Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 4. Описание как способ изложения материала в речи.





Личность и коллектив. Внешний и внутренний мир человека.

Лексический минимум слов для усвоения:личность, коллектив, коллективизм, доброжелательность, взаимовыручка, пейзаж, интерьер, портрет, образность.

 

Описание– это рассказ, в котором перечисляются одновременные или постоянные признаки предмета, явления или события. Отличительная особенность описания – его статичность.

Формальные признаки описания: глаголы несовершенного вида. Описание может быть научным, деловым и художественным. Структура текста-описания: 1. Общее впечатление от предмета речи. 2. Признаки предмета речи. 3. Оценка предмета речи.

Описание – один из самых распространённых компонентов монологической авторской речи. В логическом плане описать явление – значит перечислить его признаки. Он основан на изображении свойств, явлений природы, предмета, характера человека и т.п. Художественная литература представлена такими видами описаний, как: пейзаж (описание природы), портрет (описание внешности человека), интерьер (описание помещения).

Описание связано с образностью художественной речи. В деловой речи описание представлено разными жанрами: это и описание отдельного предмета, и производственная характеристика, описание обстановки (в следственных протоколах) и т.п. Описание в деловом стиле строится так, чтобы не появлялась возможность инотолкования.

Научное описание ориентировано на раскрытие существенных признаков и явлений предметов, поэтому в подобных случаях в описаниях будут активизироваться языковые средства, группирующиеся вокруг обобщенности-отвлеченности – одной из стилевых черт научного стиля. Текст-описание обычно встречается: а) при описании химической реакции, физического (технологического) процесса, состава (свойства) вещества; прибора (установки, машины); схемы рисунка; б) при характеристике (описании) научного закона, предмета, научного открытия; в) при описании (характеристике) человека, предмета или явления, страны, города, района, вуза, какого-нибудь события и др.

 

Работа по текстам.

1. Прочитайте текст.

Портрет Антоши Чехонте

Приступая к работе над скульптурным портретом Антона Павловича Чехова, я приобрел серию фотографических карточек, на которых великий писатель был запечатлен в разные поры жизни. Я поразился тому, как не похож Чехов-студент на Чехова-врача и писателя в период творческой зрелости… Для одного десять лет жизни – это 3650 дней, очень похожих друг на друга, одинаково мало дающих пищи для ума и сердца.

Те же десять лет превратили Чехова, пытливого, насмешливого студента, в первого писателя своего времени. За десять лет лицо Антоши Чехонте превратилось в нечто настолько прекрасное, что любой взыскательный художник долго будет раздумывать, прежде чем решиться в живописном или скульптурном портрете поведать людям об этом умнейшим и добрейшем человеке… Какой разительный контраст составляют два документальных снимка А.П. Чехова! Да, развивающийся внутренний мир человека самым решительным образом отражается в чертах лица человека, в выражении глаз, во всем облике, включая походку и осанку. Изучая те же фотоснимки, я во всей полноте осознал, что чеховские слова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», – не благое пожелание для современников и потомков. Идеал был не только обрисован в словах – он существовал в самом Чехове.



(По С. Коненкову)

2. Ответьте на вопросы:

- Как вы понимаете высказывание А.П.Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли …»?

- Почему С.Коненковым приводится контраст двух снимков А.П.Чехова?

3. Разбейте текст на смысловые части. Кратко сформулируйте тему каждой части и составьте план в форме назывных предложений.

4. Найдите в тексте предложения, в которых наиболее отчетливо выражена главная мысль абзаца.

5. Подберите синонимы к следующим словам:

выдающийся, гениальный, великий, мощный, активный, отзывчивый;

слова для справок: могучий, энергичный, замечательный, одаренный, жизнерадостный, известный, добрый.

6. Подберите антонимы к следующим словам:

аккуратный, вежливый, одаренный, тактичный, разносторонний, медлительный, трудолюбивый.

слова для справок: грубый, односторонний, небрежный, бездарный, бестактный, торопливый, ленивый.

7. Используя различные суффиксы, от данных слов образуйте прилагательные, затем составьте словосочетания по способу согласования: творчество, друг, идеал, портрет, ум, сердце, студент, живопись, скульптура, контраст, мысль, душа, знергия, человек, современник.

8. Подберите определения к словам: лицо, взгляд, прическа, руки, одежда, лоб, нос, губы, глаза, походка, волосы, рост, фигура.

 

1. Прочитайте текст. Как вы думаете, в чем проявляется взаимодействие коллектива и личности?

Личность и коллектив

Высшей формой коллектива является трудовой коллектив, совместная деятельность членов которого осуществляется ради всего общества и подчиняется целям общества. Главная черта членов такого коллектива – чувство коллективизма. Это наиболее характерное проявление взаимоотношений людей, связанных между собой отношениями доброжелательности и взаимопомощи.

Коллектив как черта личности проявляется в солидарности человека с целями развития общества. Эта солидарность проявляется, прежде всего, в труде. В ее структуру входят: трудовая и общественная активность, чувство социальной ответственности и долга, требовательность к себе и другим в интересах осуществления целей коллектива и общества в целом.

Коллектив состоит из личностей. Гармоничной личностью человек не рождается, он становится ею в процессе общения с другими людьми, в процессе обучения, труда.

Воспитательное влияние коллектива на личность сильнее, если коллектив бережно относится к внутреннему миру личности, к его интересам.

