|
ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ (ФОРМ) ПРАВААнализ юридической литературы показывает, что в мире существовало и существует множество форм (источников) права. Основными источниками (формами) права являются: 1) Правовой обычай – санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай, в результате длительной повторяемости. 2) Юридический прецедент – решение судебного органа, ставшее образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех подобных дел в будущем. 3) Нормативно-правовой акт – письменный документ соответствующего компетентного государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила поведения общего характера. 4) Нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 года). Международные договоры и общепризнанные принципы и нормы международного права. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИКИ ПРАВА РФ Основными источниками права РФ являются нормативно-правовые акты. Нормативно-правовой акт – правовой акт, принятый полномочным правотворческим органом, содержащий нормы права. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на: 1) законы; 2) подзаконные акты. В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на: 1) общефедеральные; 2) нормативные акты субъектов РФ; 3) нормативные акты органов местного самоуправления; 4) локальные нормативные акты. В зависимости от субъектов правотворчества: 1) нормативные акты государственных органов; 2) нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов и т.п.); 3) нормативные акты, принимаемые на референдуме. Закон – нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона: 1) принимается органом законодательной власти или референдумом; 2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентом палат Федерального Собрания РФ; 3) обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему; 4) регулирует наиболее важные общественные отношения. Классификация законов может производиться по различным основаниям: 1) по юридической силе - Конституция, - ФКЗ, - ФЗ, - закон субъекта федерации. 2) по субъектам законотворчества - принятые на референдуме, - принятые законодательным органом. 3) по предмету правового регулирования - конституционные, - административные, - гражданские и др. 4) по характеру - материальные, - процессуальные. 5) по степени систематизации - обычные, - кодифицированные. Подзаконные акты – это акты, изданные на основе и во исполнение законов, содержащие нормы права. Виды подзаконных актов (по иерархии) 1) Указы и распоряжения Президента РФ; 2) Постановления и распоряжения Правительства РФ; 3) Приказы, инструкции, положения министерств; 4) Решения и постановления местных органов власти; 5) Локальные нормативные акты. Нормативные акты (нормативно-правовые акты) действуют во времени, в пространстве, по кругу лиц, по предмету. Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. ФКЗ, ФЗ, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ в течение 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые существовали до вступления его в юридическую силу. Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: 1) если в самом законе об этом сказано; 2) если закон смягчает или устраняет ответственность. Нормативные акты утрачивают юридическую силу (прекращают действие) на следующих основаниях: 1) по истечении срока действия акта, на который он был принят; 2) в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовавший (косвенная отмена); 3) на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена). Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа его издавшего. Конституция РФ устанавливает, что в состав территории РФ входят территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом ФЗ и нормами международного права. Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Нормативные акты распространяют своё действие: 1) на территорию РФ (ФКЗ, ФЗ, другие акты высших органов государственной власти); 2) на территорию субъекта федерации; 3) на территорию, указанную в самом нормативном акте; 4) на локальную территорию (предприятия, организации). Пределы действия закона по предмету определяются тем, на какой предмет (круг общественных отношений) распространяются нормы, содержащиеся в данном нормативном акте, и к какой разновидности они относятся – общим, отраслевым, специальным. Неограниченное по предмету действие имеют нормы Конституции РФ. Действие отраслевых законов ограничено предметом данной отрасли. В рамках той или иной отрасли в пределах отдельных институтов существует приоритет специальных норм; если в законе содержатся общие положения по тому или иному кругу общественных отношений (например, по залоговым отношениям) и в то же время предусмотрены особые, специальные нормы (например, по ипотеке), то при решении юридических вопросов действуют специальные нормы. Порядок действия нормативного акта по лицам является производным от порядка действия по территории и по предмету. Общее правило действия по лицам: закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется. «Все лица» – это граждане государства, иностранные граждане, лица без гражданства, а также организации, не пользующиеся правом экстерриториальности. УК РФ действует в отношении граждан РФ независимо от их места нахождения. В то же время лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, не могут быть подвергнуты уголовной и административной ответственности. Иностранные граждане не могут быть субъектами ряда отношений, также как и лица без гражданства (например, состоять на государственной службе).
ПРАВООТНОШЕНИЯ Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права. Структура правоотношения: 1) объект; 2) субъект; 3) содержание. Объект правоотношения – то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношения, по поводу чего они вступают в юридические связи. Объектами правоотношения могут быть: 1) материальные блага (вещи, ценности, имущество); 2) нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство); 3) продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства); 4) документы, ценные бумаги (дипломы, аттестаты, акции). Субъекты правоотношения – участники правоотношения, обладающие субъективными правами и юридическими обязанностями. Для того чтобы быть субъектом правоотношения, необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность – способность иметь права и обязанности. Дееспособность – способность самостоятельно своими действиями осуществлять права и обязанности. Дееспособность зависит от возраста и психического здоровья человека. Содержание правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право – мера юридически возможного поведения. Юридическая обязанность – мера юридически необходимого поведения. Правоотношения возникают, функционируют, изменяются и прекращают своё существование под влиянием определённых условий. В теории права их обозначают понятием «юридические факты». Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают наступление определённых юридических последствий. Юридические факты классифицируются по различным основаниям: I По характеру последствий 1) правообразующие 2) правоизменяющие 3) правопрекращающие. II По связи с волей участников правоотношений 1) события 2) действия. Иногда для возникновения правоотношения или его прекращения необходим не один юридический факт, а их совокупность. В этом случае речь идёт о фактическом составе.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|