Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Практическая часть дистанционного курса





Практическая часть дистанционного курса

«Введение в литературоведение»

Специальность «Русский язык и литература»

Тема Сроки сдачи
  Поэзия и поэтика 6.10.14
  Стиховедение 20.10.14
  Фигуры и тропы 27.10.14
  Поэтика ассоциаций 3.11.14
  Мир произведения. Нарратология и сюжетология 10.11.14
  Литературные роды и жанры 17.11.14
  Стиль художественного произведения 24.11.14
  Литературный процесс: классицизм и романтизм 1.12.14
  Реализм, модернизм, постмодернизм 8.12.14
  Автор и читатель 15.12.14
  Итоговая контрольная работа 22.12.14

 

За выполнение заданий каждого практического занятия максимум можно получить 5 баллов.


Практическое занятие № 1. Поэзия и поэтика.

1. Прочитайте предложенные статьи поэтов о поэзии.

 

1) Анненский И. Что такое поэзия // Анненский И. Избранное. – М., 1987. – С.423-431.

2) Брюсов В. Miscellanea // Брюсов В. Ремесло поэта. – М., 1981. – С.8-27.

3) Блок А.А. О назначении поэта // Блок А. О литературе. М., 1980. - С.263-270.

4) Гумилев Н. Анатомия стихотворения // Гумилев Н. Соч. в 3-х т. - Т.3. М., 1991. - С.25-28.

5) Мандельштам О. Слово и культура // Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987. - С.39-43.

6) Ахматова А. Тайны ремесла (цикл стихотворений).

7) Цветаева М. Искусство при свете совести // Цветаева М. Об искусстве. М., 1991. - С.72-102.

8) Маяковский В. Как делать стихи? // Маяковский В. Слов набат. М., 1985. - С.162-196.

9) Пастернак Б. Несколько положений // Пастернак Б. Об искусстве. М., 1990. - С.143-147.

10) Бродский И. Нобелевская лекция // Бродский И.А. Форма времени. – Минск, 1992. – Т.2. – С.463-469. (Или другое издание).

11) Валери П. Вопросы поэзии // Валери П. Об искусстве. М., 1993. - С.299-313.

 

2. Устно ответьте на вопросы:

Как разные поэты определяют поэзию? Чем различаются подходы по определению поэзии? Какие критерии выделяют разные авторы? * Как отличить поэзию от «непоэзии»? Что может сбивать с толку? От чего предостерегают поэты читателей и начинающих авторов?

3. Письменно ответьте на вопросы:

1) О каких делах поэта говорит Александр Блок в статье «О назначении поэзии»?

2) Какие «отделы теории поэзии» выделяет Николай Гумилев в «Анатомии стихотворения»? Назовите их и поясните, что они изучают, как соотносятся между собой?

3) Как передано появление поэзии в стихотворении Анны Ахматовой «Творчество» («Тайны ремесла»)? Какие этапы рождения стихотворения обозначены у поэтессы?

4) Как соотносятся между собой искусство и мораль, красота и добро, поэзия и благо – по мнению Марины Цветаевой (по статье «Искусство при свете совести»)?

5) «Как можно сочинять музыку после Аушвица (Освенцима)?» Объясните, в чем суть проблемы, обозначенной Иосифом Бродским? Как решает этот вопрос сам поэт (Нобелевская лекция)?

6) Что необходимо для создания поэзии согласно Владимиру Маяковскому («Как делать стихи?»).

4. Ответьте на тестовые вопросы письменно.

1) Кем является поэт, согласно размышлениям Александра Блока (статья «О назначении поэзии»): а) Человеком, который пишет стихи; б) Человеком, который публикует свои стихи; в) сыном Гармонии; г) аристократом Духа.

2) Какое произведение А.С. Пушкина разбирает Марина Цветаева в работе «Искусство при свете совести»: а) «Скупой рыцарь»; б) « Пир во время Чумы»; в) «Моцарт и Сальери»; г) «Анчар».

3) Какое преступление против литературы Иосиф Бродский посчитал самым страшным: а) государственная цензура; б) писательский плагиат; в) массовое уничтожение книг; г) отказ читателя от чтения книг.

4) Сколько стихотворений в цикле Анны Ахматовой «Тайны ремесла»? а)8; б) 10; в) 12; г) 7.

5) Что говорит Владимир Маяковский о новизне в поэзии? а) новизна разрушает стихотворение; б) новизна необходима в стихотворении; в) новизна должна сочетаться с традиционностью; г) новизна не связана с поэтичностью.

