Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации личности.





Динамика системы ценностных отношений в период юности

И ранней взрослости

 

В последнее время в отечественной науке усилился интерес к проблемам личности, формированию ее самосознания и к одной из наиболее значимых ее характеристик – ценностям и ценностным отношениям (ориентациям).

Ценностные отношения – компонент эмоционально-потребностной сферы личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Ценностные отношения служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. Субъективное предпочтение тех или иных ценностей – начало определения иерархии ценностных ориентаций: семья, богатство, творчество, карьера, честь, совесть, здоровье, интимные отношения, заботы о других и т.д. Непротиворечивость ценностных отношений является показателем устойчивости личности.

В системе ценностных отношений каждого человека происходят изменения, есть своя динамика и развитие. Детерминантами ценностных отношений личности выступают условия жизни, деятельность, а также склонности, способности, интересы, потребности человека. В современных условиях развития общества проблема ценностных отношений личности приобретает особую значимость. Ценностные отношения, являясь социальными с точки зрения исторической обусловленности и индивидуальными по отношению к опыту конкретного субъекта, одновременно выполняют функции регуляции поведения и определения его цели, а также связывают в единое целое личность и социальную среду.

Категория ценности (ценностных ориентации и ценностных отношений) является одной из самых сложных в философии, социологии, культурологии и психологии. Ценностивыступают основанием для осмысления, познания и конструирования целостного образа социального мира, для регуляции человеческого поведения во всех его проявлениях при принятии решений в ситуации выбора.

Согласно Р. Х. Шакурову, потребности имеют форму устремлений, обладающих определенной структурой, в которой выделяются влечения, желания, стремления, страсти, обладающие разной силой. Радующий потенциал зависит от их силы, которая, в свою очередь, определяется рядом факторов. Р. Х. Шакуров выделяет такой важный фактор, как субъективная ценность предмета устремлений. Таким образом, если мы рассматриваем ценности как элемент потребностно-мотивационной сферы личности, то можем говорить о субъективной значимости тех или иных ценностных отношений для личности в зависимости от того, насколько велик их радующий потенциал, насколько счастливым может сделать человека ориентация на данные ценности.

Для понимания природы ценностей на индивидуальном уровне (функций ценностей, их взаимосвязей в структуре личности) С. Шварц и В. Билски разработали теоретическую концепцию, в которой ценности рассматриваются как некие (часто неосознаваемые) критерии выбора и оценки человеком своих поступков, а также оценки других людей и событий.

Из трех универсальных человеческих потребностей (биологических нужд, согласованного социального поведения, выживания и благосостояния своей группы) C. Шварц и В. Билски выводят основные типы человеческой мотивации (всего ими было выделено 10 типов). Они, по мнению авторов, и определяют направленность как конкретных действий индивида, так и всей его жизненной активности.

Каждому типу мотивации соответствует своя ведущая мотивационная цель (МЦ):

1. Саморегуляция –свобода мысли и действия (выбор, творчество, познание), обусловленные потребностью индивида быть автономным и независимым.

2. Стимулирование – новизна и состязательность в жизни (полнота жизненных ощущений), необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма.

3. Гедонизм – удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью. В основе его лежит необходимость удовлетворения биологических потребностей и испытываемое при этом удовольствие.

4. Достижение – достижение личного успеха в рамках разделяемых культурных стандартов и, вследствие этого, получение социального одобрения.

5. Власть – достижение социального статуса, престижа и влияния на других людей. В основе – потребность в доминировании, господстве, лидерстве.

6. Безопасность – стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида. В основе безопасности потребность в адаптированности и предсказуемости мира, снижении неопределенности.

7. Конформность – ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальную гармонию. Она выводится из потребности групп в самосохранении и выживании и потребности личности гармонично взаимодействовать с другими людьми, подавляя при этом свои социально-разрушительные наклонности.

8. Традиция – уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре и религии. Традиционное поведение становится символом солидарности группы, выражением уникальности ее картины мира.

9. Благожелательность – поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в контакте. В ее основе лежит потребность позитивного взаимодействия в целях благополучия группы и индивидуальная потребность в аффилиации.

10. Универсализм – понимание, благодарность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы. Этот мотивационный тип не был выведен априори из тех указанных универсальных человеческих потребностей, а обнаружен эмпирическим путем при исследованиях ценностей. В основе этой цели лежат универсальные потребности в красоте, гармонии и справедливости.

