Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел I. Русь Древняя и средневековая





Раздел I. Русь Древняя и средневековая

Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси.

Вопрос 1. Русь изначальная.

Вопрос 2. Образование восточнославянского государства. Киевская Русь.

Вопрос 3. Киевская Русь в Х—ХI вв.

Тема: Русские земли в XII—XIV вв.

Вопрос 4. Феодальная раздробленность. Русь удельная.

Вопрос 5. Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (X—XIIIвв.).

Тема: Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в.

Вопрос 6. Противостояние Руси монголо-татарскому нашествию.

Вопрос 7. Борьба Руси против вторжений с Запада в ХШ в.

Тема: Образование единого Российского государства.

Вопрос 8. Предпосылки объединения русских земель.

в единое государство.

Вопрос 9. Выдвижение Москвы как центра объединения и борьбы за национальную независимость.

Вопрос 10. Борьба с Ордой за национальную независимость. Куликовская битва.

Вопрос 11. Московская Русь в конце XIV—XV в. Образование единого государства России.

Тема: Эпоха царя Ивана Грозного. Россия в XVI — начале XVII в.

Вопрос 12. Российское государство в начале XVI в.

Вопрос 13. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.

Вопрос 14. Опричнина.

Вопрос 15. Культурная и духовная жизнь России в ХIV—XVI вв.

Вопрос 16. Россия на рубеже XVI—XVII вв. Смутное время.

 

Раздел II. Россия в новое время (XVII в. - до конца XIX в.).

Тема: Исторические судьбы России в XVII в.

Вопрос 17. Россия в начале Нового времени. Социально-экономическое развитие России в середине и во второй половине XVII в.

Вопрос 18. Политическое развитие России в XVII в.

Вопрос 19. Церковный раскол.

Вопрос 20. «Бунташный» век. Народные движения во второй половине XVII в.

Вопрос 21. Основные направления внешней политики и расширение территории России в XVII в.

Вопрос 22. Культура и духовное развитие российского общества в XVII в.

Тема: Эпоха Петра I. Рождение империи.

Вопрос 23. Петр I и политическая борьба 80-х годов XVII в.

Вопрос 24. Начало правления Петра I. Причины и истоки реформ.

Вопрос 25. Социально-экономические преобразования Петра I.

Вопрос 26. Государственные и административные реформы Петра I.

Вопрос 27. Реформы и российское общество в эпоху Петра I.

Вопрос 28. Северная война 1700—1721 гг.

Вопрос 29. Преобразования в области культуры и быта при Петре I.

Тема: Российская империя в XVIII столетии.

Вопрос 30. Эпоха дворцовых переворотов.

Вопрос 31. «Просвещенный абсолютизм» в России.

Вопрос 32. Особенности социально-экономического развития России во второй половине XVIII в.

Вопрос 33. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

Вопрос 34. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

Вопрос 35. Россия в конце XVIII в. Павел I.

Вопрос 36. Развитие культуры и общественной мысли в России во второй половине XVIIIв.

Тема: Российская империя в первой половине XIX в.

Вопрос 37. Экономическое, социальное и политическое развитие России в начале XIX в.

Вопрос 38. Внутренняя и внешняя политика России в 1801—1812 гг. Реформы М. Сперанского.

Вопрос 39. Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии.

Вопрос 40. Внутренняя политика России в 1812—1825 гг. Движение декабристов.

Вопрос 41. Социально-экономическое развитие России и внутренняя политика Николая I (1825—1855).

Вопрос 42. Общественное движение в России при Николае I (1825 — 50-е годы).

Вопрос 43. Внешняя политика Николая I.

Вопрос 44. Культура России в первой половине XIX в.

Тема: Россия во второй половине XIX в.

Вопрос 45. Отмена крепостного права в России. Либеральные реформы 60—70-х годов XIX в.

Вопрос 46. Экономическое развитие России во второй половине XIX в. (в пореформенное время.

Вопрос 47. Общественное движение в 60 — начале 80-х годов XIX в. Народничество.

