Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие «социальный институт». Социальные институты как форма реализации общественных потребностей и интересов. Понятие институциализации





Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. мы можем определить социальный институт двумя способами: с одной стороны, как совокупность норм, а с другой как совокупность ролей и статусов. Из всего вышесказанного следует, что эти два определения не противоречат друг другу; скорее они просто дополняют друг друга и акцентируют различные стороны одного и того же явления.Социальный институт характеризуется следующими чертами:1) он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные типы поведения;2) он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;3) институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;4) социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее успешно выполняются.Каждый социальный институт имеет:1) более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;2) набор социальных статусов и ролей, которые предписываются индивидам;3) систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;4) конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей (у любого социального института, помимо прочего, всегда имеется еще одна функция – обеспечение согласованности между действующими индивидами).Место и роль институционализации в социальной жизни определяются местом и ролью социальных институтов. Институционализация в обществе – это та же социализация в жизни личности. Объединяет их то, что должны быть отрегулированы, упорядочены пути жизни общества.Социолог С. С. Фролов считает, что институционализация – это то, что должно прийти вместо спонтанного поведения, то предсказуемое поведение, которое можно регулировать и направлять в нужное русло путем установления определенных социальных норм в обществе, определения статусов и ролей членов этого общества. Он определил этапы институционализации:1) для удовлетворения возникшей потребности необходимы организованные действия;2) формируются цели, которые являются общими для всех;3) возникновение определенных норм и правил в ходе социального взаимодействия;4) возникновение процедур, которые связаны с этими правилами и нормами;5) утверждение найденных норм и правил, их применение в реальной жизни, т. е. собственно институционализация;6) определение санкций в случае невыполнения установленных правил.

29.Виды и функции социальных институтов
Социальные институты - исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности людей, призванная обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, соц. групп и общества в целом.

Тип СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Функции
Политический СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (государство, власть, Социальный институтловые структуры) - Следить за безопасностью граждан - обеспечить выполнение законов - обеспечение суверенитета государства
Экономический СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - Удовлетворение материальных потребностей людей
Институт культуры (образование и др.) - Передача знаний, умений, навыков воспитание
И. семьи и брака - Деторождение - воспитательная функция - мат. поддержка членов семьи
Религиозный институт (библия, храмы) - укрепление морали, нравственности - сплочение общества - утешение

30. «Деинституциализация» как ликвидация стабильных социальных структур и норм поведения и ее причины. Аномия

Процесс деинституционализации начинается при долговременном невыполнении институтом своего функционального требования, независимо от причины этого невыполнения. Изучение механизма возможной деинституционализации выявляет слабые стороны существующих институтов. Учитывая возможность неинституционального состояния, о деинституционализации можно говорить только тогда, когда временная протяженность периодов неинституционального состояния нарастает, и оно начинает доминировать. Деинституционализация – сложный процесс. На этапе деинституционализации в зависимости от поставленных целей возможны такие стратегии управленческого воздействия как прекращение, ускорение и упорядочивание процесса деинституционализации. Решение первой задачи вначале может выглядеть как замедление деинституционализации. Институт, уже утрачивающий легитимность, сложно полностью восстановить в прежних правах. Скорее всего, выход будет найден в создании новых институциональных конфигураций. Ускорение деинституционализации социального явления может происходить в виде упорядочивания этого процесса. Деинституционализация легитимного института маловероятна, поэтому именно легализация и создание новых конфигураций, замещающих институт, может стать реальной основой управленческого воздействия на этот процесс.Рассмотрение типологии институтов управления – инструментальных, нормативно-ролевых и коммуникативных в контексте этапов институционального развития приводит к следующим выводам. Неосознанное существование инструментальных институтов как заменителей инстинктов может трактоваться и как расцвет их институционализации, и как предпосылка доинституционального состояния. Это связано с тем, что инструментальные институты очень устойчивы. Согласно критериям отнесения к институтам здесь имеет место полное соответствие, поэтому инструментальные институты – это наиболее жесткий тип институтов управления. Однако полное отсутствие у субъекта установления возможности изменить инструментальный институт приводит к тому, что только деинституционализация инструментального института и переход его в доинституциональное состояние восстанавливает в правах субъекта установления. Здесь можно сказать, что слишком жесткая структура инструментальных институтов может привести их к упадку при малейшем социальном изменении, которое все-таки удалось провести. Пройдя через этап деинституционализации, ранее инструментально оформленное социальное явление может уже институционализироваться как нормативно-ролевое. Данное обстоятельство также свидетельствует, что теоретически возможно говорить о социальном явлении как об институте, когда оно еще или уже не может им являться, т.е. речь идет об институте в предпосылке.Нормативно-ролевой институт как наиболее распространенный тип институтов управления в большинстве исторически осмысленных нами цивилизаций, включая современную, проходит этапы институционализации в связи с осознанным управленческим вмешательством широкого круга субъектов установления. Поэтому с социальной точки зрения, даже негативно воспринимаемый нормативно-ролевой институт предпочтительнее инструментального, так как сама критика, протест, конфликт или борьба являются предпосылками его корректировки. Коммуникативный институт во многом является результатом деинституционализации нормативно-ролевого института.

31. Социальные нормы

– это общие правила, которые для индивида являются мерой его поведения, а для общества – масштабом оценки этого поведения.Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде. Насекомые рождаются уже взрослыми, то есть готовыми нормально функционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени, в течение которого новорожденный обучается и приспосабливается к взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц он длится один сезон, у тигров, слонов, обезьян – несколько лет. Чем выше по лестнице видов, тем продолжительные период адаптации.Период подготовки к взрослой жизни самый длительный у человека. Раньше считалось. Что он ограничивается детством, сегодня в него включается период юности и молодости. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров – мире общественных отношений. Такой экологической ниши нет ни у одного из видов. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации. Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения культурных норм и социальных ролей.

Важно знать и соблюдать соц.нормы, которые позволят цивилизованно сосуществовать в обществе.

Очень часто поведение людей не согласуется с нормами, не соответствует тому, что ждет от человека общество – это отклоняющееся поведение.Социальные санкции. В обществе существует система вознаграждения за выполнение норм, то есть за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, то есть за дивиантность. Отклоняющее поведение.Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.