Помимо этого С. Шварц и В. Билски разработали теорию динамических отношений между данными ведущими типами человеческой мотивации. Логика отношений между ценностями выводится авторами из отношений между мотивами поведения и соответствующими им поступками. Каждый тип мотивации имеет цель, руководящую стремлениями человека, которые, в свою очередь, приводят к согласованным или противоречивым действиям. Таким образом, конфликт или гармония между ценностями определяют, в конечном счете, стратегию его поведения.

Авторы предложили следующую типологию противоречий между ценностями:

1. Ценности сохранения (Безопасность, Конформность, Традиция) противоречат ценностям изменения (стимулирование, саморегуляция).

Здесь налицо явная оппозиция между ценностями автономии взглядов и действий индивида и ценностью сохранения традиций, поддержания стабильности общества.

2. Ценности самоопределения –выхода за пределы собственного Эго (Универсализм, Благожелательность)–противоречат ценностям самовозвышения –акцентированию «самости» (Власть, Достижение, Гедонизм).

Здесь также налицо явная оппозиция между заботой о благе других и стремлением к доминированию над другими.

В непротиворечивых отношениях между собой, по мнению авторов, находятся следующие типы мотиваций:

· Власть и Достижение – оба мотивационных типа делают акцент на социальном превосходстве и уважении со стороны других людей;

· Достижение и Гедонизм – нацелены на получение удовольствия, потакание самому себе;

· Гедонизм и Стимулирование – вызывают стремление к позитивному эмоциональному переживанию;

· Стимулирование и Универсализм – делают акцент на возможности справедливого для всех и комфортного для себя существования в различных ситуациях;

· Универсализм и Благожелательность – способствуют удовлетворению потребностей, связанных с существованием во внешнем мире, отказу от эгоистических интересов;

· Традиция и Конформность – подчеркивают возможность сохранения стабильности за счет добровольно самоограничения и подчинения;

· Конформность и Безопасность – предполагают защиту порядка, стабильности и социальной гармонии;

· Безопасность и Власть – делают акцент на избегание или преодоление неопределенности и нестабильности путем контроля над природными ресурсами и человеческими отношениями.

Помимо описанных выше категорий С. Шварц и В. Билски предложили еще одно деление ценностей на две большие группы:

1. Ценности, выражающие интересы индивида. Им соответствуют следующие мотивационные блоки: Власть, Достижение, Гедонизм, Стимулирование, Саморегуляция.

2. Ценности, выражающие интересы группы. К ним принадлежат такие мотивационные блоки, как Благожелательность, Традиция, Конформность.

Существуют еще два мотивационных блока – Универсализм и Безопасность, которые выражают как индивидуальные, так и групповые интересы.

Для проверки теоретических выводов С. Шварцем были предприняты эмпирические исследования, проведенные первоначально в двадцати, а в последующем – в сорока восьми различных странах. Таким образом, в эмпирических исследованиях разных культур было подтверждено, что люди в большинстве культур безоговорочно различают десять типов ценностей, т. е. эти типы ценностей могут считаться универсальными. В то же время сам C. Шварц признает, что в некоторых случаях эмпирическая структура ценностей может иметь расхождение с «идеальной», что может быть связано с особыми социальными условиями жизни респондентов.

Н. М. Лебедевой было проведено эмпирическое исследование ценностей русской культуры на индивидуальном уровне. Основными целями данного исследования были проверка тезиса об универсальности мотивационных блоков на индивидуальном уровне для русской культуры и выявление специфики ценностно-мотивационной структуры личности в русской культуре.

В ходе исследования в основном подтвердилась универсальность мотивационных блоков, предложенных С. Шварцем, что еще раз подтверждает высокую валидность теоретической модели ценностей на индивидуальном уровне.

Наряду с этим были получены специфические мотивационные блоки, отличающиеся от теоретической структуры. Первый блок соединил в себе классические мотивационные типы – Гедонизм и Стимулирование – и получил условное название Пассионарность (мотивационная цель этого блока: переживание удовольствия от новизны и состязательности для поддержания оптимального уровня активности организма). Второй блок соединил в себе классические типы мотивации – Благожелательность, Безопасность и Универсализм,– получив название Добротолюбие (мотивационная цель этого блока: самоограничение и делание добра ради безопасности и благополучия ближних и дальних).

