Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Земная атмосфера и ее характеристики.





Земная атмосфера и ее характеристики.

Состав и строение атмосферы. Стандартная

Атмосфера.

Атмосфера - воздушная оболочка Земли, принимающая участие в ее суточном и годовом вращении. Атмосфера состоит из смеси ряда газов воздуха, в котором взвешены коллоидные примеси – пыль, капельки, кристаллы, и пр. С высотой состав атмосферы меняется мало.

Давление и плотность атмосферы убывают с высотой; около половины всей массы атмосферы сосредоточено в нижних 5км, 9/10 – нижних 20км и 99,5% - в нижних 80км. Резкой верхней границы атмосфера не имеет; плотность составляющих ее газов постепенно приближается к плотности межпланетного пространства.

По распределению температуры с высотой выделяются следующие основные слои: тропосфера (до 9-17км), стратосфера (до 50-55км), мезосфера (до 80-85км), термосфера, экзосфера.

Переходные слои или границы между основными атмосферными слоями носят название: между тропосферой и стратосферой – тропопауза, между стратосферой и мезосферой – стратопауза, между мезосферой и термосферой – мезопауза.

Состав атмосферы: азот 78%, кислород 21%, аргон 0,9%, остальное – углекислый газ, неон, гелий, водород, криптон, ксенон, озон, радон и др.

Стандартная атмосфера.

Состояние реальной атмосферы довольно изменчиво. Такие характеристики, как температура, давление и плотность воздуха, оказывающие влияние на полет самолета, могут значительно меняться в течение суток, года, а также отличаться между собой над различными географическими районами. Все это затрудняет использование указанных данных для расчетов аэродинамических характеристик самолетов, сравнения этих характеристик, производить градуировку самолетных приборов и т.д.

Для облегчения этой задачи применяется стандартная атмосфера (СА). Эта «постоянная» атмосфера рассчитана по среднегодовым характеристикам основных метеорологических элементов атмосферы. При расчете взяты летние среднегодовые метеорологические условия средних широт (40-50˚с.ш.) без учета их возможных изменений. Исходными данными взяты следующие условия:

За нулевую высоту принят уровень моря. Барометрическое давление на нулевом уровне принимается равным = 1013,25гПА=760 мм рт ст; температура на этом же уровне =15 =288,15˚К; изменение температуры с высотой 0,65˚ на каждые 100м; влажность в пределах всей атмосферы равна нулю; скорость звука на нулевом уровне 340,28 м/сек.

 

Схема вертикального строения атмосферы.

 

Виды инверсий.

 

Инверсии являются задерживающими слоями, они гасят вертикальные движения воздуха, под ними происходит скопление водяного пара или других твердых частиц, ухудшающих видимость, образование тумана и различных форм облаков. Слои инверсий являются тормозящими слоями и для горизонтальных движений воздуха. Во многих случаях эти слои являются поверхностями разрыва ветра. Инверсии в тропосфере могут наблюдаться у поверхности земли и на больших высотах. Мощным слоем инверсии является тропопауза.

В зависимости от причин возникновения различают следующие типы инверсий:

1. Радиационные – результат охлаждения приземного слоя воздуха, обычно в ночное время.

2. Адвективные – при перемещении теплого воздуха на холодную подстилающую поверхность.

3. Сжатия или опускания – формируются в центральных частях малоподвижных антициклонов.

4. Фронтальные при прохождении атмосферных фронтов.

 

 

Н В

 

Где Fц –центробежная сила, Fк- сила Кориолиса, Fр- сила барического градиента.

 

В антициклоне сила барического градиента и центробежная сила направлены в одном направлении. В антициклоне движение воздушных потоков от центра к периферии по часовой стрелке. В циклоне движение воздушных потоков от периферии к центру против часовой стрелки.

Облака, ограниченная дальность видимости и их влияние на работу авиации.

Синоптические процессы, их анализ и прогноз погоды.

 

Холодный фронт окклюзии.

 

Возникает, когда более холодный воздух тыловой части циклона, подтекает под менее холодный воздух в передней части циклона. Образуется многоярусная система облаков, простирающаяся до тропопаузы. На этом фронте облачность тёплого фронта, начиная с нижних слоев, размывается, на малых и средних высотах преобладают кучево-дождевые облака, вершины которых достигают тропопаузы. Вся облачная система холодного фронта является более мощной и опасной, чем облачность тёплого фронта окклюзии. В них наблюдаются сильная турбулентность, грозы, град. Окклюзии данного типа наблюдаются чаще летом и представляют большую опасность для полётов. Зимой такие фронты сопровождаются сильным ветром и снежными зарядами.

