Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Регулируется Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2008 г.





 

Налоги поступают в бюджет государства. Поэтому за их поступлением и использованием государство устанавливает контроль. Методами налогового контроля являются: 1) государственная регистрация и ведение учета налогоплательщиков; 2) ведение учета объектов налогообложения; 3) ведение учета поступления в бюджет; 4) проведение налоговых проверок; 5) проведение камерального контроля; 6) мониторинг финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика; 7) маркировка отдельных видов подакцизных товаров; 8) осуществление контроля над уполномоченными органами.

 

Виды налогов. Налоги можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными. Прямой налог — это налог, где его субъект выступает фактическим носителем налогового бремени, т. е. уплата налога приводит к реальному уменьшению его имущества. Примером таких налогов выступает подоходный налог, в результате уплаты которого налогоплательщик лишается части своего дохода.

 

Косвенный налог — это налог, где его субъект перекладывает его бремя на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога). Примером такого налога выступают налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Хотя юридическим плательщиком этих налогов выступает продавец товара, в конечном итоге они оплачиваются покупателем товара, поскольку суммы налога включаются в цену этого товара, оплачиваемого покупателем. Иначе говоря, сумма налога переносится налогоплательщиком на другое лицо.

 

Прямые налоги принято подразделять на реальные и личные. Реальные налоги (от англ. real — имущество) — это налоги на имущество (например, налог на имущество, налог на транспортные средства). Личные налоги — это налоги на доходы (прибыль) налогоплательщика.

 

В зависимости от формы налога они подразделяются на натуральные и денежные. П ри натуральном налоге предметом налогового платежа выступают вещи, определяемые родовыми признаками (обычно - часть собранного урожая, добытой продукции). Денежные налоги (независимо от объекта и предмета налога) выплачиваются деньгами. В настоящее время это преимущественная форма налогообложения. В зависимости от субъекта налога они подразделяются на налоги с юридических лиц (по западной терминологии — корпоративные налоги) и налоги с физических лиц (по западной терминологии — индивидуальные налоги). В зависимости от территориального уровня налоги подразделяются на общегосударственные и местные. Первые являются доходом общегосударственных денежных фондов (например, в Казахстане - республиканского бюджета), вторые — доходом местных бюджетов.

 

В зависимости от использования в качестве метода бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие. Закрепленные налоги — это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета. Регулирующие налоги - это те, которые будучи закрепленными за определенными бюджетами, в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются в нижестоящие бюджеты в целях сбалансирования последних.

 

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевыми. Налоги общего назначения (абстрактные налоги), будучи зачисленными в бюджет, растворяются там в массе других бюджетных доходов и расходуются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые (специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий. Примером целевого налога выступает социальный налог.

 

По способу исчисления налогов они подразделяются на окладные и неокладные. При окладных налогах его сумма (так называемый «оклад налога») устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом и обязанность уплаты налога возникает только после получения плательщиком отданного органа соответствующего распоряжения (налогового уведомления) с указанием исчисленной суммы налога. Неокладные налоги исчисляются и выплачиваются (разумеется, в установленные налоговым законодательством сроки) налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за полнотой исчисления налога и своевременностью его уплаты.

 

Согласно НК РК налоги, действующие на территории Казахстана, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы. Другие относятся к прямым. Все налоги, сборы и платежи регулируются Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2008 г. № 99-IV ЗРК. Налоговый кодекс состоит из Обшей, Особенной частей, 21 раздела, 95 глав, 688 статей. Согласно Налоговому кодексу РК, установлены следующие виды налогов: 1. Корпоративный подоходный налог; 2. Индивидуальный подоходный налог; 3. Налог на добавленную стоимость; 4. Акцизы; 5. Рентный налог на эксперт; 6. Налогообложение недропользователей; 7. Социальный налог; 8. Налог на транспортные средства; 9. Земельный налог; 10. Налог на имущество; 11. Налог на игорный бизнес; 12. Фиксированный налог; 13. Специальные налоги.

