Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет и метод Экономической теории





ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Курс лекций

 

для специальностей:

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

«Финансы и кредит»

«Экономика и управление на предприятии»

 


Лекция 1

Предмет и метод Экономической теории

 

1.1. Производство и экономика.

1.2. Предмет и задачи экономической теории.

1.3. Методы экономической теории.

1.4. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.

 

 

Производство и экономика

Экономика — это наука об эффективности использования редких ресурсов.

Понятие «экономика» (экономия) возникло в Древнем Риме. Слово «экономика» сложное, состоит из двух частей. У древних римлян «ойко» означало - дом, хозяйство, а «номиа» - правило, закон.

С древнейших времен человечество изучает экономические процессы. Аристотель был одним из первых ученых пытавшихся исследовать экономические законы. Платон и Аристотель сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ. Аристотель также исследовал происхождение денег и обмена.

В самостоятельную науку экономическая теория выделяется в начале ХVII в. С 1615 года ее стали называть политической экономией. Автором этого названия стал французский исследователь А.Монкретьен, опубликовавший работу «Трактат политэкономии». В этом научном труде он изложил начала экономики. По определению Монкретьена «политическая экономия» - это исследование путей наиболее эффективного и рационального управления государственным хозяйством.

В современный период экономика рассматривается как совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Экономика представляет собой совокупность структур, обеспечивающих жизнедеятельность людей. Структура экономики включает сферу материального и духовного производства, а также сферу услуг и инфраструктуру, непроизводственную сферу.

Сфера материального производства представлена реальной экономикой: промышленностью, сельским и лесным хозяйством, строительством. Сфера, обеспечивающая социальные и духовные потребности человека, включает культуру, образование, здравоохранение, науку, социальное обеспечение.

Отрасли, обслуживающие материальное и духовное производство, образуют инфраструктуру, включающую водоснабжение, энергоснабжение, транспорт, связь, торговлю, общественное питание.

Производство материальных благ - основа жизни общества. Производство - это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей. Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворение человеческих потребностей, развитие общества.

Процесс производства должен быть непрерывным, постоянно повторяющимся для удовлетворения безграничных потребностей людей.

Производство не только удовлетворяет существующие потребности, но и порождает новые, которые в свою очередь являются стимулом дальнейшего развития производства. Непрерывность производства предполагает финансирование предприятий, своевременное снабжение сырьем и материалами, изготовление и реализацию продукции, управление и организацию производства и др.

Экономика и экономическая теория тесно связана с другими экономическими науками:

· отраслевыми экономическими науками (экономика промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д.);

· функциональными экономическими науками (финансы, статистика, бухгалтерский учет, менеджмент, маркетинг, кредит и др.);

· экономическими науками на стыке с другими науками (экономическая география, экономическая история, демография и др.);

Если экономическая теория изучает экономические законы, управляющие общественным производством, то все остальные экономические науки - проявление этих законов в конкретных областях.

Предмет и задачи экономической теории

Предметом курса основы экономической теории является изучение экономических категорий и законов, а также механизма хозяйствования, регулирующих экономические отношения. Экономическая теория рассматривает теорию и практику рыночной организации экономики.

Основной проблемой, которую исследует экономическая теория, является вопрос наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.

Курс экономической теории состоит из четырех разделов:

· общие основы экономической теории;

· микроэкономика;

· макроэкономика;

· международная экономика.

В разделе общие основы экономической теории исследуются предмет и метод экономической теории, экономическая система общества, собственность, факторы и результаты производства, общественное воспроизводство, формы общественного хозяйства, а также сущность, функции и структура рыночных отношений.

Микроэкономика изучает экономические отношения, складывающиеся на уровне отдельных предприятий, фирм, домашних хозяйств используя такие экономические категории, как: рыночный спрос, предложение, цена, издержки производства, прибыль и т.п.

Макроэкономика исследует экономические отношения, складывающиеся на уровне всего народного хозяйства страны в целом. Экономическими категориями макроэкономики являются: совокупный спрос, совокупное предложение, инфляция, безработица, государственный бюджет, деньги, банковская система, налогообложение.