 

5. Прочитайте предложенные ниже стихотворения и сформулируйте, какое понимание поэзии открывают эти произведения. Какие особенности поэтического проясняют стихи поэтов о поэзии? (письменно, 1-2 страницы).

А.С. Пушкин

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

 

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы;

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы...

Ф.И. Тютчев

 

ПОЭЗИЯ

 

Среди громов, среди огней,

Среди клокочущих страстей,

В стихийном, пламенном раздоре,

Она с небес слетает к нам -

Небесная к земным сынам,

С лазурной ясностью во взоре -

И на бунтующее море

Льет примирительный елей.

 

 

А.С. Пушкин

 

ПОЭТУ

 

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдёт минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм,

 

 

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечёт тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

 

Один в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

 

Доволен? Так пускай толпа его бранит

М плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

Б.Л. Пастернак

 

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

 

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

 

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

 

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

 

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

 

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

 

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

А.А. Твардовский

 

Не много надобно труда,

Уменья и отваги,

Чтоб строчки в рифму, хоть куда,

Составить на бумаге.

 

То в виде елочки густой,

Хотя и однобокой.

То в виде лесенки крутой,

Хотя и невысокой.

 

Но бьешься, бьешься, так и сяк –

Им не сойти с бумаги.

Как говорит старик Маршак;

- Голубчик, мало тяги…

 

Дрова как будто и сухи,

Да не играет печка.

Стихи как будто и стихи,

Да правды ни словечка.

 

Пеняешь ты на неуспех,

На козни в этом мире:

- Чем не стихи? Не хуже тех

Стихов, что в «Новом мире».

 

Но совесть, та исподтишка

Тебе предскажет вскоре:

Не хуже – честь невелика,

Не лучше – вот что горе.

 

Покамест молод, малый спрос:

Играй. Но бог избави,

Чтоб до седых дожить волос,

Служа пустой забаве.

 

Давид Самойлов

 

Я сделал вновь поэзию игрой

В своем кругу. Веселой и серьезной

Игрой - вязальной спицею, иглой

Или на окнах росписью морозной.

 

Не мало ль этого для ремесла,

Внушенного поэту высшей силой,

Рожденного для сокрушенья зла

Или томленья в этой жизни милой.

 

Да! Должное с почтеньем отдаю

Суровой музе гордости и мщенья

И даже сам порою устаю

От всесогласья и от всепрощенья.

 

Но все равно пленительно мила

Игра, забава в этом мире грозном -

И спица-луч, и молния-игла,

И роспись на стекле морозном.


 

И заря над ним образовала

Золотого зарева пятно.

а) анафора; б) эпифора; в) ассонанс; г) диссонанс; д) аллитерация.

8) Определите тип рифмовки в следующей строфе (укажите автора):

Бессоница, Гомер, тугие паруса...

Я список кораблей прочел до середины...

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

а) смежная; б) перекресная; в) опоясывающая; г) это белый стих.

9) Как называется прием, который использует поэт в своем стихотворении (кто автор?):

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё - весна.

а) анафора; б) эпифора; в) ассонанс; г) аллитерация.

10) Как называется рифма, которая объединяет окончание второй и четвертой строк в следующем четверостишии (романс «Гори, гори, моя звезда…»):

Твоих лучей небесной силою

Вся жизнь моя озарена.

Умру ли я - ты над могилою

Гори, сияй, моя звезда!

А) Слабая; б) бедная; в) бледная; г) вялая; д) неудачная; е) нескладная.

 

5. Определите метр и размер (письменно):

1) Квартет

Проказница-Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки,-

Пленять своим искусством свет.

И. Крылов

 

2) Времена не выбирают,

В них живут и умирают.

Большей пошлости на свете

Нет, чем клянчить и пенять.

Будто можно те на эти,

Как на рынке, поменять…

А. Кушнер

 

3)

Моцарт на старенькой скрипке играет,

Моцарт играет, а скрипка поет.

Моцарт отечества не выбирает —

просто играет всю жизнь напролет.

Ах, ничего, что всегда, как известно,

наша судьба — то гульба, то пальба...

Не оставляйте стараний, маэстро,

не убирайте ладони со лба…

Б. Окуджава

 

4)Черный ворон в сумраке снежном,

Черный бархат на смуглых плечах.

Томный голос пением нежным

Мне поет о южных ночах.

