Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Выбор маршрута обработки поверхностей, допусков





Целью данного раздела является выбор и определение последовательности способов механической и упрочняющей обработки, обеспечивающих требуемую размерную точность и качества поверхностей деталей.

Эксплуатационные свойства деталей машин (износостойкость, выносливость, сопротивление коррозии и др.) зависят от размерной точности и качества их поверхностей. Последнее в свою очередь определяется совокупностью характеристик шероховатости поверхности, физико-механическими свойствами (твердость, микротвердость, величина и знак остаточных напряжений и др.) и микроструктурой поверхностного слоя.

Размерная точность и шероховатость поверхностей деталей определяются последовательностью способов ее механической обработки. Каждому способу механической обработки соответствует свой диапазон размерной точности и высоты микронеровностей.

Для обеспечения требуемых физико-механических свойств поверхностного слоя детали машин подвергаются упрочняющей обработке. Различным способам такой обработки присущи свои технологические возможности.

В случае если достижение одинаковых параметров качества поверхности возможно при различных способах механической обработки, производится сопоставление их себестоимости по приведенным затратам.

Себестоимость рассчитывается по формуле

,

Где Тшт — штучное время на операции, мин;

Сп.з — приведенные затраты на операцию, руб.

Значения точности и параметра шероховатости поверхности деталей, достигаемые при различных способах механической обработки наружных поверхностей тел вращения, цилиндрических отверстий и плоскостей приведены в таблицах 6--8.

Технологические возможности некоторых способов упрочняющей обработки приведены в таблице 9.

Т а б л и ц а 5 — Оценка технологических возможностей маршрутов обработки поверхности диаметром 60±0,01 мм

 

Номер марш­рута Операция обработки Достижи­мый ква- литет точности Дости­жимый допуск, ммДостижимый Достижимый допуск, мм Коэффи­циент уточнения точности Основное время обработ­ки, мин
  Точение черновое   0,46 8,7 0,75
Точение получистовое Точение получистовое   0,19 2,4 0,44
Шлифование предварительное   0,074 2,6 0,44
Цементация, закалка, отпуск   0,120 0,6 -
Шлифование чистовое Шлифование чистовое   0,046 2,6 0,44
Шлифование тонкое Шлифование тонкое   0,020 2,3 0,66
  Итого: | 2,73
  Точение получистовое   0,19 1,0 0,44
Точение чистовое Точение чистовое   0,074 2,6 0,75
Шлифование чистовое Шлифование чистовое   0,030 2,5 0,52
Нитроцементация, закалка, отпуск   0,046 0,7 -
Шлифование тонкое Шлифование тонкое   0,020 2,3 0,66
Итого: 2,37

 

 

Т а б л и ц а 6 — Основные методы и виды обработки наружных цилиндрических поверхностей

Точение Черновое IT 14…12
Ra 50…12,5
Получистовое IT 13…11
Ra 25…3,2
Чистовое IT 10…8
Ra 6,3…1,6
Тонкое IT 8…7
Ra 1,6…0,4
Шлифование Предварительное IT 9…8
Ra 6,3…0,4
Чистовое IT 7…6
Ra 1,6…0,4
Тонкое IT 6…5
Ra 1,6…0,1
Отделочная обработка Хонингование IT 5…4
Ra 0,4…0,08
Доводка (тонкая притирка) IT 5…3
Ra 0,16…0,01
Суперфинишная IT 5…3
Ra 0,1…0,01
Полирование IT 4…3
Ra 0,1…0,01
Обработка давлением Обкатывание роликом, шариком IT 10…8
Ra 0,08…0,01
Алмазное выглаживание IT 7…6
Ra 0,8…0,05

 

Т а б л и ц а 7 — Основные методы и виды обработки внутренних цилиндрических поверхностей (отверстий)

Обработка лезвийным инструментом
Сверление и рассверливание   IT 13…11
Ra 25…5
Зенкерование Черновое IT 13…12
Ra 25…6,3
Однократное IT 13..11
Ra 25…6,3
Чистовое IT 10…8
Ra 6,3…1,25
Развертывание Нормальное IT 11…10
Ra 12,5…1,25
Точное IT 9…7
Ra 6,3…0,4
Тонкое IT 6…5
Ra 3,2…0,32
Растачивание Черновое IT 13…11
Ra 25…2,5
Чистовое IT 10…8
Ra 6,3…0,63
Тонкое IT 7…5
Ra 3,3…0,2
Протягивание Черновое IT 11…10
Ra 12,5…0,8
Чистовое IT 9…6
Ra 6,3…0,2
Обработка абразивным инструментом
Шлифование Предварительное IT 9…8
Ra 6,3…0,4
Чистовое IT 7…6
Ra 3,2…0,3
Тонкое IT 6…5
Ra 1,6…0,1
Отделочные методы Притирка IT 5…4
Ra 1,6…0,1
Хонингование IT 6…5
Ra 1,6…0,1
Обработка давлением
На металлорежущем оборудовании Раскатывание IT 10…8
Ra 6,3…0,16
Калибрование IT 8…6
Ra 6,3…0,1
Выглаживание IT 6…5
Ra 0,4…0,1