 

Опасные явления погоды.

4.1 Гроза. Классификация гроз. Стадии развития грозового облака.

Гроза – атмосферное явление, при котором происходит интенсивное облакообразование, сопровождающиеся электрическими разрядами в виде молний и звуковым явлением в виде грома, с выпадением ливневых осадков.

Кучево-дождевые облака образуются в результате интенсивных восходящих потоков влажного воздуха. Такие потоки возникают вследствие термической конвекции и вынужденного поднятия воздуха вдоль горных склонов или вытеснения вверх тёплого воздуха на атмосферных фронтах. Термическая конвекция и вынужденный подъём воздуха действуют одновременно. Но первостепенное значение оказывает степень устойчивости атмосферы.

Восходящие движения воздуха особенно хорошо развиваются при неустойчивом состоянии атмосферы, большая влажность способствует интенсивному развитию грозовых облаков (кучево-дождевых). Чем сильнее прогрев нижних слоёв воздуха и чем влажнее этот воздух, тем вероятнее образование гроз.

Механизм формирования кучево-дождевой облачности в следующем: более нагретые приземные слои воздуха, становясь легче окружающей среды, поднимаясь, адиабатически охлаждаются. Величина этого охлаждения составляет до уровня конденсации 1˚ на 100м. На уровне конденсации происходит образование кучево-дождевых облаков. При дальнейшем подъёме охлаждение воздуха становится более медленным и составляет 0,5˚ до 0,8˚С на 100м. Чем больше влагосодержание поднимающейся массы воздуха, тем больше тепла выделяется при конденсации. Это тепло является главной причиной вертикального развития кучевых облаков и превращение их в мощные кучево-дождевые, т.е. грозовые облака. При большой влажнонеустойчивости атмосферы весь процесс формирования кучево-дождевых облаков может длиться 30-40 мин.

В метеорологии подразделяют грозы на внутримассовые и фронтальные.

Внутримассовые грозы образуются в неустойчивой воздушной массе в результате термической конвекции или подъёма воздуха вдоль наветренных горных склонов, которое сочетается с динамической турбулентностью В подавляющем большинстве случаев внутримассовые грозы возникают в тыловой части циклона при северных и северо-западных ветрах и в заполняющихся циклонах. Над сушей они образуются в тёплое время года и во второй половине дня. Так как в тылу циклона происходит вторжение холодного воздуха с ростом давления, то это препятствует значительному развитию кучево-дождевых облаков, поэтому вертикальная мощность кучево-дождевых облаков составляет 4-5км. В зависимости от причин образования они подразделяются на конвективные, адвективные и орографические грозы.

· Конвективные грозы образуются при хорошо прогретой подстилающей поверхности, воздушная масса в нижнем слое теплая и влажная, выше - относительно холодная. Конвективные грозы наблюдаются в размытом барическом поле.

· Адвективные грозы возникают при быстром движении холодного влажного воздуха по теплой поверхности. Летом они развиваются над сушей в передней части гребня в холодном воздухе за холодным фронтом.

· Орографические грозы возникают в предгорных и горных районах при подъеме неустойчивой воздушной массы вдоль наветренных склонов и являются интенсивными и продолжительными, когда склоны в середина дня обращены к солнцу. В горных районах кучево-дождевые облака по вертикали более развиты и достигают высот около 8км. Горные внутримассовые грозы обычно интенсивнее, чем на равнине.

Фронтальные грозы могут возникать на всех видах атмосферных фронтов. Особенно опасны грозы на холодных фронтах второго рода, так как наиболее активны в дневное время, перемещаются вместе с фронтом со скоростью 50-60 км/час. Располагаются грозы перед фронтом, длина грозовой зоны 1000км, ширина 30-50км, вертикальная мощность 14-15км, Интенсивная грозовая деятельность наблюдается, когда разность между температурой тёплой и холодной воздушной массы составляет 10˚С и более. Прохождение такого фронта сопровождается сильными шквалами и ливнями, а иногда выпадением града. Грозы на холодном фронта располагаются сплошной грядой вдоль фронта. Наиболее интенсивная грозовая деятельность наблюдается в тёплое время гроза во вторую половину дня, когда термическая конвекция способствует усилению грозовой деятельности в зоне фронта.

