характер. Однако суть этих отношений принципиально не изменилась.

Собственно понятие «финансы» в современном его представ­лении можно отнести к этапу обособления государственной каз­ны, возникновению государственного бюджета.

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

Следует отметить, что представление о финансах, сущности финансовых отношений видоизменялось. Трансформация взгля­дов на экономическую категорию финансов с конца XVII до кон­ца XIX в. представлена в работе С. Ю. Витте. Он пишет: «...С конца XVII века... под словом «финансы»...стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состоя­ние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупно­сти материальных средств, имеющихся в распоряжении государ­ства — его доходов, расходов и долгов, — понимается это слово и теперь. Таким образом, точнее науку о финансах можно опре­делить как науку о способах наилучшего удовлетворения матери­альных потребностей государства».

Отличительным признаком финансовых отношений является то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправ­ления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, — децентрализованными.

Из доходов от различных видов деятельности хозяйствующих субъектов формируются специальные фонды денежных средств, формирование указанных фондов носит строго регламентирован­ный характер, и это является еще одним отличительным призна­ком финансовых отношений.

В распределении совокупного общественного продукта участ­вует и население, получая свою долю в форме заработной платы, предпринимательского дохода, дивидендов и других форм пере­распределения. Кроме того, население участвует в формировании централизованных фондов денежных средств посредством уплаты налогов, других платежей, носящих обязательный характер. Эта система денежных отношений, связанных с формированием и ис­пользованием доходов и расходов населения, также является сферой финансовых отношений.

Таким образом, финансы как экономическая категория пред­ставляет собой систему распределительных, денежных отноше­ний, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

Характерными признаками финансов являются:

1) распреде­лительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;

2) как правило, однонаправленный характер движения денежных средств;

3) создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы - категория стоимостная. Ближе всего она находится к категории денег. Однако деньги и финансы - не одно и то же. Финансовые отношения включают в себя следующие денежные отношения:

- денежные отношения между двумя субъектами, один из которых наделен особыми полномочиями (государство);

- в процессе денежных отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. Эти отношения носили фондовый характер;

- регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

 

Функции и принципы финансов.

 

Функции финансов.

Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер и соответственно главная функция финансов - распределительная. Распределительный процесс, осу­ществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Фи­нансы обслуживают разные этапы распределения совокупного об­щественного продукта, участвуя как в первичном его распределе­нии, так и в перераспределении.

Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов федерации), местный (на уровне органов местного са­моуправления). Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотрас­левое, межотраслевое, межтерриториальное.

Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Финансы играют ре­шающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т. п.

Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изы­мает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и на­правляет в другие, в том числе в социальную сферу. Процесс пе­рераспределения национального дохода предопределяется характером финансовой политики государства, раскладом политиче­ских сил в стране.

В целом распределительная функция финансов позволяет:

1) создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйст­вующих субъектов, населения, государства, органов местного само­управления;

2)осуществлять внутрихозяйственное, внутриотрасле­вое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а так­же перераспределение между производственной и непроизводствен­ной сферами и социальными группами;

3) создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

Наряду с распределительной к главным функциям финансов относят и контрольную функцию. Распределительная и контроль­ная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции финан­сов составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из харак­тера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресур­сов в распоряжение субъектов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозмож­но оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных функций.

Распределительная функция финансов осуществляется не сти­хийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым — воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов — регулирующей.

Регулирующая функция финансов проявляется на всех уров­нях, во всех сферах, звеньях организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

 

Принципы финансов.

Существуют следующие принципы финансов:

Единство

Сбалансированность

Целевая направленность

Стратегическая ориентированность

Диверсификация

Диверсификация – (разный-делать) - расширение ассортимента, изменение вида производимой продукции, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получение экономической выгоды, предотвращение банкротства. Диверсификация производства – распределение вкладываемых в экономику или кредитуемых денежных капиталов между разнообразными объектами с целью снижения риска потерь и в надежде получить более высокий доход.

