Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СТАГНАЦИЯ В КОНЦЕ 70-х - НАЧАЛЕ 80-х гг.





ХХ в.

(М. М. Дадыкина, О.В. Петрова)

 

4.1. Политическая и экономическая стагнация

«реального социализма» в период правления Л.И. Брежнева.

4.2. Внешняя политика конца 60-х — начала 80-х гг. XX в.

4.3. Попытки преодоления кризиса в годы правления

Ю.В. Андропова и причины их неудач.

 

 

При ответе на первый вопрос (4.1) студенты должны назвать предпосылки начавшегося «периода застоя». После недавнего бурного реформаторства смещённого Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева власть и значительная часть общества почувствовали потребность в «стабильности». Партийное руководство приняло новый политический курс, который, в конечном счёте, привёл к отказу от коренных преобразований системы. В 60–70-х гг. XX в. у власти закрепилась партийная номенклатура, выжившая в периодических сталинских чистках, сплотившаяся после смерти «Вождя народов» и добившаяся статуса «неприкасаемой» после отставки Н.С. Хрущёва. К 1980 г. средний возраст членов Политбюро ЦК КПСС составлял 71 год. Правящий класс оградился непробиваемой стеной от молодых интеллектуалов, заявивших о себе после XX съезда и не отягощённых сталинским прошлым. Эти новые люди, конечно, не спасли бы систему от надвигающейся гибели, но обеспечили бы менее болезненный переход к новым постсоветским реалиям.

В начале правления Л. И. Брежнева с 1965 г. был продолжен курс на частичное реформирование системы, заложенный XX и XXII съездами КПСС. В первую очередь, преобразования должны были затронуть экономику. Студенты должны понять главные принципы «технократического направления», возобладавшего в середине 60-х гг. ХХ в. Экономисты-технократы во главе с Председателем Совета Министров А. Н. Косыгиным ратовали за переход к научной организации труда, за изменение способов управления народным хозяйством, повсеместное введение автоматизированной техники, способной заменить низкооплачиваемый труд неквалифицированных рабочих. Представители данного направления первоочередное значение придавали развитию лёгкой промышленности (в годы советской власти традиционно имела второстепенное значение). В 1970 г. А. Н. Косыгин инициирует создание Института управления народным хозяйством, слушатели которого, проходившие конкурсный отбор, занимались обсуждением и разработкой вопросов экономического прогнозирования.

Согласно решениям Сентябрьского Пленума ЦК КПСС 1965 г., предприятия получили право самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, устанавливать зарплаты сотрудников, оставлять для внутренних нужд часть прибыли и прочее. Ранее были ликвидированы совнархозы и воссозданы отраслевые министерства.

Реформирование затронуло и сельское хозяйство. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров от 16 мая 1966 г. говорилось о повышении материальной заинтересованности крестьян, вводилась гарантированная зарплата для колхозников. Кроме того, были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, списаны долги, снижены налоги и упразднены введённые в конце 50-х гг. ХХ в. ограничения на личные подсобные хозяйства.

Все эти меры привели к экономическому оживлению в стране. Но реально оздоровить советскую экономику было невозможно без более глубоких преобразований системы в целом.

Освещая экономику СССР в «годы застоя», студенты должны упомянуть ещё один важный аспект, ярко характеризующий нараставшие в стране кризисные явления. Начиная с середины 70-х гг. XX в., в экономиках индустриальных стран происходит смена приоритетов, что отражало новый этап научно-технической революции. Теперь одним из основных показателей процветания страны всё более делалось использование сложной наукоемкой техники, в частности микроэлектронной. В то время, когда учёные ведущих европейских держав и США занимались разработкой новых технологий, СССР продолжал оставаться на первом месте в мире по производству чугуна и выплавке стали, учёные занимались прогрессивными технологиями главным образом для нужд ВПК. Образованные в 1970-х гг. научно-производственные объединения (НПО) не привели к желаемому слиянию науки и производства.