 

Специальные налоги подразделяются на следующие виды: 1) специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, включающий в себя: специальный налоговый режим на основе патента; специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации; 2) специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств; 3) специальный налоговый режим для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов.

 

Согласно Налоговому кодексу существуют другие обязательные платежи. К ним относятся:

 

Регистрационные сборы: 1) государственную регистрацию (постановку на учет): юридических лиц и учетную регистрацию филиалов и представительств, а также их перерегистрацию; индивидуальных предпринимателей; прав на недвижимое имущество и сделок с ним; залога движимого имущества и ипотеки судна или строящегося судна; радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств; транспортных средств, а также их перерегистрацию; лекарственных средств, а также их перерегистрацию; прав на произведения и объекты смежных прав, лицензионных договоров на использование произведений и объектов смежных прав, а также их перерегистрацию; периодического печатного издания и информационного агентства; 2) выдачу дубликата документа, удостоверяющего совершение регистрационных действий; 3) за проезд автотранспортных средств по территории РК; 4) с аукционов; 5) лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности; 6) за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям.

 

Платы: 1) за пользование земельными участками; 2) за пользование водными ресурсами поверхностных источников; 3) за эмиссии в окружающую среду; 4) за пользование животным миром; 5) залесные пользования; 6) за использование особо охраняемых природных территорий; 7) за использование радиочастотного спектpa; 8) за представление междугородной или международной телефонной связи, а также сотовой связи; 9) за пользование судоходными водными путями; 10) за размещение наружной (визуальной) рекламы.

 

Государственная пошлина - обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными государственными органами или должностными лицами.

 

Государственная пошлина взимается: 1) с подаваемых в суд исковых заявлений, заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, заявлений о вынесении судебного приказа, заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских (арбитражных) судов и иностранных судов, заявлений о повторной выдаче копий судебных актов, исполнительных листов и иных документов; 2) за совершение нотариальных действий, а также за выдачу копий (дубликатов) нотариально удостоверенных документов; 3) за регистрацию актов гражданского состояния, а также за выдачу гражданам справок и повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния и свидетельств в связи с изменением, дополнением и восстановлением записей актов гражданского состояния; 4) за оформление документов на право выезда за границу на постоянное место жительства и приглашение в Республику Казахстан лиц из других государств, а также за внесение изменений в эти документы; 5) за выдачу на территории Республики Казахстан визы к паспортам иностранцев и лиц без гражданства или заменяющим их документам на право выезда из Республики Казахстан и въезда в Республику Казахстан; 6) за оформление документов о приобретении гражданства Республики Казахстан, восстановлении гражданства Республики Казахстан и прекращении гражданства Республики Казахстан; 7) за регистрацию места жительства; 8) за выдачу удостоверения охотника и его ежегодную регистрацию; 9) за выдачу разрешений на ввоз и вывоз редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и осетровых рыб, а также их частей и дериватов; 10) за выдачу документов, удостоверяющих личность; 11) за выдачу разрешений на хранение или хранение и ношение, транспортировку, ввоз на территорию Республики Казахстан и вывоз из Республики Казахстан оружия и патронов к нему; 12) за регистрацию и перерегистрацию каждой единицы гражданского, служебногооружия физических и юридических лиц (за исключением холодного охотничьего, сигнального оружия, механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно); 13) за проставление уполномоченными Правительством РК государственными органами апостиля на официальных документах, совершенных в Республике Казахстан, в соответствии с международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан; 14) за выдачу водительских удостоверений, удостоверений тракториста-машиниста, свидетельств о прохождении технического осмотра механических транспортных средств и прицепов, свидетельств о государственной регистрации механических транспортных средств, государственных регистрационных номерных знаков; 15) за совершение уполномоченным государственным органом в области интеллектуальной собственности юридически значимыхдействий.