 

Т а б л и ц а 8 — Основные методы и виды обработки плоских поверхностей

Обработка лезвийным инструментом
Строгание и долбление Черновое IT 13…11
Ra 12,5…3,2
Чистовое IT 13..11
Ra 1,6…0,8
тонкое IT 10…9
Ra 1,6…0,2
Фрезерование Черновое IT 13…11
Ra 12,5…3,2
Получистовое IT 12…10
Ra 3,2…1,6
Чистовое IT 10…8
Ra 1,6…0,8
Тонкое IT 8…6
Ra 1,6…0,4
Шабрение Ручное IT 7…6
Ra 0,63…0,08
Механическое IT 8…7
Ra 0,8…0,1
Протягивание Черновое IT 11…10
Ra 3,2…1,6
Чистовое IT 9…6
Ra 1,6…0,4
Обработка абразивным инструментом
Шлифование Черновое IT 9…8
Ra 1,6…0,4
Чистовое IT 8…7
Ra 0,4…0,1
Тонкое IT 7…6
Ra 0,2…0,05
Доводка Окончательная IT 5…3
Ra 0,032…0,04

 

 

Т а б л и ц а 9 — Классификация и технологические возможности способов упрочняющей поверхностной обработки деталей машин

 

 

    Содержание и эффективность способа обработки   Способ упрочнения   Технологические возможности
  Материал заготовки   Точность обработки Параметр шероховатости Ra, мкм Твердость обработанной поверхности Величина остаточных напря- жений в поверхностном слое, Па   Толщина упрочнен- ного слоя, мм
минимальная максимальная
Упрочнение пластическим деформированием поверхностного слоя (наклепом). Повышение физико- механических свойств поверхностного слоя, изменение величины и знака остаточных напряжений в поверхностном слое, улучшение микрогеометрии обработанной поверхности   Накатывание роликами Чугун, сталь, сплавы из цветных металлов Сохраняется от предшест –вующей обработки   1,6-0,05 Увеличивается на 20-50%   600-900   1,0   2,0
Накатывание шариком   –«–   –«–   0,4-0,05   –«–   600-900   0,3   0,5
Раскатывание шариком, роликом     –«–   7-9 квалитет   0,4-0,5     –«–   600-900     0,1     0,5
Упрочнение поверхностной химико- термической обработкой. Изменение физико- химических свойств и структуры поверхностного слоя, изменение величины и знака остаточных напряже- ний в поверхностном слое   Нитроцементация Малоуглеродистая сталь C<0,25% Коробление 0,02-0,1 мм Увеличивается в 1,02-1,1 раза Поверхность 58-64 HRC, Сердцевина 240-300 НВ 300-900 0,4 1,5
Цементация   -«- Коробление (поводка) 0,05-0,15мм   -«-   -«-   400-1000     0,8     1,6
Азотирование Сталь, чугун Коробление 0,05-0,10 мм   –«–   650-1200 HV   400-1000   0,15   0,60
Цианирование Сталь –«– –«– 65-75 HRCэ 400-1000 0,01 2,5
Хромирование –«– –«– –«– 1600-2000 HV - 0,02 0,3
Упрочнение поверхностной термической обработкой. Изменение ФМС и структуры поверхностного слоя, изменение величины и знака остаточных напряже- ний Закалка с нагревом       Сталь Коробление 0,03-0,07 мм   Не изменяется   50-70 HRC   400-1000     0,2    
Упрочнение объемной закалкой. Изменение физико-механических свойств и структуры по всему сечению детали Закалка в масле, отпуск Сталь C>0,25% Коробление 0,1-0,2 мм     -«- 40-55 HRC     -«-     По всему сечению детали

 

Выбор маршрута обработки поверхности производится с помо­щью табл. 6--8 экономической точности обработки и тех­нологических возможностей различных методов упрочнения, табл.9 . При этом следует учитывать принятый вид заготовки, тип производства, кон­струкцию и технические требования к данной поверхности по чер­тежу детали. Выбранный маршрут обработки должен, прежде всего, обеспе­чивать требуемые точность и качество поверхности. Проверка тех­нологических возможностей принятого маршрута может быть выполне­на для нормируемых по чертежу детали для данной поверхности параметров качества расчетами соблюдения условия

 

(6.1)

где Ку.п.о - общий коэффициент уточнения точности параметра при реализа­ции технологического процесса;

Ку.п.i - коэффициент уточнения точности параметра на i-й операции;

m – число операций технологического процесса.