Однако в СССР сохранялась видимость относительного материального благополучия (в основном, для жителей мегаполисов) за счёт использования экспорта «чёрного золота». Благодаря постоянно растущим в 70-е гг. мировым ценам на нефть, удавалось успешно развивать и космическую программу.

Переходя к изучению политической сферы общественной жизни, студентам следует для себя отметить, что хотя советская система в 60-70-е гг. ХХ в. в принципиальном плане не изменилась, однако наблюдались попытки частичной демократизации и ограничения чрезвычайно разросшегося бюрократического аппарата. Большие надежды возлагались на Советы народных депутатов всех уровней — начиная от местных, заканчивая Верховным. Специальный закон, принятый в сентябре 1972 г., регулировал полномочия депутатов. Но в итоге реальные перемены были достигнуты лишь в местных Советах самого низшего звена (так, например, сельсоветы получили возможность решать ряд вопросов самостоятельно, минуя районные). Верховный же Совет продолжал оставаться необходимым атрибутом политической системы СССР. Все вопросы, выносимые на заседания Верховного Совета, решались единогласно, нередко важнейшие правительственные решения даже не обсуждались в высшем законодательном органе страны (например, ввод войск в Афганистан).

От студентов требуется знание советской Конституции 1977 г. В главном документе государства провозглашалось окончательное построение развитого социализма, говорилось о переходе от диктатуры пролетариата к общенародному государству, объединяющему рабочих, крестьян и интеллигенцию, а также объявлялось о создании новой исторической общности людей — Советского народа. Кроме обязательного перечня политических и гражданских свобод (которые, кстати, присутствовали и в сталинской Конституции 1936 г.), в Основной закон были включены десять положений Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений. Студентам следует акцентировать внимание на статью 6 Конституции СССР, законодательно закреплявшую в нашей стране политическую монополию КПСС.

Чтобы полнее представить себе политическую атмосферу в СССР, необходимо остановиться на личности Генерального секретаря ЦК КПСС. За 18 лет (1964–1982 гг.) правления вокруг имени Л.И. Брежнева был создан культ личности (необходимая компонента лидера советского государства). Достаточно сказать, что с 1966 г. по 1981 г. Брежнев станет четырежды Героем Советского Союза, будет награждён всеми высшими орденами страны, получит звание Маршала Советского Союза. Начинал свой путь будущий Генеральный секретарь ЦК КПСС региональным партработником: в 1946–50 гг. возглавлял Запорожский и Днепропетровский обкомы партии, затем с 1950 г. по 1952 г. был первым секретарём ЦК КП Молдавии, в 1955–57 гг. возглавлял ЦК КП Казахстана, и лишь с 1957 г. стал членом Президиума ЦК КПСС. В исторической литературе высказано мнение, что Л.И. Брежнев фактически не управлял системой, предоставив партийно-государственной номенклатуре свободу действий, отчего пользовался с её стороны полной поддержкой.

 

Отвечая на второй вопрос (4.2), студенты должны осветить три направления советской внешней политики в обозначенный период: взаимоотношения СССР со странами социалистического лагеря, капиталистическими странами и со странами «третьего мира».

Укрепление влияния в социалистическом лагере, периодически переживавшем политические и экономические кризисы, было первостепенной задачей советского руководства.

Следует акцентировать внимание студентов на процессах, происходивших в Чехословакии и Польше во второй половине 60-х гг. XX в. Компромиссные на первых порах экономические реформы постепенно начали затрагивать и политические основы этих государств. Особое опасение советского руководства вызывали изменения в Чехословакии, где всё больший вес приобретала оппозиционно настроенная интеллигенция. Компартию страны возглавил А. Дубчек, сменивший А. Новотного и взявший курс на демократизацию общественной и политической жизни. Были сняты цензурные ограничения, провозглашена гласность и стало реальным существование социалистической партии, оппозиционной коммунистам. Чтобы преодолеть экономический кризис, руководство Чехословакии подготовило реформу, дававшую большую свободу предприятиям и создававшую рыночные условия для их существования. Все эти изменения проходили на фоне непрекращающихся антикоммунистических выступлений. Советское руководство и лидеры других соцстран имели все основания бояться, что события в Чехословакии в любой момент могут выйти из-под контроля. Тем более, что под впечатлением «Пражской весны» произошли массовые студенческие волнения в Варшавском университете. Советское руководство все более склонялось к силовому разрешению кризиса, и в ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран — участниц Варшавского Договора (СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии) пересекли границы Чехословакии. В итоге, несмотря на непрекращающиеся акции протеста, А. Дубчек был отстранён от руководства страной, начатые им реформы были свёрнуты, а сама КПЧ подверглась основательной «чистке». Новый глава Чехословакии Г. Гусак одобрил ввод войск в свою страну и 6 мая 1970 г. подписал новый союзный договор с СССР.