Вопрос 48. Внешняя политика России в 60—70-х годах XIX в. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

Вопрос 49. Внутренняя и внешняя политика России в 80—90-е годы XIX в. Контрреформы Александра III. Русское общество в конце XIX в.

Вопрос 50. Общественное движение в России в конце XIX в. Рабочее движение. Распространение марксизма в России.

Вопрос 51. Культура России во второй половине XIX в. Раздел III. Россия, СССР в новейшее время (XX век).

 

 

Раздел I. Русь древняя и средневековая

 

Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси

Вопрос 1. Русь изначальная

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства.

Б. Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения.

В. Религия восточных славян.

 

А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства.

1. Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Их численность — почти 300 млн. человек.

Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV— III тысячелетии до н. э. расселились на громадной территории Европейского материка — от Европы до Индии. Ближайшими родственниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и западе — германцы, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями — западноиранские племена — скифы и сарматы. К этой же семье относились индийцы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы.

2. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных тогда под именем «венедов», относятся к 1—11 вв. н. э. и встречаются в трудах греко-римских историков Плиния Старшего, Тацита, Птолемея и др. Обширные сведения о славянах содержатся в произведениях византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского и готского историка Иордана. Они первыми рассказали о появлении славян у границ Византии и в Северном Причерноморье — пределах Готской империи, об их быте, обычаях, походах, отношениях с соседями. Прокопий сообщает довольно подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова. Еще более важны сведения историка Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки — венедов, антов и склавинов. В последние годы археологи установили, что этим сведениям можно доверять. Богатейшие сведения о жизни древних славян содержатся в русских летописях, и прежде всего в «Повести временных лет».

3. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке — праславянском. Однако по мере расселения древние славяне все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

> западные славяне — поляки, чехи, словаки;

> южные славяне — болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;

> и самая большая, третья ветвь — восточные славяне это русские, украинцы, белорусы.

В. Религия восточных славян

1. Эпохе первобытнообщинного строя у восточных славян соответствовала языческая религия. Славянское язычество — это целый комплекс верований, представлений, обрядов, который пришел из древнейших времен и в котором отразилась полнейшая зависимость древних людей от сил природы. Древние славяне представляли окружающий их мир наделенным добрыми и злыми духами. Боги и духи находились везде: в дожде и в солнце, в лесу и под порогом дома, в воде и в земле. Одни помогали человеку в его производительной деятельности, другие, напротив, тормозили ее. Славяне старались со всеми найти общий язык, умилостивить одних и напугать других.

2. Возникнув в глубокой древности, когда еще только начало формироваться человеческое сознание, славянское язычество не осталось окаменевшим, а развивалось вместе с первобытным обществом. Ученые отмечают 4 этапа в развитии славянского язычества.

На первом этапе, который соответствует эпохе каменного века, славяне приносили жертвы «упырям» и «берегынам». «Упыри» — злые духи — это вампиры, якобы нападающие на людей и сосущие их кровь, вредоносные покойники, умершие не своей смертью, не погребенные и потому мстящие живущим на земле. «Упырям» противостояли добрые духи — «берегыны».

Позднее, когда у древних славян совершился переход от кочевого к оседлому образу жизни, когда появилось земледелие, — зародился культ Рода и Рожаниц. Согласно поверьям древних славян, Род — это творец всей Вселенной. Он «вдувал» в людей жизнь, повелевал небом, дождем, огнем, посылал на землю молнии. Вместе с Родом выступали две Рожаницы — богини плодородия.

Постепенно многие из функций Рода перешли в «ведение» других богов. У Рода появились «помощники» — Ярило и Купала. Бог Ярило олицетворял пробуждающуюся весну. Славянам он представлялся в виде молодого красивого юноши, который ездил по полям и селениям на белом коне и в белой мантии. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Его день отмечался 24 июня, а предшествовали празднику «русалии» — торжества, посвященные нимфам полей и вод.

Весьма почитался славянами бог Волос (Велес) — покровитель скота и скотоводства. Поклонение этому богу возникло в период, когда древние славяне научились приручать диких животных. Считалось, что этот бог способствовал накоплению богатства.

В VIII—IХ вв. складывается «божественная» картина, где каждому божеству есть свое место.