Международная экономика рассматривает вопросы глобального экономического равновесия между рынками отдельных стран, основанных на обмене современной техникой и технологиями, материальными ресурсами, рабочей силой и базирующихся на международном разделении труда и международной экономической интеграции. Мировая экономика изучает такие категории, как: экспорт и импорт, торговый и платежный балансы, квоты, тарифы, пошлины, валютные курсы.

Экономическая наука имеет присущий ей экономический инструментарий и понятия, основными из которых являются:

Экономические категории - это основные, базовые, основополагающие, ключевые понятия экономики. Экономические категории используются для познания экономических законов. С их помощью формулируются обобщения и анализируются более частные понятия экономики.

Экономические законы - выражают всеобщие, глобальные закономерности, причинно-следственные взаимосвязи и взаимодействия, имеющие основополагающий характер для проявления общественно-экономических отношений. Экономические законы носят постоянный характер и действуют в не зависимости от воли и сознания людей.

Экономические принципы - частные обобщения, некоторые стороны проявления экономических законов.

Экономические факторы - это особенности проявления экономических категорий и экономических законов.

 

 

Методы экономической теории

Если предмет экономической теории отвечает на вопрос что изучается, то метод - как познается, какими способами, методами изучается предмет экономической теории.

Методом экономической теории является соответствующая данному курсу методология, а также совокупность конкретных приемов и способов, с помощью которых рассматриваются экономические процессы.

В процессе познания в экономической теории используется три группы методов

1. общемировоззренческие (диалектический метод, системный метод).

2. Общенаучные (метод научной абстракции; индукции и дедукции; единства исторического и логического; единство количественного и качественного анализа; метод системного подхода).

3. частные методы исследования (графический, математические, моделирования сравнительного анализа, эксперимент и др.).

Метод научной абстракции. При исследовании экономических отношений необходимо вычленить суть проблемы, отбросить косвенное, лишнее, несущественное (абстрагироваться) и изучать только суть самого явления.

Анализ и синтез, систематизация наблюдений. Предусматривает обработку, классификацию, группировку, систематизацию и анализ экономической информации.

Диалектический подход заключается в том, что все экономические явления рассматриваются последовательно в их зарождении, возникновении, развитии и отмирании.

Исторический и логический подход. Для того чтобы познать текущие экономические процессы необходимо предварительно изучить историю данной проблемы. Логический подход характеризуется тем, что экономические процессы должны быть взаимосвязаны и правильно логически построены.

Индукция и дедукция. Суть первого метода состоит в том, что на основе отдельных фактов и наблюдений строятся гипотезы и выводы. Второй метод предполагает переход от обобщений к отдельным фактам.

Балансовый метод - метод выведения остатков и разниц.

Статистические методы позволяют осуществлять сбор, учет, обработку и хранение экономической информации. Они включают метод группировок, индексный метод, ряды динамики.

Экономико-математические методы позволяют с помощью математических приемов обрабатывать экономическую информацию. К их числу относят: метод наименьших квадратов, симплекс метод, корреляционно-регрессионный анализ и др.

 

 

Экономические блага

Экономические блага – это вещи и услуги, способные удовлетворять человеческие потребности.

А.Маршалл определял благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.Б.Сэй рассматривал блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». Однако способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.

Классификация благ.

По источникам возникновения - экономические и естественные.

По функциональному назначению и роли в воспроизводстве - потребительские и производственные.

По роли в потреблении - предметы не первой необходимости и предметы первой необходимости.

По продолжительности использования - долговременные и недолговременные.

По характеру удовлетворения потребностей - взаимодополняемые и взаимозаменяемые.

С учетом фактора времени - настоящие и будущие.

В зависимости от количества потребителей - частные и общественные.

Современное производство предполагает создание материальных и нематериальных благ.

Факторы производства

Факторы производства — экономические ресурсы, используемые для производства товаров и услуг.

