Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 11 Педагогика в системе наук о человеке





Занятие 1

1 Древнегреческая философия - колыбель европейской системы воспитания

2 Педагогические идеи Древнего Рима

3 Воспитание и обучение в эпоху средневековья

4 Школа и воспитание в эпоху Возрождения и Реформации

 

Занятие 2

1 Эпоха Просвещения (последняя треть 17- конец 18 вв.)

2 Педагогика в странах Западной Европы в 19 -20 вв.

3 Педагогические идеи в России и Беларуси

4 Методы педагогических исследований и их классификация

 

Основные понятия по теме

 

Педагогика - это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. Педагогику можно определить как науку передачи опыта старшего поколения младшему.

Педагогика - это наука о задачах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика исследует следующие проблемы:

- изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание;

- определение целей воспитания;

- разработка содержания воспитания;

-исследование и разработка методов воспитания.

В педагогике различают две ее составляющих:

- педагоги­ку как практическую деятельность по воспитанию чело­века, в том числе народную, семейную, социальную, школьную и другие педагогики;

- научную педагогику, которая исследует сущность процесса воспитания и раз­рабатывает научные рекомендации для его улучшения.

Категории педагогики- понятия, которые составляют основу педагогической науки, и изучаются как разделы педагогики.

У разных педагогов нет единого мнения на тот счёт, какие понятия педагогики являются категориями, а какие нет, поэтому в разных источниках можно встретиться с различными классификациями.

Практически везде категориями педагогики считаются:

- образование;

- обучение;

- воспитание.

Л.М. Кадцын дает следующую иерархическую структуру педагогических категорий:

1 Педагогическая деятельность.

2 Воспитание, обучение, образование.

3 Педагогическая система.

4 Педагогический процесс.

Основные категории научной педагогики:

Развитие человека - это процесс становления его лич­ности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле слова - это специально организуемый, целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подго­товки ее к жизни, к активному участию в трудовой дея­тельности. Как правило, оно осуществляется в семьях, уч­реждениях образования и культуры, средствами массовой
информации, церковью, и т.д.

Воспитание в широком смысле слова - это передача положительного опыта от поколения к поколению.

Воспитание в узком смысле слова - это решение кон­кретных воспитательных задач в ходе воспитательного процесса под руководством воспитателя.

Образование - это процесс и результат усвоения опре­деленной системы знаний, умений, взглядов и убеждений, то есть упорядоченной их совокупности на основе заранее заданных принципов и задач. Образование бывает среднее и высшее, общее и профессиональное, экономическое и педагогическое и т.д.

Обучение - это двухсторонний процесс непосредст­венной передачи и усвоения учебного материала. При этом деятельность педагога называется преподаванием, а дея­тельность учащихся - учением.

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Педагогика как наука - это совокупность знаний о воспитании, образовании и обучении человека, обеспе­чивающих развитие его личности.

Объект педагогики — это развивающийся человек, его формирующаяся личность в течение всей жизни.

Предмет педагогики — не что иное, как совокупность специально организованных процессов, явлений, усло­вий и факторов, направленных на развитие человека, на формирование его личности, т. е. исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Основные задачи педагогической науки:

-вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами;

-изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

- разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

-прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Педагогическое исследование - научная работа, имеющая целью получение новых знаний о педагогической реальности (закономерностях, принципах, методах, содержании воспитания и пр.).

Методы исследования - это способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов, это приемы, процедуры научного познания.

Методы педагогических исследований:

- педагогическое наблюдение;

- исследовательская беседа;

- изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся;

- педагогический эксперимент;

- созидательно-преобразующий эксперимент;

- контрольный эксперимент;

- естественный эксперимент;

- изучение и обобщение передового педагогического опыта;

- социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок);

- методы математической статистики;

- теоретический анализ педагогических идей и др.

Основные отрасли современной педагогики:

- общая педагогика;

- дошкольная и школьная педагогика;

- педагогика высшей школы;

- профессиональная педагогика;

- социальная педагогика;

- семейная педагогика;

- военная педагогика;

- специальная педагогика (дефектология);

- методики преподавания отдельных дисциплин.

Педагогическая деятельность это особый вид соци­альной деятельности, направленный на воспитание Чело­века, на создание условий дли развития его личности. Это деятельность во многом творческая, переходящая в педаго­гическое мастерство и даже искусство, где большое значе­ние имеют индивидуальные качества педагога, его духов­ность, нравственность, интеллект, характер.

Основными видами педагогической деятельности являют­ся преподавательская и воспитательная работа. Преподава­ние и воспитание (в узком смысле слове) - две стороны учебно-воспитательного процесса. Невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния. Точно также про­цесс воспитания невозможен без элементов обучения.

Обуче́ние - целенаправленный процесс двусторонней деятель-ности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний.

Функции обучения:

- образовательная функция: вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике;

- воспитательная функция осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися путем усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований;

- развивающая функция осуществляется посредством специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности, т.е. «всестороннее обучение».