Сварог — властелин неба, которому подчиняется вся Вселенная (сравним с Зевсом у древних греков). У Сварога было несколько детей.

Сварожич, сын Сварога, — бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров. Дажьбог — сын (по другой версии — дочь) Сварога, олицетворяющий собой солнце. По славянским поверьям, Дажьбог живет далеко на востоке, в стране вечного лета. Каждое утро на своей светозарной колеснице Дажьбог совершает круговой объезд по небу.

Хоре — божество, близко стоящее к Дажьбогу и непосредственно с ним связанное. Он представлялся белым конем, также совершающим свой бег над землей с востока на запад.

Стрибог — бог ветра, бури, урагана и вообще всякой непогоды. Ему поклонялись люди, чья деятельность зависела от погодных условий: земледельцы, путники, моряки и т. п. Мокошь (Макошь) — покровительница женщин, женского рукоделия, а также торговли.

Симаргл (Семаргл) представлялся священным крылатым псом. В назначении этого божества разобраться не удалось до конца. Ясно только, что он был божеством низшего порядка, крылатый пес, который охранял семена и посевы, считался богом подземного царства.

Со временем, когда военные походы заняли значительное место в жизни восточных славян, одним из самых почитаемых богов становится Перун — повелитель грома и молний, покровитель князя, дружинников и вообще военного дела. Постепенно Перун «захватывает» верховную власть над остальными языческими богами, «оттесняя» на второй план Сварога. За последним остается право покровительствовать ремесленникам, занимающимся обработкой металлов.

3. В «Повести временных лет» под 980 г. говорится о том, что киевский князь Владимир Святославич, захватив Киев и начав в нем княжить, еще до крещения Руси поставил на Горе, недалеко от княжеского дворца, деревянные идолы богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симергла и Макоши. Однако среди богов не было Рода, Рожаниц, Сварога, Сварожича и Волоса. Ученые объясняют такой выбор князя тем, что языческий пантеон Владимира был предназначен для моления не простых людей, а киевской знати, которая проживала на Горе и предпочитала поклоняться своим богам. Языческая религия постепенно переставала быть связующим звеном между различными социальными группами в Киевской Руси. Рано или поздно она должна была уступить место другой религии, которая могла бы в той или иной мере удовлетворить интересы всех социальных прослоек.

4. Из древности до нашего времени дошло много языческих Праздников и обрядов. Новый год у славян начинался 1 января. Накануне Нового года отмечался праздник Коляды: молодые люди, ряженные в «шкуры», вывороченные тулупы, с рогами на голове, масками на лицах, с шутками, танцами и песнями ходили по дворам, поздравляли хозяев и получали хорошие гостинцы. И сегодня в некоторых местах сохранился этот обычай. Повсеместно отмечается Масленица как народный праздник проводов зимы. Дошел до сегодняшних дней и праздник в честь Ивана Купалы.

Рождения, свадьбы, похороны сопровождались определенными обрядами, многие элементы которых и сегодня сохраняются в быту русских, украинцев, белорусов.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

ПЛАН ОТВЕТА

А. Особенности формирования древнерусской культуры.

Б. Письменность, школьное образование. Летописи. Литература.

В. Зодчество.

Г. Искусство, музыка, устное народное творчество.

Д. Быт и нравы Древней Руси.

Б. Письменность, школьное образование. Летописи. Литература

1. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако факты неопровержимо свидетельствуют,что славянская письменность существовала еще в начале Х в.:

> глиняный смоленский сосуд с надписью на славянском языке (конец IX в.);

> договор (911 г.) князя Олега с Византией является одним из первых памятников славянской письменности;

> Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на основе славянского письма.

2. После принятия христианства в XI в. на Руси начинает распространяться грамотность среди князей, бояр, купечества, богатых горожан. В сельской местности население было неграмотным. Ярослав Мудрый, его дети знали несколько языков. Ремесленники ставили надписи-клейма на своих изделиях. Появились переводы греческих, болгарских книг, исторические сочинения — знаменитая «Академия» — книга о походах Александра Македонского, книги по естествознанию и географии. Книги стоили дорого, изготовлялись из пергамента. Писались от руки гусиными или лебедиными перьями, украшались цветными миниатюрами. Из 130 сохранившихся книг XI—XII вв. более 80 — богослужебные.

