Формы государственного устройства в современном мире
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формы государственного устройства в современном мире





 

Форма государственного устройства – это административно-территориальная организация власти, отражающая распределение властных полномочий между центральными органами и административными единицами, входящими в состав государства. В данном случае речь идет о том, из каких частей состоит территория государства и каково их правовое положение по отношению к центральной власти и друг другу.

В мировой практике известны такие формы государственного устройства, как унитарное государство, федеративное государство и конфедерация (рисунок 6).

 

 
 

 


Рисунок 6 – Формы государственного устройства
в современном мире

 

Унитарное государство (от лат. unus – один, единый) – единое государство, состоящее из административных единиц, не обладающих ни политической, ни юридической самостоятельностью.Унитарными могут быть как монархии, так и республики. Большинство современных государств являются унитарными.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

– единой конституцией для всей страны;

– единой системой высших органов государственной власти (единые для всей страны правительство и парламент);

– единой правовой системой, согласно которой обязательные для исполнения всеми без исключения местными властями и жителями страны нормативные акты могут приниматься только центральной властью;

– единой судебной системой, осуществляющей правосудие на территории всей страны;

– разделением территории государства на административно-территориальные единицы (области, провинции, департаменты, районы, уезды, округа, префектуры), не имеющие политической самостоятельности;

– централизацией государственной власти и беспрекословным исполнением ее распоряжений на местах.



К унитарным государствам относятся Бельгия, Великобритания, Франция, Румыния, Швеция, Дания, Норвегия, Беларусь, страны Балтии, Лаос, Япония, Вьетнам, Китай и др.

Унитаризм предполагает бюрократическую централизацию государственного аппарата, контроль над муниципальными органами (местной властью) из центра в административно-территориальных единицах страны.

Республика Беларусь как унитарное государство имеет следующее административно-территориальное устройство: сельские (поселковые) советы – около 1500, районы – 118, области – 6. Крупные поселения городского типа имеют в своем составе районы. Такие города также являются самостоятельными административными единицами в составе областей. Столица Республики Беларусь имеет статус особого административного образования и состоит из административных районов.

Более сложной является федеративная форма государственного устройства.

Федерация (от лат. foederatus – союзный) – союзное государ-ство, составные части которого обладают определенной юридической и политической самостоятельностью.

Для федерации характерны следующие черты:

– входящие в состав федерации территориальные образования (субъекты федерации – штаты, республики, земли, кантоны, края, области) обладают определенной политической и правовой самостоятельностью;

– наличие у субъектов федерации собственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, формируемых непосредственно жителями данной территории путем выборов или от их имени;

– двухпалатная структура парламента;

– наличие у субъектов федерации собственного законодательства, в том числе конституции при верховенстве общефедеральной конституции и законов;

– разграничение компетенции в сфере законодательства и управления между федеральными органами и субъектами федерации;

– единые финансовая система (в первую очередь валюта), вооруженные силы, система охраны границ.

Федерации возникали, как правило, на основе принудительного объединения. Поэтому конституции многих федераций не признают права свободного выхода из них. Известны попытки вооруженным путем добиться выхода из союза (часть кантонов Швейцарии – в 1847 г., южные штаты США – в 1861–1865 гг., Восточная Нигерия – в 1967–1970 гг.), но они не увенчались успехом. Мирным путем в 1965 г. от Малайзии отделился ее самый развитый штат Сингапур, без особого кровопролития распался СССР, мирно разделилась Чехословакия, распад Югославии сопровождался ожесточенными и масштабными вооруженными конфликтами.

К федеративным государствам относятся следующие: Австралия, Австрия, Аргентина, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Пакистан, США, Швейцария, ФРГ, Российская Федерация и др.

Широкое распространение как в унитарных, так и в федеративных государствах получили автономии (от греч. autonomia – самоуправление, независимость). Автономия – это территория в составе унитарного государства или субъекта федерации, населению которой предоставлены широкие полномочия в решении местных вопросов независимо от центральных властей либо властей субъектов федерации.При этом автономные образования наделяются более широкими полномочиями, чем административные (муниципальные) единицы, но меньшими, чем субъекты федерации.

Известны два основных вида автономии: национально-территориальная и административно-территориальная.

