Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Собственность: характеристика и типы





Собственность – это отношения между юридическими и физическими лицами и государством по поводу присвоения ресурсов, условий производства.

Понятие «право собственности» включает в себя три последовательно расширяющихся права: права владения, пользования, распоряжения.

Право владения собственностью - возможность для субъекта физического контроля над вещью.

Право пользования собственностью – вбирает в себя право владения, а также позволяет субъекту применять вещь, извлекая при этом доход, прибыль или выгоду.

Право распоряжения собственностью - включает в себя право пользования, а также позволяет субъекту решать судьбу вещи на законных основаниях, т.е. возможность подарить, продать, завещать или уничтожать.

Таким образом, наиболее фундаментальным и широким является право распоряжения собственностью. Субъект становится полноправным собственником, лишь обладая правом распоряжения.

Государственная собственность - собственность (на землю и капитал), принадлежащая правительству (государству).

Частная собственность — собственность граждан или юридических лиц, означающая их исключительные права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Принято считать, что наряду с частной и государственной собственностью существуют и другие виды собственности, такие как: коллективная, народная, арендная, акционерная, колхозно-кооперативная, паевая, личная, семейная, совместная, смешанная, трудовая, индивидуальная и др.

Однако эти виды собственности не проявляют себя. Например, в коллективной и народной собственности отсутствует субъект собственности, а также право распоряжения. В акционерной собственности нет объекта собственности и т.п.

 

Разгосударствление и приватизация

Разгосударствление – это переход от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью (в том числе и через приватизацию) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Разгосударствление выражается в снижении роли государства в экономике.

Целями разгосударствления являются:

· преодоление монополии государства, создание и развитие конкурентных рыночных отношений, формирование многоукладной экономики;

· сокращение доли государственного сектора в экономике;

· уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет;

· коммерциализация государственных предприятий путем передачи им полной хозяйственной самостоятельности и преобразования их в акционерные общества.

· ликвидация государственной монополии на внешнюю торговлю;

· переход от централизованного распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов к формированию соответствующих рынков.

Приватизация – приобретение физическими или юридическими лицами права собственности на объекты, которые принадлежат государству.

Приватизация означает смену собственника путем продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности другим экономическим субъектам: частным лицам, трудовым коллективам или юридическим лицам.

Приватизация осуществляется на основе следующих принципов:

1) сочетание платного и бесплатного способов приватизации;

2) право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности. На практике это право реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков, ваучеров;

3) дифференциация методов, форм и процедур приватизации. Небольшие предприятия, например, могут быть проданы на аукционе, крупные — преобразованы в акционерные общества;

4) предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

5) обеспечение гласности процесса приватизации;

6) контроль за ходом приватизации со стороны государства.

Существует два подхода к проведению приватизации:

· бесплатная приватизация (выдача ваучеров)

· продажа имущества (продажа на аукционе, по конкурсу, аренда с последующим выкупом трудовым коллективом, акционирование государственных предприятий).

Формы приватизации:

· выкуп имущества государственного предприятия, сданного в аренду;

· превращение государственных предприятий в акционерные общества;

· создание коллективных (народных) предприятий;

· продажа государственных предприятий по конкурсу или на аукционе;

· безвозмездная передача имущества гражданам.

 



Лекция 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

6.1. Спрос. Закон спроса.

6.2. Факторы, влияющие на спрос.

6.3. Предложение. Закон предложения.

6.4. Факторы, влияющие на предложение.

6.5. Эластичность спроса.

6.6. Эластичность предложения.

6.7. Рыночное равновесие.

Спрос. Закон спроса

Спрос – это платежеспособная потребность. Спрос выражается в количестве купленного товара.

Закон спроса - обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода. При прочих равных условиях, чем выше цена, тем ниже спрос и наоборот.

Функция спроса имеет вид:

(6.1)

где - объем спроса не товар x в единицу времени;

- цены товаров x,y,…,z; I – денежный доход потребителя; T – вкусы и предпочтения потребителя; M… - общее число покупателей данного товара и другие факторы.