В зарубежной и отечественной психологии ценностные ориентации рассматриваются как наиболее важное и актуальное направление. Признается, что ценности, доминирующие в обществе, – это главный элемент культуры. В период кризисов, переходных моментов ценностные отношения как ориентиры жизнедеятельности и поведения личности, а также как основа философии данного общества претерпевают существенные изменения. Роль ценностей в жизни отдельного человека и в жизни общества двояка, так как проявляется, с одной стороны, в отношениях человека и общества и, с другой стороны, в межличностных отношениях. Ценности играют важную роль в направлении, ориентации и регулировании отношений людей и общества.

 

Динамика системы ценностных отношений

в период юности и ранней взрослости

Студенчество представляет собой специфическую молодежную группу, особенности формирования ценностных отношений личности в которой обусловлены, прежде всего, юношеским возрастом, наиболее значимым периодом для формирования ценностных ориентаций, и переходом к периоду взрослости как наиболее стабильному, продуктивному, творческому периоду в жизни человека. На содержании системы ценностных ориентаций студентов сказываются специфические потребности юношеского возраста, потребности в поиске смысла жизни, любви, дружбе. Вместе с тем фактор высшего образования и отсрочка начала самостоятельной трудовой деятельности ведут к увеличению свободы выбора и усложнению процесса ценностного самоопределения.

Психологические исследования (Н. Л. Москвичева, 2000), проведенные в 1999 году среди студентов 2-го и 3-го курсов СПбГУ (всего принимали участие 323 студента), показали, что в настоящее время лидирующими ценностями у молодых людей являются любовь, духовная и физическая близость с любимым человеком и уверенность в себе.

Важными хорошие друзья, здоровье, активная, деятельная, эмоционально насыщенная жизнь, свобода и независимость в суждениях и поступках.

Срединная зона, т. е. те ценности, которые занимают среднее место у большинства молодежи и которые можно назвать предпочитаемыми, представлена следующими ценностями: интересная работа, материально обеспеченная жизнь и счастливая семейная жизнь.

Нейтральными являются ценности, отражающие познавательный процесс: жизненная мудрость – зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом; развитие как постоянная работа над собой, духовное и физическое совершенствование; творчество, т. е. возможность творческой деятельности; познание, т. е. расширение своего кругозора, образования, развития интеллектуальных способностей.

На последнем месте стоят ценности, которые условно можно было бы назвать отвергаемыми. Это общественное признание и уважение товарищей по работе или учебе; красота природы и искусства; счастье других и отсутствие обязанностей.

Представленный порядок в системе ценностных ориентаций молодежи является усредненным. В индивидуальном ранжировании присутствует значительный разброс. Так, несмотря на то, что любовь занимает лидирующую позицию, ее средний ранг, т. е. тот, на который ее ставит большинство молодежи, – 5-е место. То же самое можно сказать в отношении всех ценностных ориентаций, индивидуальная структура которых различна и имеет много вариаций.

Исследования, проводимые ранее, показывали более типичную картину в системе ценностей молодежи, а также их ориентацию на профессиональную направленность. Для студентов 1980-х годов ведущими ценностями были интересная работа, хороший коллектив и повышение квалификации. В настоящее время эти ценности переместились на второй план, пропустив вперед ценности интимно-личностного характера.

Индивидуализация ценностных ориентаций связана с увеличением ценности индивидуального человеческого существования и уменьшением ориентации на широкую человеческую общность.

Необходимо также отметить, что имеются определенные гендерные различия в изменении системы ценностей с возрастом. Если у мужчин в
20 – 23 года на первом месте стоят творчество и работа, то в 30 – 33 года – семья, здоровье и материальная обеспеченность. Для женщин в 20 – 23 года характерна ценностная ориентация на любовь и создание семьи, а для 30 – 33-летних – семья, уверенность в себе и творчество.

Некоторые возрастные изменения в системе ценностных ориентаций людей оказываются связанными с уровнем материальной обеспеченности. В частности, при повышении уровня дохода повышается ранг таких ценностей, как жизненная мудрость, ощущение успеха, любовь; и снижается – таких, как материальная обеспеченность, терпимость, аккуратность, готовность помочь, чуткость.

Анализ возрастных изменений ценностных ориентаций позволяет утверждать, что с возрастом на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. Человек начинает реальнее смотреть на жизнь, жить настоящими событиями и достижениями. Уверенность в собственных силах и осознание собственной компетентности, с одной стороны, а также признание ограничений и установление адекватного уровня притязаний на основе жизненного опыта, с другой стороны, обеспечивают ощущение целостности и удовлетворенности. Человек перестает верить в чудо и его действия во всех сферах деятельности, касается ли это семейной жизни или работы, и мотивирует это разумной установкой: «Мой успех напрямую связан с тем, сколько сил я готов затратить на его достижение». В то же время отсутствие этих изменений в мотивационной системе, нежелание найти приемлемое соотношение между желаемым и достигнутым
к 40 годам приводит к ощущению пустоты и бессмысленности своего существования.