Национально-территориальная автономия основана на принципе компактного проживания какой-либо народности (народа) на конкретной территории государства. Этот вид автономии характерен для Российской Федерации (местные органы самоуправления у ряда малых народностей Севера и Сибири), США (с 1930-х гг. президентом Ф. Д. Рузвельтом предоставлены широкие права в решении местных вопросов индейским племенам в районах их традиционного проживания с передачей им в собственность земель) и др.

Административно-территориальная автономия создается с учетом географических, исторических, хозяйственных условий. Этот вид автономии характерен в основном для унитарных государств, таких, как Бельгия, Дания, Испания, Португалия, Финляндия, Великобритания и др.

В состав унитарной Великобритании входят Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия (Ольстер). За Шотландией, согласно Акту об унии 1707 г. сохранена привилегия иметь собственную правовую и судебную систему. Согласно Акту об управлении Ирландией 1920 г., Ольстеру предоставлены права полуавтономной территории с соб-ственным кабинетом министров во главе с премьер-министром, губернатором.

Как показывает историческая практика, наименее распространенной формой государственного устройства является конфедерация (от лат. confoederatio – объединение). Конфедерация – это тесное объединение нескольких самостоятельных государств для решения каких-то общих важных вопросов(чаще всего для ведения войны и согласованной внешней политики).

Ключевые признаки конфедерации состоят в следующем:

– члены конфедерации передают в ведение органов конфедерации ограниченный круг вопросов для решения отдельных общих проблем (обычно в области обороны, внешней политики, экономической деятельности);

– отсутствие единой центральной власти и стоящего над органами власти входящих в конфедерацию государств бюрократического аппарата;

– отсутствие общего законодательства и гражданства;

– отсутствие единого бюджета и валюты;

– центр конфедерации, в отличие от центральной власти федеративного государства, не вправе принимать решения, обязательные для государств-членов конфедерации, без их согласия;

– вооруженные силы могут иметь единое командование, но финансируются отдельно каждым субъектом конфедерации;

– каждый субъект конфедерации имеет право свободного выхода из нее.

Конфедерации встречались весьма редко и показали себя самой неустойчивой формой государственного устройства.

Как свидетельствует исторический опыт, конфедерация превращается либо в федерацию (США – 1776–1787, Швейцария – 1291–1848 гг.), либо в унитарное государство (Германский союз, существовавший в 1815–1867 гг., стал основой образованной в 1871 г. Германской империи), либо распадается (Сенегамбия – объединение западноафриканских государств Сенегала и Гамбии – 1982–1989 гг.).

В современном мире нет конфедераций, хотя в официальных названиях Швейцарии и Канады используется слово «конфедерация».

Существуют довольно своеобразные, «рыхлые» объединения государств, образовавшиеся на базе бывших колониальных империй – Содружество наций и Франкофония. Их объединяет прошлое и настоящее сотрудничество в различных областях, а также языковой фактор. В бывших колониальных владениях Англии государственным (или одним из государственных) языков является английский, Франции – французский.

Элементы конфедерации проявляются в особом виде объединения государств – Европейском Союзе (ЕС), куда входят 25 государств Западной, Центральной и Восточной Европы. Маастрихтские соглашения 1992 г. предусматривают создание единой финансовой и денежной системы, единого визового и таможенного пространства, унификацию законодательства в области труда и социальной защиты населения, введение единого гражданства для граждан стран-членов ЕС. Из этих положений пока не выполнено лишь последнее. Кроме того, ЕС имеет парламент (Европарламент), правительство (Еврокомиссию), международный суд и т. д. Поэтому вполне возможно превращение Европейского Союза вначале в полноценную конфедерацию, а затем и в федеративное государство – Соединенные Штаты Европы, о которых ряд ведущих политиков вел речь еще в начале минувшего века.

На постсоветском пространстве в декабре 1991 г. образовалось Содружество Независимых Государств (СНГ). Поскольку абсолютное большинство договоренностей, достигнутых лидерами бывших советских республик, не выполняется, СНГ не имеет явных признаков ни федерации, ни конфедерации.

Образование Союзного государства Беларуси и России в 1999 г. значительно ускорило решение проблем по созданию единого экономического, правового и культурного пространства, надгосударственных структур (союзного парламента и секретариата (исполнительной власти), объединения народов и т. д. Возможно, разрешение стоящих перед Союзным государством проблем явит миру новую, эффективную форму государственного устройства.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.