 

Корпоративный подоходный налог. В соответствии со ст. 77 НК РК к плательщикам корпоративного подоходного налога относятся юридические лица-резиденты РК, за исключением Национального Банка РК и государственных учреждений, а также юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в РК. Объектами обложения корпоративным подоходным налогом, согласно ст. 78 Налогового кодекса, являются налогооблагаемый доход; доход, облагаемый у источника выплаты, и чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение. Корпоративный подоходный налог исчисляется за налоговый период (календарный год) путем применения ставки 30 процентов к налогооблагаемому доходу.

 

Налогоплательщики уплачивают корпоративный подоходный налог путем внесения авансовых платежей равными долями в течение налогового периода не позднее 20 числа текущего месяца. Декларация по корпоративному подоходному налогу представляется налоговым органам не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом (за исключением юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим). Окончательный расчет по корпоративному подоходному налогу по итогам налогового периода налогоплательщик осуществляет не позднее десяти рабочих дней после 31 марта.

 

Индивидуальный подоходный налог. В соответствии со ст. 141 Налогового кодекса плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, имеющие объекты налогообложения.

 

Объектами обложения индивидуальным подоходным налогом являются доходы, облагаемые у источника выплаты (доход работника, доход от разовых выплат, доход в виде дивидендов и другие доходы, определенные ст. 146 Налогового кодекса) и доходы, необлагаемые у источника выплаты (имущественный доход, налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя и другие доходы, определенные ст. 163 Налогового кодекса). При этом ст. 144 Налогового кодекса определен перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению, в частности, адресная социальная помощь, алименты, полученные на детей, выплаты военнослужащим, доходы от операций с государственными ценными бумагами и некоторые другие доходы.

 

Сумма индивидуального подоходного налога исчисляется путем применения ставок от 5 до 30 процентов (в зависимости от суммы дохода) к доходу, уменьшенному на сумму обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды. Налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя будет определяться, а подоходный налог исчисляться и удерживаться как для юридического лица. Декларацию по индивиду подоходному налогу представляют не позднее 31 марта года, следующего за налоговым годом, лишь определенные категории налогоплательщиков-резидентов, в том числе лица, имеющие доходы, не облагаемые у источника выплаты, физические лица, имеющие деньги на счетах в иностранных банках и иные категории лиц, определенные ст. 171 Н К РК.

 

Налог на добавленную стоимость, представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости, добавленной в процессе производства и обращения товаров, работ, услуг, а также отчисления при импорте товаров на территории РК. НДС, подлежащий уплате в бюджет по облагаемому обороту, определяется как разница между суммами НДС, начисленными за реализованные товары (работы, услуги) и суммами НДС, подлежащими уплате в бюджет за ранее приобретенные товары, работы, услуги (они относятся в зачет). Для того, чтобы отнести суммы НДС, подлежащие уплате в зачет, необходимы подтверждающие документы, счета-фактуры на товары, работы, услуги.

 

Плательщиками НДС становмтся юридические и физические лица, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, которые занимаются хозяйственной деятельностью более 12-месячного периода и/или у которых облагаемый оборот превысил 10000-кратную величину МРП. Плательщиками НДС при импорте товаров являются лица, импортирующие эти товары на территорию Казахстана в соответствии с таможенным законодательством РК. Объектами обложения НДС, в соответствии со ст. 206 НК РК, являются облагаемый оборот и облагаемый импорт. Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров (работ, услуг) в РК, совершаемый плательщиком НДС, за исключением оборота, освобожденного от НДС. Облагаемым импортом являются товары, ввозимые или ввезенные на территорию РК (за исключением освобожденных от НДС), подлежащие декларированию в соответствии с таможенным законодательством РК.

 

В соответствии со ст. 245 Налогового кодекса ставка НДС по облагаемому обороту и по облагаемому импорту равняется 15 процентам. Оборот по реализации товаров на экспорт (за исключением экспорта лома цветных и черных металлов) и выполнение работ, оказание услуг в связи с международными перевозками облагаются НДС по нулевой ставке.

