Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Муниципальное бюджетное образовательное учреждение





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Муниципального образования «город Архангельск»

«Центр дополнительного образования детей «Контакт»

 

 

Утверждаю

Директор МОУ ДОД «ЦДОД «Контакт»

_________________А.Б. Данилова

«_____»____________2014г.

 

Образовательная программа

«Медиа центр: Основы издательского дела»

 

 

возраст обучающихся 12-17 лет

срок реализации 2 года

 

 

Принята на экспертном совете

протокол №_____

от «___»_____________2014г.

Принята на педагогическом совете

протокол №_____

от «___»_____________2014г.

 

Автор

Педагог дополнительного образования

Швецова Елена Павловна

Годразработки доп. обр. прог. - 2014

Архангельск 2014

Пояснительная записка

Программа имеет научно-техническую направленность.

Актуальность программы связана с тем, что своевременная и полная информация сегодня имеет огромное значение для успешности в любой сфере деятельности. Современная школа должна идти в ногу со временем и обучать детей правильно использовать новейшие достижения в процессе воспитания и обучения.

Социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, связаны с переходом к новым информационным условиям. Конкурентоспособность любого специалиста в современном обществе непосредственно связывается с владением информационными технологиями. Современный человек должен иметь определенные знания, умения, навыки для успешного оперирования информацией. Обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки с использованием современных информационных технологий, иметь мировоззрение, соответствующее информационному обществу. Создание и организация работы школьного пресс-центра позволяет сформировать информационную среду школы развить у учащихся необходимые навыки работы с информацией.

Целью создания объединения «Медиа центр «Соломбальности» в общеобразовательной школе является общественное, нравственное и политическое воспитание обучающихся, развитие эстетического вкуса, инициативы и творческих способностей.

Благодаря занятиям в объединении «Медиа центр «Соломбальности» обучающиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учетом интересов окружающих людей, учатся контактировать с другими людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, контролировать свое поведение; становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся; учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.

 

 

Отличительные особенности

 

Программа «Основы издательского дела» позволяет выявить наиболее одаренных детей и подключить к выпуску газеты. Программа рассчитана на то, что учащиеся смогут освещать не только события школьной жизни, но и события, происходящие в городе и округе. Таким образом, дети, посредством выпуска газеты, вовлекаются в общественную жизнь города. Это придает программе особую социальную значимость.



 

Цели и задачи обучения

 

Главная цель обучения: Создание в образовательном пространстве школы условий для успешной профильной подготовки обучающихся, привитие интереса к профессии журналиста, саморазвитие и всесторонняя развитость обучающихся. Развитие коммуникативных способностей и выработка активной жизненной позиции. Создание внутришкольной информационной среды. Совершенствование умений и навыков работы с компьютерной техникой. Развитие коммуникативных навыков с учетом психофизических особенностей. Обучить самостоятельной работе с компьютерной библиотекой. Обучить методике подготовки и выпуска газет. Сформировать навыки речевой культуры. Способствовать развитию научно-технического мировоззрения. Развивать навыки компьютерной грамотности. Помочь учащимся определиться в выборе профессии.

Образовательные:

Ø Совершенствование умений и навыков работы с компьютерной техникой.

Ø Овладение нормами русского языка, знание основ стилистики, работы с текстом;

Ø Знакомство учащихся с текстами разных стилей и жанров, с основами их создания и редактирования, а также с особенностями подготовки газет (макет, дизайн, афиша, содержание).

Ø Научить учащихся анализировать и описывать события, писать статьи и очерки, оформлять школьную газету;

Ø Формирование творческих качеств личности обучающихся;

Ø развитие креативного мышления и коммуникабельности.

Ø Обучение различным приёмам работы с информацией.

Ø Создание всесторонне развитой личности

Воспитательные:

Воспитывать в учащихся

Ø патриотические и нравственные черты,

Ø интерес к историческим событиям современной России;

Ø интерес к деятельности журналиста, корреспондента, редактора,

Ø готовить учащихся к поступлению в вузы на филологические факультеты и факультеты журналистики.