Обычно выделяют следующие факторы производства: труд; капитал; природные ресурсы; предпринимательская деятельность.

Ряд авторов дополнительно выделяют такие факторы, как: техника и технологии, время, информация, наука.

Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная на получение производственного результата. Труд предполагает применение в процессе производства физических и умственных способностей людей. В связи с этим, по сферам применения, выделяют: преимущественно физический труд; преимущественно умственный труд.

В качестве вознаграждения за труд наемным работникам выплачивается заработная плата, а наряду с ней: премии, доплаты, надбавки и др.

Классификация труда по уровню квалификации работников:

а) неквалифицированный труд;

б) квалифицированный труд, который в свою очередь может быть:

· малоквалифицированным;

· квалифицированным;

· высококвалифицированным.

Труд измеряется продолжительностью рабочего времени, условиями труда и уровнем материального вознаграждения, получаемого работником за труд.

Труд характеризуется производительностью и интенсивностью труда. Производительность труда - это количество продукции, производимой в единицу времени или в расчете на одного работника. Интенсивность труда - это напряженность труда, характеризующая степень расходования умственной и физической энергии.

Капитал - это созданные человеческим трудом средства производства (машины, станки, оборудование).

Капитал может быть представлен в денежной форме и в натуральном выражении.

Виды капитала: основной капитал; оборотный капитал.

На вложенный капитал субъекты получают прибыль, доход, процент, дивиденд, прирост капитала.

Природные ресурсы - ресурсы, созданные самой природой и используемые в производственной деятельности человека (земля, недра, растительный и животный мир, воздушный бассейн, лесные и водные ресурсы).

За использование природных ресурсов пользователь уплачивает собственнику (обычно государству) ренту. Природные ресурсы применяются в разнообразных отраслях: сельское хозяйство, лесное хозяйство; угледобыча и нефтегазодобыча, разработка месторождений полезных ископаемых, рыбоводство и рыболовство и др.

Предпринимательская деятельность - специфический фактор производства, способствующий удовлетворению общественных потребностей и получению личной выгоды либо дохода предпринимателем.

Предпринимательство - это особый фактор производства, поскольку требует специальных знаний, умений и навыков. Не каждый субъект способен стать предпринимателем. Предпринимательство осуществляет соединение труда, капитала и природных ресурсов в наиболее эффективных пропорциях с целью максимизации дохода.

Взаимосвязь между ресурсами, факторами производства и доходами дана в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Ресурсы, факторы, доходы

Ресурсы Факторы Доходы
природные земля рента
материальные капитал прибыль
финансовые капитал процент, дивиденд
трудовые труд заработная плата,
трудовые предпринимательская деятельность прибыль, предпринимательский доход, процент, дивиденд.

 

Понятие «предприниматель» появилось в XVIII веке и обозначало по определению, данному английскими экономистами Кантильоном и А.Смитом, собственника идущего на риск. Теория предпринимательства разрабатывалась также немецким экономистом Зомбартом и австрийским экономистом Е.Шумпетером.

Предпринимательство - это метод ведения хозяйства и особый тип экономического мышления.

Качества, которыми должен обладать предприниматель:

· ответственность за принимаемые решения;

· ориентация на достижение коммерческого успеха;

· новаторство, деловитость, гибкость, способность идти на риск.

Проблема выбора в экономике

Для экономической теории наиболее важными являются две проблемы:

· редкость ограниченных ресурсов. В последние десятилетия человечество стало отчетливо осознавать, что в связи с бурным развитием производства, залежи полезных ископаемых быстро сокращаются, и цивилизация столкнулась с недостатком ресурсов.

· проблема выбора наиболее эффективных путей развития экономики в условиях, когда мы осознаем, что ресурсы редки, исчерпаемы и ограничены.

Взаимосвязь проблемы редкости и проблемы выбора отражена на рис. 2.2.

 

           
 
 
   
     
 

 

       
   

 

 


Рисунок 2.2. – Проблема выбора в экономике

 

Поэтому теоретическая экономика изучает пути наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.

