Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 5 Индивидуальные психологические особенности





Личности: темперамент, характер, способности

1 Физиологические основы темперамента

2 Типы темперамента, их психологическая характеристика

3 Понятие о характере, его структура

4 Понятие, происхождение, классификация способностей

 

Основные понятия по теме

Темперамент - это индивидуально своеобразная, природнообусловленная совокупность динамических прояв­лений психики человека. Темперамент определяется интен­сивностью, скоростью, темпом и ритмом протекания пси­хических процессов и изменения психических состояний личности.

В основе темперамента лежат особенности нервной дея­тельности человека, которая характеризуется различным соотношением возбуждения и торможения нервных про­цессов. Эти процессы в свою очередь характеризуются си­лой, уравновешенностью и подвижностью их протекания.

На основе различных сочетаний этих показателей фи­зиолог И.П. Павлов выделил четыре ярко выраженные типа высшей нервной деятельности: безудержный, силь­ный, инертный и слабый тип.

Оказалось, что они соответствуют известным со вре­мен древнегреческого врача Гиппократа четырем типам темперамента:

- холерик (безудержный тип) - преобладание возбуж­дения над торможением в нервной системе, подвижность, бурные эмоции, резкие смены настроения, в критические моменты - высокая концентрация сил;

- сангвиник (сильный тип) - характеризуется быстро­той реакции, высокой психической активностью, богатст­вом мимики, контактностью, высокой сопротивляемостью трудностям, жизнерадостностью;

- флегматик (инертный тип) - связан с медлительно­стью, инертностью, устойчивостью в настроении, спокой­ствием, слабым проявлением эмоций, низкой психиче­ской активностью, уравновешенностью;

- меланхолик (слабый тип) - свойственны сдержан­ность речи и движений, низкий уровень психической ак­тивности, ранимость, преобладание отрицательных эмоций, замкнутость, впечатлительность, быстрая утомляемость.

От темперамента как врожденной особенности пси­хики зависят такие свойства личности, как впечатлитель­ность, эмоциональность, импульсивность, тревожность и другие.

В чистом виде ни одного из четырех типов темпера­мента не существует. Каждый человек имеет индивиду­альный темперамент. В семейной жизни часто супруги обладают противоположными темпераментами. И это, как правило, удачные браки. Дружат чаще люди одного тем­перамента.

Особенности темперамента личности обуславливают так­же индивидуальный стиль деятельности человека, который определяется, однако, и другими причинами, включая в себя умения и навыки, формируемые под влиянием жиз­ненного опыта.

В трудовой деятельности большое значение имеет со­вместимость людей по темпераменту.

Характер - это психическое свойство личности, представляющее собой систему ее существенных и относительно устойчивых качеств (черт) обуславливающих пове­дение человека. Черты характера можно классифицировать по следующим отношениям:

По отношению к другим людям (общительность - замк­нутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.).

По отношению к себе (скромность- самовлюбленность, самокритичность - самоуверенность и т.д.).

По отношению к делу (ответственность - недобросо­вестность, трудолюбие - леность и т.д.).

По отношению к собственности (щедрость - жадность, бережливость - расточительность, аккуратность - неряш­ливость и т.д.).

Структура и содержание характера определяется:

Динамикой воли, то есть тем, насколько она сильна или слаба (решительность, настойчивость, самооблада­ние, самостоятельность, инициативность и противопо­ложные им черты характера).

Спецификой проявления эмоций, которые сопровождают поведение человека (порывистость, впечатлительность, инертность, безразличие и другие).

Интеллектуальными особенностями личности (глубо­комыслие, сообразительность, находчивость, любозна­тельность и т.п.).

Характер личности теснейшим образом взаимосвязан с другими ее свойствами: темпераментом, способностя­ми, направленностью. Он формируется в течение всей жизни на основе природных свойств в результате всевоз­можных действий и поступков человека. Большую роль при этом играют обучение и воспитание, семейные и общест­венные условия, конкретные обстоятельства, в которых проходит его жизненный путь.