Принцип единства финансов основан на том, что существует единство законодательной и нормативно-правовой базы, денежной, кредитной и налоговой систем, форм финансовой документации и отчетности, порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учете, организации расчетов и платежей, формировании затрат и финансовых результатов, применение санкций за нарушение финансовой, платежно-расчетной и налоговой дисциплины.

Принцип сбалансированности означает, что стоимостная оценка имущества хозяйствующих субъектов имеет конкретные источники формирования за счет поступления и доходов, в том числе собственных, заемных средств банков и привлеченных средств коммерческих кредитов.

Принцип сбалансированности бюджета и государственных внебюджетных фондов означает, что объем запланированных расходов должен соответствовать общему объему доходов, формируемых из налоговых и неналоговых поступлений, а также заемных средств. Важно, чтобы произведенные заимствования не превышали возможностей бюджета или внебюджетного фонда по обслуживанию и погашению государственного долга.

Сбалансированность финансов проявляется в полном и своевременном выполнении денежных обязательств и погашении задолженности. Разбалансированность финансов выражается в росте просроченной задолженности и обязательств, приводящих к банкротству и требующих реструктуризации (пересмотра обязательств на иных финансовых условиях).

Принцип целевой направленности.

Цели предпринимательской деятельности:

Извлечение прибыли, повышение рентабельности производства и производительности труда, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточности материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Цели государственных финансов:

Перераспределение ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами и направлениями развития социальной сферы, государственного и муниципального секторов экономики, инвестиционными программами и выполнением внутренних и внешних обязательств по заимствованиям.

Принцип диверсификации источников финансирования и вложения ресурсов проявляется двояко:

в инвестировании денег из различных источников в разные объекты и имущество;

в создании многопрофильных предприятий, занимающихся различными видами предпринимательской и некоммерческой деятельности.

Она позволяет снизить риск банкротства и повышает конкурентоспособность, но сопряжена со значительным отвлечением финансовых ресурсов. Наиболее распространена диверсификация вложений в ценные бумаги.

Принцип стратегической ориентированности финансов означает, что для достижения конкретных целей следует выработать четкую стратегию мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающую оптимальное и эффективное финансирование производства, сферы услуг, включая не только покрытие текущих затрат, но и вложения инвестиционного характера на долгосрочную и среднесрочную перспективу.

 

Понятие финансовой системы.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система - это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды
денежных доходов и накоплений.

Финансовая система состоит из трех элементов:

1) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (соб­ственно финансовая система в узком понимании);

2) совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;

3) система финансовых органов — финансовый аппарат, или финансовая система с точки зрения управления финансами (см. тему «Управление финансами»)

В зависимости от методов формирования доходов экономиче­ских субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (т. е. публичные финансы) и децентрализованных (финансы организаций и финансы домохозяйств).

Централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. К ним относят:

- государственный бюджет;

- внебюджетные фонды.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и населения. Они являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобла­дающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресур­сов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фон­ды. При этом значительная часть указанных средств в дальней­шем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пен­сий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место при­надлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником произ­водственного и социального развития общества.

Функции ФС:

Планирование – формулирование целей и выбор путей их достижения на основе разграничения полномочий и предметов ведения между федерацией, субъектами федерации и органами местного самоуправления, а также разработка планов развития предприятий, смет доходов и расходов домашних хозяйств.

Организации – выбор предприятием организационно-правовой формы, бюджетное устройство, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определение прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов.

Стимулирования – предполагает выбор оптимальных средств и способов, обеспечивающих реализацию поставленных целей.

 

Ззвенья финансовой системы.

В каждой из выделенных сфер используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ре­сурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назна­чение и соответствующий финансовый механизм, ориентирован­ный на достижение собственных целей каждого из субъектов эко­номических отношений.

В зависимости от механизма формирования и использования финансовых ресурсов выделяют три обособленные системы финан­совых отношений и их звенья:

1) публичные финансы (государственные и муниципальные):

- государственный бюджет;

- внебюджетные фонды;

- государственный кредит;

- фонды страхования;

- Фондовый рынок;

2) финансы организаций (хозяйствующих субъ­ектов):

- государственных;

- муниципальных;

- акционерных;

- арендных;

- общественных;

3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

Государственные и муниципальные финансы – это совокупность экономических денежных отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании централизованных фондов финансовых ресурсов на федеральном, субфедеральном и местном уровнях.