Грозы на тёплом фронте возникают, когда воздух, понимающийся по фронтальной поверхности неустойчивый за счёт выхолаживания окружающего воздуха. Кучево-дождевые облака замаскированы среди систем Ns-As, и обнаружить их визуально невозможно, поэтому полёт в облаках в таких условиях становится опасным.

Грозовые облака в своём развитии проходят 3 стадии:

1 стадия наблюдается от момента возникновения облака до выпадения осадков. В этой стадии облака имеют вид кучевых Cu и мощно-кучевых Cu cong, состоят из водяных капель и не дают осадков. Внутри облаков преобладают восходящие потоки, в кучевых они составляют 1-2 м/и, в мощно-кучевых они достигают 6-8 м/с. Нисходящие потоки наблюдаются между облаками.

2 стадия (наиболее опасная) наблюдается от начала выпадения ливневых осадков и появления в вершине мощно-кучевого облака кристаллов. В этой стадии облака имеют вид кучево-дождевых, их вершины находятся в области низких температур и имеют ледяную структуру, а нижняя часть облака чаще всего располагается в области положительных температур и имеет капельно-водяную структуру, а середина (между изотермами 0° и -20˚С) – смешанную структуру. В облаках могут наблюдаться град, снег, крупные капли дождя. Из облака выпадают ливневые осадки, т.к. восходящие потоки не в состоянии удержать на весу укрупненные капли. С началом выпадения осадков турбулентность в облаке достигает максимальной силы. Мощные восходящие потоки имеют скорость до нескольких метров, иногда доходящих до 30м/с и более, нисходящие – до 15м/с. Указанные восходящие и нисходящие движения сопровождаются сильными порывами, скорость которых может достигать 12-14 м/с (для ВС опасность представляют порывы более 10м/с, а также частые порывы более 6м/с).

Сильная турбулентность наблюдается также вдоль края облака и внутри его в местах встречи восходящих и нисходящих потоков. Нисходящий поток вызывается выпадающими осадками, которые охлаждают и увлекают вниз воздух в облаке. Завихрения, наблюдающиеся в облаке, а также сочетания мощных вертикальных потоков с большими и частыми порывами вызывают штормовую болтанку ВС, при которой полёты становятся чрезвычайно опасными, Особенно большой силы воздушные потоки достигают в верхней части кучево-дождевого облака. Здесь восходящие движения бывают настолько сильными, что вырывают из куполообразной грозовой вершины облачные элементы, которые образуют над этой вершиной гигантскую «метлу», напоминающую наковальню. Она имеет вид волокнистой пелены и представляет собой особую разновидность перистой Ci и перисто-слоистой Cs облачности.

Над куполообразной вершиной кучево-дождевых облаков, не имеющих наковальни или выступающих из наковальни, имеют место сильные восходящие потоки в слое 200-300м от облака.

 

 

Сильная турбулентность в этом случае наблюдается в слое 50-100м. В этой зоне ВС тянет вверх.

Над плоской наковальней в слое 200-300м наблюдается нисходящий поток, имеет место турбулентность, самолёт в этом случае тянет вниз. Таким образом, ВС, пролетающий в непосредственной близости к наковальне может быть сильно брошен вверх или втянут в облако.

При подходе к облаку болтанка может появиться на удалении равном диаметру облака, но наиболее сильная может встретиться на расстоянии до 1 км от него.

В грозовом облаке, в зоне отрицательных температур (от 0˚ и ниже) наблюдается сильное обледенение. Особенно интенсивным оно бывает в средней и верхней части грозового облака,

 

куда сильными восходящими потоками забрасываются крупные переохлажденные водяные капли. Сильное обледенение наблюдается и в наковальне. В облаке может наблюдаться град, вес градин может достигать 400-500г, град встречается и в наковальне, а иногда и вне облаков.

Во второй стадии большую опасность представляют явления, наблюдаемые под грозовыми облаками. В передней части облака образуется вал из разорванных облаков, так называемый «шкваловый ворот». Он возникает на высоте 500-600м (может опускаться и до 50м) на границе восходящего потока в облаке и нисходящего вне облака. «Шкваловый ворот» имеет большую скорость вращения и является крайне опасным явлением. При благоприятных условиях конец «шквалового ворота» может опускаться до земли, образуя крутящийся вихрь – смерч (в Европе – тромб, в США – торнадо). Смерч обычно имеет диаметр около 100м и большую скорость вращения - до 50-100 м/с. Перемещаясь со скоростью 20-30км/час, он причиняет огромные разрушения на своём пути.

