Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Теория и методика воспитания





Теория и методика воспитания

 

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ

Тема1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре

Образовательного процесса.

Закономерности и принципы воспитания.

Содержание воспитания в современной школе.

 

Сущность процесса воспитания.

Цель и задачи гуманистического воспитания.

Содержание воспитательного процесса.

Этапы воспитательного процесса. Основные направления воспитания.

Общие закономерности воспитательного процесса.

Принципы воспитания.

Проблема содержания воспитания в современной теории и практике.

Концепции воспитания школьников (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, В.П. Созонов, И.А. Колесникова, О.С. Газман, Г.Н. Прозументова, З.А. Малькова и др.)

Программы воспитания как основа отбора его содержания.

Специфика содержания воспитания в учебной, внеучебной деятельности учащихся и учреждениях дополнительного образования

Воспитание в педагогике рассматривают в двух аспектах:

Воспитание в широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.

Воспитание в широком педагогическом значении – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Воспитание в узком педагогическом значении – специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

И. П. Подласый воспитание определяет как процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности.

В. И. Смирнов воспитание рассматривает как целенаправленный процесс формирования личности; как любой процесс оно обладает внутренней логикой, которую можно представить в виде последовательно реализуемых функций.

Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин под воспитанием понимает целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом.

Воспитание включает три существенных признака:

- целенаправленности социально-культурного ориентира, идеала;

- соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям, как достижениям исторического развития человечества;

- наличие определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний.

В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов указывают на то, что воспитание – процесс целенаправленной и сознательной, контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание),которое выступает своеобразным механизмом управления процессом социализации.

Л. И. Маленкова отмечает, что воспитание – творческий, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.

В современном понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер:

- прямая связь (от воспитателя к воспитаннику);

- обратная связь (от воспитанника к воспитателю).

Факторы воспитания:

- целенаправленная воспитательная деятельность в семье;

- учреждения общественного воспитания: дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;

- учреждения культуры, здравоохранения, правозащиты;

- детские (юношеские) общественные организации и объединения.

Цели воспитания:

- формирование знаний и способов учебно-познавательной деятельности;

- формирование мотивации и опыта деятельности;

- формирование культуры и опыта общения;

- формирование субъективно-личностных рациональных и эмоциональных отношений.

Одной из характеристик воспитания является целенаправленность (проектирование результата). В мировой практике общепринятой целью является идеал личности.

В. И. Смирнов цель воспитания видит в глобальном выражении – идеал совершенного с точки зрения данного общества человека, на реализацию которого направлено воспитание, в локальном плане – предвосхищаемый результат воспитательной деятельности.

Целью гуманистического воспитания является всестороннее (разностороннее) гармоническое развитие личности, ее самоактуализация. Всестороннее (разностороннее) развитие предполагает включение воспитанника в разнообразные виды деятельности: общественно-полезную, трудовую, интелектуально-познавательную, ценностно-ориентированную, художественную, игровую, спортивную, деятельность свободного общения.

Гармоническое развитие Л. И. Маленкова рассматривает через гармоническое сочетание в педагогической деятельности общечеловеческих, социальных, национальных и личностных ценностей (Истины, Добра, Красоты); гармонию в развитии и стимулирования здорового образа жизни («интеллект + тело + душа»); гармоничное развитие в едином воспитательном воздействии всех сфер формирующегося отношения к миру – сознания, эмоций, поведения; гармонию всех воспитательных воздействий на личность; гармонию свободы и ответственности личности, уважения и требовательности.

А. Маслоу самоактуализацию личности трактует как непрерывное стремление к полному выявлению личных возможностей. Самоактуализующейся личности свойственно дружелюбие, независимость, отстаивание своей точки зрения, принципов.

Л. И. Маленкова в формулировку цели воспитания предлагает добавить – в условиях личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности.

Цель воспитания – разностороннее гармоническое развитие личности, ее самоактуализация в условиях личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности.

Объективные внешние противоречия

- Противоречия, порожденные политическими, экономическими, экологическими, демографическими, информационными процессами, происходящими в мире, стране.

- Противоречия между ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и потребностями молодежи.

- Противоречия отцов и детей.

- Противоречия между возрастающими требованиями к образованию.