Важнейшей задачей современного общества является осознание и развитие такой системы социальных ценностей, которые, преломляясь через жизненные ценности каждой личности, привели бы общество к стабильности и избежанию социальных и экологических катастроф.

 

Возрастные кризисы личности

 

Опираясь на представления З. Фрейда о психосексуальном развитии человека, Э. Эриксон (Erikson, 1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, – недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания
у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распадению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Формирование идентичности предполагает принятие подростком системы ценностей, существующей в обществе. Бывает, что по каким-то причинам общество не может предложить достойную целостную систему высших ценностей. Депривация высших ценностей – одна из основных причин экзистенциальных фрустраций человека любого возраста. В подростковом же возрасте данная депривация, а также некоторые другие депривационные факторы обусловливают экзистенциальный (смысложизненный) кризис, который может привести к неврозам, депрессиям, попыткам решить проблемы путем употребления алкоголя, наркотиков и даже путем суицида. Возможно формирование самоопределения по негативному сценарию: уход в криминальные группировки, увлечение псевдорелигиозными течениями и т. п. Другой вариант – нежелание решать экзистенциальные проблемы, бегство от них («диффузия идентичности», по Э. Эриксону), что проявляется в инфантилизме.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

В молодости человек ориентирован на получение профессии, создание семьи. Основная задача возраста, по Э. Эриксону, – научиться общаться с людьми, строить близкие отношения, не боясь потерять свою идентичность. Корни экзистенциальной депривации лежат в противоречивости двух тенденций. С одной стороны, у человека в этом возрасте есть стремление к построению близких отношений, с другой – возникает желание оградить «свою территорию», свое «Я». Последнее может привести к избеганию межличностных отношений, к излишней поглощенности собой, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции.

Кризис 30 лет иногда называют кризисом смысла жизни. Фактически это первый период, когда человек задается вопросом о правильности своего существования, а именно: соответствует ли его жизнь его сущностным мотивам? И если не находит положительного ответа либо эти мотивы не определены, возникает глубинное чувство утраты смысла, связанное с ощущением пустоты.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности),выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Кризис 40 лет (или кризис середины жизни) считается одним из самых ярких и значимых. Человек оценивает свою жизнь на предмет того, правильно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Это период, когда экзистенциальные проблемы предстают во всей своей остроте. Перед лицом надвигающейся старости и невозможности что-либо кардинально изменить такая рефлексия может привести к депрессиям, неврозам и т. д. В этот период некоторые пробуют «начать жить заново», обрести новые смыслы, пытаясь выйти из состояния экзистенциальной депривации.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Экзистенциальная депривация (утрата смысла жизни) характерна не только для периодов возрастных кризисов. Она может быть обусловлена индивидуальными особенностями жизни человека.

Ситуация глобализации в современном мире приводит к депривации экзистенциальных потребностей значительной части населения, в том числе молодежи. Отсутствие общей, стабильной системы ценностей, недейственность закона, сложности экономической адаптации – все это создает ценностный вакуум, приводит к потере смыслов. Как следствие – появление «альтернативных» ценностей, реализующихся в форме криминальной деятельности, в том числе и так называемых идеологических объединений – скинхедов и т. п.

Для эпох перемен как нельзя более подходят слова Э. Фромма о том, что человеческая агрессивность провоцируется не столько раскрепощением инстинктов, сколько подавлением экзистенциальных потребностей: в свободе, в чувстве идентификации, в ценностных ориентациях и объекте почитания, в ощущении исторических корней, в чувстве единения, в возможности реализовать свои творческие способности.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 1. Психология как наука. Методы психологии

1. Возникновение и развитие психологии как науки.

2. Основные исторические этапы развития психологической науки.

3. Современная психология и классификация наук. Структура современной психологии.

4. Предмет, задачи и основные принципы психологии.

5. Понятие методологии. Виды методологии.

6. Основные методологические принципы в психологии.

7. Классификация методов и их характеристика.

 

Тематика сообщений

1. Развитие психологической мысли в античное время.

2. Психологическая наука в эпоху средневековья и Возрождения.

3. Развитие психологии в 20-е годы XX века.

4. Вклад З. Фрейда в развитие психологической мысли.

5. Состояние современной отечественной психологии.