Вторая опасная зона под облаком находится между восходящими и нисходящими потоками воздуха. Это зона шквалов. Ширина её не превышает 0,5 км. Ветер в зоне шквалов может достигать силы урагана – более 30м/с.

Большую опасность представляют ливневые осадки и град, выпадающие из облака. Иногда град может достигать больших размеров.

3 стадия является завершающей в жизни облака. Она наблюдается от начала распада кучево-дождевого облака. Дождь охватывает большую часть нижней половины облака, в результате чего в облаке преобладают нисходящие потоки, не превышающие 5-10 м/с. Обычно разрушение облака начинается с нижней части. Характерным признаком начала этого процесса является своеобразный вид нижней границы облака. Она становится вымеообразной (провисающей). В результате распада появляются слоисто-кучевые Sc, высоко-кучевые Ac и перистые Ci облака.

 

 

Турбулентность в зоне СТ.

 

На холодной стороне СТ горизонтальный сдвиг ветра составляет 12-14м/с на каждые 100км, на тёплой он равен 10м/с. Вертикальный сдвиг ветра в СТ составляет 5-10м/с на 1000м высоты, но может достигать и 25-30м/с. Наличие таких градиентов приводит к турбулентность в области СТ. Толщина возмущенных слоёв составляет 300-600мЮ иногда увеличиваясь до 1-3км, ширина обычно не превышает 100км, в длину – несколько сотен километров. Величина перегрузок при болтанке не превышает 0,5 – 1g, но иногда отмечаются случаи до 2g. В этих случаях сильная болтанка затрудняла управление самолётом или приводила к более тяжёлым последствиям.

Нередко болтанка в СТ наблюдается в области расположения Ci и Cc, образующихся на правой стороне СТ, несколько ниже его иси. Слева от оси облака образуются реже, вдоль оси облака отсутствуют. Ось СТ является границей между облачными системами по обе стороны СТ.

Турбулентные зоны зачастую бывают при ясном небе и называются ТЯН.

СТ может быть обнаружено по изменению угла сноса ВС и изменению температуры. При входе самолёта в левую сторону СТ происходит быстрый рост температуры (2-3° на 100км пути) и левый снос. При входе в СТ с правой стороны температура понижается (1-2° на 100км пути) и наблюдается правый снос. При полёте вдоль СТ температура воздуха не изменяется, а увеличивается путевая скорость (при попутном ветре) или уменьшается (при встречном ветре).

Карты погоды и их анализ.

5.1 Карты погоды. Приземные и высотные. Использование международного метеорологического кода КН-01. Анализ приземных карт.

 

Изучение погодных процессов на большой территории наиболее эффективно проводить с помощью специальных карт, на которые условными знаками нанесены результаты одновременных метеороло­гических или аэрологических (высотных) наблюдений. Такие карты получили название синоптических (от греческого слова «синоптикос» - одновременно обозревающий).

Синоптическая карта, на которую нанесены данные наблюдений у поверхности земли, называется приземной картой погоды, а карта с нанесенными данными аэрологических наблюдений - высотной или аэрологической. Приземная карта погоды - это метеорологическая карта, которая отражает фактическое состояние погоды у поверхности земли в конкретный момент времени на определенной площади. Карты погоды бывают основные и кольцевые.

Основные карты составляются в 00, 06, 12 и 18 ч среднего гринвич­ского времени (UTC). Эти карты охваты­вают огромные территории и позволяют анализировать атмосферные процессы на расстояниях протяженностью в несколько тысяч километ­ров.

На АМСГ по основным картам прогнозируют крупномасштабные процессы, такие как образование и перемещение циклонов и антицик­лонов, перемещение атмосферных фронтов. По этим картам - составляют прогнозы погоды на срок 24...36 ч, а также прогнозы погоды по маршру­там большой протяженности.

Кольцевые карты (кольцовки) составляют через каждые 3 ч: в 00,03, 06,09,12,15, 18 и 21 ч по Гринвичу.

Это карты сравнительно небольших районов - от нескольких сотен
до тысячи километров, по этим картам уточняют прогнозы погоды на несколько часов, а также составляют предупреждения о возникновении опасных для авиации явлений погоды.

Сведения о погоде наносят на основные и кольцевые карты в виде цифр и условных знаков (символов) в строго определенном порядке вокруг кружка станции в соответствии с кодом КН-01.