Субъективные противоречия

- Противоречие между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию.

- Противоречие между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять обобщенные знания и умения.

- Противоречие между ростом знаний и ограниченностью педагогов и образовательных учреждений в их передачи.

Трудовое воспитание

Задачи трудового воспитания - развитие и подготовка ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Трудовое воспитание – есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия.

Трудовое воспитание направлено на осуществление качественного профессионального образования и профессиональной ориентации.

Показатели трудовой воспитанности:

- потребность в труде;

- интерес к труду;

- трудовая активность; готовность к выбору профессии.

 

4. Эстетическое воспитание

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности (способность к эмоциональному восприятию прекрасного).

Эстетическое воспитание – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.

Задачи эстетического воспитания:

- формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов;

- выработка художественно-эстетических умений, творческих потребностей;

- формулирование гуманизма, доброты и т.д.

Показатели эстетической воспитанности:

- наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей;

- наличие занятий искусством.

Физическое воспитание

Физическое воспитание – есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленный на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

Задачи физического воспитания:

- развитие основных двигательных умений и навыков;

- обеспечение правильного физического развития «укрепление» здоровья, закаливание;

- воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой;

- формирование взглядов и нравственных качеств;

- формирование знаний в области здоровья гигиены;

- воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

Показатели физической воспитанности:

- двигательные умения и физическое развитие в целом;

- систематические занятия упражнениями, спортом;

- соблюдение норм личной гигиены.

 

Гражданское воспитание

Гражданское воспитание предполагает у человека ответственного отношения к семье, к своему народу и Отечеству.

Задачи гражданского воспитания:

- выполнение гражданских обязанностей (чувство долга перед обществом, страной, родителями);

- уважение к Конституции и органам государственной власти, символам государственности (гербу, флагу, гимну);

- бережное отношение к национальным богатствам страны, культуре, языку, традициям;

- соблюдение демократических принципов;

- уважение прав и свобод других людей и т.д.

7. Экономическое воспитание

Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны.

Задачи экономического воспитания:

- формирование деловых качеств (бережливости, предприимчивости, расчетливости);

- накопление знаний в области экономической рентабельности, налогового обложения.

8. Экологическое воспитание

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.

Задача экологического воспитания: ориентация человека на бережливое отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре, фауне.

9. Правовое воспитание

Правовое воспитание предполагает знание прав и обязанностей, ответственности за их несоблюдение.

Задачи правового воспитания:

- уважительно относиться к законам и Конституции, правам человека;

- воспитание в условиях конкретных социальных институтов;

10. Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание предполагает формирование знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры и формирование культуры межнационального общения (изучение иностранных языков, раскрывающих культуру стран, традиций и обычаев народов.

11. Семейное воспитание

Семейное воспитания – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Задачи семьи:

- создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;

- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитание детей и отношение к старшим;

- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “Я”.

Принципы семейного воспитания:

- гуманность и милосердие

- вовлечение детей в жизнидеятельность семьи;

- открытость и доверительность в семье;

- последовательность в требованиях;

- оказание помощи ребёнку.

В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное воспитание.

Во многих семьях большое значение придаётся религиозному воспитанию.

Целью семейного воспитания является формирование качеств личности, развитие интеллекта и творческих способностей, опыта трудовой деятельности и культуры.

Методы семейного воспитания:

- личный пример;

- доверие;

- любовь;

- сопереживание;

- контроль;

- поручение;

- традиции;

- похвала;

- обсуждение и т.п.

Принципы воспитания

Понятие «принципы» из области философии. В педагогике оно стало обозначать широкий круг явлений, в результате возникло множество определений.

Принципы – логическое начало какой-либо системы деятельности;

Педагогические принципы – это обобщенные требования к организации и осуществлению процесса воспитания. практическое, прикладное значение.

Содержание процесса воспитания

Под содержанием процесса воспитания ученые понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения.

Б.З Вульфов, В.Д. Иванов отмечают, что у содержания воспитания есть специфика: предметом его является создание условий для духовного развития личности.

Содержание воспитания зависит от цели и задач воспитания, от этапа развития общества.