 

Задания для самоконтроля студентов

1. Охарактеризуйте этапы развития психологической мысли.

2. Какое место занимает психология в системе наук о человеке?

3. Перечислите основные задачи психологии.

4. Охарактеризуйте основные методологические принципы психологии.

5. Охарактеризуйте основные методы психологии.

 

ЗАНЯТИЕ 2. Сознание и деятельность

 

1. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

2. Нейрофизиологические механизмы психики. Локализация высших психических функций.

3. Сознание как высшая форма психики.

4. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного.

5. Общая психологическая характеристика деятельности.

 

Тематика сообщений

1. Межполушарная асимметрия психических процессов.

2. Проявления бессознательного в жизни и деятельности личности.

3. Роль игровой деятельности в развитии ребенка.

 

Задания для самоконтроля студентов

1. Охарактеризуйте основные этапы развития психики.

2. Что является основными факторами развития психики человека?

3. Перечислите функциональные блоки мозга.

4. Как осуществляется взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека?

5. Охарактеризуйте основные виды деятельности личности.

 

Это интересно: «Межполушарная асимметрия

Психических процессов»

Головной мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган. У каждого полушария при этом своя роль.

Латерализация функций головного мозга нейрофизиологический процесс перераспределения функций между левым и правым полушариями головного мозга, происходящий в онтогенезе. Латерализация функций головного мозга приводит к межполушарной асимметрии психических функций.

Богатый материал для анализа функциональной асимметрии был получен в клинике локальных поражений мозга, в частности, была показана связь нарушений речи у правшей с поражениями левого полушария.
В дальнейшем стали использовать и другие методы, например, выключение деятельности одного из полушарий за счет введения амитала натрия в одну из сонных артерий. Особым является метод «расщепленного мозга», разработанный Р. Сперри и М. Газзанигой в клинике тяжелых форм эпилепсии, который представляет собой разрушение мозолистого тела, соединяющего оба полушария между собой.

Под влиянием наблюдений Р. Сперри и сотрудников за больными людьми с «расщепленным мозгом» стала складываться концепция о частичном доминировании полушарий мозга человека. Согласно этой концепции левое полушарие специализируется на вербально символических функциях, а правое – на пространственно синтетических функциях.

Из анализа данных, приведенных в табл. 1, следует существование пяти основных различий полушарного доминирования у человека: вербальное – невербальное, время – пространство, анализ – синтез, последовательное – одновременное восприятие, абстрактное и конкретное восприятие.

Таблица 1

Различия между полушариями при зрительном восприятии

Левое полушарие Правое полушарие
Лучше узнаются стимулы
Вербальные Невербальные
Легко различимые Трудно различимые
Знакомые Незнакомые
Лучше воспринимаются задачи
Оценка временных отношений Установление сходства Установление идентичности стимулов по названиям Переход к вербальному кодированию Оценка пространственных отношений Установление различий Установление физической идентичности стимулов Зрительно-пространственный анализ
Особенности процессов восприятия
Аналитическое восприятие Целостное восприятие (гештальт)
Последовательное восприятие Одновременное восприятие
Абстрактное, обобщенное, инвариантное узнавание Конкретное узнавание
Предполагаемые морфофизиологические различия
Фокусированное представительство элементарных функций Диффузное представительство

Специализация полушарий носит достаточно дифференцированный характер, поэтому возможно различное соотношение доминантности полушарий в отношении речи, слуха, зрения, право- или леворукости. При этом доминантность руки не связана прямо, например, с доминированием речевых центров.

Было показано, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим при обработке неречевой информации, например, при зрительно-пространственной ориентации, в невербальной памяти.

Считается также, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое – на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.

Человек с превалированием левополушарных функций описывается как тяготеющий к теории, имеющий большой словарный запас и активно им пользующийся, ему присуща двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события.

«Правополушарный» человек тяготеет к конкретным видам деятельности, он медлителен и неразговорчив, но наделен способностью тонко чувствовать и переживать, склонен к созерцательности и воспоминаниям.

В последнее время получает признание концепция о взаимодополняющем сотрудничестве двух полушарий и преимуществе отдельного полушария лишь в определенные стадии той или иной нервно-психической деятельности.

Так, указывается, что правое полушарие быстрее, чем левое, обрабатывает поступающую информацию, зрительно-пространственный анализ стимулов в правом полушарии передается в левое полушарие, где происходит окончательный, высший семантический анализ и осознание раздражения.

 

ЗАНЯТИЕ 3. Ощущения и восприятие. Внимание

 

1. Ощущения и их виды.