(6.2)

где ТАзаг - допуск на данный параметр качества в заготовке или после первой операции формообразования данной поверхности

ТАдет - допуск на данный параметр по чер­тежу готовой детали.

Коэффициент уточнения точности параметра на i -й операции определяется по формуле

(6.3)

где ТАi-1 и TAi - допуски на данный параметр качества на предше­ствующей (i-1) и данной i-й операциях, которые могут быть обеспе­чены рассматриваемыми методами обработки.

Если условие (6.13) соблюдается для всех нормируемых для данной поверхности параметров качества, значит данный маршрут является приемлемым с технологической точки зрения. Значения допусков TAi вы­бираются по таблицам допусков [6] с учетом точности, достижи­мой на данной операции (см. табл. 8-10). Поскольку одинаковые точность и качество поверхности могут быть достигнуты различными способами, выбор наиболее рациональ­ного из них следует произвести расчетом трудоемкости и стоимости обработки. Поскольку трудоемкость и стоимость обработки в услови­ях данного типа производства тесно взаимосвязаны, можно ограни­читься расчетом трудоемкости обработки. Для этого можно исполь­зовать формулы для определения норм времени (приложение 1 [1]). Предпочтение следует отдать маршруту обработки, который обес­печивает требуемое качество и минимальную трудоемкость себе­стоимость обработки.

Пример. Требуется выбрать маршрут обработки шейки вала диаметром 60±0,01 мм, L = 73 мм, Ra =1,6мкм. Материал - Сталь 18ХГТ, твердость поверхности 58…62 HRC, глубина упрочнения h= 0,8-1,2 мм, твердость сердцевины 240…300 НВ. Масса детали 5,6 кг, масса поковки (расчетная) 6,7кг. Штамповочное оборудование — ГКМ, класс точности — Т5, группа стали — М2, степень сложности — С3, исходный индекс — 17. Общий припуск на обработку — 7,0 мм. Допуск на диаметр 67 в заготовке -1,3+2,7 мм.

 

Решение.

1. Согласно [6] устанавливаем, что требуемая точность обработки шейки диаметром 60±0,01 мм соответствует IT6.

2. Общий коэффициент уточнения точности шейки в соответствии с (6.14) равен

Ку.п.о = 4 мм / 0,02 мм = 200.

3. Учитывая рекомендации, приведенные в табл. 6 и положение о том, что каждая последующая операция должна быть точнее предшествующей на 1-2 квалитета точности, принимаем два возможных маршрута обработки (табл. 5).

4. Для каждой операции из табл. 6 записываем достижимый квалитет точности и соответствующий ему допуск из [6], определяем коэффициент уточнения точности параметра (формула 6.15), а также определяем основное время на обработку с помощью данных, приведенных в приложении 1 [1]

1-ый маршрут.

Точение черновое Ку.п = 4 / 0,46 =8,7;

точение получистовое Ку.п = 0,46 / 0.19 = 2,4;

шлифование предварительное Ку.п = 0,19 / 0,074 = 2,6;

цементация Ку.п = 0,074 / 0,12 = 0,6;

шлифование чистовое Ку.п = 0,12 / 0,046 =2,6;

шлифование тонкое Ку.п = 0,046 / 0,02 = 2,3.

2-ой маршрут.

Точение получистовое Ку.п = 4 / 0,19 = 21,1;

точение чистовое Ку.п =0,19 / 0,074 = 2,6;

шлифование чистовое Ку.п = 0,074 / 0,03 = 2,5;

нитроцементация Ку.п = 0,03 / 0,046 = 0,7;

шлифование тонкое Ку.п = 0,046 / 0,02 = 2,3.

5. Рассчитываем для каждого маршрута Ку.п.о как произведение Ку.п.i для каждой операции по формуле (6.13).

Для 1-го маршрута Ку.п.о = 8,7×2,4×2,6×0,6×2,6×2,3=194,8,

Для 2-го маршрута Ку.п.о = 21,1×2,6×2,5×0,7×2,3= 220,8.

Так как 2-ой маршрут обработки в лучшей степени обеспечивает требуемые точность и качество поверхности, его и принимаем за основу. Кроме того, для 2-го маршрута ΣТoi по всем операциям меньше, чем для 1-го маршрута.

6. После выбора маршрута обработки поверхности производится оформление технологического процесса обработки данной поверхности (маршрутная карта, операционные карты и карты эскизов).

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.