 

Освобождаются от НДС обороты по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные статьями 225—233 Налогового кодекса и включающие, в частности, взносы в уставный капитал, финансовые услуги, передачу имущества в финансовый лизинг, геологоразведочные работы. Согласно ст. 234 НК РК, освобождается от НДС импорт некоторых товаров, в том числе импорт товаров физическими лицами по нормам беспошлинного ввоза товаров, импорт иностранной валюты, лекарственных средств и иных товаров, предусмотренных данной статьей. В соответствии со ст. 248 Налогового кодекса плательщик НДС обязан уплатить его в бюджет за каждый налоговый период до или в день установленного срока для представления декларации по нему. Декларация по НДС за каждый налоговый период подается не позднее 15 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

 

Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является календарный месяц, однако если среднемесячная сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет за предыдущий квартал, составляет менее 1000 МРП, то налоговым периодом является квартал. Для плательщиков налога на добавленную стоимость, применяющих специальный налоговый режим, для юридических лиц-производителей сельхозпродукции, налоговым периодом по НДС, подлежащему уплате в бюджет от осуществления деятельности, на которую распространяется действие указанного специального налогового режима, является налоговый год.

 

Социальный налог. В соответствии со ст. 315 НК РК плательщиками социального налога являются юридические лица-резиденты Республики Казахстан, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность в Казахстане через постоянное учреждение, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и адвокаты. Объектом налогообложения для юридических лиц, согласно ст. 316 Налогового кодекса, являются расходы работодателя, выплачиваемые в виде доходов работников, за исключением некоторых предусмотренных указанной статьей выплат. Для индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов объектом обложения социальным налогом является численность работников, включая самих плательщиков.

 

Юридические лица-резиденты РК (за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы), а также нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через постоянное учреждение, уплачивают социальный налог по регрессивной шкале, за исключением уплаты социального налога за иностранных специалистов административно-управленческого, инженерно-технического персонала, ставка которого составляет 11 процентов.

 

Индивидуальные предприниматели (кроме применяющих специальные налоговые режимы), частные нотариусы и адвокаты уплачивают социальный налог в размере трех месячных расчетных показателей за себя и двух месячных расчетных показателей за каждого работника.

 

Декларация по социальному налогу представляется плательщиками ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. У плата налога производится плательщиками (кроме юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы) не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

 

Земельный налог. Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения: 1) на праве собственности; 2) на праве постоянного землепользования; 3) на праве первичного безвозмездного временного землепользования (ст. 324 НК РК).

 

В целях налогообложения все земли рассматриваются в зависимости от их целевого назначения и принадлежности к следующим категориям: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения (далее - земли промышленности); 4) земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (далее — земли особо охраняемых природных территорий); 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

 

Принадлежность земель к той или иной категории устанавливается законодательным актом РК о земле. Земли населенных пунктов для целей налогообложения разделены на две группы: 1) земли населенных пунктов, за исключением земель, занятых жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем; 2) земли, занятые жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем.

 

Налогообложению не подлежат следующие категории земель: 1) земли особо охраняемых природных территорий; 2) земли лесного фонда; 3) земли водного фонда; 4) земли запаса (ст. 323 НК РК).

 

Объект налогообложения. Объектом налогообложения является земельный участок (при общей долевой собственности на земельный участок — земельная доля). Не являются объектом налогообложения: 1) земельные участки общего пользования населенных пунктов. К землям общего пользования населенных пунктов относятся земли, занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, парками, скверами, бульварами, водоемами, пляжами, кладбищами и иными объектами, предназначенными для удовлетворения нужд населения (водопроводы, отопительные трубы, очистные сооружения и другие инженерные системы общего пользования); 2) земельные участки, занятые сетью государственных автомобильных дорог общего пользования. К землям, занятым сетью государственных автомобильных дорог общего пользования в полосе отвода, относятся земли, занимаемые земляным полотном, транспортными развязками, путепроводами, искусственными сооружениями, притрассовыми резервами и иными сооружениями по обслуживанию дорог, служебными и жилыми помещениями дорожной службы, снегозащитными и декоративными насаждениями; 3) земельные участки, занятые под объекты, находящиеся на консервации по решению Правительства РК; 4) земельные участки, приобретенные и используемые для реализации инвестиционного проекта, в порядке, установленном статьями 138-140 НК РК (ст. 326 НК РК).

