Тема 2. Здоровье и здоровый образ жизни. Значение спорта в жизни человека.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. Здоровье и здоровый образ жизни. Значение спорта в жизни человека.





Устная и письменная речь, их основные признаки.

Основные понятия: здоровье – крепкое, умственное, цветущее, сибирское, слабое, неважное; организм – сильный, закаленный, ослабленный; самочувствие – отличное, плохое, скверное; вид – здоровый, усталый, больной; вести правильный образ жизни; сочетать труд с отдыхом; придерживаться режима; соблюдать диету.

 

Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной. Устная речь – это речь, произносимая в процессе говорения; является основой для разговорного стиля. Письменная речь – это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на каком-либо материале.

Официально-деловой, публицистический, научный стили функционируют в устной и письменной форме. Каждая из этих форм имеет свои особенности. Устная речь: звучащая; создается в процессе говорения; характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выражения мысли). Письменная речь: графически закрепленная; может быть заранее обдумана и исправлена; характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов).

Устная речь отличается от письменной также характером адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего читателя, а может лишь мысленно представить его себе. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга.



Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст, возвращаться к нему, изменять, исправлять.

Различен и характер восприятия устной и письменной речи. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда имеется возможность перечитать непонятное место несколько раз, сделать выписки, уточнить значения отдельных слов, проверить по словарям правильность понимания терминов. Устная речь воспринимается на слух. Чтобы ее воспроизвести еще раз, необходимы специальные технические средства. Поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.

Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако она имеет несомненное преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь. Разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы,

пословицы, поговорки, даже просторечные элементы. Устная форма речи неоднородна в стилистическом отношении и проявляется в трех разновидностях: нормированная (кодифицированная) речь, разговорная речь, просторечие. Каждая из этих разновидностей характеризуется особыми коммуникативными и стилевыми признаками.

Основная функция письменной речи – фиксация устной речи, имеющая цель сохранить её в пространстве и времени. В связи с этим письменная речь имеет свои особенности. Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплённый, инверсия (изменения порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса, поэтому, как правило, письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространённые определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом. Письменная речь является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально – деловом и художественном стилях.

 

Работа по текстам.

1. Прочитайте текст.

 

Питайтесь правильно

Не все знают, как надо правильно питаться, и поэтому совершают ошибки, за которые приходится расплачиваться здоровьем. Людям, занимающимся умственным трудом, хотелось бы дать несколько советов.

Первый и, пожалуй, самый главный – не переедайте! Этот совет относится, прежде всего, к тем, кто рабочий день проводит за письменным столом, а в свободное время предпочитает отдых за книгой, у телевизора или за шахматной доской.

Малая физическая активность, незначительный расход мышечной энергии несовместимы с потреблением обильной пищи, несущей с собой избыток калорий. Это неминуемо ведет к ожирению. Общая калорийность суточного рациона не должна превышать 2500 килокалорий.

Снизить калорийность суточного рациона целесообразно за счет ограничения мучных блюд, кондитерских изделий, а также сахара и меда. Старайтесь есть больше овощей: даже при значительном объеме они низкокалорийны. Кроме того, овощи – источник витаминов, а во время интенсивной умственной работы потребность в них увеличивается.

Не нарушайте режим питания. Не заменяйте завтрак стаканом чая или кофе, не забывайте об обеде, не переносите ужин на поздний час, ешьте не позднее, чем за полтора-два часа до сна.

Нарушение режима питания отрицательно сказывается на ритме деятельности органов пищеварения, что создает условия для развития болезней.

Кроме того, в соответствии с суточными биоритмами пищеварение ночью замедляется и менее активно протекает окисление пищевых веществ. В результате жир полностью не сгорает, а откладывается.

У любителей поесть перед сном, как правило, масса тела превышает норму.

Не пытайтесь восстанавливать умственную работоспособность с помощью крепкого сладкого чая.

Не увлекайтесь кофе. Содержащийся в нем кофеин возбуждает сосудодвигательный центр головного мозга, увеличивает силу и частоту сокращений сердечной мышцы.

 

2. Что нового для себя вы узнали из текста? Выпишите полезные советы, которые вы раньше не знали.

3. К какому виду речи относиться данный текст? Обоснуйте ответ.

4. Перескажите текст. Во время пересказа понаблюдайте, чем отличается написанный текст от произносимого вами. Какие особенности устного рассказа вы выявили?

 

1. Прочитайте текст.