3. Были открыты первые школы при церквах, монастырях, в городах. Ярослав Мудрый создал в Новгороде школу для детей духовных лиц. Сестра Мономаха устроила в Киеве школу для девушек. Посадские люди (горожане — ремесленники, торговцы), как правило, были грамотны, умели хорошо считать. Об этом говорят найденные в Новгороде и Пскове берестяные грамоты — письма, хозяйственные документы, судебные решения, прошения, а также граффити — надписи на стенах церквей (жалобы, молитвы); сохранилась надпись Мономаха: «Ох, тяжко мне». У славян были достаточно обширные познания в географии, полученные из книг и в результате путешествий. Им были хорошо известны четыре действия арифметики, дроби, начала геометрии, астрономии.

4. Важнейшим памятником древнерусской культуры являются летописи — погодное изложение исторических событий. Летописцы, как правило, грамотные, литературно одаренные монахи, знавшие переводную литературу, легенды, былины, описывали события и факты, связанные главным образом с жизнью князей, делами монастырей и изредка нерядскими делами. Первая летопись появилась в конце Х в., она рассказывала об истории Рюриковичей до введения христианства. Летопись не сохранилась. Вторая летопись была составлена при Ярославе Мудром. Третья и четвертая создавались митрополитом Илларионом при князе Святославе.

5. Многие предания вошли в летопись «Повесть временных лет», ставшую главным трудом по истории Руси. Она была написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г. Человек высокообразованный для своего времени, талантливый писатель и глубокий историк, он ставит вопрос о происхождении Русского государства и его развитии: «Откуда есмь пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть». Нестор не только сообщает факты, но и делает философско-религиозные обобщения, показывает историю Руси и княжеской власти Киевского государства на фоне мировой истории. Он описывает бояр, посадников, дружинников, монахов, говорит о военных походах, восстаниях, княжеских усобицах, жизни простого народа. Нестор осуждает убийства, предательство, хвалит честность и смелость. Все события летописец оценивает с позиций религиозной морали и государственности. Нестор оставил также два других выдающихся произведения: «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия». В 1118 г. при Мономахе игумен Сильвестр написал новый свод, где были особо описаны деяния Владимира Мономаха. По мере распада Руси появляются центры местного летописания в Смоленске, Пскове, Галиче, Владимире, Суздале и других городах. Местные летописи писали по заказу князя приближенные бояре или дружинники. Они рассказывали о жизни князя и его семьи, его взаимоотношениях с боярами, другими князьями и т. п. Местные летописи отличались предметом повествования, стилистикой. В Киеве появилась библиотека летописных сводов.

6. Помимо исторических сочинений в Киевской Руси создаются произведения и других жанров. В 1049 г. митрополит Илларион написал «Слово о законе и благодати» — знаменитое произведение, которое свидетельствовало о глубоком проникновении идеологии христианства в сознание русских отцов церкви. В нем Илларион славит новые идеи и понятия христианства, а также Русь, русский народ, «старых» и «славных» князей земли Русской, подчеркивает право русской церкви на самостоятельность. В конце XI в. написаны произведения: «Память и похвала Владимира» монаха Иакова, «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси». Наибольшую известность получило «Поучение детям» Владимира Мономаха, главная цель которого — необходимость борьбы с княжескими междоусобицами. Мономах рисует образ идеального князя, заботящегося о могуществе земли Русской. В произведении «Хождение игумена Даниила на Восток» описывается длинный, трудный путь ко гробу Господню в Палестину. Выделяются связанные между собой два произведения: «Слово» и «Моление». Как полагают ученые, они написаны — одно в XII в., другое в XIII в. — двумя авторами, носившими имя Даниил и называвшими себя Заточниками. Оба из заточения обращаются к своим князьям, оба ратуют за сильную княжескую власть. Великим памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». Единственная дошедшая до Нового времени рукопись «Слова...» погибла в пожаре Москвы во время нашествия Наполеона в 1812 г. В произведении рассказывается о походе князя Игоря Святославовича в 1185 г. против половцев. Первое сражение закончилось победой русских войск. Во втором сражении русское войско потерпело поражение, а Игорь попал в плен. Половцы опустошили левобережье Днепра. Неизвестный автор «Слова...» преодолел узость интересов своего княжества и выступил с позиций общерусских интересов, он ратует за единство всех русских князей в борьбе против кочевников и осуждает тех из них, кто не пришел на помощь Игорю. Это поэтическое повествование о мужестве русских людей и плач по погибшим.