 

Не являются плательщиками земельного налога: 1) плательщики единого земельного налога по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств; 2) государственные учреждения; 3) недропользователи, налогообложение которых осуществляется по второй модели налогового режима, определенного в ст. 283 НК РК;4) государственные предприятия исправительных учреждений уполномоченного органа в сфере исполнения уголовных наказаний; 5) участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства по: а) земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем; б) придомовым земельным участкам; в) земельным участкам, предоставленным для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки; г) земельным участкам, занятым под гаражи; 6) многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвеской «Алтын алка», — по земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем, и придомовым земельным участкам; 7) религиозные объединения. Государственные предприятия исправительных учреждений уполномоченного органа в сфере исполнения уголовных наказаний и религиозные объединения не освобождаются от уплаты налога по земельным участкам, переданным в пользование или аренду (ст. 324 НК РК).

 

Определенные категории налогоплательщиков, установленные ст. 324 НК РК, не являются плательщиками земельного налога (плательщики единого земельного налога, религиозные объединения и пр.). Объектом налогообложения, согласно ст. 326 НК, является земельный участок, за исключением земельных участков общего пользования населенных пунктов, земельных участков, занятых сетью государственных автомобильных дорог общего пользования, и земельных участков, занятых под объекты, находящиеся на консервации по решению Правительства РК. Налоговой базой для определения земельного налога является площадь земельного участка.

 

Юридические лица обязаны исчислять и уплачивать в течение налогового периода текущие платежи по земельному налогу. Суммы текущих платежей подлежат уплате равными долями в сроки не позднее 20 февраля, 20 мая, 20 августа, 20 ноября текущего года. Окончательный расчет и уплата земельного налога производится в срок не позднее десяти дней после наступления срока представления декларации за налоговый период (календарный год). Декларация по земельному налогу представляется (за исключением юридических лиц, осуществляющих расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для производителей сельхозпродукции) в налоговый орган по местонахождению объектов обложения не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

 

Исчисление земельного налога, подлежащего уплате физическими лицами, производится налоговыми органами, исходя из соответствующих ставок налога и налоговой базы в срок не позднее 1 августа. Физические лица уплачивают в бюджет земельный налог не позднее 1 октября текущего года.

 

Налог на транспортные средства. Плательщиками налога на транспортные средства являются физические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности, и юридические лица, их структурные подразделения, имеющие объекты обложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Определенные категории налогоплательщиков, установленные ст. 345 Н К РК, не уплачивают налог на транспортные средства. К ним, в частности, относятся плательщики единого земельного налога в пределах нормативов потребности в транспортных средствах, организации, содержащиеся только за счет государственного бюджета, и некоторые другие категории.

 

В соответствии со ст. 346 Н К РК объектами обложения являются транспортные средства, за исключением прицепов, подлежащие государственной регистрации и (или) состоящие на учете в уполномоченном органе. Исчисление налога производится но ставкам, установленным в месячных расчетных показателях (МРП). Размеры ставок установлены ст. 347 НК РК.

 

Уплата налога производится в бюджет по месту регистрации объектов обложения не позднее 1 июля налогового периода (календарный год). Налогоплательщики - юридические лица – производят окончательный расчет по налогу на транспортные средства в срок не позднее десяти дней после наступления срока представления декларации по налогу на транспортные средства за налоговый период. При этом декларация представляется в срок не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Налог на имущество. Плательщиками налога на имущество являются юридические лица, имеющие объект налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на территории РК, а также индивидуальные предприниматели, имеющие объект налогообложения на праве собственности на территории Казахстана. Юридические лица-нерезиденты Республики Казахстан являются плательщиками налога по объектам обложения, находящимся на территории РК. Определенные категории лиц, установленные ст. 351 НК РК, не являются плательщиками налога на имущество. К ним относятся, в частности, плательщики единого земельного налога в пределах установленных нормативов потребности, религиозные объединения и пр.