Процесс формирования личности начинается с первых лет жизни человека. Семья, школа, колледж, институт, трудовой коллектив – таковы важнейшие звенья воспитательной системы, формирующей качества личности.

Важное значение в обществе сегодня придается формированию таких идейно-нравственных качеств личности, как готовность к решению поставленных задач, настойчивость в преодолении трудностей и недостатков, стремление работать по-новому, брать на себя ответственность. Ориентация общественного сознания на эти качества – ключ к решению насущных проблем сегодняшнего дня и в то же время форма развития и реализации возможностей личности, обогащения ее духовного мира.

Перед коллективом всегда будет стоять проблема: знать и понимать особенности интересов отдельных людей и находить такие решения, которые способствовали бы максимальному сочетанию общественных и личных интересов.

 

2.Найдите в тексте ответы на следующие вопросы:

- Что объединяет людей в коллективе?

- Что такое коллективизм?

- В чем проявляется чувство коллективизма?

- Какие чувства воспитывает коллектив у личности?

- Какие проблемы стоят перед коллективом?

3. Раскройте скобки, употребляя, где нужно, подходящие предлоги; запишите полученные сочетания слов.

а) чувствовать (ответственность), войти (коллектив), зависеть (коллектив), становиться (личность), помочь (коллектив), приносить пользу (общество), понимать (люди);

б) группа (люди), интересы (личность), чувство (ответственность и долг), совершенствование (взаимоотношения), особенность (личность), роль (личность).

4. Объясните значение данных словосочетаний: совместная деятельность, требовательность к себе, чувство ответственности, формирование личности, развитие способностей.

5. Запомните слова, наиболее часто сочетающиеся с понятиями личность, коллектив, общество. С отдельными словосочетаниями придумайте предложение.

Личность - человеческая, отдельная, историческая, выдающаяся, светлая, благородная, романтическая, загадочная, интересная, незнакомая,

неизвестная, темная, подозрительная.

Коллектив – небольшой, огромный, маленький, дружный, сплоченный, передовой, трудовой, творческий, авторский, научный, студенческий, танцевальный, лучший.

Общество - новое, современное, прогрессивное, будущее, передовое.

 

СРСП

1. Определите, в каком из приведенных ниже текстов приводится описание предмета, животного, места, человека, состояния (среды или человека):

а) Отчаяние овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А. Гайдар).

б) Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).

в) На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (по А. Куприну).

г) Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).

д) На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).

е) Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.

2. Составьте и запишите предложения с данными конструкциями: при хорошей организации, в случае возникновения конфликта, при бережном подходе к личности, при наличии чувства ответственности.

3. Выскажите суждения со следующими словосочетаниями.

Психологическая атмосфера, личные убеждения, органическое единство, профессиональная деятельность, активная подготовка.

4. Вставьте вместо точек пропущенные союзы. Определите значения придаточных частей.

а) … студенческая группа активно участвует в общественных делах академии, это положительно влияет на микроклимат в группе.

б) … выполнить данное обещание было очень непросто, староста группы поручился за своих друзей.

в) … таково требование времени, не все студенты добросовестно относятся к выполнению своих обязанностей.

г) … ты говоришь о своих правах, то должен помнить и о своих обязанностях.

д) … активизировать человеческий фактор, то можно ускорить выполнение намеченных планов.

е) … не всегда личные интересы совпадают с общественными, хороший руководитель добивается нужного морального климата в коллективе.

5. Прочитайте следующие высказывания. Что могли бы вы сказать о своей группе.

а) Наша группа на редкость демократична. У нас нет никакой «элиты».

б) Все примерно на равных и очень дополняют друг друга. Каждому есть чем заинтересовать другого и получить что-то взамен. Это придает взаимный интерес и тягу к общению.

в) Наша группа состоит из людей, абсолютно не интересующихся друг другом и не стремящихся к общению. Каждый живет своей жизнью. Что можно сделать? Ничего, если не повезло, и подобрался такой состав.

6. От данных словосочетаний образуйте конструкции с согласованными определениями. Образец: Юноша с бледным лицом – бледнолиций юноша.

Девушка с темными волосами, мужчина с широкими плечами, незнакомец с черными глазами, скульптор с седыми волосами, художник с серыми глазами, музыкант с русыми волосами, живописец со смуглым лицом.

Ситуативные задания

1. Во время вашего отъезда к вам приходил ваш сокурсник, но не представился и не назвал себя. С целью выяснения личности вашего сокурсника, постарайтесь вашим домашним задать различные вопросы и запишите их.

2. Выскажите свое мнение, ответив на следующие вопросы:

- Какие основные качества вы цените в людях?

- Какие черты характера внушают вам отвращение и почему?

- Какую черту характера вы больше всего цените в своей подруге, в своем друге?

- Что такое интеллигентность и воспитанность?

- Как вы понимаете выражение «искать свое место в жизни»?

- Какие проблемы современности вас волнуют, тревожат, радуют?

- Какова роль молодежи в современном мире?

 

 

3. Представтье себе, что вы будете жить в общежитии в одной комнате с однокурсником (-цей). Какие качества хотели бы вы в нем увидеть? Изложите их в следующем порядке:

- интеллектуальные качества;

- отношение к людям;

- моральные качества;

- волевые качества;

- деловые качества;

- внешние данные.

СРС

Подготовьте сообщение на тему «Легко ли быть молодым?».









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.