В. Зодчество

1. Археологические раскопки показывают, что вплоть до Х в. на Руси строили исключительно из дерева. Деревянные постройки языческой Руси не сохранились, но архитектурный стиль — башенки, терема, ярусы, переходы, резьба — перешел в каменное зодчество христианского времени. На Руси стали строить каменные храмы по византийскому образцу: квадраты образовывали архитектурный крест. Самая ранняя постройка Киева — церковь Богородицы-Десятинная (конец Х в.), названная так потому, что на ее содержание выделялась церковная десятина. При Ярославе Мудром был построен Киевский Софийский собор, в архитектуре которого органически сочетаются славянские и византийские традиции: на основе крестово-купольного храма стоят 13 куполов.

2. Софийский собор стал символом могущества Киевской Руси. Стены собора сложены из розового кирпича — плинфы, чередующегося с толстым слоем белой извести. Центральный купол окружали 4 средних купола, за которыми стояли 8 малых. Вокруг храма шла открытая галерея. Внутри стены и потолок были украшены фресками и мозаикой. Фреска — это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Многие фрески были посвящены не только религиозным, но и бытовым сюжетам: на них изображены семья Ярослава Мудрого, скоморохи, кулачный бой, охота и т. д. Мозаика имела 130 оттенков. В соборе было много икон. Соборы в честь святой Софии были построены также в Новгороде, Полоцке; в Чернигове — Спасо-Преображенский собор (многокупольные храмы).

3. В XII в. строились однокупольные храмы: Дмитровский и Успенский во Владимире-на-Клязьме, храм Покрова-на-Нерли. Закладывались новые крепости, каменные дворцы, палаты богатых людей в Чернигове, Галине, Пскове, Суздале. Камень, как правило, был украшен резьбой. Храмы ставили на высоких холмах, они сочетались с природным ландшафтом. Город Владимир был окружен каменной стеной с позолоченными Золотыми воротами.

Д. Быт и нравы Древней Руси

1. Культура народа неразрывно связана с его бытом, нравами. Люди жили в городах (20—30 тысяч человек), селах (≈50 человек), деревнях (25 - 40 человек). Основным типом славянского жилища была усадьба, дом — бревенчатый сруб, зачастую двухэтажный. Киев был большим и богатым городом: дворцы, соборы, терема бояр, богатых купцов, духовенства. Во дворцах нередко проходили пиры, женщины сидели наравне с мужчинами, пели гусляры, происходила раздача пищи, денег от имени хозяина неимущим. Любимая забава богатых — соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, кулачные бои, игрища. Очень популярна была баня.

2. Одежда шилась из домотканого холста или сукна. Основой костюма была рубаха, штаны у мужчин заправлялись в сапоги, женская рубаха — до полу, с вышивкой и длинными рукавами. Головные уборы: у князя — шапка, обрамленная яркой материей, женщины голову покрывали платком (полотенцем — замужние), украшали подвесками, крестьяне и горожане носили меховые или плетеные шапки. Верхняя одежда —плащ-вотола из толстой льняной ткани. Князья носили на шее бармы — цепи из серебряных или золотых медальонов с эмалевыми украшениями.

3. В пищу употребляли хлеб, мясо, рыбу, овощи. Пили квас, мед, вино. В летописи отмечено пристрастие киевлян к винопитию.