Функции педагогической деятельности:

Диагностическая - связана с изучением воспитуемых, установлением уровня их развития, воспитанности.

Ориентационно-прогностическая - выражается в уме­ниях педагога определять конкретные цели и задачи сво­ей деятельности, прогнозировать ее результаты.

Конструктивно-проектировочная - обеспечивает от­бор и организацию содержания учебно-воспитательного материала, а также проектирование не только своей дея­тельности, но и воспитанников.

Информационно-объяснительная - связана с тем, что педагог выступает как источник научной, мировоззренче­ской, нравственно - эстетической и другой информации.

Организаторская - связана с вовлечением воспитан­ников в намеченную учебно-воспитательную работу и сти­мулированием их деятельности посредством личного обая­ния педагога, его нравственной культуры, умением уста­навливать и поддерживать доброжелательные отношения с воспитанниками, побуждать их своим примером к актив­ной деятельности.

Аналитико-оценочная - состоит в том, что педагог ана­лизирует ход обучения и воспитания, выявляя в них поло­жительные стороны и недостатки, сравнивает результаты с намеченными ранее целями и задачами, сопоставляет свою работу с опытом коллег.

Исследовательско-творческая - присутствует в работе каждого вдумчивого педагога в силу большого разнообра­зия и неповторимости условий обучения и воспитания, а также в силу индивидуальных особенностей личности са­мого педагога.

Тематика рефератов

 

1 История развития педагогики как науки.

2 Мудрость народной педагогики.

3 Педагогические идеи в России.

4 Педагогические идеи в Республике Беларусь.

 

Вопросы для самоконтроля

1 Каковы этапы развития педагогической мысли?

2 Каковы основные положения системы воспитания Древней Греции?

3 Каковы основные постулаты педагогики Древнего Рима?

4 В чем выражался воспитательный идеал Античного мира и Средневековья?

5 Каковы особенности воспитательного идеала Нового и Новейшего времени?

6 В чем заключается мудрость народной педагогики?

7 Что такое педагогика?

8 Что является объектом педагогики?

9 Что является предметом педагогики?

10 Каковы основные задачи педагогики?

11 Какие функции выполняет педагогика?

12 Каковы основные категории педагогики?

13 Что такое педагогическое исследование?

14 Каковы методы педагогических исследований?

15 Каковы основные отрасли современной педагогики?

16 Что такое педагогическая деятельность?

17 Что такое обучение?

18 Каковы функции обучения?

 

Литература

1 Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология: учеб пособие / Н.В. Басова. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 416 с.

2 Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г.В. Бороздина. - Мн.: Изд-во Гривцова, 2009. -335 с.

3 Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2005.- 176 с.

4 Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2006. - 928 с.

5 Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В.И. Смирнов. - М.: Педобщество России, 2000. - 416 с.

6 Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 416 с.

7 Реан, А.А. Психология и педагогика: учебное пособие для сту-дентов высших учебных заведений / А.А. Реан [и др.]. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

8 Харламов, И.Ф. Педагогика: компактный учебный курс: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - Мн.: Вышэйшая школа, 2001.- 272 с.

 

Тест

1 Педагогика - наука, изучающая закономерности …:

а) мышления;

б) развития;

в) социализации;

г) воспитания.

 

2 Предмет педагогики - это …:

а) воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека;

б) процесс обучения;

в) проблемы образования.

 

3 Что из перечисленного не является категорий педагогики:

а) воспитание;

б) развитие;

в) учение;

г) метод;

д) формирование.

 

4 Какие задачи стоят перед педагогикой:

а) осуществление воспитания;

б) осуществление образования;

в) вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами;

г) изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

д) разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

е) прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

 

5 Целенаправленная организованная работа по формированию убеждение, норм поведения, черт характера и т.п. представляет собой …:

а) воспитание;

б) развитие;

в) дидактическую деятельность;

г) социализацию.

 

6 Отличительные особенности обучения от воспитания состоят в том, что …:

а) воспитание целостно, идет сразу по всем направлениям;

б) воспитание - более длительный процесс;

в) результаты воспитания отсрочены во времени;

г) ответы веры;

д) ответы неверны.

 

7 Обучение …:

а) только изменяет человека как личность - воспитывает;

б) только влияет на характеристики психических познавательных процессов;

 

в) оказывает развивающее и воспитательное влияние;

г) не связано с развитием и воспитанием.

 

8 Процесс и результат усвоения определенного уровня общечеловеческой культуры - это …:

а) обучение;

б) развитие;

в) образование;

г) воспитание.

 

9 В Средние века преобладала педагогическая идея …:

а) всестороннего развития личности;

б) религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного пора-бощения личности;

в) самостоятельного развития личности;

г) нет правильного ответа.

 

10 Кто является основоположников научной педагогики в России:

а) К.Д. Ушинский;

б) М.В. Ломоносов;

в) Н.И. Новиков;

г) В.А. Сухомлинский.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.