Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экология в системе наук о природе. Предмет, объекты и задачи экологических наук, их роль в решении глобальных экологических проблем.





Основы экологии

Программа, методические указания и контрольные задания для студентов-заочников всех специальностей

 

 

Утверждено на заседании кафедры

«Охрана труда и окружающей среды»

Протокол № 4 от 25. 01. 2012г.

 

Согласовано: учебно-методическим советом энергетического факультета

 

 

Мариуполь, ПГТУ, 2012 г.

Рабочая программа составлена на основании учебной программы нормативной дисциплины «Экология» для подготовки студентов не экологических специальностей в высших учебных заведениях Украины. Программа рекомендована комиссией по экологии Научно-методического Совета МОН Украины для использования в учебном процессе (протокол №3 от 05.05.2006г.) и создана: М., Київ, «Аграрна освіта»., 2007. - 22с.

 

Авторы: Монин В.Л., к.б.н., доцент

Кухарь В.В., к.т.н., доцент

Ярмонова М.В., ст. преподаватель

Бурко В.А., к.т.н.

 

Ответственный за выпуск зам. зав. каф. ОТ и ОС

Данилова Т.Г., к.т.н., доц.

 

Цели и задачи курса

Целями дисциплины «Основы экологии» являются: повышение экологической грамотности, весьма актуальной в период экологического кризиса, и заполнение пробела в общем фундаментальном естественнонаучном образовании студентов, традиционно представленном в вузах технического профиля лишь физико-математическими дисциплинами; ознакомление студентов с глобальными экологическими проблемами и прогнозами развития человечества в связи с современным экологическим кризисом; теоретическая и практическая подготовка бакалавров к самостоятельному выбору направлений решения экологических проблем.

В целом курс носит мировоззренческий характер и построен таким образом, чтобы вводить необходимые базовые естественнонаучные понятия для создания представлений о биосфере, месте в ней человека и проблем, связанных с функционированием техносферы.

Задачами курса являются: формирование у студентов экологического мировоззрения и воспитание способности оценки своей профессиональной деятельности с точки зрения охраны биосферы; формирование представлений о человеке как о части природы, о единстве и самоценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы; обучение грамотному восприятию явлений, связанных с жизнью человека в природной среде, в том числе и с его профессиональной деятельностью; обучить основам технологии и техники защиты окружающей среды.

 

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

– основные законодательные акты и нормативные документы по охране окружающей среды и отходам;

– принципы организации и условия устойчивого существования экосистем и биосферы;

– основные экологические законы и законы жизнедеятельности в природной среде;

– о глобальных проблемах окружающей среды и прогнозах развития человечества в связи с современным экологическим кризисом;

– основы экологии человека, иметь представление о влиянии факторов среды на здоровье человека;

– основные механизмы приспособления и адаптации живых организмов к изменяющимся условиям окружающей среды;

– иметь представление об эволюции биосферы;

– об экологических принципах использования природных ресурсов и охраны природы, об основах рационального природпользования;

– об элементах экозащитной техники и технологий;

– о структуре и составе таких частей биосферы, как атмосфера, гидросфера и литосфера, методах и мероприятиях по их защите от загрязнений;

– об основах экологического права, о социально-экономических механизмах управления состоянием природной среды и профессиональной ответственности.

 

Уметь:

– пользоваться нормативной документацией;

– определять рассеивание вредных веществ в атмосферном воздухе в зависимости от величины выбросов, скорости ветра и т.п.;

– определять эффективную высоту дымовой трубы и достаточную величину санитарно-защитной зоны;

– оценивать влияние биотических и абиотических компонентов окружающей среды на функционирование биосферы;

– проводить нейтрализацию сточных вод и выбирать технические средства для очистки воздуха;

– давать техническую и экономическую оценку эффективности мероприятий по охране окружающей среды.

Тема 1.

Экология в системе наук о природе. Предмет, объекты и задачи экологических наук, их роль в решении глобальных экологических проблем.

1. Понятие и определение экологии, разделы экологических наук.

2. История развития экологии. Объекты и предмет экологии, задачи экологии, направления экологии.

3. Основные экологические проблемы (рост численности населения, истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды).

4. Теоретическая и практическая экология.

Тема 2.

Загрязнение окружающей среды.

Формы загрязнений.

Источники загрязнений.

Последствия загрязнения.

Понятия показателей качества природной среды и контроль за загрязнением (ПДК, ПДВ, ПДС).