4. Новорожденным давали имена по церковному календарю. В большинстве своем они имеют еврейское или греческое происхождение. В русском языке они изменили свое звучание: Иаков — Яков, Иосиф — Осип, Абрам, Иоанн — Иван. Княжеские имена стали календарными — Владимир, Борис, Глеб, Олег. У простых людей именем нередко становилось прозвище — Молчан, Оладья, Дурак.

5. Русская культура накануне монгольского вторжения находилась на очень высоком уровне развития, не уступая культуре передовых стран Европы и активно с ней взаимодействуя.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Б. Походы Чингисхана

1. В 1190 г. победу одержал нойон Темучин, вырезав племена татар, меркитов и др. История приписывает ему беспощадность и коварство в борьбе с врагами, умение стравливать их между собой. Он участвовал в убийстве своего родного брата, когда заподозрил его в заговоре против себя.

2. Подчинив себе большую часть монголов, Темучин создал первоклассную для своего времени армию. Все войско делилось на десятки, сотни и тысячи. Начальниками этих подразделений были соответственно десятники, сотники и тысячники. Десять тысяч воинов составляли тумен (в русских источниках — «тьма»). Если каждый десяток совпадал, как правило, с семьей, то тумен — это была уже целая армия, внутри которой соблюдалось строгое подчинение командиров по иерархической вертикали. Наряду с четкой организацией высокую боеспособность армии обеспечивала железная воинская дисциплина. Она поддерживалась беспощадными наказаниями за любые мелкие проступки. О крупных преступлениях, фактах предательства или трусости вообще не могло быть речи. Основной ударной силой была конница. Каждый воин сам должен был заботиться о прокорме себя и своего коня. И это не оставляло ему выбора в походе: чтобы не погибнуть самому, он должен был грабить. Монгольские воины использовали луки, сабли, арканы. Хорошо была поставлена разведка.

3. На курултае (съезде вождей) в 1206 г. Темучин был провозглашен Чингисханом, т. е. «великим ханом». Он объединил монголов в единое государство, провозгласив своей целью мировое господство.

4. К 1211 г. Чингисхан захватил земли бурят, якутов, енисейских киргизов и уйгуров. В 1215 г. под его ударами пал Яньузин (Пекин). Захватив Китай, монголы использовали его научные и культурные достижения для завоевания других стран. На вооружение монгольской армии была взята китайская военная техника: стенобитные машины, камнеметные и огнеметные орудия. Многих китайских ученых, чиновников и военных монголы использовали на службе.

5. В 1219—1224 гг. монголы захватили Сибирь, Корею, Среднюю Азию, Грузию, Армению, Азербайджан. Они появлялись также в землях половцев в Крыму, взяли Судак, дошли до границ Южной Руси.

 

В. Батыево нашествие

1. В начале 1223 г. половецкие ханы обратились к Галицкому князю Мстиславу Удалому за помощью в борьбе с монголами. Половцы убеждали русских, что если те не помогут им, то сами вскоре будут разгромлены. И хотя князья не доверяли половцам и не очень верили в военную силу монголов, все же было решено принять бой на половецкой земле.

2. 31 мая 1223 г. состоялась первая встреча русичей с монголо-татарами у реки Калки. Не вес русские земли выставили свои войска. Откликнулись лишь южные князья. Не было ни смоленского, ни полоцкого, ни рязанского князей, ни новгородских войск. Русские князья потерпели сокрушительное поражение. Оно объяснялось следующими причинами:

> у русских не было согласия и единства;

> отсутствовало единое командование;

> сильнейший удар монгольской конницы обратил в паническое бегство половецкие отряды, своим беспорядочным отступлением они расстроили ряды русских воинов;

> наметившийся в начале битвы успех галицко-волынских дружин Мстислава Удалого и Даниила Волынского не был поддержан другими князьями. Более того, киевский князь Мстислав Романович, укрепившийся со своим самым сильным полком на холме, два дня наблюдал за разгромом русских дружин. На третий день он добровольно сдался, поверив лживым обещаниям монголов отпустить его и других князей в Киев. Но сдавшиеся русские воины были перебиты, князей связали, положили на них доски, на которых монгольские ханы устроили пир. Монголы преследовали русских до Днепра и вернулись на берег Калки.