 

На синоптические приземные карты погоды вокруг кружка (пункта) станции данные наносятся цифрами кода и условными знаками.

TTTtT- температура воздуха, целые (TT) и десятые доли(tT) градуса Цельсия;

TdTdtd- точка росы, целые (TdTd) и десятые доли(td) градуса Цельсия;

VV- горизонтальная видимость;

h(hh)- высота облаков нижнего яруса;

Nh- количество облаков нижнего яруса в октах;

PPP- давление воздуха приведенное к уровню моря, в гПа;

рр – величина барической тенденции за последние три часа;

а - характеристика барической тенденции;

N – общее количество облаков;

W – погода между сроками наблюдения;

CL – форма облаков нижнего яруса;

CM – форма облаков среднего яруса;

CH – форма облаков верхнего яруса;

dd – направление ветра у поверхности земли (откуда дует);

ff – скорость ветра обозначается оперением;

ww – атмосферные явления погоды с срок наблюдения или в течение последнего часа перед сроком наблюдения;

Sn – знак отрицательного значения температуры воздуха, точки росы, барической тенденции.

Характер погоды над какой-либо территорией определяется свойствами воздушных масс, положением атмосферных фронтов и видом барических систем. Задачей анализа является прослеживание движения воздушных масс, установление характера их стратификации, выявлению барических систем и определение траекторий их перемещения, а также уточнение положения и типа фронтальных разделов. Полное пространственное представление об атмосферных процессах можно получить, используя в анализе весь комплекс аэросиноптического материала, имеющегося на АМСГ.

Анализ погоды обычно начинается с анализа приземных синоптических карт – основных и кольцевых, затем карт барической топографии, аэрологических диаграмм, карт максимальных ветров, карт тропопаузы и авиационных карт АКП.

Анализ приземных карт погоды начинается с их «подъёма». На карте выделяются зоны обложных, моросящих и ливневых осадков, районы кучево-дождевых облаков и грозовой деятельности, районы занятые туманом, метелями, пыльными бурями и другими явлениями.

Затем проводятся линии равных значений барических тенденций. В центральной части области роста давления проставляется синим цветом буква Р и максимальная величина роста давления, в центральной части падения – буква П красным цветом и наблюдаемая величина падения давления. Линии равных значений барических тенденций называются изаллобарами или изотенденциями. Затем проводятся изобары – линии равных давлений, выявляются основные формы барического рельефа – циклоны, антициклоны, ложбины, гребни, седловины. Центры циклонов и антициклонов обозначаются буквами Н и В соответственно.

Все эти этапы являются подготовительными для анализа атмосферных фронтов.

Для анализа атмосферных фронтов сначала изучают их положение по приземным картам предшествующих сроков, а затем на основании анализа барического поля, полей ветра, температуры, влажности, распределения облачных систем, зон осадков и изаллобарических областей определяют положение фронта и его тип. При этом учитываются все факторы, которые могут привести и изменению погодных условий в зоне фронта в зависимости от времени года и суток, характера распределения давления, температуры и т.п.

Анализ фронтов не исчерпывается определением их положения на приземной карте, а используются карты барической топографии, аэрологические диаграммы и другие материалы, как спутниковая информация, бортовая погода.

Карты барической топографии используются в комплексе с приземными картами, что позволяет достаточно полно проанализировать процессы и явления погоды, которые наблюдаются не только у земли, но и на различных высотах.

Для анализа используют карты АТ850, АТ700, АТ500, АТ400, АТ300, АТ200 и АТ100Гпа поверхности. Для анализа температурного режима нижней тропосферы используются карты ОТ500/1000. Изогипсы на этой карте в то же время являются изотермами средней температуры нижнего 5-километрового слоя тропосферы. Для уточнения положения атмосферных фронтов используется карта АТ850, на которой лучше чем на приземных картах обнаруживаются фронтальные поверхности по контрастам температур и другим элементам. Для выявления расположения и характеристики высотных фронтальных зон и связанных с ними струйных течений используются карты АТ300, АТ200, реже АТ500.

Высотную фронтальную зону по этим картам можно обнаружить по участкам с наибольшим сгущением изогипс и изотерм, на которых наблюдаются наиболее сильные ветры, иногда превышающие 100 км/час – струйное течение.

Обычно зоны интенсивной турбулентности располагаются в местах резкой расходимости воздушных потоков, особенно если эти зоны связаны со СТ, а передняя часть зоны расходимости располагается над холодным фронтом.

