Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»





Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» знаменует новый этап развития аудиторской деятельности в Российской Федерации. Значение Закона состоит прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики — аудит.

Закон был подготовлен рабочей группой с участием представителей Минфина РФ, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов, а также аудиторов-практиков. Закон — концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в Российской Федерации. Его надо рассматривать в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Закона РФ «О бухгалтерском учете», Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 12.05.2000 г.) и др.

В соответствующих разделах пособия приведены ссылки на Закон «Об аудиторской деятельности», поэтому рассмотрим коротко его общую содержательную сущность.

Данный Федеральный закон включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторской организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В Законе даны определение обязательного аудита, критерии его проведения, понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок контроля за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.



Три статьи Закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание Уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при Уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений (организационно-правовая структура аудиторской деятельности в Российской Федерации приведена на рисунке).

В Законе определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. В соответствии с Федеральным законом должны быть приведены все нормативные акты по аудиторской деятельности (аттестации, лицензированию и др.) в Российской Федерации.

Как следует из перечня нормативных документов (см. рисунок), разработанных и принятых в 2001–2007 гг., основные положения закона в них конкретно уточнены и разъяснены, что позволило регулировать аудиторскую деятельность.

Прошедший период после принятия Закона характеризовался динамичным развитием системы российского аудита, чему способствовала значительная работа, проделанная Минфина РФ по реализации основных положений Закона. В развитие Закона были приняты по вопросам аудиторской деятельности постановления Правительства РФ, изданы приказы и положения Министерства финансов РФ.

Аудиторские стандарты

Федеральные аудиторские стандарты.На основе международных стандартов аудита разработаны федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД). Всего утверждено 31 федеральное правило (стандарт):

1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Документирование аудита.

3. Планирование аудита.

4. Существенность в аудите.

5. Аудиторские доказательства.

6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

7. Внутренний контроль качества работы в аудите.

8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом.

9. Аффилированные лица.

10. События после отчетной даты.

11. Применимость допущения непрерывности деятельности.

12. Согласование условий проведения аудита.

13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита.

14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита.

15. Понимание деятельности аудируемого лица.

16. Аудиторская выборка.

17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях.

18. Получение аудитором подтверждений информации из внешних источников.

19. Особенности первой проверки аудируемого лица.

20. Аналитические процедуры.

21. Особенности аудита оценочных значений.

22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника.

23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица.

24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами.

25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация.

26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

28. Использование результатов работы другого аудитора.

29. Рассмотрение работы внутреннего аудита.

30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации.

31. Компиляция финансовой информации.

В процессе подготовки федеральные правила (стандарты) были направлены в ведущие российские и международные аудиторские компании и аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, прошли рецензирование и были обсуждены в Совете по аудиторской деятельности при Минфине России. Первые шесть стандартов (стандарты первой очереди), представленных в списке, утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 в качестве федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Федеральные стандарты с 7 по 11 (вторая очередь) — постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 г. № 405, федеральные стандарты с 12 по 16 (третья очередь) — постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 г. № 532; федеральные стандарты с 17 по 23 (четвертая очередь) – постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 г. № 228; федеральные стандарты с 24 по 31 (пятая очередь) — постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 г. № 523.

В преамбуле к каждому федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности указано, что в основу его положен соответствующий международный стандарт аудита. Рассмотрим содержание некоторых ФПСАД.

Федеральный стандарт № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Международный аналог: ISA 200 Objectives and General Principles Governing an Audit of Financial Statements. Стандарт подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Кроме того, в п. 2 определение цели аудита приведено в соответствие с формулировкой из Федерального закона «Об аудиторской деятельности». В п. 7 помимо основных (федеральных) стандартов аудита упомянуты стандарты профессиональных объединений и внутренние стандарты аудиторских фирм. Содержит понятия разумной уверенности, профессионального скептицизма, объема аудита, характеристику основных принципов аудита: независимость; честность; объективность; профессиональная компетентность и добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение.

Федеральный стандарт № 2 «Документирование аудита». Международный аналог: ISA 230 Documentation. Стандарт подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Дает характеристику формы и содержания рабочих документов. Устанавливает необходимость обеспечения конфиденциальности и сохранности рабочих документов, а также права собственности на них. В отличие от МСА федеральный стандарт четко устанавливает срок хранения рабочих документов – не менее 5 лет.

Федеральный стандарт № 3 «Планирование аудита». Международный аналог: ISA 300 Planning. Стандарт подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Стандарт устанавливает правила планирования аудита – непрерывность, документирование; необходимость оформления таких рабочих документов, как общий план и программа аудита.

Федеральный стандарт № 4 «Существенность в аудите». ISA 320 Audit Materiality. Стандарт подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в основном редакционный характер. В стандарте определение существенности приведено в соответствие с российскими регламентирующими документами. В п. 4 определение цели аудита приведено в соответствие с российскими регламентирующими документами и в соответствие с редакцией п. 2 ФПСАД № 2 «Планирование аудита». Рассмотрены взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском, учет фактора существенности при оценке последствий выявленных в ходе проверки искажений.