Существуют различные типологии характеров. Немецкий психолог и психиатр Э. Кречмер выделил три типа характеров личности в связи с наиболее часто встречающимися типами строения тела человека:

Астенический тип (шизотимик) - обычно худой че­ловек, среднего или выше среднего роста, имеющий уз­кие плечи, тонкие руки, слабразвитую грудную клетку (замкнутый, склонен к размышлениям и абстракции, с трудом приспосабливается к окружающим, чувствителен,
раним).

Атлетический тип (искотимик) - имеющий разви­тую мускулатуру, он среднего или высокого роста, с мощ­ной грудной клеткой и широкими плечами (бывает двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессив­ный либо мало впечатлительный, со сдержанными жеста­ми и мимикой, с невысокой гибкостью мышления).

Пикнический тип (циклотимик) - отличается сильно развитыми полостями тела, склонностью к ожирению, среднего роста, с короткой шеей (эмоции колеблются между радостью и печалью, общителен, откровенен, доб­родушен, реалистичен во взглядах).

Согласно типологий К. Юнга людей можно разделить по характерам на экстравертов и интровертов:

- экстраверт - заряжается энергией от людей и дей­ствий, направлен к внешнему миру, общителен;

- интроверт - черпает энергию внутри себя, направ­лен внутрь себя, сконцентрирован на своем внутреннем мире, малообщителен.

В типологии Э. Фромма все выделенные им типы ха­рактеров подразделяются на две группы: плодотворной и неплодотворной ориентации.

Плодотворность по Э. Фромму - это реализация челове­ком присущих ему возможностей, использование своих сил.

Неплодотворные ориентации: рецептивная, эксплуата­торская, стяжательская и рыночная.

Плодотворные ориентации: деятельная, любящая и ра­зумная.

Существует также психогеометрическая типология ха­рактеров на основе предпочитаемого выбора человеком какой-либо из геометрических фигур: квадрат, треуголь­ник, круг, прямоугольник и зигзаг. Автор этой типоло­гии Сьюзен Далингер (США) - специалист по социаль­но-психологической подготовке управленческих кадров.

Способности - это система качеств личности, позволяющая успешно выполнять определенные виды деятель­ности. Способности не тождественны знаниям, умениям и навыкам, хотя и взаимосвязаны с ними. По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности выступают как возможность их приобретать и наращивать с той или иной степенью быстроты и эффективности. Способности человека обнаруживаются только в дея­тельности, причем лишь в той, которая не может осуще­ствляться без наличия соответствующих способностей.

Способности - это продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия биологиче­ских и социальных факторов. Природными предпосылка­ми способностей являются задатки.

Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности человеческого организма, его нервной сис­темы, органов чувств и т.д., составляющие природную основу формирования способностей.

По уровню развития способности бывают:

- одаренность - это совокупность нескольких способ­ностей, обуславливающая успешную деятельность чело­века в определенной области и выделяющая его среди других людей. Обычно одаренность проявляется в нали­чии разносторонних способностей;

- талант - совокупность способностей, которая по­зволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и обще­ственной значимостью. Особенность таланта - высокий уровень творчества в процессе деятельности;

- гениальность - высший уровень развития способностей, обеспечивающий достижение принципиально но­вого, имеющего большое историческое значение.

Выделяют также следующие способности:

- общие - интегративные способности, необходимые для успешного осуществления различных видов деятельности;

- специальные - способности, необходимые для вы­полнения конкретных видов деятельности;

- профессиональные - способности, обеспечивающие успешную работу человека по той или иной профессии (часто успех в профессиональной деятельности зависит не от одной какой-нибудь способности, а от их удачного со­четания, возможна и компенсация недостающей способ­ности другими);

- творческие - способности, позволяющие создавать новое, никогда ранее не существовавшее (творческие спо­собности человека могут проявляться в любой деятельно­сти: научной, художественной, производственной, поли­тической, экономической, педагогической и др.).

Различают способности:

 

Основания классификации
По происхождению По ширине направленности По степени реализации По уровню развития
Природные Социальные Общие Специальные Потенциальные Актуальные Одаренность Талант Гениальности

 

Природные способности обусловлены биологически, а соци­альные - в большей мере системой обучения и воспитания и проявляются в конкретных видах деятельности.

