Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Цели, задачи и гипотеза исследования





На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета обосновывается цель ВКР. Цель исследования– это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над ВКР. Это тот научный результат, который должен быть получен в конечном итоге всего исследования[5]. Цель исследования формулируется после объекта и предмета по соображениям элементарной логики, поскольку цель любой деятельности можно ставить лишь тогда, когда известно, на какой конкретно объект или предмет она будет направлена.

Формулировка цели ВКР обычно начинается словами «разработать…» (методику, средства обучения, модель, программу, учебно-методический комплекс и т.д.), «спроектировать…» (технологию, образовательную среду и т.д.).

Различают цели исследовательские и практические2. Достижение исследовательских целей (выявление факторов развития, его механизмов, разработка технологий и методических систем, теоретических основ и способов управления и т.д.) создает условия, позволяет выявить средства достижения практических целей (сохранение здоровья, успешное обучение, развитие способностей, развитие профессиональных компетенций и т.д.). Достижение исследовательских целей – непосредственное предназначение исследования, практические результаты в данном контексте служат подтверждением истинности найденных решений. Исследовательская цель должна быть сформулирована конкретно, чтобы можно было фиксировать ее достижение.

Вот как сформулирована исследовательская цель исследовательской работы на тему «Развитие управленческой компетентности будущего педагога профессиональной школы». Цель исследования – теоретико-методическое обоснование развития управленческой компетентности будущего педагога профессиональной школы.

Еще один пример формулировки цели исследования на тему «Методика конструирования интегративно-технологических задач как средства развития профессиональных компетенций будущих специалистов». Цель исследования – теоретически обосновать и разработать методику конструирования интегративно-технологических задач.

Следующий пример из исследования на тему «Организационные условия подготовки педагогов профессиональной школы к диагностике результатов обучения». Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка системы организационных условий подготовки педагогов профессиональной школы к диагностике результатов обучения.

Приведем пример формулирования практической цели ВКР по теме «Комплексное методическое обеспечение итоговой государственной аттестации по профессии «Закройщик». Цель выпускной квалификационной работы – разработать предложения по комплексному методическому обеспечению процедуры ИГА по образовательной программе «Закройщик» на основе компетентностного подхода.



 

Естественно, что достигнуть поставленные цели сразу невозможно. Возникает необходимость планирования поэтапного движения к цели, что воплощается в выдвижении задач исследования, которыепредставляют собой звено, шаг, этап достижения цели. Задачи исследования содержат известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, искомое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы. Среди значительного количества задач, подлежащих решению, важно выделить основные 3 – 4 задачи. Определяют три группы задач[6]. Первая группа – историко-диагностическая– связана с изучением прошлого и современного состояния проблемы. Втораягруппа – теоретико-моделирующая – связана с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры, функций изучаемого и способов его преобразования, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования. Третья группа– практически-преобразовательная– связана с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации каких-либо процессов, их предполагаемых преобразований и с разработкой конкретных рекомендаций.

Задачи ВКР логически вытекают из ее общей цели и рассматриваются как основные этапы работы. Чаще всего формулировка таких задач делается в форме перечисления. Например: «Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются: 1. Изучить…..2. Выявить….3. Разработать….4. Экспериментально проверить…..».

Вот как сформулированы задачи исследования на тему «Развитие управленческой компетентности будущего педагога профессиональной школы».

1. Проанализировать состояние проблемы развития управленческой деятельности педагога в историческом аспекте современной педагогической теории, практике профессионального обучения.

2. Провести функциональный анализ управленческой деятельности педагога профессиональной школы. Раскрыть сущностные, функциональные характеристики управленческой компетентности будущих педагогов профессиональной школы.

3. Научно обосновать развитие управленческой компетентности студентов в процессе профессионально-педагогической подготовки. Осуществить отбор и структурирование содержания учебной дисциплины «Менеджмент профессионального образования» и разработать методическое обеспечение развития управленческой компетентности будущего педагога.

4. В ходе опытно-поисковой работы определить уровни развития управленческой компетентности будущих педагогов профессиональной школы.

Еще один пример определения задач исследования «Методика конструирования интегративно-технологических задач как средства развития профессиональных компетенций будущих специалистов». В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1.Обосноватьвозможности учебных задач в реализации компетентностного подхода в профессиональном обучении.

2. Обосновать сущность и функции интегративно-технологических задач в профессиональной подготовке.

3. Разработать методику конструирования интегративно-технологических задач.

4. Обосновать методику апробации и провести опытно-поисковую работу по апробации интегративно-технологических задач по дидактическим свойствам: содержательная валидность, сложность, трудность, интегративная мощность.

5. Выявить уровень сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов индустрии питания с помощью интегративно-технологических задач.

 

Разумеется, задачный блок, как и все другие, требует постоянной коррекции и уточнения.

После формулировки объекта, предмета, цели и задач исследования строится гипотезадля объяснения каких-либоявлений. Она направлена на то, чтобы доказать реальное существование предполагаемого. По глубине раскрытия проблемы различают гипотезу функциональную и гипотезу теоретическую (объяснительную).

Функциональная гипотеза чаще всего имеет структуру «…если… (что-то ввести, изменить подход, создать условия), то…. (будет достигнут такой-то результат)». Теоретическая гипотеза содержит еще и предположение о том, за счет чего, с помощью каких механизмов будет получен положительный результат. Это выражается в дополнительном предположении: «так как…», «потому что….». По логике построения различают гипотезу линейную (одно предположение) и вариативную (разветвленную, проверяется несколько предположения).

Время от времени возникает и обсуждается вопрос: всегда ли обязательна гипотеза? Мы бы ответили так. Она всегда очень полезна в исследовательских работах. Гипотеза – это точка опоры, без такой опоры невозможно восхождение. Разумеется, сначала это будет общее предположение, потом оно будет конкретизировано, наполнено и усовершенствовано.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.