Федеральный стандарт № 5 «Аудиторские доказательства». Международный аналог: ISA 500 Audit Evidence. Стандарт подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Дана классификация аудиторских процедур. Определены достаточность и надлежащий характер аудиторских доказательств, а также процедуры их получения.

Федеральный стандарт № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности». Международный аналог: ISA 700 The Auditor’s Report o№ Financial Statements. Стандарт подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Однако стандарт является более серьезной переработкой МСА, нежели остальные стандарты первой очереди. Это связано с необходимостью учесть сложившуюся российскую практику делового документооборота. В структуру аудиторского заключения включены два раздела: сведения об аудиторе и сведения об аудируемом лице. Все примерные тексты фрагментов аудиторского заключения содержат ссылки на конкретные российские регламентирующие документы. Примеры нарушений, замечаний и оговорок в данных пунктах адаптированы к российской практике ведения учета и подготовки отчетности. Содержится требование к брошюровке подписанной бухгалтерской отчетности совместно с аудиторским заключением. В стандарте конкретизировано, что аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудиторской фирмы и руководителем аудиторской проверки и скреплено печатью аудиторской организации. Для приближения текста российского аудиторского заключения к международному были уточнены наименования заключений – «безоговорочно положительное аудиторское заключение (мнение)» и «модифицированное аудиторское заключение (мнение)».

Безоговорочно положительное мнение выражается аудитором тогда, когда аудитор приходит к заключению о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в Российской Федерации.

Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли: факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении в целях привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности; факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

При определенных обстоятельствах аудиторское заключение может быть модифицировано посредством:

а) включения части, привлекающей внимание к ситуации, влияющей на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, но рассмотренной в пояснениях к финансовой (бухгалтерской) отчетности;

б) включения части, указывающей на аспект, касающийся соблюдения принципа непрерывности деятельности аудируемого лица;

в) включения части, указывающей на значительную неопределенность (иную, чем соблюдение принципа непрерывности деятельности), прояснение которой зависит от будущих событий и которая может оказать влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Федеральный стандарт № 7 «Внутренний контроль качества работы в аудите». Международный аналог: ISA 220 Quality Control for Audit Work. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Содержит требования по обеспечению качества аудита и внутреннего качества работы в ходе аудиторской проверки.

Федеральный стандарт № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом». Международный аналог: ISA 400 Risk Assessments and Internal Control. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Понятие «система бухгалтерского учета» приведено в соответствие с российскими документами. В стандарте разработчики сочли целесообразным отойти от принятого в «старых» российских ПСАД термина «внутрихозяйственный риск» (inherent risk), заменив его на более точный термин «неотъемлемый риск».

Федеральный стандарт № 9 «Аффилированные лица». Международный аналог: ISA 550 Related parties. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Определение аффилированных лиц приведено в соответствие с российскими регламентирующими документами.

Федеральный стандарт № 10 «События после отчетной даты». Международный аналог: ISA 560 Subsequent Events. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Дефиниция «события после отчетной даты» приведена в соответствие с российскими регламентирующими документами, а не в соответствие с МСФО.

Федеральный стандарт № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности». Международный аналог: ISA 570 Going Concern. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Переработан с учетом российских регламентирующих требований по соблюдению принципа непрерывности деятельности предприятия. По сравнению с МСА сокращен перечень финансовых условных фактов хозяйственной деятельности.

Внутренние аудиторские стандарты.Внутренние аудиторские стандарты подразделяются на:

внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях;

внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Первую группу стандартов разрабатывают аккредитованные профессиональные аудиторские объединения для своих членов и только в том случае, если это предусмотрено Уставами этих организаций. К такой работе приступили наиболее крупные из них: Аудиторская палата России, Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и др.

Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организаций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией в целях обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

соблюдению требований федеральных аудиторских правил (стандартов);

уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;

использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов;

увеличению объема выполняемых аудиторских услуг;

повышению качества оказываемых аудиторских услуг.

Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг.

Аудиторские внутренние стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:

целесообразность — при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;

преемственность и непротиворечивость — стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;

полнота и детализация — стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;

единство терминологической базы — обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.

Разработка и внедрение внутренних стандартов — это трудоемкая и продолжительная работа, нацеленная на перспективу.

Внутренние стандарты — часть организационно-распределительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты должны содержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, дата ввода в эксплуатацию, название и цель стандарта, сфера применения.

Система внутренних стандартов и ее методологическое сопровождение служат показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты — интеллектуальная собственность аудиторской организации. Сотрудники не должны разглашать содержание внутренних стандартов и использовать их вне деятельности своей организации. Внутренние стандарты могут предусматривать регламентирование ответственности за невыполнение их специалистами аудиторской организации.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.