Спорт высших достижений

С 776 г. до новой эры в Древней Греции в честь бога Зевса по традиции один раз в четыре года устраивались популярные общегреческие празднества и состязания. На время Олимпийских игр обьявлялся обязательный для всех греков «священный мир».В это время в Греции не велось военных действий и дороги в Олимпию были безопасны. Проходили Олимпийские игры в течение пяти дней. Победители соревнований награждались венком из ветвей оливы и пользовались в Греции почетом и уважением, иногда даже обожествлялись.

Позднее французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен предложил организовать Олимпийские игры по образцу античных и создать Международный олимпийский комитет (МОК). Принципы, правила и положения Олимпийских игр определены Олимпийской хартией в 1894 году. Согласно хартии Олимпийские игры «обьединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам».

Таким образом, с 1896 года проводятся Олимпийские игры – крупнейшиемеждународные комплексные спортивные соревнования современности. В программу Олимпийских игр могут быть включены виды спорта, признанные МОК: баскетбол, бокс, классическая и вольная борьба, велоспорт, волейбол, гандбол, спортивная гимнастика, дзю-до, плавание и другие виды спорта. С 1924 года стали проводиться и зимние Олимпийские игры, которые имеют свою нумерацию.

Место проведения Олимпийских игр выбирает МОК. Летние Олимпийскиеигры продолжаются не более пятнадцати дней, а зимние – неболее десяти дней. Олимпийское движение имеет свою эмблему, флаг и девиз.

Эмблема – пять переплетенных колец голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зеленого (нижний ряд) цветов, которые символизируют пять обьединенных в олимпийском движении континентов, флаг – белое полотнище с олимпийскими кольцами, девиз – «Быстрее, выше, сильнее».

Одним из традиционных ритуалов Олимпийских игр является зажжение огня на церемонии открытия. Огонь зажигается от солнечных лучей в Олимпии и доставляется факельной эстафетой спортсменов в город – организатор Олимпийских игр. Олимпийские игры сближают народы разных стран и способствуют укреплению духа дружбы и взаимопонимания между народами всего мира.

 

2. Составьте вопросы к тексту.

3. Изучите дополнительный материал и сделайте небольшое выступление о спортивных достижениях казахстанских чемпионов во время последних Олимпийских игр.

 

СРСП

1. Прочитайте текст.

Пароль, открывающий сердца

У Пьера де Кубертена – выдающегося французского и общественного деятеля, у одного из активнейших инициаторов возрождения Олимпийских игр, у почетного пожизненного президента Международного олимпийского комитета – было страстное желание написать оду спорту. Он считал, что должен убедить будущих читателей в том, что спорт – это наслаждение, что он способствует развитию разума и силы, зовет к справедливой борьбе, помогает вырабатывать благородство. Звания победителя достоин тот, кто боролся честно и открыто.

И, наконец, спорт требует мира. Так как только на мирных полях возможно мирное единоборство. Кубертен решил для себя, что только пароль «мир» должен прозвучать в стихах заключительным торжественным аккордом. Стихи давались нелегко. Кубертен отправил свой труд на конкурс искусств.

Члены жюри, ознакомившись с произведением, обьявили в 1912 году,что по разделу литературы первое место и золотая медаль присуждается за «Оду спорту» господам Л.Хороду – Франция –и И.Эмбаху – Германия.

Пройдут годы, и исследователи наследия Пьера де Кубертена будут продолжать спор – почему он подписал «Оду спорту» псевдонимом? Почему выбрал французскую и немецкую фамилии? (По В.А.Новоскольцеву)

2. Выпишите словосочетания, характеризующие место спорта в жизни человека.

3. Перескажите текст по плану:

- Пьер де Кубертен – инициатор возрождения Олимпийских игр.

- «Ода спорту» давалась нелегко.

- Присуждается первое место и золотая медаль.

- Спорт – это наслаждение, согласие, гармония разума и силы, мир,прогресс, благородство.

4. Составьте диалог или монолог на тему «Олимпийские чемпионы Казахстана» с использованием языковых средств, присущих устной и письменной речи.

1. Прочитайте текст.

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни – каждый расшифровывает это понятие по-своему. Для одного - это занятие спортом и не более, для другого – это правильное питание и умеренная активность. Но, настоящийздоровый образ жизни – это целая совокупность факторов. Положительные эмоции, правильное питание, спорт, отсутствие курения, алкоголя и стрессов, частые прогулки в парках или выезды за город. И это малая доля настоящего здорового образа жизни.

