Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 11. Подстили научного стиля.





Твои возможности, студент.

Лексический минимум слов для усвоения: подстиль, потенциальные возможности.

С учетом коммуникативных функций в научном стиле речи выделяются подстили, наиболее распро­страненными из которых являются собственно науч­ный, научно-учебный и научно-популярный.

Высказывания, созданные в собственно научном подстиле, обычно адресуются специалисту в конкрет­ной научной области и характеризуются строго ака­демическим изложением. Например:

Ритмика экспрессивной речи ни в одном языке и ни при каких условиях не может оказаться тожде­ственной ритмической организации нейтральной ре­чи. Увеличение числа пауз и их протяженности, не­устойчивый темп, эмфатические ударения, специ­фическая сегментация, более контрастная мелоди­ка, удлинение сонантов, шипящих, затянутая выдержка смычки у взрывных, волюнтативная рас­тяжка гласных, влияющие на соотношение длитель­ности ударного и безударного слогов в ритмогруппе, нарушают господствующие в языке ритмические тенденции (Т. Поплавская).

Собственно научный подстиль используется в та­ких речевых жанрах, как диссертация, монография, автореферат, научная статья, научный доклад, тези­сы, научная рецензия и т. д.

Тексты, созданные в научно-учебном подстиле, предназначены для восприятия человеком, обучаю­щимся данной науке и владеющим определенным на­учным багажом, достаточным для усвоения сообщае­мой ему новой информации. Поэтому к основной функции научного стиля здесь добавляется еще одна — обучающая, а изложение характеризуется большей доступностью, множеством пояснений, при­меров и т. п. Например:

Ботаника наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова «ботане», что значит «зелень, трава,растение». Ботаника изуча­ет жизнь растений, их внутреннее и внешнее строе­ние, распространение растений на поверхности зем­ного шара, взаимосвязь растений с окружающей при­родой и друг с другом (В. Корчагина).

Научно-учебный подстиль характерен для учебни­ков, учебных пособий, лекций и т. д.

Научно-популярный подстильчаще всего исполь­зуется тогда, когда специалист обращается к неспе­циалисту, и характеризуется специфической функ­цией - функцией популяризации, что предполагает доступную и увлекательную форму изложения. На­пример:

В русском языке член предложения зависит от части речи. У нас в руках глагол? Значит, надо сде­лать его сказуемым. Прилагательное? Сделаем его определением. Наречие? Пускай тогда оно будет об­стоятельством.

Какая часть речи в языке зависит от члена предложения? Это слово - сказуемое? Назовем его глаголом. Это подлежащее? Будем считать его суще­ствительным. Это обстоятельство? Нам ничего не остается, кроме как признать его наречием.(А. Леонтьев)

В научно-популярных книгах и журналах, в пуб­личных выступлениях на научную тему почти не употребляются узкоспециальные термины, исполь­зуются языковые средства, характерные для иных функциональных стилей (в том числе эмоционально окрашенные), строго научная информация может со­общаться не в полном объеме, изложение отличается простотой, ясностью, поскольку перед автором стоит задача не только информировать читателей или слу­шателей, но и вызвать у них интерес к рассматривае­мой теме. Степень популяризации зависит от уровня научной осведомленности адресата.



Работа по тексту.

1. Прочитайте текст.

 

Текст научного произведения создается как цепоч­ка «шагов» — действий внутри текста, которые обра­зуют логический каркас, своеобразный «сценарий научного произведения». В научном тексте по любой специальности можно без труда выделить языковые средства, при помощи которых осуществляется конст­руирование этого логического каркаса. Это, например, глаголы обозначим, зададим, составим, определим, найдем, выберем, рассмотрим и т.п. Автор методично, шаг за шагом, поясняет, подсказывает своему собесед­нику, какие именно мыслительные операции он в тот или иной момент совершает: дает определение, пере­ходит к следующему вопросу, возвращается к исходному пункту, приводит пример, анализирует резуль­таты эксперимента, делает вывод и т. д. С помощью специальных средств автор:

• квалифицирует свои действия: дадим определе­ние, перейдем к вопросу, возвратимся к формуле, при­ведем пример и т. д.;

• сообщает о своих целях: В связи с этим рассмот­рим различные существующие варианты и наметим новые подходы в исследовании термина «агрессив­ность грунтов»;

• заключает с читателем конвенцию об использо­вании понятий, терминов и т.п.: Поскольку ряд ис­пользуемых в тексте терминов не всеми трактует­ся однозначно, сделаем несколько пояснений;

фиксирует фазы — начало, продолжение, ко­нец — отдельного действия или всего исследования: На этом закончим обзор основных понятий и оппо­зиций дейксиса;

• указывает на переход от одного эпизода к друго­му: Рассмотрим схему вычислительного алгоритма;

• указывает на связь между фрагментами выска­зывания: их последовательность (во-первых, прежде всего и т. п.), эквивалентность (элементарный, т. е. одновходовый, ключ) и т. д.