Развивающие:

Развитие

Ø нравственной, волевой, эстетической сферы личности

Ø коммуникативных навыков с учетом психофизических особенностей,

Ø логического мышления,

Ø внимания,

Ø памяти,

Ø фантазии,

Ø творческих способностей;

формирование

Ø умений самовоспитания и самообразования;

Ø веры в себя, в свои возможности и силы

создание

Ø условий для самореализации;

Ø воспитательно-образовательной среды, формирующей у школьников потребности в самосовершенствовании

Возраст учащихся

 

Программа рассчитана на учащихся 12-17 лет

 

Сроки реализации программы

 

2 года

Формы и режимы занятий

Ø беседа

Ø игра

Ø чтение и обсуждение статей из газет

Ø экскурсии

Ø деловые игры,

Ø практические занятия,

Ø семинары-дискуссии,

Ø круглые столы,

Ø групповое проектирование,

Ø встречи,

Ø мастер-классы

Ø обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей

Ø выпуск печатной и стенной газет

Ø изучение литературы по проблеме.

Ø проведение соцопросов и интервью.

Ø сбор и анализ информации.

Ø проведение консультаций со специалистами.

Ø изучение компьютерных программ необходимых для верстки газет.

Ø самонаблюдение и фиксация результатов.

Ø анализ результатов.

Ø создание основных положений и методических рекомендаций по организации работы школьного медиа-центра.

Ø обмен опытом с другими школами района, округа и города.

 

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

 

Формы подведения итогов

¾ анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;

¾ выпуск газеты с отчетом работы объединения


Учебно-тематический план

Первый год обучения

Первый год обучения

Содержание программы

Первый год обучения

Часа в неделю (108 часов в год)

Основы журналистики

Журналистика как вид деятельности

Роль каждого в команде. Знакомство с основными понятиями.

Практические занятия. Сущность и задачи школьного издательства.

 

Содержание и форма журналистских произведений

Тема. Идея. Интонация. Текст как смысловое и структурное единство. Заголовок текста. Заключительная часть текста. Основные композиционные приемы. Признаки публицистического стиля. Ошибки и способы их исправления. Понятия о средствах художественной изобразительности; их роль в тексте.

Практические занятия. Первая статья.

 

 

Речевая культура журналиста

Речь как инструмент деятельности журналиста. Требования к речи журналиста. Специфика газетных, радио- и телетекстов. Устные выступления. Дикция.

Практические занятия. Редактирование текста. Анализ структуры и ошибок.

 

Социальная информатика

Информационное общество. Информационные процессы. Информационная культура человека. Информационный ресурс. Виды ресурсов. СМИ. Законы о защите информации и информационной деятельности человека.

Практические занятия. Анализ информационных ресурсов

 

Вёрстка документа.

Создание нового документа, редактирование мастер-страниц, добавление направляющих, создание мастер-страниц для нижних колонтитулов. Создание мастер-страницы с фреймом заполнителя, добавление фрейма заполнителя заголовка, графики.

Рисование цветной фигуры

Создание текстовых фреймов с колонками. Помещение текста и графики на страницы документа.

Работа с текстом.

Создание и ввод текста, управление шрифтами. Работа со стилями. Декоративные шрифты и специальные символы. Применение градиента, заливки, обводки, создание буквицы. Настройка кернинга и трекинга. Интерлиньяж.

Работа с цветом.

Применение цветов к объектам, создание пунктирных обводок. Работа с градиентом. Создание оттенков. Использование усовершенствованных методов работы с градиентом. Обзор завершённого оборота.

Создание таблиц.

Импортирование и форматирование таблицы. Добавление границ ячеек. Форматирование ячеек шапки таблицы. Использование изображений в таблицах. Форматирование текста в таблице.

Работа с прозрачностью

Применение параметров прозрачности

 

Практические занятия. Назначение программы Scribus.Установка и запуск программы. Интерфейс программы. Главное меню, панель инструментов. Палитры. Настройка рабочего пространства окна. Обзор школьных публикаций. Использование меню палитр, их стыковка. Работа с объектами. Создание нового документа, редактирование мастер-страниц, добавление направляющих, создание мастер-страниц для нижних колонтитулов. Создание мастер-страницы с фреймом заполнителя, добавление фрейма заполнителя заголовка, графики. Создание текстовых фреймов с колонками. Помещение текста и графики на страницы документа. Создание новых фреймов, их настройка. Рисование нового графического фрейма. Работа с цветом текста. Ориентировка объектов в пространстве. Работа с фреймами. Создание и ввод текста, управление шрифтами. Работа со стилями. Декоративные шрифты и специальные символы.тПрименение градиента, заливки, обводки, создание буквицы. Настройка кернинга и трекинга. Интерлиньяж. Применение цветов к объектам. Создание оттенков. Работа с градиентом. Импортирование и связывание изображений. Создание таблиц. Применение параметров прозрачности.