 


И их границы

Перед любым обществом стоят четыре проблемы: что, как, для кого и сколько производить. Этих проблем не было бы, если бы не были ограничены ресурсы. Именно ограниченность ресурсов вынуждает общество выбирать между относительно дефицитными благами. Поэтому решения по этим проблемам должны приниматься с учетом складывающейся ситуации на рынке и ценообразования на нем.

Экономический аспект проблемы выбора заключается в том, что специалисты должны найти такой вариант использования ограниченных ресурсов, который бы обеспечил максимум доходности и эффективности.

Количество товара одного вида, от которого отказываемся или жертвуем для производства другого товара, называется вмененными или альтернативными издержками

Сущность проблемы выбора можно проиллюстрировать, используя таблицу производственных возможностей (см. табл. 3.1).

Таблица 3.1

Альтернативные возможности производства предметов потребления и средств производства

Вид продукта Производственные альтернативы
А В С Д Е
Предметы потребления (масло) тыс. т.          
Средства производства (станки) тыс. шт.          

 

Таблица 3.1 показывает две крайности: варианты А и Е, при которых все ресурсы направлены либо на производство предметов потребления, либо на создание средств производства. Однако общество должно выбирать из более разумных вариантов В, С, Д, решая задачу: больше потреблять сегодня, жить сегодняшним днем или намного больше потреблять завтра, думать о будущем.

Выбор в экономике предполагает рациональное поведение субъектов, когда они должны соизмерять издержки и доходы, и, исходя из этого, делать выбор.

Производственные возможности общества и их границы характеризует функция производственных возможностей.

Кривая производственных возможностей – это линия, соединяющая альтернативные точки производства двух видов товара (см. рис. 3.2).

 
 

 

Рисунок 3.2. - Кривая производственных возможностей

 

Особенности кривой производственных возможностей:

· каждая точка на кривой показывает альтернативы в производстве двух товаров;

· точка внутри кривой показывает, что имеющиеся ресурсы недоиспользуются, поэтому можно увеличивать производство обоих товаров;

· точка за пределами кривой «W» показывает невозможность производства, ибо нет ресурсов при имеющейся технологии производства;

· кривая производственных возможностей имеет нисходящий наклон (уменьшение производства одного товара увеличивает за счет этого производства другого товара);

· кривая имеет форму вогнутой линии, ибо при переходе к производству другого товара приходится жертвовать все большим количеством первого товара.

Общество может выйти за границы своих производственных возможностей, если будет активно искать и внедрять в производство научно-технические нововведения.

 

Спрос. Закон спроса

Спрос – это платежеспособная потребность. Спрос выражается в количестве купленного товара.

Закон спроса - обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода. При прочих равных условиях, чем выше цена, тем ниже спрос и наоборот.

Функция спроса имеет вид:

(6.1)

где - объем спроса не товар x в единицу времени;

- цены товаров x,y,…,z; I – денежный доход потребителя; T – вкусы и предпочтения потребителя; M… - общее число покупателей данного товара и другие факторы.

Формула функции спроса, заданная аналитическим способом, имеет следующий вид:

(6.2)

 

Рисунок 6.1 - Функция индивидуального спроса

 

Функция индивидуального спроса (на один продукт) представлена в виде нисходящей кривой DD, поскольку между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.

 

Рисунок 6.2 - Изменения в спросе

 

Увеличение уровня спроса смещает кривую спроса вправо, от DI к D2. Уменьшение уровня спроса смещает кривую спроса влево, от D1 к D3. Изменение величины спроса ведет к перемещению, вызываемому изменением цены данного продукта, от одной точки к другой на постоянной кривой спроса, на нашем графике — от а к b.

Следствия из закона спроса:

1. Высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена стимулирует их желание совершить покупку.

2. Потребительское поведение подвержено действию принципа «убывающей предельной полезности», согласно которому, каждые последующие единицы товара приносят покупателям все меньшее удовлетворения. Потребители готовы приобретать дополнительные единицы товара при условии, что цена будет снижена.