Госбюджет – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Это финансовый план, утвержденный Федеральным собранием как закон. Концентрируются доходы для обеспечения расходов.

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанных с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Целевые!

Госкредит – отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на условиях возвратности для финансирования государственных расходов.

Фонды страхования – это совокупность перераспределительных отношений возникающих по поводу защиты интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств страхового фонда, формируемого из страховых взносов.

Фондовый рынок – представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов – ценных бумаг. Он обеспечивает перелив капитала в отрасли с более высоким уровнем дохода и служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств.

Финансы организаций – это совокупность экономических денежных отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании децентрализованных финансовых ресурсов предприятий, организаций, учреждений.

К ним относятся финансы коммерческих организаций: хозяйственные организации, общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Финансы некоммерческих организаций: потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, фонды, ассоциации и союзы.

Финансы домашних хозяйств – это экономические денежные отношения, возникающие в секторе домашних хозяйств. Они включают финансы граждан (предпринимательство граждан без образования юридического лица).

 

Финансовая политика.

 

Задачи финансовой политики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

Существуют следующие задачи финансовой политики:

- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

- установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

- организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

- выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

- создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Главная задача финансовой политики наряду с обеспечением соответствующими финансовыми ресурсами, реализацией той или иной государственной программы экономического и социального развития - предотвращать социальную напряженность в обществе. Преодоление спада производства, повышение социальной защиты населения - это первоочередные задачи, стоящие перед современной финансовой политикой России.

 

Управление финансами.

 

Финансовое прогнозирование.

Финансовое планирование и прогнозирование — это важней­шие составные элементы управления финансами. Они использу­ются для научного обоснования текущего и перспективного раз­вития экономики, изменений в конкретном периоде темпов рос­та отдельных отраслей, звеньев хозяйства.

Под прогнозированием понимается разработка и составление прогнозов, то есть научно обоснованных гипотез о вероятном буду­щем состоянии экономической системы и экономических объек­тов и характеризующих это состояние показателей.

Финансовое прогнозирование широко используется на центра­лизованном и децентрализованном уровнях как инструмент науч­ного предвидения, вариантного анализа, получения дополнитель­ной информации при выработке решений. В рыночной экономи­ке распространено прогнозирование спроса, рыночной конъюнк­туры и т.п.

Финансовое прогнозирование — это прежде всего предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5—10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главная цель финансового прогнозирования — определенна реально возможного объема финансовых ресурсов и потребности в них в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих перед всеми субъектами финансовой системы.

 

Финансовый механизм.

 

Финансовый контроль.

 

Содержание государственных финансов.

Государственные финансы занимают важное место в финансо­вой системе страны, что обусловлено их функциональным назна­чением — обеспечить государство денежными средствами, необ­ходимыми ему для выполнения экономических, политических и социальных функций.

По экономической сущности государственные финансы — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богат­ства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряже­нии государства и его предприятий и использованием государствен­ных средств на затраты по расширению производства, удовлетворе­нию социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны и управления.

В составе государственных финансов по уровню государствен­ного руководства экономикой и социальной сферой выделяются следующие звенья:

бюджеты разных уровней государственного управления,

внебюджетные фонды,

государственный кредит,

финан­сы государственных предприятий

 

В составе государственных финансов важную роль играют бюд­жетные взаимосвязи, складывающиеся на федеральном, субфеде­ральном и местном уровнях. Посредством бюджетных отноше­ний в распоряжение государственных структур мобилизуется зна­чительная часть национального дохода, перераспределяемого фи­нансовым методом.