За событиями в Чехословакии последовали выступления в Польше в 1970 г. Сложная экономическая ситуация, падение уровня жизни повлекли за собой массовые забастовки рабочих, часто принимавшие форму вооружённого сопротивления властям. Советское руководство, не решившееся повторить чехословацкий вариант, пошло на компромисс: Польскую объединенную рабочую партию возглавил Э. Герек, сумевший на время погасить конфликт. Но экономический кризис 1980 г. вызвал новую волну противостояния властей и оппозиции (ядром которой стал профсоюз «Солидарность»). В результате ПОРП возглавил ставленник Москвы генерал В. Ярузельский, который ввёл в Польше в 1981 г. военное положение (продолжавшееся до 1983 г.).

Подытоживая отношения СССР со странами Восточной Европы, студенты должны сформулировать основные положения, так называемой, «доктрины Брежнева», способствовавшей временному укреплению социалистического блока.

Советскому руководству приходилось считаться с откровенно авантюрными настроениями Китая и Кубы в связи с американо-вьетнамском конфликтом. Объёмы помощи Ханою, которую оказывал СССР, вызывали резкую критику со стороны китайского и кубинского руководства, находивших данную помощь недостаточной. Дальнейшее охлаждение отношений между СССР и Китаем привело к вооружённым конфликтам в районе острова Даманский (в марте 1969 г.) и на озере Жаланашколь в Казахстане (в августе 1969 г.).

Переходя к изучению взаимоотношений Советского Союза с ведущими мировыми державами, студенты должны обратить внимание на наметившуюся в конце 60-х гг. разрядку международной напряженности.

Со второй половины 60-х гг. налаживаются экономические связи с Италией. Советский Союз начал экспортировать в Италию нефть, газ и обогащённый уран. В свою очередь, итальянская фирма «Фиат» построила автомобильный завод в г. Тольятти на Волге, начавший производство знаменитых отечественных «Жигулей».

В 1966 г., после выхода Франции из военного блока НАТО, её президент Шарль де Голль был очень тепло встречен в Москве. Между двумя странами завязались тесные экономические и политические отношения.

Как важный успех внешней политики СССР следует рассматривать урегулирование отношений с Западной Германией. 12 августа 1970 г. между СССР и ФРГ был заключён договор, разрешивший долгий и болезненный территориальный спор. Руководство ФРГ признавало послевоенные границы (в том числе, и рубежи по Одеру—Нейсе) и установившийся политический порядок в Восточной Европе.

В мае 1972 г. в Москву прибыл президент США Р. Никсон. Во время визита были заключены договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) и противоракетной обороне (ПРО). В 1972–1975 гг. между двумя странами заключены важнейшие соглашения, способствовавшие разрядке напряжённости в мире.

Летом 1975 г. (3.июля –1 августа) в г. Хельсинки прошло международное Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), на котором присутствовали представители 33 стран (в том числе СССР, США и Канады). В итоговой Декларации, принятой по результатам Совещания, стороны договаривались о взаимном отказе от применения силы, провозглашали незыблемость границ, невмешательство во внутренние дела государств, гарантировали соблюдение прав человека.

Но уже в 1977 г. начинается новый виток напряжённости между СССР и Западными странами. Среди причин очередного конфликта можно назвать и действия советского руководства, разместившего в европейской части страны ракеты РСД-10, и создание США нового типа вооружений — «крылатых ракет». Ухудшение советско-американских отношений сказалось на отказе конгресса США ратифицировать подписанный ранее договор ОСВ-2 (под предлогом ввода советских войск в Афганистан).

