Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность и функции государственного кредита.





Понятие государственного кредита.

Кредит - совершенно иная форма денежных отношений. Нежели государственный бюджет и страхование. Специфика кредита в том, что:

- деньги переходят от плательщика к получателю на возмездной и возвратной основе;

- прямая сделка через определенное время обязательно дополня­ется обратной сделкой - фигуры плательщика и получателя меняются местами;

- время между прямой и обратной сделкой всегда конечно, и оно устанавливается сторонами сделки;

- право временного владения заемными деньгами продается за деньги - занимаешь одну сумму, возвращаешь ее с процентами;

- заемщик дает кредитору конкретную гарантию возврата заемных денег.

Государственный кредит - экономические отношения между государством в лице органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой стороны, когда государство выступает в качестве заемщика, кредитора, гаранта.

Если государство приобретает деньги физических и юридических лиц в свое временное владение, то оно выступает как заемщик.

Если государство предоставляет деньги физическим и юридическим лицам в их временное владение, то оно выступает как кредитор.

Наконец, если государство берет на себя ответственность за исполнение обязательств по возврату денег юридическими и физическими лицами как заемщиками, то оно выступает как гарант.

Государство - особый участник экономических отношений. Его масштабы, финансовые возможности, его способность проконтролировать любую сделку, наконец, его умение взыскивать долги - все это определяет специфику государственного кредита по сравнению с обычным частным кредитом. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо ценности. При заимствовании средств государством
обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:

1) наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

2) дефицит государственного бюджета;

3) усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Функции государственного кредита.

В соответствии со своими особенностями, государственный кредит выполняет следующие функции:

· распределительная – она состоит в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства. Государственные займы – второй после налогов источник финансирования российского государственного бюджета; отметим, что гораздо разумнее занимать деньги не на текущие, а на капитальные расходы, распределяя эффект кредита и соответствующее долговое бремя между годами и поколениями людей. В ряде случаев государство вынуждено заниматься рефинансированием (размещением новых займов в целях погашения прежних займов; важно, чтобы новые займы по стоимости своего обслуживания были дешевле прежних);

· регулирующая – государственный кредит воздействует на денежное обращение, валютные курсы, процентную ставку на рынке ссудного капитала, а также на занятость и предпринимательскую активность. Это очень мощный инструмент государственной финансовой и экономической политики. Мобилизация денежных сбережений физических и юридических лиц с помощью государственного займа превращает эти сбережения в инвестиционные ресурсы. Тем самым изменяется структура спроса в пользу его увеличения на инвестиционные товары. Но кредит – это палка о двух концах. Занимая все больше и больше, государство поднимает цену кредита, процентную ставку.

· контрольная - эта функция обеспечивает прозрачность самих денежных заимствований, их использования, процентных расчетов и возврата заемных средств. Осуществляя контрольную функцию, государство опирается как на возможности своей бюджетной системы, так и на возможности банковской системы страны.

Государство как заемщик.

Государственные и муниципальные займы.

Государственные и муниципальные займы — это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гарантов.

Государственные и муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и у иностранных государств.

Государственные займы можно классифицировать следующим образом:

1) в зависимости от субъектов заемных отношений:

- размещаемые центральными органами управления;

- размещаемые местными органами управления;

2) в зависимости от места размещения:

- внутренние;

- внешние;

3) в зависимости от обращения на рынке:

-рыночные - свободно обращаются на рынке ценных бумаг и обычно используются для финансирования дефицита бюджета;

-нерыночные - не могут свободно обращаться на рынке ценных бумаг;

4) в зависимости от срока привлечения средств:

- краткосрочные — займы со сроком погашения до одного года;

- среднесрочные — со сроками погашения от одного года до пяти лет;

- долгосрочные — со сроками погашения от пяти лет и выше;

5) и зависимости от обеспеченности долговых обязательств:

-закладные – обеспечиваются конкретными доходами или имуществом;

- беззакладные - обеспечиваются всей платежеспособностью эмитента;

6) в зависимости от характера выплачиваемого дохода:

- процентные - подразумевают доход в виде начисления процента;

- выигрышные - доход в виде выигрышей в момент погашения;

- процентно-выигрышные - облигационер получает часть дохода при погашении купонов, а часть - в форме выигрыша;

- беспроигрышные - гарантируют выигрыш на каждую облигацию;

- беспроцентные (целевые) - не предполагают выплаты дохода, а дают гарантию на получение дефицитных товаров;

7) в зависимости от условий обращения:

- с правом досрочного погашения;

- без нрава досрочного погашения;

8) по методам размещения:

- размещаемые на добровольной основе;

- размещаемые по подписке;

- размещаемые принудительно.

Государство как кредитор.

Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве внутренних заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: бюджетные учре­ждения; государственные и муниципальные унитарные предприятия; российские предприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий с иностранными инвестициями; органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечения исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление внутреннего государственного кредита может осуществляться в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.

Бюджетные кредиты и ссуды.

Государственные и муниципальные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств экономическим субъектам, региональ­ным и местным органам власти, иностранным государствам, меж­дународным организациям. При этом в зависимости от категории заемщика различают бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и соб­ственно государственные кредиты. Средства, предоставляемые на возвратной основе российским юридическим лицам, получили на­звание бюджетные кредиты. Если заемщиком на срок до 6 месяцев является российский орган власти, то это — бюджетная ссуда. Фи­нансовую помощь иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям называют государственны­ми кредитами.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридиче­ским лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды, как правило, предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов.

В Бюджетном кодексе установлено, что бюджетный кредит может быть предоставлен на условиях возмездности только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, по­ручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита.

Налоговые кредиты могут предоставляться юридическому лицу только в форме бюджетного кредита.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита уполномоченным органом, который проводит также проверку целевого использования бюджетного кредита.

Возврат предоставленных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые преду­смотрены соответствующими бюджетами.

Под дотациями понимаются бюджетные средства, предостав­ляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предостав­ляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Государство как гарант.

Государственный долг РФ.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.