3. «Эффект дохода» - с ростом цен и при неизменных доходах субъектов недоступность товаров для покупателей увеличивается - товаров покупают меньше.

4. «Эффект замещения» - с ростом цен и при неизменных доходах субъектов, покупатели переключаются на товары заменители. Например: с ростом цен на кофе покупатели в основном покупают чай или какао, а при увеличении цен на мед покупатели переключаются на сахар, повидло, джем.

Товары заменители (товары субституты) - это товары, которые могут заменять друг друга при удовлетворении одной и той же потребности (чай, кофе, какао).

Товары взаимодополняемые (комплиментарные товары) - это товары, взаимодополняющие друг друга при удовлетворении одной и той же потребности (автомобиль, моторное масло, бензин).

Из закона спроса существуют три исключения, которые получили названия:

· парадокс Гиффена (английский экономист и статистик Роберт Гиффен (умер в 1910 году);

· эффект Веблена (американский социолог и экономист);

· эффект «сноба».

«Парадокс Гиффена» - в условиях экономического кризиса и инфляции рост цен на товары первой жизненной необходимости (хлеб, молоко, картофель) не приводит к сокращению спроса, а даже увеличивает его. Поскольку население меняет структуру спроса в пользу более дешевых продуктов питания и вещей.

«Эффект Веблена» в условиях экономического кризиса и инфляции рост цен на предметы роскоши (золото, бриллианты, антиквариат и т.п.) не приводит к сокращению спроса, а даже увеличивает его. Таким способом люди пытаются спасти деньги от обесценивания.

«Эффект сноба» - если потребители ожидают дальнейшего роста цен, то они закупают «впрок», несмотря на рост цен.

Факторы, влияющие на спрос

Ценовые факторы, влияющие на спрос:

1. Цены на товары. Данный фактор проявляет себя в полном соответствии с законом спроса. Цена на товар растет – спрос сокращается и наоборот.

2. Цены на сопряженные товары. При увеличении цены на один из взаимозаменяемых товаров спрос на другой увеличивается. В случае взаимодополняемых товаров рост цены на один товар вызовет падение спроса на другой.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

1. Доходы потребителей. Чем выше доходы потребителей, тем выше спрос и наоборот. Кривая сдвигается либо вправо вверх, либо влево вниз.

2. Предпочтения и вкусы потребителей. Например, веяния моды приводят к изменению спроса и удалению или приближению кривой спроса к началу координат.

3. Количество потребителей. Чем больше потребителей, тем выше спрос. Чем меньше потребителей, тем ниже спрос.

4. Ожидания потребителей. Ожидание дальнейшего роста цен или повышения доходов будет увеличивать текущий спрос и приведет к сдвигу кривой спроса вправо.

Названные факторы смещают кривую спроса вправо вверх (при росте спроса) или влево вниз (при снижении спроса).

Эластичность спроса

 

Эластичность спроса — реакция спроса на изменение цены. Определяется как прирост объема спроса, возникающий в результате сокращения цены на 1%, при условии неизменности всех остальных факторов, влияющих на уровень спроса.

Эластичный спрос - спрос, для которого коэффициент эластичности больше единицы; процент изменения величины спроса больше процента изменения цены товара.

Эластичность спроса характеризуется коэффициентом эластичности.

Существует три вида эластичности спроса: эластичность спроса по цене, по доходу и перекрестная эластичность спроса.

Эластичность спроса по цене

(6.5)

(6.6)

(6.7)

где - коэффициент эластичности;

- процентное изменение объема спроса;

- процентное изменение цены;

D, P – первоначальный спрос и цена соответственно;

- изменения спроса и цены.

(6.8)

где - средняя цена;

- средний объём спроса;

- изменение цены и объёма спроса соответственно.

Например, цена выросла на 10%, а спрос снизился на 5%, тогда 5%: 10% = 0,5. Кэл.< 1, следовательно, спрос не эластичен.