Анализируя внешнюю политику СССР, студентам необходимо сосредоточить внимание на участии советских военных специалистов, воинов-интернационалистов в региональных конфликтах, в особенности на Ближнем Востоке и в Африке. Активное вмешательство Советского Союза во внутренние дела стран «третьего мира» способствовало, с одной стороны, ещё большему возрастанию его авторитета в мире, с другой — привело к новому обострению конфликта с Западом.

Разбирая вопрос об участии советских войск в войне в Афганистане, студенты должны подчеркнуть основные геополитические и стратегические причины этого шага. За 10 лет афганской войны (1979–1989 гг.) Советский Союз потерял почти 15 000 человек убитыми и более 53 000 ранеными. Интервенцию в Афганистане геополитические противники Советского Союза мастерски использовали для нанесения ущерба образу и репутации страны в мире. С лёгкой руки президента США Р. Рейгана наша страна получила ярлык «империи зла».

 

Переходя к изучению третьего вопроса (4.3), в первую очередь необходимо отметить, что к моменту смерти Л. И. Брежнева (в ноябре 1982 г.) экономический кризис не только не был преодолён, но и усугубился. Беспрецедентного уровня достигла коррупция. Она поразила как Центр, так и регионы. В карманы чиновников всех уровней, начиная от мелких, заканчивая самыми высокопоставленными, непрерывно тёк денежный поток в виде взяток, подношений и подарков. Процветала практика всевозможных должностных злоупотреблений, приписок, протекционизма. В итоге, к середине 80-х гг. XX в. в стране окончательно сформировался привилегированный слой, состоявший из высших государственных чиновников, крупных хозяйственников, целью которых стала легализация накопившихся состояний и переход собственности от общественной (пусть и формально) в частную.

Пришедший на смену Л.И. Брежневу новый Генеральный секретарь Ю. В. Андропов, ранее руководивший КГБ и лучше чем кто-либо другой представлявший масштабы кризиса советской системы, попытался переломить ситуацию. Было проведено несколько публичных судов над проворовавшимися руководителями столичной торговли и чиновниками, ряд директоров магазинов за экономические преступления были приговорены к высшей мере наказания. Около 50 членов ЦК КПСС лишились своих постов. По так называемому «брильянтовому делу» проходили дочь покойного Генерального секретаря Галина Брежнева и его зять Ю. Чурбанов. В республиках от власти были отстранены наиболее одиозные представители местного управления: кадровой чистке подверглось руководство Узбекистана, Грузии (по иронии судьбы, расследованием злоупотреблений в этой республике занимался её будущий президент Э. А. Шеварднадзе, который через 20 лет будет обвинён в аналогичных преступлениях), Краснодарского края. Всего по разным делам, связанным с должностными злоупотреблениями, проходило более 300 человек.

Для того, чтобы оздоровить экономику, инициировался целый комплекс мер, который под давлением советской традиции свёлся к борьбе с внешними проявлениями кризиса (излишне жёсткий дисциплинарный контроль, дневные милицейские проверки в кинотеатрах, банях, магазинах, публичные наказания за пьянство и т. д.). Но, искореняя отдельные пороки, которые, по существу, были не причиной, а следствием сложившегося тяжёлого положения, новое руководство не предпринимало попыток кардинального реформирования одряхлевшей системы. Лишь в начале 1983 г. по поручению Ю. В. Андропова началась разработка положений будущей экономической реформы. Среди прочих изменений предусматривался переход к хозрасчёту, расширение прав предприятий и профсоюзов. Но смерть 9 февраля 1984 г. Ю. В. Андропова остановила реформы. Избранный на должность Генерального секретаря ЦК КПСС К.У. Черненко возглавлял страну чуть больше года. Он не решился продолжить начинания своего предшественника, и дальнейшая работа над проектами преобразования страны приостановилась.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

ВертН. История Советского государства. - М.: Прогресс-Академия, 1994.