 

В легком сердце - страсть и беспечность,

Словно с моря мне подан знак.

Над бездонным провалом в вечность,

Задыхаясь, летит рысак…

А. Блок

 

5)Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, -

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, -

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, -

Пришёл невод с одною рыбкой.

 

А. Пушкин

 

6) В ресторане было от электричества рыжо.

Кресла облиты в дамскую мякоть.

Когда обиженный выбежал дирижер,

приказал музыкантам плакать.

 

И сразу тому, который в бороду

толстую семгу вкусно нес,

труба — изловчившись — в сытую морду

ударила горстью медных слез.

В. Маяковский

 

6. Охарактеризуйте рифмы стихотворения по следующему плану (письменно):

План характеристики рифмы

  1. По месту расположения в стихе.
  2. По характеру клаузулы.
  3. Точные, неточные (ассонанс, диссонанс в рифме). Бедные, богатые, глубокие.
  4. Грамматические – неграмматические.
  5. Равносложная – неравносложная.
  6. Простая или составная.
  7. Характер рифмовки в строфе.

 

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух…

 

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки…

А. Блок

 

7.Укажите письменно, какие звуковые повторы наблюдаются в отрывках стихотворений:

 

Зацелована, околдована,

С ветром в поле когда-то обвенчана,

Вся ты словно в оковы закована,

Драгоценная моя женщина!..

Н. Заболоцкий

 

О, весна без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!..

А. Блок

 


 

ЭЛЕГИЯ

 

О, как чистокровен под утро гранитный карьер

в тот час, когда я вдоль реки совершаю прогулки,

когда после игрищ ночных вылезают наверх

из трудного омута жаб расписные шкатулки.

 

И гроздьями брошек прекрасных набиты битком

их вечнозелёные, нервные, склизкие шкуры.

Какие шедевры дрожали под их языком?

Наверное, к ним за советом ходили авгуры.

 

Их яблок зеркальных пугает трескучий разлом,

и ядерной кажется всплеска цветная корона,

но любят, когда колосится вода за веслом,

и сохнет кустарник в сливовом зловонье затона.

 

В девичестве - вяжут, в замужестве - ходят с икрой;

вдруг насмерть сразятся, и снова уляжется шорох.

А то, как у Данта, во льду замерзают зимой,

а то, как у Чехова, ночь проведут в разговорах.

 

Н. Гоголь

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.


Лошади в океане

И.Эренбургу

Лошади умеют плавать,
Но - не хорошо. Недалеко.

"Глория" - по-русски - значит "Слава",-
Это вам запомнится легко.

Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан стараясь превозмочь.

В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лощадей топталась день и ночь.

Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья все ж они не принесли.

Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.

Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.

Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?

Плыл по океану рыжий остров.
В море в синем остров плыл гнедой.

И сперва казалось - плавать просто,
Океан казался им рекой.

Но не видно у реки той края,
На исходе лошадиных сил

Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.

Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.

Вот и всё. А всё-таки мне жаль их -
Рыжих, не увидевших земли.

 

7. Проанализируйте стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка», используя понятийный аппарат терминологического минимума этого практического занятия (письменно, 1 страница).

 

Н. Заболоцкий

 

Некрасивая девочка

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.Заправлена в трусы худая рубашонка,Колечки рыжеватые кудрейРассыпаны, рот длинен, зубки кривы,Черты лица остры и некрасивы.Двум мальчуганам, сверстникам её,Отцы купили по велосипеду.Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,Гоняют по двору, забывши про неё,Она ж за ними бегает по следу.Чужая радость так же, как своя,Томит её и вон из сердца рвётся,И девочка ликует и смеётся,Охваченная счастьем бытия. Ни тени зависти, ни умысла худогоЕщё не знает это существо.Ей всё на свете так безмерно ново,Так живо всё, что для иных мертво!И не хочу я думать, наблюдая,Что будет день, когда она, рыдая,Увидит с ужасом, что посреди подругОна всего лишь бедная дурнушка!Мне верить хочется, что сердце не игрушка,Сломать его едва ли можно вдруг!Мне верить хочется, что чистый этот пламень,Который в глубине её горит,Всю боль свою один переболитИ перетопит самый тяжкий камень!И пусть черты её нехорошиИ нечем ей прельстить воображенье,—Младенческая грация душиУже сквозит в любом её движенье.А если это так, то что есть красотаИ почему её обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде?

 

Практическое занятие № 6. Литературные роды и жанры.

 

1. Прочитайте предложенные источники.

