Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Моделирование культурно-досуговой деятельности как педагогического процесса.





Выявленные основы моделирования в различных областях научного знания позволяют перейти к анализу возможностей использования этого метода в культурно-досуговой деятельности.

Первые упоминания о моделях, как одном из видов учебного материала, известны со времен глубокой древности: их использовали для передачи информации с помощью настенной живописи, схематичного изображения объектов. Педагогический смысл эти модели приобретают позже, после теоретического обоснования средств и методов обучения, возникновения и становления классно-урочной системы образования. Этот факт свидетельствует о глубоких исторических корнях педагогического моделирования.

В развитие моделирования как метода обучения при помощи учебных моделей-оригиналов внесли значительный вклад В.П.Вахтеров, Н.П.Кашин, Б.Е.Райков, К.Д.Ушинский, К.П.Ягодовский, которые придавали огромное значение использованию наглядности и практическим формам обучения, применению моделей-аналогов и методов их построения.

А.В.Томильцев, предлагая классификацию по историческим периодам развития и становления метода в науке, подчеркивает, что использование моделирования в психолого-педагогических исследованиях характерно для 70-80-х годов ХХ века.

Наряду с этим в середине ХХ века моделирование стало использоваться учеными-методологами и как метод изучения педагогических явлений. Моделирование как метод реализации содержания (программы) воспитания есть проектирование оптимальных организационно-методи­чес­ких механизмов реализации содержания воспитания, обеспечивающих эффективность достижения прогнозируемого результата культурно-досуговой деятельности.

Пошаговый процесс моделирования культурно-досуговой деятельности позволяет сформировать структуру концептуальной модели повышения педагогического потенциала культурно-досуговых программ. К составным частям этой модели, или ее компонентам можно отнести:

1) условия перехода участников культурно-досуговой деятельности в позицию субъекта взаимодействия с окружающей социальной средой;

2) научно-методическое обеспечение воспитательного процесса средствами культурно-досуговой деятельности;

3) многовариативная система социальных пространств культурно-досуговой деятельности;

4) личностно ориентированный блок, обеспечивающий участникам культурно-досуговой деятельности психологическую комфортность в той или иной досуговой общности, коллективе;

5) управленческий блок, обеспечивающий взаимодействие и общение, способность рефлексировать собственные достижения в совместной деятельности организаторов и участников культурно-досуговой деятельности;

6) информационный блок, обеспечивающий доступность и достоверность любой информации о педагогических процессах в сфере организуемого досуга.

Модель – это упорядоченная взаимосвязь теоретической и эмпирической информации, полученной на основе выделяемых сторон и признаков воспитательного процесса путем установления отношений сходства (аналогии), упрощения или усложнения, а также абстрагирования с целью познания, управления и преобразования процесса воспитания.

Моделирование может выполнять следующие функции:

1) познания процессов и явлений на моделях (познавательная функция);

2) управление педагогической, детской и совместной деятельностью детей и взрослых (функция управления);

3) функция преобразовательная, которая дает возможность не только описать, изучить, исследовать процесс или явление, но и повлиять на него, изменить в лучшую сторону.

Характерными для педагогического исследования моделей в области воспитания, а также воспитательного процесса в сфере досуга, являются имитационные динамические модели.

Моделирование культурно-досуговой деятельности как педагогического процесса представляет собой многоуровневое педагогическое явление, интегрирующее в себе исследовательскую, прогностическую, управленческую и воспитательную функции, сочетание которых в созданной модели обеспечивает наиболее полную реализацию воспитательного потенциала организуемого досуга.

Технология моделирования культурно-досуговой деятельности может быть представлена следующими основными этапами по созданию и реализации модели воспитательного процесса: анализ, формирование идеального образа, целеполагание, выявление и создание условий для достижения цели, разработку содержания (программы) деятельности и организационной структуры смены, разворачивание модели на практике, мониторинг ее эффективности и коррекции, реализацию задуманного, оценку деятельности и прогнозирование ее развития.