При анализе синоптических процессов используется аэрологическая диаграмма, по которой можно получить некоторые данные.

Для прогноза развития синоптических процессов учитывается суточный и годовой ход метеоэлементов (суточный ход температуры, ветра, зимой – отрицательных температур, летом – высоких). Учитывая изменения, обусловленные прохождением атмосферных фронтов, развитием циклонических и антициклонических образований. Одним из этапов является прогноз смещения барических образований:

1. Циклоны перемещаются в направлении изобар его тёплого сектора, оставляя тёплый воздух справа;

2. Центр циклона движется параллельно линии соединяющей центр падения давления с центром роста в сторону падения.

Если при этом отрицательные тенденции располагаются только в передней части циклона, не захватывая его центральную часть, а в тылу наблюдается рост той же интенсивности, то это указывает на быстрое смещение циклона.

Если отрицательные тенденции захватывают центр циклона и теплый сектор, это указывает на его углубление, вероятное обострение фронтов, увеличение мощности облаков и интенсивности осадков.

3. Если же циклоны или антициклоны имеют общую замкнутую изобару, то их центры совершают вращательное движение друг относительно друга у циклонов против часовой стрелки, у антициклонов – по часовой стрелке.

4. Ложбина перемещается вместе с циклоном, с которым она связана, и вращается вокруг циклона против часовой стрелки.

5. Гребни перемещаются вместе с антициклоном и вращаются вокруг антициклона по часовой стрелке.

 

При использовании карт барической топографии для анализа применяются следующие правила:

1. Приземные центры барических систем перемещаются в направлении воздушного потока течений (ведущего потока), наблюдающихся в данный момент над этими центрами, на высотах 3-6 км, т.е. в направлении изогипс на АТ700 и АТ500.

При этом скорость перемещения центров приземных барических образований будет составлять 0,7 от скорости ветра на АТ700 и 0,5 от скорости ветра на АТ500.

2. Высокие циклоны (AZn) c вертикальной осью остаются малоподвижными и заполняются (разрушаются). Большой наклон оси указывает на быстрое перемещение барического образования.

3. Циклоны углубляются, если над ними на картах АТ700 и АТ500 наблюдается расходимость потоков; заполняются, если имеется сходимость потоков.

4. Антициклоны и гребни усиливаются, если над ними на картах АТ700 и АТ500 наблюдается сходимость потоков, и разрушаются, если есть расходимость потоков.

Для прогноза перемещения фронта применяется карта АТ700, каждая точка на приземной линии фронта перемещается вдоль изогипс, проходящих над этой точкой со скоростью 0,8 для теплых и 0,9 для холодных фронтов от скорости ветра на этой изобарической поверхности.

Таким образом, определяя скорость и направление перемещения барических образований и атмосферных фронтов, составляется прогноз синоптического положения, т.е. будущее расположение атмосферных объектов. Учет эволюции атмосферных фронтов и барических систем является важным элементом при разработке синоптического положение и прогноза погоды, причем прогноз погоды исходит из основного принципа, что с перемещением воздушных масс и фронтов переносятся с определенными изменениями свойственные им условия погоды. Поэтому в первом приближении принимаются те значения метеоэлементов, откуда ожидается перемещение фронта и перенос воздушной массы.

 

5.2 Карты барической топографии. Их анализ. Карты тропопаузы.

 

Карты барической топографии (БТ) составляют по данным радио­зондирования в 00, 12, UTC. По этим картам определяют метеорологические условия на различных высотах, а также уточняют анализ погоды у поверхности земли. Карты БТ составляют для поверх­ностей равного давления, которые называются изобарическими.

Изобарические поверхности не параллельны уровню моря. В зависимости от распределения давления на уровне моря и от распре­деления температуры воздуха они или поднимаются несколько вверх (над антициклоном и в области тепла), или опускаются вниз (над циклоном и в области холода) относительно своей средней высоты. Высота изобарической поверхности выражается в геопотенциальных метрах1 или декаметрах (десятках метров). Изобарических поверхно­стей в атмосфере можно выделить бесконечное множество. На практи­ке обычно выделяют несколько, их называют стандартными, или главными. В зависимости от уровня отсчета высоты изобарической поверхности эти карты подразделяют на карты абсолютной топографии (AT) - высота изобарической поверхности отсчитывается от уровня моря и карты относительной топографии (ОТ) - высота отсчитывается от любой ниже расположенной изобарической поверх­ности или от поверхности земли. На практике составляют только одну ОТ500/1000

1 Геопотенциальный метр отличается от линейного не более чем на 0,3 %.