 

1) Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. – М., 1986.

2) Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды (любое издание).

3) Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров // Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. – М., 1983.

4) Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). – М., 1982.

 

2. Составьте словарь терминов (письменно).

 

эпос гимн поэма

эпопея дифирамб романс

роман ода баллада

повесть песня трагедия

рассказ сонет комедия

новелла стансы драма

анекдот канцоны мелодрама

притча элегия трагикомедия

сказка послание фарс

идиллия дума водевиль

сатира басня

эпиграмма

эпитафия

мадригал

 

3. Устно ответьте на вопросы.

Почему сюжетное стихотворение «Анчар» А.С. Пушкина – это лирика, а не эпос? Почему «Мертвые души» Н.В. Гоголя – это поэма, а не роман? Жанровые приметы каких жанров еще есть в «Мертвых душах»? Почему «Как я съел собаку» Е. Гришковца – это драма, а не лирический монолог?

Что такое подвижность жанра?

 

4. Найдите жанровое или родовое понятие, объединяющее следующие характеристики (письменно):

1) событие, объективность, повествование;

2) предание, абсолютное прошлое, эпическая дистанция;

3) внутренний мир, субъективность, затянувшееся во времени настоящее, концентрация, образ переживания;

4) действие, острота, столкновение, внутренний конфликт.

 

5. Для каких лирических жанров характерны следующие характеристики (письменно):

1) восторг, высокий пафос, гражданственность, тема власти;

2) грусть, смерть, бренность бытия, усталость души.

3) смех, слезы, гротеск, непоправимый финал, действие, смешивание высокого и низкого, неразрешимый конфликт.

4) любовь, двойной поворот, 14 строк произведения.

5) пастухи и пастушки, природа, спокойное настроение, любовь.

6. Определите жанр произведения. Укажите характерные приметы этого жанра в тексте (письменно).

 

1) Саша Черный

 

Критику

 

Когда поэт, описывая даму,

Начнёт: «Я шла по улице. В бока впился корсет»,

Здесь «я» не понимай, конечно, прямо –

Что, мол, под дамою скрывается поэт.

Я истину тебе по-дружески открою:

Поэт — мужчина. Даже с бородою.

 

Трагедия

(к вопросу о "кризисе современной русской литературы")

 

Рожденный быть кассиром в тихой бане

Иль агентом по заготовке шпал,

Семен Бубнов сверх всяких ожиданий

Игрой судьбы в редакторы попал.

 

Огромный стол, перо и лист бумаги-

Сидит Бубнов, задравши кнопку-нос...

Не много нужно знаний и отваги,

Чтоб ляпать всем:"возьмем", "не подошло-с!"

 

Кто в первый раз - скостит наполовину,

Кто во второй - на четверть иль на треть...

А в третий раз - пришли хоть требушину,

Сейчас в набор, не станет и смотреть!

 

Так тридцать лет чернильным папуасом

Четвертовал он слово, мысль и вкус,

И наконец, опившись как-то квасом,

Икнул и помер, вздувшись, словно флюс.

 

В некрологах, средь пышных восклицаний,

Никто, конечно, вслух не произнес,

Что он, служа кассиром в тихой бане,

Наверно, больше б пользы всем принес.

 

<1912>

 

2) Е.А. Баратынский

 

Расстались мы; на миг очарованьем,

На краткий миг была мне жизнь моя;

Словам любви внимать не буду я,

Не буду я дышать любви дыханьем!

Я все имел, лишился вдруг всего;

Лишь начал сон... исчезло сновиденье!

Одно теперь унылое смущенье

Осталось мне от счастья моего.

 

Разуверение

 

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей:

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

Слепой тоски моей не множь,

Не заводи о прежнем слова

И, друг заботливый, больного

В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье,

Забудь бывалые мечты:

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.

 

 

3) Луис Гонгора

 

Пока руно волос твоих течет,

Как золото в лучистой филиграни,

И не светлей хрусталь в изломе грани,

Чем нежной шеи лебединый взлет,

Пока соцветье губ твоих цветет

Благоуханнее гвоздики ранней

И тщетно снежной лилии старанье

Затмить чела чистейший снег и лед,

Спеши изведать наслажденье в силе,

Сокрытой в коже, в локоне, в устах,

Пока букет твоих гвоздик и лилий

Не только сам бесславно не зачах,

Но годы и тебя не обратили

В золу и в землю, в пепел, дым и прах.

