Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ НАПИСАНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ





ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Требования, предъявляемые к выпускным квалификационным работам (далее – ВКР) в Российском государственном профессионально-педагогиче­ском университете, достаточно четко сформулированы и выполняются как руководителями ВКР, так и выпускниками. Однако в силу слишком обобщенного характера этого документа они сформулированы недостаточно конкретно, кроме того в них не нашла отражения специфика педагогических исследований.

В пособии поставлена задача проанализировать весь процесс подготовки ВКР, от выбора темы работы до ее публичной защиты. Особое внимание уделяется методологическим основам научного творчества, технологии подготовки ВКР, методике оформления результатов исследования и подготовки к процедуре их публичной защиты. Материал пособия изложен в соответствии с требованиями к выполнению и оформлению ВКР (рассмотрено на заседании учебно-методического совета, протокол № 4 от 20.12.2006)[1]. В отличие от других работ, написанных на эту тему, ВКР рассматривается здесь как вид научного творчества. Пособие предназначено руководителям ВКР, выпускникам РГППУ. Оно может быть полезно магистрантам и всем тем, кто желает повысить культуру своей исследовательской работы. Авторы отдают себе отчет в том, что не все вопросы, затронутые в книге, удалось осветить на должном уровне. Эта работа – попытка обобщения накопленного опыта подготовки всех видов ВКР. Мы предупреждаем, что все ВКР в обязательном порядке будут проверяться на сайте www. antiplagiat.ru. К защите будут допущены только ВКР с 60% оригинальностью текста. Поэтому не допускайте плагиат и все ссылки оформляйте в соответствии с правилами.

ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ НАПИСАНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Исследование имеет тем больше шансов на успех, чем более оно упорядочено, глубже обосновано и строго структурировано. Для написания ВКР важно не только хорошо знать основные положения, характеризующие ее, но и иметь хотя бы самое общее представление о научном исследовании, его методологии и методике. Как правило, научные исследования проводятся с целью изучения того или иного явления с тем, чтобы новое знание помогло понять это явление и выработать свое отношение к нему. Максимальная результативность научного исследования достигается при использовании правильно избранной методологии, методики и организации исследования.

 

Категории и понятия исследовательской работы

Приступая к подготовке ВКР, следует прежде всего, усвоить понятийный аппарат[2].

Актуальность темы – степень ее действенности, ценности и значимости в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Гипотеза – мысленное воплощение замысла, предположение о способах, процессе, механизмах преобразований, обеспечивающих более эффективный образовательный процесс, предположительные ответы на поставленные в исследовании задачи и вопросы.

Доказательство – научно обоснованное утверждение о истинности высказывания, суждения, теории. В логическом доказательстве аргументация проводится по правилам и с помощью средств логики.

Идея – определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п. От других форм мышления и научного знания (мысль, понятие, теория и др.) идея отличается тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится осознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности.

Измерение – операция, в основе которой лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам с заранее определенным образцом. Чтобы осуществить такое сравнение, необходимо иметь определенные и согласованные с ранее проведенными исследованиями единицы измерения, наличие которых дает возможность выразить изучаемые свойства со стороны их количественных характеристик.

Категория – предельно общая для данной отрасли науки форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние существенные стороны и отношения исследуемых предметов, смысл которого является общепринятым в науке.

Метод исследования – способ достоверного и обоснованного применения ранее приобретенного знания для получения нового знания.

Методика исследования – система конкретных приемов или способов осуществления какого-либо исследования.

Методология научного исследования – учение о принципах, формах и наиболее общих способах получения новой информации в научно-исследовательской деятельности.

Объект исследования – существующие независимо от исследователя процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения и для решения противоречий в науке.

Предмет исследования – все то, на что направлена исследовательская деятельность и находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Проблема – конкретное знание о незнании, обозначение ключевых вопросов, требующих ответа, вызывающих затруднения при теоретических изысканиях и в практической деятельности.