 

.

Изобарические поверхности и карты барической топографии

Карты абсолютной топографии составляются для следующих изобарических поверхностей:

850гПа,Нср≈1,5км (слой1…2км)

700 гПа, Нср ≈ 3 км (2…4км)

500 гПа, Нср ≈ 5 км (4…6км)

400 гПа, Нср ≈ 7 км (6…8км)

300 гПа, Нср ≈ 9 км (8…10км)

200гПа,Нср≈ 12 км (10…12км)

100гПа,Нср≈ 16 км (12…14км)

 

На карты AT наносят следующие данные:

Здесь ННН — высота изобарической поверхности, геопотенциальные декаметры (гп. дкм); t - температура воздуха на высоте данной изобарической поверхности, °С; Δtd- дефицит точки росы, указывается цифрой. Направление δ и ff скорость ветра и наносят так же, как на приземную карту:

 

Точки с одинаковой высотой данной изобарической поверхности соединяют на картах AT плавными черными линиями, которые назы­ваются изогипсами (изос - равно, гипса – высота).

После проведения изогипс на картах AT выделяются высотные центры барических систем. Высотные циклоны и антициклоны очерче­ны замкнутыми изогипсами. В циклоне высота изобарической поверх­ности к центру уменьшается, а в антициклоне высота изобарической поверхности к центру увеличивается.

С помощью карт AT определяют следующие параметры.

1. Направление и скорость ветра в том районе, где данные о ветре отсутствуют, т. е. направление и скорость градиентного ветра, харак­теристики которого зависят от направления и густоты изогипс.

2. Струйное течение (СТ). Это - ветровой поток со скоростью
100 км/ч (30 м/с) и больше, который простирается на несколько тысяч
километров по горизонтали. Иногда СТ опоясывает весь земной шар.
Ось СТ (максимальная скорость) располагается на 1,5...2 км ниже
тропопаузы.

3. Зоны облачности и обледенения. На изобарических поверхно­стях 850,700 и 500 гПа облачность вероятна при Δtd ≤ 2 °С;

на изобарических поверхностях 400, 300 и 200 гПа облачность вероятна при Δtd ≤ 4°С;

4. Зоны болтанки (_/\_ - умеренная; -сильная). Если на не­большом участке маршрута резко меняется направление или скорость ветра или то и другое вместе, то при полете на этом участке маршрута будет наблюдаться болтанка;

5. Ведущий поток. Это господствующее направление ветра над данным районом в средней тропосфере (в слое 3 – 6 км) Его определяют по картам АТ-700 и АТ-500. По ведущему потоку определяется направление и скорость перемещения основных барических систем, а также скорость перемещения атмосферных фронтов.

6. Вертикальная мощность циклонов и антициклонов.

7. Положение атмосферных фронтов и воздушных масс.

8. Эволюция приземных циклонов и антициклонов

Карты тропопаузы.

Карты тропопаузы составляют по данным радиозондирования в 00 и 12 ч по Гринвичу. Они дают представление о пространственном положении тропопаузы.

На карты наносят следующие данные:

 

Здесь РРР- давление на самом нижнем уровне тропопаузы; t- температура воздуха на уровне тропопаузы, °С; Δtd - дефицит точки росы, указывается цифрой кода (так же, как на картах AT).

 

 

Направление δ и скорость ветра наносят так же, как на приземную карту. По карте тропопаузы при полетах на высоких эшелонах можно определить, где ВС будет пересекать тропопаузу, и ее наклон.

В местах, где наклон тропопаузы равен или больше 1/300 будет наблюдаться сильная болтанка. Пересекать тропопаузу в таких районах не рекомендуется.

 

Группа состояния ВПП.

В осенне-зимний и весенний периоды, в соответствии с региональным аэронавигаци­онным соглашением, информация о состоянии ВПП включается в регулярную сводку. Как правило, это восьмизначная цифровая группа, которая передается после прогноза для по­садки (группы trend).

NN ас вв КцКц - схема для расшифровки группы состояния ВПП:

NN - номер ВПП. Для обозначения правой параллельной ВПП к номеру прибавляется 50 (NN минус 50 = правая ВПП).

NN = 88 - информация для всех ВПП.

NN = 99 - повторение последнего сообщения.