История России. XX век / под ред. В. П. Дмитренко. - М.: АСТ, 2001.

Новейшая история России 1914–2002 гг.: учебное пособие / под

ред. М. В. Ходякова. - М.: Юрайт, 2004.

Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти, 1945-1991. –

Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000.

 

Дополнительная литература

Безбородов А. Б., Мейер М. М., Пивовар Е. И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-х – 80-х годов: учебное пособие. - М.: РГГУ, 1994.

Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. - М.: Советская Россия, 1991.

Из-под глыб // Сборник статей.- Paris: Ymka-Press, 1974.

Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. Кн. 2.. От Великой Победы до наших дней. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

Коржихина Т. П. Советское государство и его учреждения. Ноябрь 1917 г. — декабрь 1991 г. - М.: РГГУ, 1995.

Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. Т. II. Февраль 1956-нач. 1980-х гг.. - М.: МФД, 2003; Т. III. Сер. 1980-х – 1991 г. - М.: МФД, 2004.

Тема 5. ПЕРЕСТРОЙКА М.С. ГОРБАЧЕВА

И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

(И.Э. Сангаева)

 

5.1. Кризис советского общества. Новый курс М.С. Горбачева.

5..2. Перестройка. Попытки реформирования экономики и

политической системы.

5.3. Итоги и последствия перестройки.

 

Первый вопрос (5.1). На рубеже 60-х-70-х гг. советское общество характеризуется нарастанием кризисных явлений во всех сферах жизни. С начала 70-х гг. планы развития экономики по большинству показателей не выполнялись. Темпы прироста национального дохода за 8-ю – 11-ю пятилетки уменьшились более чем в 2 раза: в восьмой пятилетке (1966- 1970 гг.) они составляли 7,2 %, в одиннадцатой (1981-1985 гг.) – только 3,1 %. Темпы прироста промышленной продукции достигли в восьмой пятилетке 8,5 %, а в одиннадцатой –3,7 %. По валовой продукции сельского хозяйства соответственно: 3,9 % и 1,1 %. Среднегодовые темпы роста производительности труда уменьшились более чем в 2 раза. Соответственно снижались темпы прироста валового национального продукта. Экономику все более захлестывал «вал». По валовым показателям многих видов продукции (производство чугуна, стали, сельскохозяйственных машин) СССР вышел на 1-е место в мире. Но это количество не отвечало новым требованиям качества. За внешним статистическим благополучием скрывалось растущее отставание от уровня мирового развития. Продолжалась милитаризация экономики, поглощая лучшие материальные и интеллектуальные ресурсы. Страна теряла свои позиции в научно-техническом прогрессе. Основной статьей импорта стали машины и оборудование. Три четверти объема нашей торговли занимала продукция добывающих отраслей (топливо, золото, лес, алмазы). К середине 80-х гг. ХХ в. нефть составляла 2/3 советского экспорта. Деформированное развитие экономики (промышленность подавляла сельское хозяйство, тяжелая промышленность – легкую) привело к тому, что многие товары попали в разряд дефицитных. Положение усугублялось и под воздействием перемен на международной арене (падение цен на энергоносители, афганская война и т.д.). Негативные явления в экономике отрицательно сказались на материальном положении населения. Среднегодовые темпы роста доходов на душу населения за 70-е гг. сократились почти в 3 раза. В стране по-прежнему широко использовался ручной и малоквалифицированный труд. При этом фактически отсутствовала система материального поощрения квалифицированного труда, господствовал уравнительный принцип оплаты.

