|
Выбор маршрута обработки поверхностей, допусковЦелью данного раздела является выбор и определение последовательности способов механической и упрочняющей обработки, обеспечивающих требуемую размерную точность и качества поверхностей деталей. Эксплуатационные свойства деталей машин (износостойкость, выносливость, сопротивление коррозии и др.) зависят от размерной точности и качества их поверхностей. Последнее в свою очередь определяется совокупностью характеристик шероховатости поверхности, физико-механическими свойствами (твердость, микротвердость, величина и знак остаточных напряжений и др.) и микроструктурой поверхностного слоя. Размерная точность и шероховатость поверхностей деталей определяются последовательностью способов ее механической обработки. Каждому способу механической обработки соответствует свой диапазон размерной точности и высоты микронеровностей. Для обеспечения требуемых физико-механических свойств поверхностного слоя детали машин подвергаются упрочняющей обработке. Различным способам такой обработки присущи свои технологические возможности. В случае если достижение одинаковых параметров качества поверхности возможно при различных способах механической обработки, производится сопоставление их себестоимости по приведенным затратам. Себестоимость рассчитывается по формуле , Где Тшт — штучное время на операции, мин; Сп.з — приведенные затраты на операцию, руб. Значения точности и параметра шероховатости поверхности деталей, достигаемые при различных способах механической обработки наружных поверхностей тел вращения, цилиндрических отверстий и плоскостей приведены в таблицах 6--8. Технологические возможности некоторых способов упрочняющей обработки приведены в таблице 9. Т а б л и ц а 5 — Оценка технологических возможностей маршрутов обработки поверхности диаметром 60±0,01 мм
Т а б л и ц а 6 — Основные методы и виды обработки наружных цилиндрических поверхностей
Т а б л и ц а 7 — Основные методы и виды обработки внутренних цилиндрических поверхностей (отверстий)
Т а б л и ц а 8 — Основные методы и виды обработки плоских поверхностей
Т а б л и ц а 9 — Классификация и технологические возможности способов упрочняющей поверхностной обработки деталей машин
Выбор маршрута обработки поверхности производится с помощью табл. 6--8 экономической точности обработки и технологических возможностей различных методов упрочнения, табл.9 . При этом следует учитывать принятый вид заготовки, тип производства, конструкцию и технические требования к данной поверхности по чертежу детали. Выбранный маршрут обработки должен, прежде всего, обеспечивать требуемые точность и качество поверхности. Проверка технологических возможностей принятого маршрута может быть выполнена для нормируемых по чертежу детали для данной поверхности параметров качества расчетами соблюдения условия
(6.1) где Ку.п.о - общий коэффициент уточнения точности параметра при реализации технологического процесса; Ку.п.i - коэффициент уточнения точности параметра на i-й операции; m – число операций технологического процесса. (6.2) где ТАзаг - допуск на данный параметр качества в заготовке или после первой операции формообразования данной поверхности ТАдет - допуск на данный параметр по чертежу готовой детали. Коэффициент уточнения точности параметра на i -й операции определяется по формуле (6.3) где ТАi-1 и TAi - допуски на данный параметр качества на предшествующей (i-1) и данной i-й операциях, которые могут быть обеспечены рассматриваемыми методами обработки. Если условие (6.13) соблюдается для всех нормируемых для данной поверхности параметров качества, значит данный маршрут является приемлемым с технологической точки зрения. Значения допусков TAi выбираются по таблицам допусков [6] с учетом точности, достижимой на данной операции (см. табл. 8-10). Поскольку одинаковые точность и качество поверхности могут быть достигнуты различными способами, выбор наиболее рационального из них следует произвести расчетом трудоемкости и стоимости обработки. Поскольку трудоемкость и стоимость обработки в условиях данного типа производства тесно взаимосвязаны, можно ограничиться расчетом трудоемкости обработки. Для этого можно использовать формулы для определения норм времени (приложение 1 [1]). Предпочтение следует отдать маршруту обработки, который обеспечивает требуемое качество и минимальную трудоемкость себестоимость обработки. Пример. Требуется выбрать маршрут обработки шейки вала диаметром 60±0,01 мм, L = 73 мм, Ra =1,6мкм. Материал - Сталь 18ХГТ, твердость поверхности 58…62 HRC, глубина упрочнения h= 0,8-1,2 мм, твердость сердцевины 240…300 НВ. Масса детали 5,6 кг, масса поковки (расчетная) 6,7кг. Штамповочное оборудование — ГКМ, класс точности — Т5, группа стали — М2, степень сложности — С3, исходный индекс — 17. Общий припуск на обработку — 7,0 мм. Допуск на диаметр 67 в заготовке -1,3+2,7 мм.
Решение. 1. Согласно [6] устанавливаем, что требуемая точность обработки шейки диаметром 60±0,01 мм соответствует IT6. 2. Общий коэффициент уточнения точности шейки в соответствии с (6.14) равен Ку.п.о = 4 мм / 0,02 мм = 200. 3. Учитывая рекомендации, приведенные в табл. 6 и положение о том, что каждая последующая операция должна быть точнее предшествующей на 1-2 квалитета точности, принимаем два возможных маршрута обработки (табл. 5). 4. Для каждой операции из табл. 6 записываем достижимый квалитет точности и соответствующий ему допуск из [6], определяем коэффициент уточнения точности параметра (формула 6.15), а также определяем основное время на обработку с помощью данных, приведенных в приложении 1 [1] 1-ый маршрут. Точение черновое Ку.п = 4 / 0,46 =8,7; точение получистовое Ку.п = 0,46 / 0.19 = 2,4; шлифование предварительное Ку.п = 0,19 / 0,074 = 2,6; цементация Ку.п = 0,074 / 0,12 = 0,6; шлифование чистовое Ку.п = 0,12 / 0,046 =2,6; шлифование тонкое Ку.п = 0,046 / 0,02 = 2,3. 2-ой маршрут. Точение получистовое Ку.п = 4 / 0,19 = 21,1; точение чистовое Ку.п =0,19 / 0,074 = 2,6; шлифование чистовое Ку.п = 0,074 / 0,03 = 2,5; нитроцементация Ку.п = 0,03 / 0,046 = 0,7; шлифование тонкое Ку.п = 0,046 / 0,02 = 2,3. 5. Рассчитываем для каждого маршрута Ку.п.о как произведение Ку.п.i для каждой операции по формуле (6.13). Для 1-го маршрута Ку.п.о = 8,7×2,4×2,6×0,6×2,6×2,3=194,8, Для 2-го маршрута Ку.п.о = 21,1×2,6×2,5×0,7×2,3= 220,8. Так как 2-ой маршрут обработки в лучшей степени обеспечивает требуемые точность и качество поверхности, его и принимаем за основу. Кроме того, для 2-го маршрута ΣТoi по всем операциям меньше, чем для 1-го маршрута. 6. После выбора маршрута обработки поверхности производится оформление технологического процесса обработки данной поверхности (маршрутная карта, операционные карты и карты эскизов).
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|