Педагогическая технология – система знаний об инструментарии до-стижения целей обучения и непосредственная деятельность по управлению процессом обучения при ориентации на индивидуальные особенности личности и уровень подготовленности обучающихся.

Педагогическое проектирование – система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей.

Эксперимент (педагогический, социально-педагогический, психолого-педагогический) в расширенном толковании – любой педагогический поиск, вносящий новое в существующую практику; в более узком смысле – научно поставленный опыт, специально организованное воспроизведение и изменение явлений, позволяющее выявить влияющие на процесс и результаты факторы и условия, варьировать, фиксировать и измерять их влияние.

 

 

РАБОТА НАД РУКОПИСЬЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

 

Общие рекомендации по содержанию выпускной

Квалификационной работы

В соответствии с основными требованиями ВКР должна содержать следующие основные структурные элементы:

· обложку;

· титульный лист;

· задание на ВКР;

· реферат;

· содержание;

· введение;

· основную часть, состоящую, как правило, из двух глав:

– первой главы, в которой анализируются литературные источники по проблеме разработки, основные теории изучаемой проблемы, возможность применения теории в совершенствовании учебно-воспитательного процесса;

– второй главы, содержащей практическое решение поставленной проблемы и экспериментальную апробацию предлагаемых материалов;

· заключение;

· список используемой литературы;

· приложения.

Рассмотрим подробнее содержание перечисленных элементов.

Обложка должна включать в себя указания:

· ведомственной принадлежности университета;

· полное названия университета;

· наименование темы ВКР;

· наименования и кода направления или специальности;

· идентификационного кода ВКР, содержащего три последние цифры номера зачетной книжки студента;

· места и года выполнения ВКР.

Образец выполнения обложки приведен в прил. А.

Титульный лис т является первой страницей, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска ВКР, и должен включать в себя:

· указание ведомственной принадлежности университета;

· полное название университета, института, факультета (если имеется), выпускающей кафедры;

· отметку о допуске ВКР к защите;

· наименование темы и вида ВКР;

· наименование и код направления или специальности;

· идентификационный код ВКР;

· фамилию, имя, отчество выполнившего ее студента;

· должность, ученую степень, ученое звание, фамилию, инициалы руководителя;

· должность, ученую степень, ученое звание, фамилию, инициалы нормоконтролера;

· место и год выполнения ВКР.

Образец оформления титульного листа приведен в прил. Б. Титульные листы ВКР должны подписываться исполнителем, руководителем и нормоконтролером.

Задание на ВКР оформляется на специальном бланке, разработанном в РГППУ. Задание не включается в общую нумерацию страниц, номер страницы на листе задания не проставляется.

Задание на ВКР составляется в двух экземплярах, подписывается студентом, руководителем и утверждается заведующим кафедрой. Один экземпляр прилагается к ВКР, второй хранится в личном деле студента.

Для допуска студента к защите на бланке задания ВКР должны быть подпись руководителя, свидетельствующая о его решении допустить студента к защите, информация о решении кафедры допустить студента к защите с указанием номера протокола заседания кафедры и даты его проведения.

Реферат составляется в кратком виде (не более 1 страницы) и должен включать в себя сведения об объеме ВКР, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве использованных источников, перечень ключевых слов, аннотацию.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста ВКР, которые в наибольшей мере характеризуют ее содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются прописными буквами в строку через запятые.

Аннотация отражает структуру ВКР, ее объект, предмет, цель и задачи, степень разработанности темы, методы, средства, способы и пути исследования, полученные в ходе выполнения работы результаты, их новизну и предложения по внедрению результатов с указанием области их внедрения (применения), экономическую эффективность или значимость работы, прогноз развития объектов исследования.

Если ВКР не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей аннотации, то в тексте аннотации она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.

Заголовок «РЕФЕРАТ» размещается с абзацного отступа и выполняется прописными буквами. Образец выполнения реферата приведен в прил. В.

Содержание должно отвечать заданию на ВКР и включать в себя введение, наименование всех имеющихся в работе глав, параграфов, подпараграфов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых они начинаются в тексте. Образец оформления содержания приведен в прил. Г.