Цена выросла на 10%, а спрос снизился также на 10%, тогда 10%: 10% = 1. Кэл. = 1 -это спрос единичной эластичности.

Цена выросла на 10%, а спрос снизился на 15%, тогда 15%: 10% = 1,5. Кэл. > 1, следовательно, спрос эластичен.

 

Эластичность спроса по доходу

= (6.9)

где - коэффициент эластичности спроса по доходу;

- величина спроса до и после изменения дохода;

- доход до и после изменения соответственно.

Перекрестная эластичность спроса

(6.10)

где - коэффициент перекрёстной эластичности спроса;

- процентное изменение спроса на товар x;

- процентное изменение цены товара y;

Неэластичный спрос - коэффициент эластичности такого спроса меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения объема спроса.

 

 

Рисунок 6.6 - Совершенно неэластичный и совершенно эластичный спрос

 

Кривая совершенно неэластичного спроса (D1) представляет собой линию, параллельную вертикальной оси; кривая совершенно эластичного спроса (D2) параллельна горизонтальной оси.

Факторы, влияющие на эластичность спроса

Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него и наоборот. При повышении цен на основной товар люди смогут перейти на потребление товара-субститута, поэтому спрос на основной товар будет эластичным. При отсутствии заменителей – спрос не эластичен.

Удельный вес в доходе потребителя. Чем большую долю занимает данный товар в бюджете потребителя, тем эластичнее спрос на него и наоборот

Предметы роскоши и предметы первой жизненной необходимости. Спрос на предметы роскоши более эластичен, чем на предметы первой жизненной необходимости.

Фактор времени. Чем больше времени имеет покупатель для обдумывания решения о покупке, тем эластичнее спрос.

Доступность товара или услуги. Чем менее доступен товар, тем ниже эластичность спроса на него (например, в условиях дефицита).

 

 

Эластичность предложения

 

Эластичное предложение - предложение, для которого коэффициент эластичности больше единицы; а процент изменения величины предложения больше процента изменения цены товара.

Эластичность предложения — реакция предложения на изменение цены. Определяется как прирост объема предложения товара в результате роста его цены на 1%, при условии неизменности всех остальных факторов, влияющих на уровень предложения.

Эластичность предложения характеризуется коэффициентом эластичности.

(6.11)

где - коэффициент эластичности предложения по цене;

- процентное изменение величины предложения;

- процентное изменение цены.

Например, цена выросла на 10%, а предложение увеличилось на 5%. Тогда 5%: 10% = 0,5. Кэл.< 1, следовательно, предложение не эластично.

Цена выросла на 10%, а предложение также увеличилось на 10%. Тогда 10%: 10% = 1. Кэл. = 1, следовательно, это предложение единичной эластичности.

Цена выросла на 10%, а предложение увеличилось на 15%. Тогда 15%: 10% = 1,5. Кэл. >1, следовательно, предложение эластично.

Неэластичное предложение - коэффициент эластичности такого предложения меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения объема предложения.

Факторы эластичности предложения:

· фактор времени;

· уровень загрузки производственных мощностей предприятий;

· скорость перелива капитала из одной отрасли в другую;

· уровень издержек предприятия и др.

Основные области практического применения эластичности спроса и предложения:

1. анализ реакции потребителя на изменение цены;

2. подготовка производства к изменению спроса;

3. определение ценовой политики фирм;

4. принятие решений о соответствующей маркетинговой политике фирмы;

5. разработка структуры налогообложения;

6. проведение операций на внешнем рынке, валютном рынке;

7. выработка мероприятий государственного регулирования экономики и др.

 

 

Рыночное равновесие

Покупатели и продавцы выходят на рынок с разными целями и интересами. Покупатели стремятся купить товар подешевле, а производители желают продать его подороже. Поэтому покупатели предлагают цену спроса, т.е. такую цену, которая является максимально возможной. Выше она подняться не может, т.к. у покупателей больше нет денег. Производители и продавцы предлагают цену предложения, т.е. минимально возможную цену, ниже она опуститься не может, т.к. не покроет издержек на производство продукции. Взаимодействие покупателей и продавцов, цены спроса и цены предложения приводит к установлению на рынке цены равновесия.