В настоящее время возрос интерес к воспитанию как специально организованному процессу развития личности. Появился выбор основных идей отбора содержания концепций воспитания, создания авторских школ.

 

Виды воспитательных систем

В современном мире существует различные авторские воспитательные системы, предполагающие инновационную деятельность педагогов по созданию оригинальных педагогических моделей.

1. Воспитательная система вальдорфских школ.

Основатель этих школ – Рудольф Штейнер.

Главный принцип – принцип свободы. Вальдорфские школы признаны развивать одновременно тело, интеллект, нравственность (тело, дух, душа). Учителям предоставляется самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образованного процесса. Оценки в таких школах не существуют, только советы, пожелания. Главное в образовании - развитие способности чувствовать, творчески созидать, знание природы. В школах вольдорфские учителя опираются на знание индивидуальных особенностей детей, их душевные переживания, которые становятся стимулом к осознанию воспитанниками своего 'я'.

2. Воспитательная система общей заботы.

В основе воспитательной системы И.П.Иванова лежат следующие принципы:

- социально полезная направленность;

- сотрудничество взрослых и детей;

- творчество.

Воспитательная система общей заботы предполагает систему коллективных творческих дел.

Этапы организации коллективной творческой деятельности (КТД):

1. предварительная работа;

2. коллективное планирование;

3. подготовка;

4. проведение;

5. подведение итогов.

3. Гуманистическая воспитательная система школы.

Основатель системы В.А. Караковский. Воспитательная система ориентирована на личность школьника, его интересы, способности.

В гуманистической воспитательной системе используется коммунарская методика (методика коллективной творческой деятельности «КТД»). Главным в системе является коммунарский сбор; который проводится во время весенних каникул.

Сбор – это действующая модель идеальных отношений между педагогами и школьниками.

Характерной чертой воспитательной системы являются ранличные формы интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Ядром воспитательной системы являются сборы и общешкольные дела. Модель В.А. Караковского основана на педагогической концепции «Мы - школа».

4. Воспитательная система школы диалога культур.

Основатель воспитательной системы С. Курганов.

Основным результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности (ценности, нормы, способы мышления, творчество).

5. Воспитательная система «школа - театр».

Ведущая идея коллектива средней школы № 6 Киреева Тульской области – создание школы – театра как территории добра, творчества, любви, самовыражения личности.

6. Воспитательная система «школы - комплекса».

Основной целью школы является разносторонне развитие личности, гуманизация межличностных отношений, совершенствование окружающей среды. В школе в расписании не более четырех уроков. Остальные занятия проходят во второй половине дня. Используется двух звеньевая система уроков – блоков с целью сокращения объема домашней подготовки. В школе личностно – ориентированное обучение, творческие классы, клубы, научные общества.

7. Воспитательная система лечебно – профилактического санатория «Прометей» (социально – педагогическая реабилитация).

Задачи воспитательной системы:

1. адаптация детей к новым условиям;

2. развитие познавательных, творческих, коммуникативных способностей;

3. создание условий для продолжения образования.

Одной из форм работы с детьми являются игровые программы.

Воспитательная система может быть создана в рамках любой школы с целью совершенствования личности.

Педагогическое взаимодействие в воспитании

Взаимодействие – одна из форм развития, изменения явлений в обществе. Оно отображает процессы окружающей действительности. Взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения.

Основными характеристиками взаимодействия, как отмечает М.И.Рожков, являются:

- взаимопознание (объективность знания личностных особенностей, сторон, интересов, увлечений);

- взаимопонимание понимание общей цели взаимодействия, общности, единства задач, принятие трудностей и забот друг друга, понимание мотивов поведения, адекватность оценок и самооценок0;

- взаимоотношение (проявление такта, внимание к мнению, эмоциональная готовность к совместной деятельности, уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие, стремление к общению);

- взаимные действия (активность участия в совместной деятельности, согласованность, помощь);

- взаимовлияние (способность приходить к согласию в спорных вопросах, учет мнения при организации работы, восприятие другого в качестве примера для подражания.)

Прямое воздействие – это воздействие, направленное друг на друга.

Косвенное воздействие – это воздействие, направленное на микросреду.

Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит от взаимодействия взрослых.