Изъяны экономического развития компенсировались, так называемой, теневой (черной) экономикой. Теневая экономика способствовала росту

нетрудовых доходов, превращению служебных кабинетов высоких должностных лиц в доходные места. Доходы теневиков неуклонно росли и в начале 80-х гг. оценивались в 80 млрд. руб. Теневая экономика (различные виды индивидуальной трудовой деятельности, подпольные цеха по производству дефицита, изготовление неучтенных товаров на госпредприятиях) в начале 80-х гг. давала продукции народного потребления повышенного спроса до 25% от всего товарооборота. Формировалась новая социальная группа подпольных предпринимателей, тесно связанная с частью партийной номенклатуры. Партийная номенклатура занимала особое, привилегированное положение в системе распределения материальных благ (спецобслуживание промышленными и продовольственными товарами, спецполиклиники, больницы, санатории). Все это способствовало обострению социальных проблем в обществе – росту пьянства, апатии и равнодушия. Возрастало недоверие общества к властным структурам, развивалось оппозиционное движение (диссиденты), которое выступило с открытой критикой системы. Власть отвечала репрессиями (помещение в психиатрические клиники, аресты, ссылки, высылка из страны, лишение гражданства и т.д.). Все более очевидной становилась объективная необходимость перемен.

В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. С его именем связана новая политика, провозглашенная на апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г. и в 1987 г. получившая название «перестройка». В качестве первоочередной задачи выдвигалось ускорение социально-экономического развития страны и достижение на этой базе нового качественного состояния общества. М.С. Горбачев утверждал, что ускорение «призвано обеспечить материально и духовно богатую, социально динамичную жизнь советских людей в условиях мира, еще полнее и ярче раскрыть возможности и преимущества цивилизации исторически нового типа»1. Суть перестройки определялась как соединение социализма и демократии, полное восстановление ленинской концепции социалистического строительства.

Идеология перестройки включала в себя: экономическую реформу, гласность, демократизацию, новые принципы выдвижения руководителей, социальную справедливость, новое политическое мышление, провозглашающее приоритет общечеловеческих целей выживания и общемирового развития. Экономика была объявлена ударным фронтом перестройки. Замыслы перестройки были масштабными и многообещающими: ставилась задача к концу столетия увеличить национальный доход почти в 2 раза, производственный потенциал в 2 раза, производительность труда увеличить в 2,5 раза, энергоемкость национального дохода снизить в 1,4 раза, металлоемкость - почти в 2 раза. Идеи перестройки были с энтузиазмом поддержаны народом, но вера людей в значительной степени зависела от того, насколько удастся выдержать должное соответствие замыслов и реальных дел.

 

Второй вопрос (5.2). Раскрывая содержание вопроса, акцентируйте внимание на конкретных мерах, предпринятых правительством в экономической и политической сферах.

Попытки реформирования экономики.

В 1985-1987 гг. в стране осуществляется «стратегия ускорения». Суть ее сводилась к следующему:

- новая инвестиционная и структурная политика, которая предполагала перенести упор с нового строительства на техническое перевооружение;

- ускоренное развитие машиностроения, в котором усматривалась основа быстрого перевооружения всего народного хозяйства;

- ускорение научно-технического прогресса, техническая реконструкция народного хозяйства на базе новейших достижений науки и техники;

- укрепление дисциплины, повышение организованности и ответственности.

Предполагалось ускорить развитие машиностроения в 1,7 раза и

достигнуть мирового уровня уже в начале 90-х гг. Угрожающее отставание в техническом и технологическом отношении (наша страна «не заметила» технологической революции на Западе), медленное внедрение результатов научных исследований в производство (почти в 3 раза превосходя США по количеству инженеров, страна получала в 40 раз меньше средств от продажи лицензий за рубеж) объясняли необходимость предпринимаемых правительством мер. Однако проблема заключалась в путях решения поставленных задач.

Главное в этих подходах инициаторы перестройки видели не в сломе административно-хозяйственной системы, сложившейся за предыдущие десятилетия, а в ее совершенствовании. Упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины, улучшение работы с кадрами, а также на жесткий контроль произведенной продукции. Среди таких командно-административных мер наибольшую известность приобрели Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Закон о госприемке. Пьянство было объявлено одной из главных причин низкого состояния производственной дисциплины. Предполагалось ежегодно сокращать производство и реализацию водки и ликероводочных изделий на 10 % с тем, чтобы за 5 лет уменьшить их выпуск вдвое. На деле антиалкогольная кампания проводилась гораздо более энергично, производство алкогольных напитков сократилось почти в 2 раза уже в течение 1985-1986 гг., что резко уменьшило бюджетные поступления и вызвало сильное социальное напряжение в обществе, рост производства подпольных суррогатов и самогоноварения.