Конечно, стрессы и положительные эмоции не контролируются, но ведь все остальное можно организовать. У вас не хватает времени? Силы воли? Желания? Стимула? Какие еще отговорки придумаете, чтобы ничего не менять? Никто не изменит вашу жизнь, только вы сами можете это сделать, и это под силу вам, не недооценивайте себя. Начнем сразу со сложного: правильное питание.

- Многие ошибочно считают, что правильное питаниеэто невкусно. Мы настолько привыкли к подсластителям, подкислителям, приправам, что без них еда уже кажется пресной. Тем не менее, от их потребления придется отказаться, как бы этого не хотелось. С едой все достаточно просто – измените вид готовки. Вместо жареного, тушеного и печеного в духовке делайте вареное и парное. Раскошельтесь на пароварку – многие блюда будет проще готовить (вам не нужно постоянно контролировать процесс готовки, нажал кнопочку и все). Выпечка – только своя и в ограниченном количестве. Замените употребление хлеба на продукты из обработанного цельного зерна, к примеру, откройте для себя пшеничные слайсы «хлебцы домашние». Конечно, в итоге, каждый решает сам, какие именно блюда готовить, обратитесь к интернет сети – их невероятно огромное количество. Самое главное – вкусно и полезно вполне допустимое совмещение.

Далее у нас следует спорт. Не нужно испытывать свой организм на прочность и изматывать себя.

- Занятия спортом должны приносить удовольствие, а для этого необходимо выбрать занятие по душе. Танцы, аэробика, стриптиз-аэробика, бег, плавание и многое другое. Даже в домашних условиях можно устроить себе занятия, достаточно только скачать понравившиеся программы.

- Отказ от курения и алкоголя. Здоровый образ жизни не может быть совмещен с этими привычками. Отказаться и от сигарет, и от алкоголя легко, достаточно перестать себя уверять, что вы в любой момент можете бросить, что это все не приносит вреда, что вы не находитесь под влиянием пагубных привычек. Перестав себя обманывать (именно себя, а не других людей) вы сами поймете, что это все вам не надо. Вам откроются глаза на то, что никакого «кайфа» уже нет, вкус у сигарет отвратителен, руки неприятно пахнут, да и изо рта не особо. То же и с алкоголем, вкус – ужасный, удовольствие весьма сомнительно, а последствия неприятны – головная боль, тошнота, сухость во рту.

- Частые прогулки. Зима или лето, неважно, главное дышать свежим воздухом и выходить из пыльных помещений. Выбираясь на природу или просто в парк, вы двигаетесь, отвлекаетесь от проблем, повышаете себе настроение.

Да, поменять полностью образ жизни и свое мировоззрение не так-то просто, но никто не говорит, что это невозможно!

 

 

2. Ответьте на вопросы:

- Какой смысл вкладывает автор в словосочетание «здоровый образ жизни»?

- Что является составляющим здорового образа жизни?

- Что бы вы еще добавили к тому, что перечислил автор?

3. Какие части речи встретились в данном тексте? Приведите примеры.

4. Найдите в тексте неологизмы и слова, относящиеся к нелитературной разновидности языка. Выпишите их и объясните значение. С какой целью автор использует их в тексте?

         

Начало формы

Ситуативные задания

1. Представьте себя в следующих ситуациях:

– Ваш друг написал вам, что он не занимается спортом, так как чувствует себя здоровым. Расскажите вашему другу о пользе спорта.

– Ваш знакомый пригласил вас на хоккей. Откажитесь вежливо и обьясните причину отказа.

– У вас в академии проходил спортивный день. Расскажите о программе спортивных соревнований с участием вашей группы.

– Подготовьте материал для газеты академии «Өнер» о спортивных достижениях студентов, удостоенных дипломов и наград.

– Вы были свидетелем игры в шахматы студентов двух факультетов. Ваши однокурсники не смогли присутствовать на играх.Расскажите им, как проходили игры.

- Ваша команда получила призовое место в спортивных состязаниях. Поблагодарите участников соревнований.

2. Напишите небольшую статью об одном из спортсменов по плану.

- Как его зовут?

- Каким видом спорта он занимается?

- Как долго он занимается или занимался этим видом спорта?

- Каков его лучший результат?

- Как он работает над собой?

- Чем он еще занимается в свободное время?

3. Какие новые виды спорта вы знаете? Какие из них популярны среди молодежи нашей республики?

СРС

1.Работа в паре. Составьте диалог с другом на тему «Ведешь ли ты здоровый образ жизни?».

2. Составление сообщения - монолога с соблюдением всех языковых требований к оформлению письменной речи на тему (по выбору): «В здоровом теле - здоровый дух», «Мой любимый вид спорта», «Казахские спортивные национальные игры».









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.