3. Чингисхан умер в 1227 г. Еще при жизни он разделил между сыновьями все завоеванные земли (в том числе и те, что предстояло еще завоевать) на 4 улуса. Во главе Западного встал его сын Джучи. Чингисхан завещал монголам покорить всю землю вплоть до «моря франков». В 1235 году на курултае в Каракоруме было решено начать новый поход на Европу, и во главе армии был поставлен внук Чингисхана — хан Батый. В 1236 г. орды Батыя разгромили Волжскую Булгарию, подчинили башкир, марийцев, половцев.

4. В декабре 1237 г. огромное войско вступило в пределы Рязанского княжества. Но это было не только войско Батыя, а, по существу, все монголо-татарское войско, во главе его туменов стояли почти все принцы крови и самый яростный из «псов» Чингисхана — Субедей. После пяти дней осады Рязань была взята, а жители перебиты. Ни один из русских князей не прислал дружину на помощь рязанскому князю. Затем монголо-татары уничтожили и разорили города Северо-Восточной Руси — Москву, Коломну, Владимир. В течение февраля 1238 г. были взяты 14 городов, и среди них Ярославль, Тверь. В марте 1238 г. полчища Батыя у реки Сить разгромили рать владимирского князя Юрия, сам князь погиб, вся Ростово-Суздальская земля была разорена. Захватив Торжок, монголы пошли на Новгород, но, не дойдя до него 100 верст, повернули на юг. Современные историки дают следующее объяснение этой исторической загадке:

> во-первых, монголы испугались наступившей распутицы, непроходимой для лошадей;

> во-вторых, они понесли тяжелые потери;

> в-третьих, Батый опасался упорного сопротивления новгородцев;

> в-четвертых, монголы убедились, что для кочевого скотоводства эти земли малопригодны.

На обратном пути монголы семь недель осаждали небольшой городок Козельск. Ценой огромных потерь они овладели им и, назвав «Злым городом», стерли с лица земли.

5. Осенью 1240 г. монголо-татары начали нашествие на Южную Русь и Восточную Европу. Батый опять собрал под свое начало «принцев крови». Они захватили Переславль, Чернигов, пал Киев. Южнорусские земли подверглись страшному разорению. Уцелели только псковские, минские, смоленские и новгородские земли.

6. В 1241 г. Батый вторгся в Польшу, Чехию, Венгрию. Однако летом 1242 г. он внезапно прервал поход и возвратился в Поволжье. Тому было несколько причин:

> у монголов умер каган Угэдэй, и Батый поспешил на выборы нового кагана;

> у Батыя не хватало войска для контроля над завоеванной территорией;

> 4-летнее сопротивление Руси ослабило силы захватчиков. Европа была спасена растерзанной и умирающей Русью.

 

Б. Города и торговля

1. Быстро росли города, хотя в целом городское население составляло не более 2%. К середине XVI в. в России было 160 городов. Самый крупный из них — Москва насчитывала около 100 тысяч жителей, в Новгороде и Пскове проживало до 30 000, в Можайске — 8000, в Серпухове и Коломне — примерно по 3000 человек. В городах, особенно крупных, продолжали развиваться ремесла. Происходили дальнейшая специализация и углубление разделения труда. Так, в Новгороде можно было насчитать 22 специальности среди мастеров по обработке металла: замочники, ножевники, сабельники, кузнецы, гвоздочники, подковщики, сковородники и т. п.; 25 специальностей — среди кожевников; работали 222 мастера серебряного дела. Ремесленники работали по преимуществу на заказ, но кое-что производилось и для торговли. Обмен продуктами в России совершался на основе географического разделения труда. Обозначились признаки формирования всероссийского рынка. В XVI в. торговля получила значительное развитие. В северные земли везли хлеб, а оттуда пушнину, рыбу, сельдь. Во внутренней торговле главную роль играли крупные феодалы и среди них сам великий князь, монастыри; свое место занимало крупное купечество. Постепенно в сферу товарного обращения входили продукты промыслового хозяйства и ремесленные изделия. Крупнейшими торговыми центрами были Новгород, Холмогоры, Нижний Новгород, Москва. Развивалась внешняя торговля. С Западной Европой торговые связи осуществлялись через Новгород и Смоленск. В Европу отправлялись продукты промыслового и сельского хозяйства, а также лес. В 1553 г. был открыт путь в Англию через Белое море. Внешнеторговым портом стал Архангельск. В Москве был открыт Английский торговый двор, а в Англии появилась Московская компания. В Россию из Европы доставлялись промышленные товары: оружие, металлы, сукно. Одним из важнейших становится восточное направление внешней торговли. С Востока в Россию поступали китайские ткани, фарфор, драгоценности. В страны Востока вывозились меха, пенька, воск. По мере развития торговли из различных слоев общества формировалась богатая прослойка купечества. В Москве создаются привилегированные купеческие объединения — гости, гостиная и суконные сотни. Они получают от правительства судебные и податные льготы.