Функции взаимодействия школы и семьи

- информационная;

- воспитательно-развивающая;

- формирующая;

- контролирующая;

- бытовая.

Задачи взаимодействия

1. формирование педагогической позиции родителей;

2. вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

3. участие родителей в воспитании детей.

 

Содержание деятельности классного руководителя

Воспитатель (классный руководитель):

1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагоги­ческих условий для индивидуального развития личности ребенка.

- Изучает особенности развития, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, жизненные проблемы, отражая все данные в психоло­го-педагогическом дневнике, руководствуясь правилом: чтобы воспи­тывать ребенка, надо его знать.

- Изучает склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, зна­комит с ними его самого, вместе подбирая виды деятельности, через которые можно эти дарования развить (кружки, факультативы, объ­единения по интересам).

- Корректирует межличностные связи в классе, по мере сил гуманизируя отношения (в особенности к классным изгоям и отверженным).

- В индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов при­влекает детей (в особенности с «трудным» поведением) к самоанали­зу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, к само­управлению.

- Старшеклассникам помогает найти цели жизни, подводит к осознан­ному выбору профессии, ненавязчиво рисует привлекательный образ семейной жизни, образы любимых и т. д.

 

2. Осуществляет работу по развитию сплоченного классного сообщества

(коллектива)

- Помогает в организации классной деятельности ребят: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций и т. д. с целью изменения (гу­манизации) межличностных отношений.

- Участвует с классным коллективом в общешкольных мероприятиях, в совместных переживаниях воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи.

- Развивает и совершенствует классное самоуправление, приучая к са­моорганизации, развивая умение отстаивать свою точку зрения, при­нимать решения, где необходимо - идти на компромисс.

- Готовит воспитанников к рыночным отношениям, вовлекает класс (или группу) в производственную деятельность, в хозрасчетные от­ношения, развивая навыки предприимчивости, хозяйственной сметки и предпринимательства.

- Способствует формированию навыков самозащиты, изучает на класс­ных часах вопросы прав человека, потребителя товаров, поощряет го­товность детей отстаивать справедливость, защищать себя и свой коллектив от грубости, произвола и насилия в любой форме и от кого бы то ни было.

 

3. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности:

- Помогает отдельным учащимся в преодолении учебных проблем на уроке или при выполнении домашних заданий, консультирует роди­телей.

- Поощряет и по возможности организует взаимопомощь в учебе, по­могает отдельным учащимся преодолеть непонимание и конфликты с педагогами.

- Организует и участвует в педконсилиумах (малых педсоветах) по учебным и психологическим проблемам учащихся, при необходимо­сти посещает уроки учителя-предметника.

- Способствует развитию познавательных интересов при помощи классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков, интел­лектуальных клубов и т. д.

- Содействует профессиональному самоопределению выпускника, под­водит его к осознанному выбору профессии, дальнейшего образова­ния и т. д.

- Содействует получению дополнительного образования (развития) воспитанников через систему кружков, клубов, спортивных секций, творческих или трудовых объединений, существующих в школе или по месту жительства, памятуя о том, что для детей с проблемами в учебе эти виды занятости могут быть почти единственным условием само реабилитации и предупреждения девиантного поведения.

- Ответственность за успеваемость в классе несет учитель-предметник, а не классный руко­водитель.

4. В сельской школе организует сельскохозяйственные работы, свя­занные с выполнением учебного плана (вопросы оплаты труда в случае превышения учебной нагрузки педагога решаются администрацией шко­лы индивидуально в форме трудового договора).

5. Проводит родительские собрания (семинары). Дает консульта­ции. Привлекает родителей к помощи школе.

6. Организует питание учащихся, дежурство, при необходимости коллективную уборку класса (школы), мобилизует усилия детей (и роди­телей) для ремонта школы, ведет установленную документацию, осуще­ствляет учет посещаемости занятий и информирует о ней родителей.

7. Предпринимает необходимые меры для предупреждения опасно­сти для жизни и здоровья воспитанников во время их пребывания в шко­ле. Немедленно сообщает администрации и родителям о всех ЧП, имею­щих потенциальную и реальную опасность для воспитанников.

8. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.

9. Осуществляет повышение своего профессионального уровня, своевременно участвует в аттестации.

Теория и методика воспитания

 

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.