 

Объектом налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются основные средства и нематериальные активы. При этом ст. 353 НК РК предусматривается имущество, не являющееся объектом налогообложения, как, например, земля, транспортные средства и иное имущество. Налоговой базой по объектам налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является среднегодовая остаточная стоимость объектов обложения, определяемая по данным бухгалтерского учета.

 

По общему правилу, юридические лица и индивидуальные предприниматели исчисляют налог на имущество по ставке 1 процент к среднегодовой стоимости объектов налогообложения. Плательщики налога обязаны уплачивать в течение налогового периода (календарный год) текущие платежи по налогу на имущество. Суммы текущих платежей налога вносятся налогоплательщиком равными долями не позднее 20 февраля, 20 мая, 20 августа и 20 ноября налогового периода. Окончательный расчет и уплата налога на имущество производится в срок не позднее десяти дней после наступления срока представления декларации за налоговый период. Декларация по налогу на имущество представляется не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

 

Налог на имущество физических лиц. Плательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица, имеющие объект налогообложения на праве собственности. Объектом обложения налогом на имущество физических лиц являются принадлежащие им на праве собственности и не используемые в предпринимательской деятельности жилые помещения, дачные строения, гаражи и иные строения, сооружения, помещения, находящиеся на территории РК; объекты незавершенного строительства, находящиеся на территории РК - с момента проживания (эксплуатации). Ставки налога на имущество физических лиц составляют, согласно ст. 365 НК, от 0,1 до 1 процента от стоимости объекта налогообложения. Уплата налога производится в бюджет по местонахождению объектов обложения не позднее 1 октября отчетного налогового периода (календарный год).

 

В связи с переходом Казахстана на рыночные отношения и развитием инвестиционного партнерства, отечественные и зарубежные компании, фирмы, вкладывая свой капитал в экономику нашей страны, имеют определенные доходы, используя при этом природные ресурсы и богатства республики. С помощью налогового законодательства регулируются особенности налогообложения деятельности юридических и физических лиц, по проведению операций по недропользованию, включая нефтяные операции, и устанавливается порядок исчисления и уплаты налогов и специальных платежей недропользователей. К таким налогам относятся: 1) налог на сверхприбыль; 2) рентный налог на экспортируемую сырую нефть. Кроме них существуют специальные платежи недропользователей и называются они: 1) бонусом (подписного, коммерческого обнаружения); 2) роялти.

Бонусы являются фиксированными платежами недропользователя. Недропользователь, исходя из индивидуальных условий проведения недропользования, выплачивает следующие виды бонусов: 1) подписной; 2) коммерческого обнаружения.

 

Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недропользователя за право осуществления деятельности по недропользованию на контрактной территории. Стартовые размеры подписных бонусов определяются Правительством РК на основе расчета с учетом объема полезных ископаемых и экономической ценности месторождения. Окончательный размер подписного бонуса устанавливается комиссией по результатам проведенного конкурса инвестиционных программ на получение права недропользования и закрепляется в контракте с учетом экономической ценности передаваемых для недропользования месторождений (контрактных территорий), но не ниже стартовых размеров (Письмо НК МФ РК «Касательно установления размера подписного бонуса и возмещения исторических затрат по общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам» от 4 марта 2004 г.). Подписной бонус уплачивается в бюджет не позднее тридцати календарных дней с даты вступления контракта в силу.

 

Бонус коммерческого обнаружения. Коммерческое обнаружение — это запасы определенного вида полезных ископаемых, открытые в пределах контрактной территории, которые являются экономически эффективными для добычи. Бонус коммерческого обнаружения уплачивается за каждое коммерческое обнаружение на контрактной территории, в том числе за обнаружение полезных ископаемых в ходе проведения дополнительной разведки месторождений, приводящей к увеличению первоначально установленных извлекаемых запасов. Однако по контрактам на проведение разведки месторождений полезных ископаемых, не предусматривающих последующей их добычи, бонус коммерческого обнаружения не уплачивается. Размер бонуса коммерческого обнаружения определяется исходя из объекта налогообложения, базы исчисления и ставки.