Главы, параграфы, подпараграфы должны иметь порядковые номера в пределах основной части и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце. После цифры с точкой делается один пробел перед текстом названия.

Введение, список использованных источников и приложения не нумеруются. Слова «глава», «параграф», «подпараграф» перед заголовком не пишутся.

Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой, например: 1.1., 1.2., 1.3. и т.д. Номер подпараграфа включает номер главы, параграфа и порядковый номер подпараграфа, разделенные точкой, например 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3. и т.д.

Заголовки глав, параграфов, подпараграфов пишутся с абзацного отступа без точки в конце, не подчеркивая. Заголовки глав – прописными буквами, параграфов, подпараграфов – с прописной буквы. Допускается выделение полужирным шрифтом заголовков глав и параграфов ВКР. Можно использовать шрифты разных кеглей (14-й, 16-й), прописные и строчные буквы, жирный шрифт, курсив, учитывая, что, чем важнее заголовок, тем более крупным и жирным шрифтом он должен быть набран[8].

Расстояние между заголовком главы и ее текстом должно составлять два интервала. Расстояние между заголовком параграфа и предыдущим текстом должно составлять два интервала. Расстояние между заголовком параграфа и его текстом должно составлять один интервал (при этом имеется в виду межстрочный интервал).

 

Пример оформления заголовков.

Вариант 1

ИЗМЕРЕНИЙ

1.1. Общие вопросы педагогических измерений

Вариант 2

ИЗМЕРЕНИЙ

1.1. Общие вопросы педагогических измерений

 

Вариант 3

ИЗМЕРЕНИЙ

1.1. Общие вопросы педагогических измерений

 

Далее рассмотрим порядок работы над основной частью, содержащей большую часть информации (в среднем 70–75% общего объема) и состоящей, как правило, из двух глав, разбитых на параграфы. Каждая глава должна начинаться с новой страницы. Все главы и параграфы располагаются в порядке, указанном в содержании, и должны быть логически взаимосвязаны, обеспечивая последовательное развитие основных идей темы на протяжении всей ВКР.

 

 

Композиция ВКР

 

Содержание основной части пояснительной записки ВКР определяется тематикой выпускной квалификационной работы. Во взаимодействии человека с окружающим миром выделяются два подхода: теоретический, направленный на «освоение» сущностной стороны реальности, связанный с усвоением системы знаний, и практический, или технологический, обеспечивающий взаимодействие с окружающей средой. Таким образом, в общем виде ВКР имеет два основных раздела: теоретический, где дается научное обоснование выбранной темы, и практический, требующий конкретной практической разработки выбранной темы и ее апробации.

ВКР носит интегрированный характер, в котором в большей степени взаимосвязаны отраслевая и психолого-педагогическая составляющие подготовки педагога профессионального обучения. Основу структуры процесса исследовательской работы составляют этапы (рис. 1):

· определение проблемы, выдвижение гипотезы исследования;

· информационный этап;

· организационно-технологический этап;

· проектировочный этап;

· этап реализации и апробации результатов исследования;

· этап подведения итогов работы, защита ВКР.

Этап определения проблемы и выдвижения гипотезы (Э1) отражает содержание введения. В структуру содержания этого этапа входит четыре шага: обоснование темы и проблемы ВКР; формирование объекта и предмета ВКР; выдвижение гипотезы; формирование целей и задач ВКР. Примерный объем введения составляет 10% объема работы в листах (см. главу 1).

Во введении ВКР могут найти отражение методологическая и теоретическая основы исследования, методы исследования, с помощью которых решались поставленные задачи, научная и практическая ценность работы. Заголовок «ВВЕДЕНИЕ» размещается с абзацного отступа и выполняется прописными буквами.


 

Информационный этап (Э2) предусматривает реализацию первой задачи ВКР, которая связана с аналитическим обзором литературы по проблеме исследования: поиск информации, ее анализ, отбор и обобщение; поиск и изучение уже имеющегося в практике обучения опыта и формулировка выводов по решению этой задачи (см. рис. 1).