Для облегчения восприятия информации и удер­жания ее в памяти читателя автор часто прибегает к смысловому повтору. Смысловые повторы не только не являются недостатком научного текста, но, наобо­рот, помогают организовать его. Некоторые повто­ры — необходимый атрибут композиции. Особенно важную роль они играют при подведении итогов на­учной работы: в статьях это обычно последний абзац (иногда два или три), в монографиях — специальные разделы «Заключение», «Выводы». В курсовых, ди­пломных работах, диссертациях смысловыми повторами небольшого объема (предложение, абзац) может завершаться каждая более или менее значительная рубрика (например, параграф), большим смысловым повтором — большая часть (например, вы­водами по главе), а вся работа — смысловым повто­ром в объеме одной-двух страниц (заключением).

Следует иметь в виду, что концевые смысловые по­вторы не сложение смысловых повторов по парагра­фам и главам, они должны содержать некоторую об­работку, обобщение.

(По И. Левиной)

2. Определите, к какому из подстилей научного стиля речи относится данный текст и ко­му адресован.

3. Предположите, фрагмент какого из жанров научного стиля здесь представлен.

4. Охарактеризуйте текст по следующему плану: 1) сфера употребления; 2) задачи речи; 3) отли­чительные стилевые черты; 4) языковые особен­ности.

5. Законспектируйте текст. Относится ли ваш кон­спект к жанрам научного стиля речи?

6. Определите подстиль научного стиля данного фрагмента текста. Докажите свое мнение.

Каждый функциональный стиль оформляется в своей особой совокупности жанров: этот конгломерат не дублируется в других стилях речи. Совокупность образующих жанров специфична для каждого стиля и считается обеспечивающей его целостность. Так, в одной из своих работ Е. С. Троянская описывает ту совокупность жанров, в которой выступает научный стиль: 1) академические (монография, статья, диссер­тация, научно-технический отчет, тезисы, доклад, со­общение и т. д.); 2) информационно-реферативные (реферат, аннотация и т. д.); 3) справочно-энциклопедические (энциклопедия, словарь, справочник и т. д.); 4) научно-оценочные (рецензия, отзыв, эксперт­ное заключение, полемическое выступление и т. д.); 5) научно-учебные (учебник, учебное пособие, лекция и т. д.); 6) инструктивные (инструкция, руководство, памятка, рекомендации, сопроводительная докумен­тация, программы и т. д.); 7) научно-деловые тексты - научная и техническая документация (патент, авторское свидетельство и др.).

Совокупность жанров разговорного стиля в соответствии с разработками ученых выглядит следующим образом: а) моноло­гические: монолог убеждающий, монолог лириче­ский, монолог драматический, монолог сообщающе­го типа; б) диалогические: ситуативно обусловленный диалог, свободный диалог. В официально-деловом стиле О. В. Канарская выделяет доверенность, за­явление, протокол, автобиографию, служебное пись­мо и другие жанровые разновидности, а в работах, по­священных жанрам публицистического стиля, пере­числяются жанры информационные (заметка, отчет, сообщение, комментарий, корреспонденция, интер­вью) и аналитические (статья, очерк, рецензия, обра­щение, фельетон, памфлет, эпистолярная публици­стика, публицистические раздумья). Безусловно, вычленение образующих конкретный стиль жанров у разных авторов может быть неодинаковым (тот же научный стиль, к примеру, дифференцируется Н. М. Разинкиной иначе, чем в упомянутой рабо­те Е. С. Троянской), но собственно «жанровое лицо» стиля оказывается уникальным в любом случае.

СРСП

Прочитайте текст.

Твои возможности, студент

Твои возможности, студент? Если произнести эти слова в виде вопроса, то вряд ли многие из вас, к кому они будут обращены, сумеют на них правильно ответить. Не все знают в полной мере свои возможности. Хотя, вероятно, не раз каждый из вас спрашивал себя: «А что я есть на самом деле, на что я способен, сумею ли я достигнуть большего, если я мобилизую все свои силы, все свои возможности?».

Ученые доказали, что теоретически возможности человека неограниченны и неисчерпаемы. И можно смело утверждать – никто не знает границ своего ума. Мы никогда даже ближе не подходим к границам наших возможностей, и мозг наш обычно работает на ничтожную долю своей мощности. Природа отпустила каждому из нас колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, часто ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой, чтобы поднимать уровень своих возможностей до уровня талантов и гениев. Конечно, не каждому дано стать Эйнштейном, Колмогоровым, Станиславским, но каждый может – независимо от профессии и должности – предельно раскрыть свои потенциальные возможности.

Существуют сотни различных типов дарований, и во всех них человечество нуждается. Это может быть абсолютный слух или исключительная зрительная память или молниеносная реакция, редкие математические или художественные способности. Необходимо развивать все таланты, реализовать все потенциальные способности, которыми обладают люди.

Знаете ли вы, какая роль принадлежит самовоспитанию и самосовершенствованию? Можно сказать, что воспитание, полученное человеком, достигает своей цели только тогда, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить.

Истинное самосовершенствование всегда предлагает определенную цель, которую ставит перед собой человек. Путь к формированию творческой, всесторонне развитой личности – это долгий путь. И это путь нелегкий! Как преодолеть препятствия, возникающие на пути к поставленной цели? В этом вам поможет правильно организованный режим труда и отдыха

2. Составьте вопросы к тексту.

3. Определите стиль текста.

4. Приведите примеры из жизни, доказывающие, что возможности человека безграничны.

 

СРС

Подберите информацию на тему: «Законодательные и исполнительные органы РК».









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.