 

Для исчисления размера бонуса коммерческого обнаружения: 1) объектом налогообложения является объем утвержденных уполномоченным для этих целей государственным органом извлекаемых запасов полезных ископаемых на месторождении; 2) базой исчисления платежа является стоимость объема утвержденных извлекаемых запасов полезных ископаемых. Стоимость извлекаемых запасов рассчитывается по биржевой цене, установленной на Международной (Лондонской) бирже, данного полезного ископаемого на дату осуществления платежа. В случае, когда на полезные ископаемые не установлена биржевая цена, стоимость извлекаемых запасов определяется из суммы плановых затрат на добычу, скорректированных на размер плановой рентабельности, указанных в Рабочей программе, утвержденной компетентным органом. Бонус коммерческого обнаружения уплачивается по ставке 0,1 процента от базы исчисления.

 

Роялти — это платеж за: право пользования недрами в процессе добычи полезных ископаемых и переработки техногенных образований; использование или право использования авторских прав, программного обеспечения, патентов, чертежей или моделей, товарных знаков или других подобных видов прав; использование или право использования промышленного, торгового или научно-исследовательского оборудования; использование «ноу-хау»; использование или право использования кинофильмов, видеофильмов, звукозаписи или иных средств записи.

 

Роялти уплачивается недропользователем в отдельности по каждому виду добываемых на территории РК полезных ископаемых, независимо оттого, были ли они реализованы (отгружены) покупателям или использованы на собственные нужды. Роялти в основном уплачивается в денежной форме. Однако, в ходе осуществления деятельности по контракту денежная форма выплаты роялти по решению Правительства РК может быть заменена натуральной формой в порядке, установленном дополнительным соглашением с компетентным органом. Плательщиками роялти являются недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований, независимо оттого, имела ли место их реализация в отчетном периоде. Размер роялти определяется исходя из объекта налогообложения, базы исчисления и ставки. Объектом налогообложения является объем добытых полезных ископаемых или объем первого товарного продукта, полученного из фактически добытых полезных ископаемых. Первыми товарными продуктами могутбыть: 1) собственно полезные ископаемые: нефть, природный газ и газовый конденсат; уголь и горючие сланцы; товарные руды; подземные воды, в том числе прошедшие первичную обработку; слюда, асбест, сырье для производства строительных материалов; нерудное сырье для металлургии; 2) драгоценные металлы, металлы, содержащиеся в песке, руде, концентрате; 3) концентраты черных, цветных, редких и радиоактивных металлов, горно-химического сырья; 4) драгоценные камни, камнесамоцветное и пьезооптическое сырье, прошедшее первичную обработку; 5) по другим полезным ископаемым — минеральное сырье, прошедшее первичную обработку.

 

Роялти уплачиваются по нефти — по скользящей шкале как процент, определенный в зависимости от объема накопленной добычи нефти за каждый календарный годдеятельности и по следующим ставкам: до 2 000 000 тонн — 2 процента; от 2 000 000 до 3 000 000 тонн - 3 процента; от 3 000 000 до 4 000 000 тонн - 4 процента; от 4 000 000 до 5 000 000 тонн - 5 процентов; свыше 5 000 000 тонн - 6 процентов.

 

Если предусматривается извлечение на поверхность газообразных углеводородов совместно с жидкими углеводородами, в целях исчисления роялти такие газообразные углеводороды переводятся в сырую нефть через соотношение: 1 тысяча кубических метров газообразных углеводородов соответствует 0,857 тонны сырой нефти.

 

Роялти уплачиваются по твердым полезным ископаемым, включая золото, серебро, платину, другие драгоценные металлы и драгоценные камни - по ставкам, определяемым Правительством РК.

 

Рентный налог на экспортируемую сырую нефть. Плательщиками рентного налога на экспортируемую сырую нефть являются ф<







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.