Закон о госприемке создавал службы государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции. В начале 1987 г. они действовали практически на всех крупных промышленных предприятиях. Среди других мер, призванных обеспечить «стратегию ускорения», были кадровая политика (обновление руководящего партийного аппарата) и создание советов трудовых коллективов на предприятиях с весьма широкими полномочиями, включавшими выборы руководящих работников, регулирование заработной платы в целях ликвидации уравниловки и соблюдения социальной справедливости. Однако трудовые коллективы обнаружили склонность к «коллективному эгоизму», выбирая удобных и покладистых начальников, стремясь любой ценой повысить цену выпускаемой продукции. Внеэкономические методы интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства не могли привести к позитивным изменениям в экономике. Напротив, программа ускорения серьезно подорвала казну, усилила бюджетный дефицит и товарный голод, который в глазах простых людей был главным показателем экономического кризиса в СССР.

В январе 1987 г. М.С. Горбачев признал неудачу реформаторских усилий предшествующих лет, а ее коренную причину увидел в деформациях социалистического общества, сложившихся в 30-е годы ХХ в. Признав ошибки, М.С. Горбачев предложил новую модель социализма, которая, в сущности, развивала схему «социализма с человеческим лицом». Ключом к пониманию новой модели социализма стало слово «демократизация». Тотальная демократизация всех сфер управления обществом, согласно новой реформистской стратегии, должна была разрушить командно-административную систему, укоренить состязательность во всех сферах жизни, создать естественные механизмы динамичного развития общества. В сфере экономики новые идеи получили воплощение в модели хозрасчетного социализма.

Концепция хозрасчетного социализма предполагала три основных принципа хозяйствования предприятий: самофинансирование, самоокупаемость, самоуправление. В соответствии с новой концепцией, между предприятиями должна была возникнуть конкуренция (вместо социалистического соревнования), ценообразование должно было определяться механизмами рынка, рыночная среда выступала в качестве регулятора рентабельности, прибыли, заработной платы. Предприятиям предстояло самим заботиться о закупке сырья, сбыте продукции, инвестициях. Экономическая реформа предусматривала также постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения), развитие арендных отношений на селе, отказ от монополии внешней торговли, сокращение числа министерств и ведомств. В 1987-1988 гг. был принят ряд законодательных актов: Закон «О государственном предприятии (объединении)» (июнь 1987г.), Закон «О кооперации в СССР» (май 1988 г.), Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о расширении прав трудового коллектива и выборе руководителей, которые должны были обеспечить реализацию концепции хозрасчетного социализма. В соответствии с законом о госпредприятии, роль центральных планирующих органов сводилась к подготовке контрольных цифр хозяйственного развития и определению государственного заказа, долю которого предполагалось постоянно снижать (на 1988 г. она планировалась в среднем на уровне 85 %). Продукция, произведенная сверх госзаказа, могла реализовываться по свободной цене на выгодных для предприятий рынках. Предприятия также получали «свободу рук» в определении численности работающих, установлении заработной платы, выборе партнеров. Однако реформа забуксовала и к 1989 г. потерпела крах. Каковы причины провала реформы? Среди них:

- полное отсутствие инфраструктуры, посреднических организаций, товарно-сырьевых бирж, которые наладили бы механизмы закупок сырья и сбыта продукции;

- стереотипы сознания, характерные и для администраций, и для государства, и для рабочих;

- «коллективный эгоизм» трудовых коллективов и предприятий.

Подумайте, почему перечисленные факторы тормозили осуществление реформы, и какие это имело последствия?

В 1990 г. было принято постановление Верховного Совета СССР о концепции перехода к регулируемой рыночной экономике. Какие проекты антикризисных программ обсуждались правительством, и какой из них был принят? Охарактеризуйте основные положения принятой программы.

Реформа политической системы.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.