Аналитический обзор литературы предполагает выявление особенностей понимания различных аспектов исследуемой проблемы разными учеными, обнаружение противоречивости мнений и суждений.

В результате обосновывается принимаемая в рамках ВКР позиция автора по исследуемым вопросам.

Обзор литературы заканчивается четким определением возможностей выбранной теории, технологии, методики или подхода в совершенствовании проектирования, организации или реализации образовательного процесса. При необходимости в заключение обзора выявляются условия эффективного применения принятых положений.

Организационно-технологический этап (Э3) предполагает прохождение следующих шагов: характеристика деятельности будущего специалиста; анализ отрасли, в рамках которой решается проблема, для которой готовятся рабочие кадры; характеристика образовательного учреждения.

Характеристика деятельности будущего специалиста

Анализ деятельности специалиста необходимо начинать с результативно-целевой направленности обучения. При описании деятельности будущего специалиста можно использовать метод функционального анализа1.

Метод функционального анализа сформировался и широко применяется в европейских странах (Великобритании, Англии, Шотландии, Испании и др.) в качестве основы формирования требований к профессиональным образовательным программам. В Великобритании профессиональное образование и обучение регулируется национальными профессиональными стандартами, на базе которых формируются национальные квалификации профессионального образования (эквивалент образовательных стандартов)[9]. Отправной точкой выявления и обоснования результатов обученияявляется анализ профессиональной деятельности.

Проведение подобного анализа предусматривает участие в нем специалистов системы профессионального образования, а процедура выявления трудовых функций основывается на анализе регламентирующих и нормативных документов (должностных инструкций, квалификационных требований). Обобщенные трудовые функции анализируются с точки зрения психологии труда, комплекса требований к тому человеку, который занимает или намеревается занять определенный должностной пост. На основе анализа структуры труда формулируется перечень учебных дисциплин, их содержание (профессиональные знания) и их теоретическая или практическая направленность.

Однако рассмотренный подход к анализу профессиональной деятельности не позволяет сформулировать прозрачные, целостные и измеримые результаты обучения, соответствующие потребностям современного общества и развивающегося рынка труда. Он не предусматривает участия представителей сферы труда (работодателей) в анализе требований к компетенциям работников, базируется на изучении документов (квалификационных требований и должностных инструкций), которые, как и всякие нормативные и регламентирующие документы, малоподвижны с точки зрения их адаптации к изменяющимся условиям трудовой сферы.

Важнейшим принципом разработки структуры и содержания компетентностных образовательных результатов является анализ собственно трудовой (профессиональной) деятельности работников для выявления структурированных требований рынка труда, выраженных в терминах компетенций, на основе целостного и непротиворечивого механизма. Для «запуска» этого механизма необходимо тесное взаимодействие субъектов профессионального образования с субъектами сферы труда в формате социального партнерства.

Требования рынка труда к работникам различных квалификационных уровней и результаты обучения, которые должны быть достигнуты ими для соответствия этим требованиям, описываются в отраслевых профессиональных стандартах. В профессиональных стандартах устанавливаются и поддерживаются единые требования к качеству труда, учитывающие новые тенденции в сфере труда, они составляют основу для аттестации работников по единым критериям, а также основу разработки должностных инструкций для персонала[10]. При разработке профессиональных стандартов используется метод функционального анализа. В зарубежной литературе функциональный анализ определяется, как «один способов описания того, что люди делают на работе»[11].

Метод функционального анализа шире метода анализа задач, который полезен для описания ручного труда в стабильных профессиях, мало подверженных изменениям. Преимущество функционального анализа состоит в том, что он позволяет активно учитывать изменения в технологии и организации труда на региональных рынках труда, где будут трудиться выпускники учреждений профессионального образования[12]. По сути, функциональный анализ является механизмом «инвентаризации» области профессиональной деятельности, позволяющим наиболее четко, про­чно и понятно описать профессиональную деятельность и, тем самым, формировать основу для определения результатов обучения. Применение метода функционального анализа предполагает проведение опросов работодателей соответствующих отраслей. В случае отсутствия профессиональных стандартов, опросы должны проводиться учебными заведениями согласно процедуре, получившей в международной практике название потребностей в умениях.