 

Вильям Шекспир

 

Люблю, - но реже говорю об этом,

Люблю нежней, - но не для многих глаз.

Торгует чувством тот, что перед светом

Всю душу выставляет напоказ.

Тебя встречал я песней, как приветом,

Когда любовь нова была для нас.

Так соловей гремит в полночный час

Весной, но флейту забывает летом.

Ночь не лишится прелести своей,

Когда его умолкнут излиянья.

Но музыка, звуча со всех ветвей,

Обычной став, теряет обаянье.

 

И я умолк подобно соловью:

Свое пропел и больше не пою.

 

4) В. Ходасевич

Уж волосы седые на висках

Я прядью черной прикрываю,

И замирает сердце, как в тисках,

От лишнего стакана чаю.

 

Уж тяжелы мне долгие труды,

И не таят очарованья

Ни знаний слишком пряные плоды,

Ни женщин душные лобзанья.

 

С холодностью взираю я теперь

На скуку славы предстоящей...

Зато слова: цветок, ребенок, зверь -

Приходят на уста все чаще.

 

Рассеяно я слушаю порой

Поэтов праздные бряцанья,

Но душу полнит сладкой полнотой

Зерна немое прорастанье.

 

Дж. Байрон

К АВГУСТЕ

Когда время мое миновало

И звезда закатилась моя,

Недочетов лишь ты не искала

И ошибкам моим не судья.

Не пугают тебя передряги,

И любовью, которой черты

Столько раз доверял я бумаге,

Остаешься мне в жизни лишь ты.

 

Оттого-то, когда мне в дорогу

Шлет природа улыбку свою,

Я в привете не чую подлога

И в улыбке тебя узнаю.

Когда ж вихри с пучиной воюют,

Точно души в изгнанье скорбя,

Тем-то волны меня и волнуют,

Что несут меня прочь от тебя.

 

И хоть рухнула счастья твердыня

И обломки надежды на дне,

Все равно: и в тоске и унынье

Не бывать их невольником мне.

Сколько б бед ни нашло отовсюду,

Растеряюсь - найдусь через миг,

Истомлюсь - но себя не забуду,

Потому что я твой, а не их.

Роберт Бёрнс

 

Пробираясь до калитки

Полем вдоль межи,

Дженни вымокла до нитки

Вечером во ржи.

 

Очень холодно девчонке,

Бьет девчонку дрожь:

Замочила все юбчонки,

Идя через рожь.

 

Если звал кого-то кто-то

Сквозь густую рожь

И кого-то обнял кто-то,

Что с него возьмешь?

 

И какая нам забота,

Если у межи

Целовался с кем-то кто-то

Вечером во ржи!..

 

***

Где-то девушка жила.

Что за девушка была!

И любила парня славного она.

 

Но расстаться им пришлось

И любить друг друга врозь,

Потому что началась война.

 

За морями, за холмами -

Там, где пушки мечут пламя,

Сердце воина не дрогнуло в бою.

 

Это сердце трепетало

Только ночью в час привала,

Вспоминая милую свою!

 


 

Практическое занятие № 8.

На смерть князя Мещерского

 

Глагол времен! металла звон!

Твой страшный глас меня смущает;

Зовет меня, зовет твой стон,

Зовет — и к гробу приближает.

Едва увидел я сей свет,

Уже зубами смерть скрежещет,

Как молнией, косою блещет,

И дни мои, как злак, сечет.

 

***

Мне петь было о нежной,

Анакреон, любви;

Я чувствовал жар прежней

В согревшейся крови,

Я бегать стал перстами

По тоненьким струнам

И сладкими словами

Последовать стопам.

Мне струны поневоле

Звучат геройский шум.

Не возмущайте боле,

Любовны мысли, ум;

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишен,

Героев славой вечной

Я больше восхищен.


8. Сравните две элегии: укажите, где романтическая, а где классицистическая. Обоснуйте ваш ответ. Назовите авторов (письменно, до 1 страницы).

 

 

№1

Уже ушли от нас играния и смехи...

Предай минувшие забвению утехи!

Пусть буду только я крушиться в сей любви,

А ты в спокойствии и в радостях живи!

Мне кажется, как мы с тобою разлучились,

Что все противности на мя воополчились

И ото всех сторон, стесненный дух томя,

Случаи лютые стремятся здесь на мя

И множат сердца боль во неисцельной ране.

Так ветры шумные на гордом океане

Ревущею волной пресильно в судно бьют,

И воду с пеною в него из бездны льют.