Тематика рефератов

 

1 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

2 Типология характеров по Э. Кречмеру и У. Шелдону.

 

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое темперамент?

2 Что лежит в основе темперамента?

3 Каковы типы высшей нервной деятельности по И.П. Павлову?

4 Каковы характерные черты холерика? сангвиника? флегматика?

меланхолика?

5 Какие свойства личности зависят от темперамента?

6 Что такое характер?

7 По каким критериям классифицируют черты характера?

8 Чем определяется структура и содержание характера?

9 Каковы особенности типологии характера Э. Кречмера?

10 В чем сущность типологии характера К. Юнга?

11 Каковы характерные черты типологии характера Э. Фромма?

12 Что такое способности? Каковы их виды?

 

Литература

1 Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики / Н.А. Березовин [и др.]. – Мн.: Новое знание, 2008. –335 с.

2 Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменационные вопросы / Г.Ф. Вечорко. – 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2010. – 192 с.

3 Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Хэлтон, 1998. - 399 с.

4 Крысько, В.Г. Психология и педагогики в схемах и комментариях / В.Г. Крысько. – СПб.: Питер, 2006. – 318 с.

5 Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 490 с.

6 Фомин, Ю.А. Основы психологии и педагогики: практикум / Ю.А. Фомин. – Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2008. – 256 с.

7 Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 2007. - 606 с.

Тест

 

1Вставить пропущенные слова.

В основе темперамента лежит тип … системы:

1) психической; 3) индивидуально-психологической;

2) нервной; 4) биологической.

2 Вставить пропущенные слова.

Характер не наследуется и не является прирожденным качеством личности, он … под влиянием условий жизни, в процессе воспитания и активного … с окружающим миром:

1) формируется; 3) общения; 5) возникает;

2) изменяется; 4) взаимодействия; 6) сотрудничества.

 

3 Вставить пропущенные слова.

Способности - это те качества личности, которые нужны для деятельности, обеспечивают … ее выполнения:

1) целесообразность; 3) устойчивость;

2) успешность; 4) активность.

 

4 Вставить пропущенные слова.

Способности формируются и проявляются только в …:

1) общении; 3) деятельности;

2) творчестве; 4) искусстве.

5 Из указанных ниже слов выбрать те, которые находятся к данному слову в том отношении, что и в приведенном образце.

Темперамент - …

1) характер; 3) тип нервной системы;

2) эмоции; 4) знания; 5) отражение.

Образец: психика - мозг.

6 Из указанных ниже слов выбрать те, которые находятся к данному слову в том отношении, что и в приведенном образце.

Способность - …

1) талант; 3) мастерство;

2) задатки; 4) субъективное; 5) объективное.

Образец: психическое - физиологическое.

7 Как называется тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные события?

1) сангвиник; 3) флегматик;

2) меланхолик; 4) холерик.

8 Стрелочками установить соответствие между типами высшей нервной деятельности и типами темперамента:

1) сильный; 2) холерический;
3) безудержный; 4) меланхолический;
5) инертный; 6) сангвинический;
7) слабый; 8) флегматический.

9 Как называется тип темперамента, проявляющийся в медлительности, устойчивости, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний?

1) сангвиник; 3) флегматик;

2) меланхолик; 4) холерик.

10 Вставить пропущенные слова.

Талант - сочетание …, дающее человеку возможность успешно самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность:

1) навыков; 3) задатков;

2) способностей; 4) умений.

11 Как называется тип темперамента, проявляющийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности?

1) сангвиник; 3) флегматик;

2) меланхолик; 4) холерик.

12 Психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им широкого спектра деятельности, - …:

1) задатки; 3) общие способности;

2) коммуникативные способности; 4) специальные способности.

13 Как называется тип темперамента, характеризующийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью?

1) сангвиник; 3) флегматик;

2) меланхолик; 4) холерик.

14 Вставить пропущенные слова.

Характер человека проявляется в том, как он относится к другим людям, к себе, …, к вещам:

1) к обществу; 3) к здоровью;

2) к природе; 4) к делу.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.