Основная задача анализа потребностей в умениях состоит в выявлении структурированных трудовых функций, которые выполняют работники на предприятиях (в отрасли) и, как производные от этих функций, тех знаний, умений и ключевых компетенций, которые необходимы для этого работникам. Его регулярное применение позволяет образовательным учреждениям уточнять реальные и выявлять перспективные требования предприятий к различным категориям работников, отражающие региональные потребности. Учебные заведения должны четко представлять себе, для каких конкретных видов работ/профессиональной деятельности они осуществляют подготовку, а не просто готовить унифицированных работников, обладающих компетенциями, часть из которых, возможно, устарела.

Определение требований к компетенциям работников происходит в процессе процедуры анализа потребностей в умениях. Опыт показывает, что данный метод становится современным инструментом планирования деятельности образовательного учреждения, совершенствования содержания профессиональных образовательных программ в части их соответствия требованиям труда и элементом комплексной системы обеспечения качества профессионального образования.

О.Н. Олейникова в своей работе говорит о неправомерности использования термина «анализ рынка труда» вместо понятия «анализ потребности в умениях», что часто наблюдается в учебных заведениях профессионального образования[13]. Анализ рынка труда требует специального исследовательского аппарата и соответственно обученных сотрудников и не может быть сферой ответственности учебного заведения, поскольку не входит в его функции и на такую деятельность не предусмотрено ни материальных, человеческих, ни временных ресурсов. Анализ и прогноз развития рынка является прерогативой органов по труду и занятости и местных (региональных) администраций, владеющих методиками и ресурсами для его осуществления. Таким образом, можно заключить, что данные по развитию рынка труда представляют внешний контекст для развития учебного заведения. Они формируют его стратегию, цели и задачи, задавая векторы развития. Тогда как использование анализа потребностей в умениях является одним из внутренних механизмов системы обеспечения качества.

Анализ потребностей в умениях проводится учреждениями профессионального образования на предприятиях социальных партнеров в процессе масштабного опроса работодателей и их работников в форме анкетирования. Механизм анализа потребностей в умениях состоит из двух основных элементов: анкетирования работодателей и анализа полученных данных. Анализ потребности в умениях особенно необходим в тех случаях, когда отсутствуют профессиональные стандарты, но и при их наличии он также необходим, поскольку профессиональные стандарты требуют постоянного уточнения, так как темп развития рынков труда опережает обновление стандартов.

После выявления функций, т.е. реальных действий, выполняемых работником определенной профессии различных уровней квалификации, и тех компетенций, которые необходимы для выполнения этой профессиональной деятельности, составляется так называемая функциональная карта.

Функциональная карта состоит из описания основной цели профессии; описания основных функций, составляющих данную профессию; функциональных модулей, определяющих конкретные значимые действия в рамках основных функций, являющихся производными от основных функций.

Выявленные функции кладутся в основу разработки программы обучения, поскольку они, по сути, представляют собой набор необходимых компетенций работника, которые будут являться результатами обучения. В функциональной картев виде схемы описываются функции, выполняемые работниками в конкретной профессиональной деятельности.

Рассмотрим алгоритмические действия по разработке функциональной карты области профессиональной деятельности (рис. 2).

 

 


Рис. 2. Алгоритм разработки функциональной карты

области профессиональной деятельности

Рассмотрим каждый компонент функциональной карты подробнее.

Алгоритм разработки функциональной картыпредусматривает, формулирование основной цели профессиональной деятельности, кратко описывающей суммарный результат того, для чего предназначена данная область профессиональной деятельности. Область профессиональной деятельности в данном случае понимается как совокупность видов трудовой деятельности, имеющих интеграционную основу и предполагающих схожий набор компетенций для их выполнения.

Приведем примеры описания цели области профессиональной деятельности.

Организовывать, осуществлять и контролировать процесс производства и ремонта сварных конструкций.