а - условия покрытия ВПП:

0 - сухо(чисто) - clear and dry

1 - влажно - damp

2 - мокро/вода (местами) - Wet or water patches(flooded)

3 - иней/изморозь - Rime or frost covered

4 - сухой снег - Dry snow

5 - мокрый снег - Wet snow

6 - слякоть - slush

7 - лед - ice

8 - уплотненный/укатанный снег - Compacted or rolled snow

9 - замерзшая/неровная поверхность - Frozen ruts or ridges

10 // - нет данных

CLRD (cleared) - чисто. Буквенное сокращение может быть использовано вместо 3-4-5-6 цифр в группе (вместо асвв в схеме).

с - степень покрытия, употребляются цифры 1,2,5 и 9:

1 –менее 10%

2- от 11 до 25%

5 - от 26 до 50%

9- от 51 до 100% / - нет данных

вв - толщина покрытия ВПП:

0- менее 1 мм

02 -2мм

05-5мм

14-14мм и т.д.

Цифра 91 не используется, а цифрами 92-98 указываются сантиметры

92 - 10 см 96 – 30см

93 - 15см 97 – 35см

94 - 20 см 98 – 40см

95 - 25см 99 – полоса не работает в связи с чисткой

// - толщина слоя незначительна или не измерена

 

КцКц - коэффициент сцепления или эффективность торможения:

Коэффициент сцепления следует читать (десятые и сотые доли) в том случае если первая цифра меньше 9. Например: 28 - 0,28; 35 - 0,35; 72 - 0,72 и т.д.

 

Эффективность торможения:

91 - плохая - poor

92 - плохая/средняя (0,26 - 0,29) - poor/medium - between fair and poor

93 - средняя (0,30 - 0,35) - medium - fair

94.- средняя/хорошая (0,36 - 0,39) - medium/good - between fair and good

95 - хорошая (0,40) - good

99 - ненадежное измерение - Unreliable due to snow, slush etc.

//- нет данных

Или или или или

Или

SKC илиNSC

(5) (6) (7) (8)

 

TTTTTGGGeGe или FMGGgg

(13)

Группы кода, заключенные в скобки, используются в соответствии с региональными авиационными соглашениями.

Применение и содержание отдельных групп кода TAF:

1 - указатель информации:

- TAF или сокращения от слова FORECAST:

- FC, если срок действия прогноза 12 часов и менее (прогнозы выпускаются

через 3 часа)

- FT, если срок действия 18 - 24 часа (прогнозы выпускаются через 6 часов)

-AMD - amendment - уточненный прогноз (TAF AMD) - "корректив".

2- СССС – четырехбуквенный индекс аэродрома;

 

3 - YYGGggZ - дата (число месяца) и время составления прогноза (в часах и минутах UTC).

 

4- Y1Y1G1G1G2G3 - дата и срок действия прогноза (не менее 9 часов и не бо­лее 24 часов) в целых часах UTC.

Группы кода TAF, одинаковые с кодом METAR, расшифровываются (читаются) по тем же правилам и таблицам;

5 - dddffGfmfm MPS (КТ или КМН) - среднее (истинное) направление прогнозируемого ветра у поверхности земли,

6 - VVVV- горизонтальная видимость у поверхности земли (метеорологическая - МДВ)

7 - W¹W1 - особые явления погоды.

NSW - no significant weather (нет особых явлений) - включается в сводку на месте груп­пы

W¹W1, если ожидается окончание особых явлений погоды.

CAVOK (Clouds and Visibility O'Key) - используется также как в коде METAR.

8 - NsNsNshshshs - или VVhshshs - прогнозируемые количество и высота облаков в раз­
личных слоях или массах облачности.

NSC (no significant clouds) - нет существенной облачности - включается в сводку в тех

случаях, когда кодовые слова CAVOK и SKC не подходят.

 

9 -T(M)TFTF/GGZ - прогнозируемая температура воздуха. Т - буквенный указатель.
TFTF - прогнозируемая температура в целых градусах Цельсия. Перед значениями

температуры ниже 0°С ставится, буква М (minus)

GG - время (в целых часах UTC), на которое дается прогноз температуры.

Z - буквенный указатель времени в UTC.

Если необходимо передать прогноз температуры на несколько сроков, группа Т может повторяться в сводке несколько раз.

10- 6IchihihitL - прогнозируемое обледенение на внешних частях ВС

6 - указатель группы

Ic- интенсивность и характер обледенения:

0- отсутствует 5 - умеренное в облаках







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.