Рыночное равновесие означает:

1. рыночная цена стала ценой равновесия;

2. спрос равен предложению.

В равновесном состоянии величина спроса равна величине предложения:

т.е. (6.12)

 

 

Рисунок 6.7 - Рыночное равновесие

 

Если спрос может измениться мгновенно, то для увеличения предложения требуется время, обусловленное необходимостью расширения производственных мощностей, закупки оборудования, приобретения технологий и т.д. В связи с этим различают следующие виды рыночного равновесия: мгновенное, краткосрочное, долгосрочное.

Рисунок 6.8 - Мгновенное равновесие

Рисунок 6.9 - Краткосрочное равновесие

Рисунок 6.10 - Долгосрочное равновесие

Продажа некоторого товара по завышенной цене приводит к избытку его на рынке, а если продукт продается по заниженной цене, то на рынке сложится дефицит этого товара.

 

Рисунок 6.11 - Установление потолка цен приводит к устойчивому дефициту

 

Потолок цен представляет собой законодательно установленную максимальную цену, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу.

 

 

Рисунок 6.12 - Установление нижнего уровня цены приводит к устойчивому избытку продукции

Нижний уровень цены Pf, ведет к образованию устойчивого излишка продукции, величина которого измеряется отрезком ОdOs. Правительство должно либо выкупать этот излишек, либо принимать меры к его ликвидации путем ограничения предложения или расширения спроса на данный продукт.

 

 


Чистая монополия

Чистая монополия - это когда на рынке присутствует только один продавец или производитель продукции, у которой нет близких аналогов (Минский тракторный и автомобильный заводы, Белаз и др.)

Признаки чистых монополий:

1. Поскольку у продукции чистого монополиста нет близких заменителей, постольку у покупателей нет выбора. Они вынуждены либо соглашаться с ценой, качеством и другими параметрами товара, либо отказываться от покупки.

2. Чистый монополист экономит на рекламе, т.к. производит единственный в своем роде товар, не нуждающийся в рекламе.

3. В отрасль чистой монополии другим предприятиям войти очень сложно, т.к. существует целый ряд юридических, экономических и иных барьеров.

4. Чистый монополист может назначать монопольно высокую цену, а также выбирать для себя оптимальное соотношение цены и объемов производства.

5. Кривая спроса на продукцию фирмы монополиста совпадает с кривой спроса для отрасли, т.к. одно предприятие представляет целиком всю отрасль.

6. Поскольку производится только один товар, продукция как правило не дифференцирована.

Виды монополий

На рынке работают следующие виды монополистических структур:

1. Естественная монополия – единственное предприятие представляющее целую отрасль, существование которого целесообразно по естественным образом сложившимся в экономике страны причинам.

Виды естественных монополий:

а) в отрасли целесообразно находиться лишь одному, двум очень крупным предприятиям, которые в состоянии получить экономию на масштабах производства (автомобильные, металлургические заводы). Мелкие предприятия в этой отрасли существовать не смогут, т.к. не в состоянии расширить масштаб производства и минимизировать издержки. Крупным предприятиям войти в эту отрасль затруднительно, поскольку потребуются очень большие капиталы.

б) естественные монополии, владеющие уникальными природными ресурсами и месторождениями (ЮАР компания «Де Бирс» контролирует около 70% мировой переработки алмазов).

в) естественные монополии, регулируемые и контролируемые государством (предприятия энергетики, жилищно-коммунальное хозяйство). Предприятия, работающие в этих отраслях, производят общественно-значимые товары и услуги, поэтому государство поддерживает цены и тарифы на эти товары и услуги на низком уровне за счет предоставления льгот, преимуществ предприятиям монополистам. Иногда такие естественные монополии существуют просто по чисто техническим причинам. В одном городе по техническим причинам не могут существовать две телефонные компании, т.к. абонентам пришлось бы иметь два телефонн







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.