Разрабатывать, организовывать, реализовывать и контролировать процессы и механизмы автоматизации и технологических производств.

Разрабатывать, устанавливать и сопровождать программное обеспечение.

Организовывать, осуществлять и контролировать производство деталей и сборочных единиц машиностроения.

Организовывать, осуществлять и контролировать техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта различных типов.

Организовывать, осуществлять и контролировать приготовление продукции питания в соответствии с требованиями к ее безопасности для различных категорий потребителей и обслуживание разных категорий потребителей на различных предприятиях питания.

Обеспечивать жизнеспособность и эффективное развитие организации.

Обеспечивать комфортные и безопасные условия проживания и предоставления различных услуг для различных категорий гостей в отеле, пансионате, мотеле и других предприятиях индустрии гостеприимства.

 

Далее осуществляется поэтапная конкретизация основной цели. Уточнение основной цели в виде описания обобщенных функциональных областей (видов профессиональной (трудовой) деятельности). Под видом трудовой деятельности понимается составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций. Можно сказать, что основная цель как бы «разворачивается» в виды трудовой деятельности, необходимые для выполнения основного предназначения области профессиональной деятельности. Число видов трудовой деятельности зависит от ее сложности.

В рамках обобщенных функциональных областей (видов профессиональной (трудовой) деятельности) указываются конкретные трудовые функции.

Трудовая функция представляет собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом, и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения. Действия выступают относительно завершенными элементами трудовой функции. Одно и то же действие может переходить из одной деятельности в другую, обнаруживая тем самым свою относительную самостоятельность. Отметим, что в методе функционального анализа предельным уровнем детализации деятельности являются действия.

Пример 1.

В области приготовления пищи в общественном питании выделен вид профессиональной деятельности «Производить подготовку различных видов мяса для дальнейшего использования». В рамках данного вида профессиональной деятельности выделен ряд трудовых функций, одной из которых является функция «Производить подготовку мяса для приготовления сложных блюд», выполнение которой требует собственных знаний, методов, инструментов, оборудования и т.д. Для освоения этой функции потребуется 12 учебных часов, нацеленных на результат обучения, интегрирующий совокупность знаний, умений и опыта (компетенции), требующихся для выполнения всего набора действий, входящих в данную трудовую функцию.

Пример 2:

Вид трудовой деятельности – разрабатывать стратегию организации.

Трудовые функции: формировать общую стратегию организации; руководить составлением бизнес-плана организации.

Пример 3:

Вид трудовой деятельности – выполнять наладку станка для изготовления деталей.

Трудовые функции: устанавливать режущий инструмент, приспособления и заготовку; осуществлять кинематическую и размерную настройку; производить пробную обработку детали для проверки правильности наладки.

 

Основные функции должны быть максимально приспособлены для выполнения конкретного вида трудовой деятельности. Для удобства пользования функциональной картой в ней вводятся условные обозначения: обобщенные функции обозначаются буквами А, Б, В и т.д. Для обозначения конкретных трудовых функций к номеру обобщенной функциональной области добавляются номера конкретных функций, например, А1, Б2, В3 и т. д.

Помимо профессиональных функций в функциональной карте описываются (если это необходимо) надпрофессиональные функции, т.е. функции, которые работодатель ожидает от работника в любой области профессиональной деятельности. Набор надпрофессиональных функций зависит от области профессиональной деятельности. В функциональной карте описание надпрофессиональных функций обозначается цифрами 01, 02, 03 и т.д., и помещается в ее нижней части.

Какправило, в рамках одной области профессиональной деятельности надпрофессиональные функции одинаковы. Опыт разработки функциональных карт для различных видов профессиональной деятельности показывает, что их возможный набор может быть следующим:

· организовывать процесс собственного труда и вносить предложения по совершенствованию организации труда;

· соблюдать требования охраны труда и защиты окружающей среды;

· эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством и клиентами.

Структураразрабатываемой функциональной карты области профессиональной деятельности представлена на рис. 3.