 

В. Управление государством

1. Центральную власть в стране осуществляли великий князь, Боярская дума (совещательный орган при государе), дворцовые учреждения и дьяческий аппарат.

2. До Ивана Грозного на Руси было два общегосударственных ведомства: Дворец (управление личными делами государя) и Казна (хранились деньги, драгоценности, государственная печать» архив). Страна разделялась на уезды (прежние удельные княжества) во главе с наместником. Уезды делились на волости во главе с волостелями. Наместники и волостели получали земли в кормление, собирая часть налогов в свою пользу. Порядок назначения на должности — местничество, на должности назначались по знатности и родовитости, а не по уму и способностям. Великий князь опирался на дворян-помещиков, которые получали земли на время службы у государя. Церковь получала от великого князя большие земельные владения. Создание единого государства укрепило власть московских великих князей. При Иване III и Василии III власть начинает приобретать самодержавный характер. Хотя властители и советовались со своими приближенными — боярами, решения обычно принимали самолично.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

А. Накануне опричнины

1. Реформы государственного управления 50-х годов укрепили центральную власть и подорвали политическую силу боярства. Высшей властью обладал царь, которому помогали Боярская дума и Земский собор, что ограничивало самодержавие. В 1560 г. Иван IV избавился от Избранной рады. Но длительные и тяжелые войны, новые налога разоряли страну, было много недовольных среди дворян, священников и посадских людей. Еретики призывали к уничтожению икон, самой церкви, проповедовали равенство всех людей, общность имущества.Сам Иван Васильевич во всех своих подданных видел только холопов. Их обязанностью, по убеждению царя, было беспрекословное подчинение его воле. В 1553 г. Иван IV серьезно заболел и составил завещание в пользу младенца Дмитрия (первого сына, рожденного от Анастасии). Однако близкие бояре и многие удельные князья не захотели поддержать его наследника Дмитрия. По слухам, они хотели «на государство» старицкого князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Ивана IV. Царь выздоровел, но его душевное равновесие было надломлено. Царь опасался князя Владимира Старицкого, имевшего большой авторитет в стране. К тому же многие бояре, имея крупные вотчины, сохранили экономическую независимость, В 1564 г., опасаясь казни, бежал в Литву бывший друг Ивана IV князь Андрей Курбский. Царь везде искал измену, подвергал казням бояр. В стране создалась очень напряженная обстановка. Тогда Иван IV предпринимает крупный политический маневр: он решил добровольно оставить трон и покинуть царствующий град Москву.

А. Русское народное творчество. Литература. Летописи.

1. С XIV в. начинается возрождение русской культуры, обусловленное освобождением русских земель от ордынского ига, образованием Русского централизованного государства и успехами хозяйственного развития. Постепенно начинает складываться общерусская культура.

2. Устное народное творчество XIV—XV вв. — былины, песни, пословицы, сказки и пр. — отражало представление русских людей о своем прошлом. Окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, Илье Муромце, богатырях. Ведущей темой произведений устного народного творчества в этот период становится борьба против монголо-татарского нашествия и ордынского ига. Среди них особенно выделяются сказания о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о битве на Калке, о Куликовской битве. Расцветает новый жанр устного народного творчества — исторические песни. В них, в отличие от былин, герои и события были взяты из ре







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.