2. Закономерности и свойства ощущений.

3. Понятие восприятия, его виды и свойства.

4. Иллюзии восприятия.

5. Понятие внимания, его функции, виды и свойства.

 

Тематика сообщений

1. Сенсорная изоляция.

2. Определение ведущей репрезентативной системы. Синестезия.

3. Развитие внимательности и наблюдательности.

 

Задания для самоконтроля студентов

1. Опишите структуру приема и переработки информации.

2. Какие существуют подходы к классификации ощущений?

3. Чем восприятие отличается от ощущений?

4. Какие существуют характеристики чувствительности анализаторов?

5. Охарактеризуйте виды внимания.

Это интересно: Методика «Синестезия» (МС) А. П. Лобанова

Цель: определение ведущего сенсорного канала и структуры репрезентативной системы личности, диагностика литературных способностей.

Инструкция: к слову, которое стоит в левой части бланка, подберите одно из трех предложенных слов справа. Выбрать можно только одно слово в каждой строке. Неправильных ответов нет.

1. ЗВЕЗДЫ: а) вечерние; б) далекие; в) холодные.

2. ДЫМ: а) горький; б) густой; в) серый.

3. ПОЛЕ: а) неубранное; б) немое; в) желтое.

4. СВЕЖЕСТЬ: а) утренняя; б) цвета морской волны; в) зимняя.

5. ДОЖДЬ: а) душистый; б) теплый; в) летний.

6. ВОЗДУХ: а) морозный; б) острый; в) зимний.

7. ЗАПАХ ВАСИЛЬКА: а) насыщенный; б) слабый; в) сладковатый.

8. НОЧЬ: а) дождливая; б) ароматная; в) темная.

9. ЛУЧ: а) тонкий; б) поющий; в) солнечный.

10.ЮМОР: а) английский; б) черный; в) военный.

11.ЗАРЯ: а) благоухающая; б) утренняя; в) предрассветная.

12.КРАСНЫЙ ЦВЕТ: а) соленый; б) яркий; в) бледный.

13.ДЕТСТВО: а) розовое; б) счастливое; в) раннее.

14.ГЛАЗА: а) полные слез; б) зеленые; в) зовущие.

15.ТЕНЬ: а) полуденная; б) сырая; в) длинная.

Ключ к методике

Ведущий сенсорный канал Выбор
1. Визуальный 4 б; 10 б; 13 а
2. Аудиальный 3 б, 9 б; 14 в
3. Кинестетический 1 в; 6 б; 15 в
4. Осмический 5 а; 8 б; 11 а
5. Вкусовой 2 а; 7 в; 12 а

Это интересно: БИАС-тест определения

Репрезентативных систем

 

Предпочитаемая человеком репрезентативная система – это та система, которой он чаще всего воспринимает информацию о мире. Одним из методов определения репрезентативных систем является БИАС-тест, предложенный в 1982 году (Льюис – Lewis В. А., Пуцелик – Pucelik F).

В каждом следующем утверждении поставьте цифру 4 с фразой, которая лучше всего описывает вас, и цифру 1 рядом с фразой, которая вам не подходит. Другими словами, проранжируйте эти высказывания.

Проделайте это с каждым из 5 блоков утверждений:

1. Когда я принимаю важные решения, то основываюсь:

а) на своих эмоциях, чувствах;

б) на том, как я слышал, решаются подобные вопросы;

в) на том решении проблемы, которое кажется мне наилучшим;

г) на тщательном изучении проблемы и фактов.

2. Когда я обсуждаю что-либо с другими людьми, то замечаю, что на меня больше всего действует:

а) интонация речи, голос собеседника;

б) те картины, перспективы, которые описывает мой собеседник;

в) логика доказательств собеседника;

г) соприкасаюсь ли я с искренними чувствами собеседника.

3. Мне гораздо легче общаться с людьми, если мне нравится в партнере:

а) его манера одеваться;

б) его эмоциональность, чувства, которые я разделяю;

в) аргументы, которые он использует для доказательства своих суждений и которые я тоже использую в разговоре;

г) интонация, темп речи, тональность голоса.

4. Из нижеперечисленного мне легче всего:

а) найти идеальную для меня громкость звучания магнитофона, телевизора;

б) подобрать наиболее разумные, убедительные аргументы, относящиеся к интересующему меня предмету;

в) выбрать наиболее удобную мебель;

г) подобрать для одежды, интерьера богатые цветовые комбинации.

5. Что больше всего влияет на мое н







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.