Особое значение при разработке функциональной карты придается используемому языку описания,к которому предъявляются единые требования. Для описания основной цели, видов профессиональной (трудовой) деятельности и конкретных трудовых функций используются глаголы в неопределенной (активной) форме, или отглагольные существительные.

 

 
 

 

 


Конкретная функция В1  
Обобщенная функциональная область (вид профессиональной деятельности) В

             
   
 
 
 
 
   
 

 


Рис. 3. Структура функциональной карты области

профессиональной деятельности

 

Предлагаемый подход ориентирован на описание действий (профессиональной деятельности), следовательно, и язык описания должен соответствовать общей логике подхода, а за глаголом (глаголами) следует существительное (существительные), дополнение, которое указывает на объект, на который направлено действие. За дополнением следует, если это необходимо, описание контекста, в котором осуществляется действие, т.е. ситуация или указание на то, для чего и для кого преобразуется конкретный предмет труда (табл. 1).

Методика разработки функциональной карты является основой для проектирования модульных образовательных программ и профессиональных модулей в основной профессиональной образовательной программе Федерального государственного образовательного стандарта.

Таблица 1

Описание основной цели, вида профессиональной деятельности и конкретной (трудовой) функции в функциональной карте

 

Глагол в неопределённой форме (отглагольное существительное) Объект действия (существительное (существительные)) Контекст действия
Подавать (подача) Блюда и напитки (блюд и напитков) Гостям
Подготовить (подготовка) Лабораторную посуду (лабораторной посуды) В соответствии с ее назначением
Производить Расчет С гостями различными средствами оплаты
Выбирать Образцы(ов) для анализа В соответствии с нормативной документацией

 

Анализ отрасли

Анализ отрасли включает в себя определение главных экономических характеристик отрасли, движущих сил развития отрасли, а также оценку перспектив развития отрасли.

1. Определение главных экономических характеристик отрасли.

Под отраслью понимается группа предприятий, чья продукция имеет общие потребительские характеристики и которые конкурируют на одном потребительском рынке.

В рамках этого этапа анализа необходимо получить ответы на следующие вопросы[14]:

· размер рынка;

· темпы роста рынка и позиция отрасли в жизненном цикле (раннее развитие, быстрый рост, зрелость, насыщение, старение и стагнация, сокращение рынка и продаж);

· масштаб конкуренции (локальный, региональный, национальный, группа стран, глобальный);

· темпы технического прогресса в отрасли;

· уровень рентабельности в отрасли в сравнении со средним в народном хозяйстве.

2. Движущие силы развития отрасли.

Этот этап анализа должен дать понимание того, что движет развитием отрасли и в каком направлении она будет изменяться. Необходимо проанализировать следующие факторы:

· общеэкономические тенденции;

· изменение состава покупателей и способов использования традиционной продукции отрасли;

· появление новых продуктов с качественно другими характеристиками;

· изменения в технологии, новые возможности производить более высококачественную или более дешевую продукцию;

· маркетинговые нововведения, дифференциация продукции, появление новых методов распределения продукта;

· распространение технологических знаний;

· растущий масштаб отраслевого рынка;

· государственное регулирование отрасли;

· изменения в издержках производства, например под влиянием изменения цен на сырье;

· демографические изменения;

· изменения социального характера или изменения стиля жизни;

· сокращение неопределенности и снижение рисков инвестиций в отрасль.

3. Оценка перспектив развития отрасли.

Этот этап является заключительным в анализе отрасли. Его задача – обобщить результаты, полученные на предыдущих этапах, и выработать интегрированную картину перспектив развития отрасли. Среди множества возможных оценок перспектив развития отрасли особое внимание должно быть уделено следующим:

· потенциал роста отрасли;

· стабильность спроса на продукцию отрасли и факторы, обусловливающие его колебания в краткосрочной и долгосрочной перспективе (например, сезонность, фаза жизненного цикла отрасли, наличие товаров-заменителей);

· серьезность и сложность проблем, с которыми сталкивается отрасль в целом;

· общий вывод относитель







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.