Ожидаемые результаты.

По окончании первого года обученияобучающиеся будут знать:

· основные элементы журналистских произведений;

· роды, виды и жанры журналистики;

· требования и особенности речи журналиста;

· основные инструменты Scribus;

· основы работы с текстовой информацией;

· основы работы с графической информацией.

будут уметь:

  • создавать журналистские произведения различных жанров;
  • осуществлять верстку документа;
  • работать с палитрами;
  • рисовать цветные фигуры;
  • работать с текстом;
  • работать со шрифтами;
  • работать с цветом;
  • работать с таблицами;
  • импортировать и связывать изображения.

 

Учебно-тематический план

Второй год обучения

Второй год обучения

Содержание программы

Второй год обучения

Введение в журналистику

Жанры журналистики

Опреративно-новостные, оперативно – исследовательские, исследовательско-новостные, исследовательские, исследовательско-образные жанры.
Знакомство со спецификой жанров и требованиями к их сообщениям: релевантность, оперативность, краткость, лаконичность, точность.

Практические занятия. Написание статей различных жанров

 

Содержание и форма журналистских произведений

Жизненный материал. Литературная основа. Тема. Идея. Композиция. Сюжет. Драматургия. Троп. Эпитет. Метонимия, синекдоха, литота и гипербола. Метафора.

Журналист должен писать о том, в чём он разбирается (в какой области он компетентен).

Практические занятия. Написание малых журналистских произведений и их анализ.

 

Журналистские профессии

Корыстолюбие. Продажность. Наглость.

Журналист. Фотограф. Репортер.

Практические занятия. Личные качества журналиста.

 

Культура речи

Смысловая и стилистическая точность речи; нарушение лексической сочетаемости; логические ошибки в речи (алогизм, подмена понятия); литературное произношение и ударение.

Практические занятия. Ошибки в речи.

 

Практическая стилистика

Культура устной речи. Подготовка к устному выступлению. Требования к выступающему. Разговорная речь и ее особенности. Общая характеристика разговорной речи. Фонетические нормы разговорной речи. Лексические особенности разговорной речи. Морфологические особенности разговорной речи. Синтаксические особенности разговорной речи. Отличия устной публичной речи от письменной. Отличия устной публичной речи от разговорной. Культура письменной речи. Стилистический анализ текстов. Неоправданное использование книжных слов в письменной речи. Устранение в предложениях нарушений лексической сочетаемости слов. Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте. Лексические повторы в тексте. Неудачное использование фразеологизмов в тексте. Устранение речевых штампов и определение их стилистической функции. Стилистические функции омонимов, синонимов, антонимов. Прямое и переносное значение.

Практические занятия. Устное выступление. Нахождение лексических средств речи. Практические занятия по закреплению орфографии, орфоэпии, пунктуации. Написание статей по интересующим темам.

 

 

Ожидаемые результаты.

По окончании второго года обученияобучающиеся будут знать:

· историю журналистики;

· основные элементы журналистских произведений;

· функции СМИ;

· принципы организации работы школьного издательства;

· правовые и этические нормы работы журналиста;

· основы стилистики лексических средств языка;

· стилистические средства словообразования и морфологии;

· стилистические средства синтаксиса;

· основы функциональной стилистики;

· основы культуры речи;

· дополнительные возможности Adobe InDesign cs2;

будут уметь:

  • создавать журналистские произведения различных жанров;
  • использовать в речи синонимы, омонимы и антонимы;
  • составлять простые и сложные предложения, употреблять обороты и однородные члены;
  • находить ошибки в речи;

Список использованной литературы

  1. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия, 2002.– 472 с.
  2. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект пресс, 2001. - 159 с.
  3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. - 312 с.
  4. Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ” №13, 15, 16. 2004 год
  5. Педагогическая лоция. Издательство в учебном заведении / Специальное приложение к журналу “Лицейское и гимназическое образование” 2004/2005 уч. год
  6. С. Г. Корконосенко. Основы журналистики. Москва. 2002.
  7. А.И. Сенокосов г. Екатеринбург. Методическая газета для учителей информатики “Информатика” № 5 (510) 2006 г.
  8. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  9. Горохов В. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
  10. Телевизионная журналистика: Учебник/Ред. коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, 1994
  11. Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие
  12. Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. М., 1997.
  13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.
  14. Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации”.
  15. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М.

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.