Определяющими условиями эффективности моделирования являются: профессиональная компетентность специалистов культурно-досуговой деятельности в области воспитания, демократический стиль управления культурно-досуговой активностью, применение технологий стимулирования самодеятельности участников досуговых программ, учет специфики конкретной социально-педагогической ситуации культурно-досуговой деятельности, реализация технологии моделирования на всех структурных уровнях досуговых коллективов, общностей. При этом, эффективность моделирования выражается в показателях, свидетельствующих о качестве созданной модели, об интенсивности формирования позитивного досугового опыта участников досуговой программы и их активной субъектной позиции как результате реализации модели.

К наиболее перспективным для педагогического моделирования сферам культурно-досуговой деятельности относятся: любительская деятельность, самодеятельное творчество, массовые культурно-досуговые программы.

Для успешного моделирования культурно-досуговой деятельности необходимо взаимодействие между всеми ее субъектами: специалистами, семьей, организаторами и т.д. Данный процесс направлен на повышение социокультурной активности всех его участников, необходимой для успешной адаптации их в обществе. А так же на помощь в организации социального воспитания, нужной для социализации и ресоциализации.

Надо отметить, что процесс социализации – двусторонний. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, социокультурные нормы и установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит. А с другой – в процессе социализации он проявляет социальную активность в воспроизведении усвоенного им общественного опыта.

Для успешной адаптации личности в социуме необходима социокультурная активность, под которой подразумевается проявление черт, усвоенных данной личностью в процессе социализации, преобразованных в процессе культурного развития и реализуемых в общественной жизни, т.е. в социальных условиях, присущих обществу, в котором происходит развитие и реализация личности. Это качество предполагает гармоничное сочетание таких его компонентов как самовоспитание, саморазвитие, самоорганизация, самообразование, саморегуляция, самоуправление.

В соответствии с таким пониманием социокультурной активности и социализированности личности, моделирование социально-педагогической организации процесса культурно-досуговой деятельности должно соответствовать следующим принципам:

- пригодность модели для всех возрастных категорий участников;

- простота в реализации модели;

- разносторонность данной модели (большое количество форм, методов и средств, применяемых в процессе ее реализации, а так же многочисленность направлений ее деятельности)

- возможность вовлечения самых разных специалистов и субъектов в культурно-досуговую деятельность;

- наличие механизмов самореализации участников культурно-досуговой деятельности.

Моделирование предполагает межличностные взаимодействия субъектов социально-педагогического процесса. Организатор процесса культурно-досуговой деятельности осуществляет посредничество с помощью специально организованных им социальных сред, через которые он оказывает социально-педагогическое воздействие на характер взаимосвязей всех его участников. Таким образом, педагогическая организация культурно-досуговой деятельности ведется не напрямую, а через специально-созданные институциональные образования, создавая искусственное социальное пространство воспитывающего и развивающего характера.

Процесс взаимодействия всех участников культурно-досуговой деятельности происходит с помощью социально-педагогической организации совместной деятельности и требует учета трех компонентов социализации личности:

1. Познавательный - направлен на формирование у участников культурно-досуговой деятельлности целостной картины мира, предполагает приобретение необходимых для жизни в социуме умений и знаний социальных отношений, посредством восприятия индивидом информации о социуме (социокультурных нормах, традициях и т.д.) на уровне ощущений, знаний, умений. Значение познания для социализации личности состоит в том, что оно позволяет раскрыть связи и отношения в окружающем мире.

2. Ценностно-ориентационный - соотнесение получаемой информации с собственным социальным опытом и формирование на этой основе личного отношения к ней. Значение ценностно-ориентационного компонента социализации состоит в том, что индивид посредством рефлексии усваивает социокультурные нормы, социальные роли, ориентируется в содержании деятельности, понимая и оценивая ее социальную значимость.

3. Деятельностный – социальная активность личности в соответствии с собственными интересами, но в рамках общепринятых социокультурных норм. Данный компонент предполагает включение индивида в социально значимую деятельность, приобщение к социальному опыту, позволяет личности проявлять себя в качестве активного субъекта процесса культурно-просветительской деятельности, в результате чего формируется неповторимая индивидуальность личности.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.