Бюджеты разных уровней являются финансовой базой деятель­ности для государственных органов власти и органов местного са­моуправления. Так, для выполнения общих функций в границах федерации формируется федеральный бюджет. Его ресурсы пред­назначены для:

•финансирования государственных целевых комплексных программ;

•осуществления общегосударственных мероприятий по стаби­лизации экономики, развитию социальной сферы;

•выполнения заключенных ранее международных экономиче­ских и политических соглашений;

•обеспечения государственных расходов, связанных с выпол­нением Россией федеральных функций;

•содержания вооруженных сил и органов управления.

 

В системе бюджетных отношений особое место занимают бюд­жеты субъектов РФ. Концентрируемые в них средства распреде­ляются на:

•финансирование социально-культурной сферы;

•финансирование отраслей хозяйства;

•осуществление финансовой помощи нижестоящим бюджетам;

•правоохранительную деятельность и проч.

Бюджеты субъектов РФ обеспечивают поддержание единого уровня социальной защищенности граждан данной территории, пре­доставление им гарантированных конституцией РФ прав и свобод.

Важное значение в системе бюджетных отношений отводится местным бюджетам, которые обслуживают потребности органов местного самоуправления и населения данной территории, свя­занные с:

• решением вопросов местного значения, установленных зако­нодательством РФ и законодательством субъекта РФ;

• осуществлением отдельных государственных полномочии, переданных органам местного самоуправления (например, финансирование жилищно-коммунального хозяйства, ос­новной сети детских дошкольных учреждений, школ, меди­цинских и социальных учреждений практически полностью осуществляется за счет средств местных бюджетов);

• обслуживанием и погашением муниципального долга по зай­мам и ссудам.

Местные бюджеты используются для регулирования экономи­ческих процессов, влияют на размещение производительных сил, способствуют созданию территориальной инфраструктуры, фи­нансированию затрат по воспроизводству трудовых ресурсов.

Внебюджетные фонды, под которыми понимают специфиче­скую форму перераспределения и использования финансовых ресур­сов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных по­требностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов. Главное их назначение — финанси­рование отдельных целевых мероприятий за счет специальных це­левых отчислений и других источников. Такое обособление источ­ников целевых мероприятий от бюджетных средств позволяет, во-первых, расширить состав средств, направляемых на их обеспе­чение, и, во-вторых, гарантирует целевое использование ресурсов в полном объеме их поступлений.

Внебюджетные фонды довольно разнообразны, что позволяет классифицировать их по соответствующим критериям.

Так, по функциональному назначению выделяют социальные, экономиче­ские, природоохранные внебюджетные фонды и другие.

По при­надлежности (по уровню управления) различают внебюджетные фонды общегосударственного, регионального и местного значе­ния.

По срокам действия внебюджетные фонды подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое существо­вание после выполнения возложенных на них задач.

Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственно­го кредита. Эти отношения возникают, например, в связи с моби­лизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользова­ние органам государственной власти для финансирования ими возложенных на них расходов.

 

Региональные финансы.

Региональные финансы представляют собой денежные отноше­ния, посредством которых распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. В состав региональных финансов входят бюджеты субъектов РФ, территориальные внебюджетные фонды, финансы предприятий, находящихся в собственности органов государст­венной власти субъектов РФ, и отношения государственного кре­дита на субфедеральном уровне.

Основной составной частью региональных финансов являют­ся бюджеты субъектов РФ. В Российской федерации к таким бюд­жетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, автономной области, гг. Москвы и Санкт-Петербурга.

Доходы бюджетов субъектов РФ включают налоговые доходы, которые составляют около 80% доходов бюджетов, неналоговые доходы (доходы от эксплуатации имущества, находящегося в собственности государственных органов власти субъектов РФ, от продажи такого имущества, административные платежи и сборы, штрафные санкции), доходы целевых бюджетных фондов, другие доходы и перечисления (дотации, субвенции, взаимные расчеты, финансовая помощь из Федерального фонда финансовой под­держки субъектов РФ (трансферт)). За счет средств бюджетов субъектов РФ преимущественно финансируются промышлен­ность, энергетика, строительство, развитие рыночной инфра­структуры, правоохранительная деятельность и обеспечение безо­пасности на данной территории, расходы на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, средства массовой инфор­мации. Расходы, непосредственно связанные с жизнеобеспечени­ем и социальными потребностями населения, приходятся преиму­щественно на местные бюджеты.