 

№2

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино — печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

 

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

 


ИНОСТРАНЦЫ

Иностранца я всегда сумею отличить от наших советских граждан. У них, у буржуазных иностранцев, в морде что-то заложено другое. У них морда, как бы сказать, более неподвижно и презрительно держится, чем у нас. Как, скажем, взято у них одно выражение лица, так и смотрится этим выражением лица на все остальные предметы.

Некоторые иностранцы для полной выдержки монокль в глазах носят. Дескать, это стёклышко не уроним и не сморгнем, чего бы ни случилось.

Это, надо отдать справедливость, здорово.

А только иностранцам иначе и нельзя. У них там буржуазная жизнь довольно беспокойная. Им там буржуазная мораль не дозволяет проживать естественным образом. Без такой выдержки они могут ужасно осрамиться.

Как, например, один иностранец костью подавился. Курятину, знаете, кушал и заглотал лишнее. А дело происходило на званом обеде. Мне про этот случай один знакомый человек из торгпредства рассказывал.

Так дело, я говорю, происходило на званом банкете. Кругом, может, миллионеры пришли. Форд сидит на стуле. И ещё разные другие.

А тут, знаете, наряду с этим человек кость заглотал.

Конечно, с нашей свободной точки зрения в этом факте ничего такого оскорбительного нету. Ну, проглотил и проглотил. У нас на этот счёт довольно быстро. Скорая помощь. Мариинская больница. Смоленское кладбище.

А там этого нельзя. Там уж очень исключительно избранное общество. Кругом миллионеры расположились. Форд на стуле сидит. Опять же фраки. Дамы. Одного электричества горит, может, больше, как на двести свечей.

А тут человек кость проглотил. Сейчас сморкаться начнёт. Харкать. За горло хвататься. Ах, боже мой! Моветон и чёрт его знает что.

А выйти из-за стола и побежать в ударном порядке в уборную — там тоже нехорошо, неприлично. «Ага,— скажут,— побежал до ветру». А там этого абсолютно нельзя.

Так вот этот француз, который кость заглотал, в первую минуту, конечно, смертельно испугался. Начал было в горле копаться. После ужасно побледнел. Замотался на своём стуле. Но сразу взял себя в руки. И через минуту заулыбался. Начал дамам посылать разные воздушные поцелуи. Начал, может, хозяйскую собачку под столом трепать.

Хозяин до него обращается по-французски.

— Извиняюсь,— говорит,— может, вы чего-нибудь действительно заглотали несъедобное? Вы, говорит, в крайнем случае скажите.

Француз отвечает:

— Коман? В чём дело? Об чём речь? Извиняюсь, говорит, не знаю, как у вас в горле, а у меня в горле всё в порядке.

И начал опять воздушные улыбки посылать. После на бланманже налёг. Скушал порцию.

Одним словом, досидел до конца обеда и никому виду не показал.

Только когда встали из-за стола, он слегка покачнулся и за брюхо рукой взялся — наверное, кольнуло. А потом опять ничего.

Посидел в гостиной минуты три для мелкобуржуазного приличия и пошёл в переднюю.

Да и в передней не особо торопился, с хозяйкой побеседовал, за ручку подержался, за калошами под стол нырял вместе со своей костью. И отбыл.

Ну, на лестнице, конечно, поднажал.

Бросился в свой экипаж.

— Вези,— кричит,— куриная морда, в приёмный покой.

Подох ли этот француз или он выжил,— я не могу вам этого сказать, не знаю. Наверное, выжил. Нация довольно живучая.

1928

6. Напишите эссе на тему «Как я научился читать» (о вашем художественно-эстетическом опыте читателя – до 1 страницы).

Практическая часть дистанционного курса

«Введение в литературоведение»

Специальность «Русский язык и литература»

Тема Сроки сдачи
  Поэзия и поэтика 6.10.14
  Стиховедение 20.10.14
  Фигуры и тропы 27.10.14
  Поэтика ассоциаций 3.11.14
  Мир произведения. Нарратология и сюжетология 10.11.14
  Литературные роды и жанры 17.11.14
  Стиль художественного произведения 24.11.14
  Литературный процесс: классицизм и романтизм 1.12.14
  Реализм, модернизм, постмодернизм 8.12.14
  Автор и читатель 15.12.14
  Итоговая контрольная работа 22.12.14

 

За выполнение заданий каждого практического занятия максимум можно получить 5 баллов.








Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.