Формула функции спроса, заданная аналитическим способом, имеет следующий вид:

(6.2)

 

Рисунок 6.1 - Функция индивидуального спроса

 

Функция индивидуального спроса (на один продукт) представлена в виде нисходящей кривой DD, поскольку между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.

 

Рисунок 6.2 - Изменения в спросе

 

Увеличение уровня спроса смещает кривую спроса вправо, от DI к D2. Уменьшение уровня спроса смещает кривую спроса влево, от D1 к D3. Изменение величины спроса ведет к перемещению, вызываемому изменением цены данного продукта, от одной точки к другой на постоянной кривой спроса, на нашем графике — от а к b.

Следствия из закона спроса:

1. Высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена стимулирует их желание совершить покупку.

2. Потребительское поведение подвержено действию принципа «убывающей предельной полезности», согласно которому, каждые последующие единицы товара приносят покупателям все меньшее удовлетворения. Потребители готовы приобретать дополнительные единицы товара при условии, что цена будет снижена.

3. «Эффект дохода» - с ростом цен и при неизменных доходах субъектов недоступность товаров для покупателей увеличивается - товаров покупают меньше.

4. «Эффект замещения» - с ростом цен и при неизменных доходах субъектов, покупатели переключаются на товары заменители. Например: с ростом цен на кофе покупатели в основном покупают чай или какао, а при увеличении цен на мед покупатели переключаются на сахар, повидло, джем.

Товары заменители (товары субституты) - это товары, которые могут заменять друг друга при удовлетворении одной и той же потребности (чай, кофе, какао).

Товары взаимодополняемые (комплиментарные товары) - это товары, взаимодополняющие друг друга при удовлетворении одной и той же потребности (автомобиль, моторное масло, бензин).

Из закона спроса существуют три исключения, которые получили названия:

· парадокс Гиффена (английский экономист и статистик Роберт Гиффен (умер в 1910 году);

· эффект Веблена (американский социолог и экономист);

· эффект «сноба».

«Парадокс Гиффена» - в условиях экономического кризиса и инфляции рост цен на товары первой жизненной необходимости (хлеб, молоко, картофель) не приводит к сокращению спроса, а даже увеличивает его. Поскольку население меняет структуру спроса в пользу более дешевых продуктов питания и вещей.

«Эффект Веблена» в условиях экономического кризиса и инфляции рост цен на предметы роскоши (золото, бриллианты, антиквариат и т.п.) не приводит к сокращению спроса, а даже увеличивает его. Таким способом люди пытаются спасти деньги от обесценивания.

«Эффект сноба» - если потребители ожидают дальнейшего роста цен, то они закупают «впрок», несмотря на рост цен.

Факторы, влияющие на спрос

Ценовые факторы, влияющие на спрос:

1. Цены на товары. Данный фактор проявляет себя в полном соответствии с законом спроса. Цена на товар растет – спрос сокращается и наоборот.

2. Цены на сопряженные товары. При увеличении цены на один из взаимозаменяемых товаров спрос на другой увеличивается. В случае взаимодополняемых товаров рост цены на один товар вызовет падение спроса на другой.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

1. Доходы потребителей. Чем выше доходы потребителей, тем выше спрос и наоборот. Кривая сдвигается либо вправо вверх, либо влево вниз.

2. Предпочтения и вкусы потребителей. Например, веяния моды приводят к изменению спроса и удалению или приближению кривой спроса к началу координат.

3. Количество потребителей. Чем больше потребителей, тем выше спрос. Чем меньше потребителей, тем ниже спрос.

4. Ожидания потребителей. Ожидание дальнейшего роста цен или повышения доходов будет увеличивать текущий спрос и приведет к сдвигу кривой спроса вправо.

Названные факторы смещают кривую спроса вправо вверх (при росте спроса) или влево вниз (при снижении спроса).







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.