Региональные внебюджетные фонды бывают фондами экономи­ческого и социального развития. К социальным внебюджетным фондам субъектов РФ относятся территориальный Фонд обяза­тельного медицинского страхования (ФОМС), региональные внебюджетные фонды развития жилищного строительства. При­мером экономического внебюджетного фонда являлся до недавне­го времени территориальный Дорожный фонд, который с 1998 г. стал учитываться в составе бюджета.

Внебюджетные фонды региона могут формироваться за счет:

• специальных целевых взносов юридических и физических лиц;

• добровольных взносов и пожертвований граждан, предпри­ятий, организаций;

• доходов от местных займов, местных денежно-вещевых лоте­рей, аукционов.

Региональные внебюджетные фонды создаются на основании решений представительных органов власти субъектов РФ.

Финансовые отношения, которые характеризуют государствен­ный кредит органов власти субъектов РФ, составляют отдельное (второе) звено региональных финансов.

Финансы региональных предприятий составляют последнее зве­но региональных финансов. К ним относятся финансовые ресур­сы предприятий, находящихся в собственности органов государст­венной власти субъекта РФ, и финансовые ресурсы субъектов хо­зяйствования, используемые ими на финансирование социаль­ных объектов на данной территории.

 

Местные финансы.

Местные финансы включают следующие звенья: бюджет орга­нов местного самоуправления, местные внебюджетные фонды, муниципальный кредит, финансы муниципальных предприятий. Остановимся на экономической характеристике каждого из этих звеньев.

Местные бюджеты, являясь самостоятельным звеном бюджет­ной системы, решают определенные задачи по социально-эконо­мическому развитию данной территории, возложенные на орга­ны местного самоуправления в соответствии с бюджетным зако­нодательством. К местным бюджетам традиционно относятся: районные, городские, сельские, поселковые бюджеты и районные бюджеты в городах. Характеризуя их доходную базу, можно отметить, что основными доходными источниками являются:

• собственные доходы, включающие местные налоги и сборы, доли федеральных и субфедеральных налогов, закрепленные за местным бюджетом на постоянной основе, другие собст­венные доходы;

• поступления от регулирующих доходов, которые передаются в бюджет на фиксированной основе и на определенный срок;

• финансовая помощь в различных формах (дотаций, субвен­ций, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований).

Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связан­ные с финансированием социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, местного транспорта, органов местного само­управления, местной промышленности и сельского хозяйства. Как правило, в структуре расходов наибольший удельный вес за­нимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и на соци­альную сферу, поэтому любой срыв финансирования в процессе исполнения бюджета чреват социальными осложнениями.

Следующим звеном местных финансов является муниципаль­ный кредит, который представляет денежные отношения, возни­кающие у органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свобод­ных денежных средств в их распоряжение и их использованием на финансирование соответствующих расходов данного муници­пального образования.

Местные органы самоуправления могут также создавать по сво­ему решению различного рода внебюджетные фонды экономиче­ского, социального или природоохранного характера.

 

Государственный бюджет.

 

Бюджет.

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон.

В энциклопедическом словаре даны два варианта понятия «бюджет»:

- роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке;

- предположительное исчисление ожидаемых расходов и доходов государства, учреждения или отдельного лица на определенный срок.

Бюджетное законодательство и бюджетная практика различают бюджет государства и государственный бюджет. На основании Конституции РФ государственный бюджет носит название федерального.

Бюджет государства - это консолидированный бюджет России.

Статья 6 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет как «свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации». Поэтому бюджет государства - это федеральный бюджет плюс бюджеты 89 субъектов Федерации.

Консолидированные бюджеты не подлежат утверждению в законодательном порядке, а являются лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики страны и регионов. Он определяет лишь изъятую государством (в разные уровни бюджетов) части ВВП. Его рост – это прежде всего рост налоговых изъятий, а не увеличение богатства территорий.

Он используется для анализа сводных показателей бюджета при ус







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.