Тема 3.

Биосфера. Учение о биосфере.

Определение биосферы. Структура, компоненты, химический состав биосферы.

Возникновение биосферы.

Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Понятие о ноосфере и техносфере.

Потоки энергии (геологической и биологической) в экосистемах.

Сообщества живых организмов (Популяции. Биогеоценоз. Экосистемы).

Тема 4.

Экологические факторы и закономерности их действия.

Определение и характеристика.

Абиотические и биотические факторы.

Антропогенные факторы и их воздействие на биосферу.

Основные законы экологии. Адаптация живых организмов, её виды и значение.

Оптимальные условия существования видов, диапазон толерантности, реакция популяций на резкие изменения окружающей среды, экологические стрессы.

Тема 5.

Загрязнения биосферы.

1. Определение и характеристика загрязнений.

2. Естественные и искусственные (промышленные, транспортные, бытовые, сельскохозяйственные и др.) загрязнения.

3. Причины загрязнения биосферы.

4. Техногенез, техногенный цикл и его особенности; техногенные загрязнения биосферы.

5. Последствия загрязнения биосферы (медико-биологические, социально-экономические).

6. Глобальные и региональные экологические кризисы.

7. Методы и средства защиты биосферы, их общая характеристика.

 

Тема 6.

Защита атмосферы.

 

1. Характеристика, строение и значение атмосферы.

2. Источники и виды загрязнений: транспорт, металлургия, машиностроение, энергетика и др. отрасли.

3. Последствия загрязнения атмосферы.

4. Методы и средства очистки воздуха.

5. Законодательная охрана атмосферы: экономический механизм защиты, допустимые пределы загрязнений (ПДК, ПДВ), лимиты на выбросы, ответственность загрязнения.

6. Технические и технологические средства защиты атмосферы от транспортных и промышленных загрязнений.

 

Тема 7.

Защита гидросферы.

1. Характеристика, состав и значение гидросферы.

2. Источники и виды загрязнений водных ресурсов.

3. Транспортные, промышленные загрязнения.

4. Последствия загрязнения гидросферы.

5. Методы и средства защиты.

6. Законодательная охрана гидросферы: экономический механизм защиты, допустимые пределы загрязнений (ПДК, ПДС), ответственность за загрязнения.

7. Технические и технологические средства защиты гидросферы от промышленных и транспортных загрязнений.

Тема 8.

Тема 9.

Социально-правовые вопросы экологии.

1. Определение и характеристика природных ресурсов, основы рационального использования природных ресурсов.

2. Природные ресурсы и перспективы развития человеческого общества.

3. Промышленные и бытовые отходы и их влияние на биосферу.

4. Утилизация отходов.

5. Безотходные и малоотходные технологии.

6. Законодательное регулирование природопользования.

7. Управление состоянием окружающей среды (биосферы).

8. Общие принципы управления биосферой.

9. Мониторинг состояния биосферы.

10. Органы государственного управления и их полномочия в области охраны окружающей среды.

11. Органы общественного контроля и их полномочия.

12. Юридическая ответственность за нарушения природоохранного законодательства. Экологический ущерб.

13. Определение и характеристика экологического ущерба.

14. Методика расчета экономического ущерба и оценки эффективности природоохранных мероприятий.

Задача 1.

В процессе работы технологической установки (устройства) выделяются загрязнённые газы, содержащие твёрдые частицы размером от.… до …. мкм (из табл.1). Загрязнённый газ подлежит очистке от пыли.

Выберите тип пылеуловителя для очистки загрязнённого газа, определите название метода очистки при использовании выбранного пылеуловителя, нарисуйте схему пылеуловителя. Перечислите преимущества и недостатки метода и пылеуловителя.

При решении задачи используйте учебник А.И.Родионов и др. “Техника защиты окружающей среды”, М., Химия, 1989.

Таблица 1

Последняя цифра номера зачётной книжки студента Размер частиц пыли, мкм
  20-1000
  0,01-10
  5-1000
  20-100
  40-1000
  0,01-10
  0,05-100
  20-100
  0,9-100
  40-1000

 

Задача №2

Предприятие выбрасывало в атмосферу сернистый газ в количестве … т/год (из табл.2). Годовой экономический ущерб от загрязнения окружающей среды составлял 20600 гривней в год на каждую тонну выбросов сернистого газа. После строительства и ввода в эксплуатацию газоочистки выбросы сернистого газа в атмосферу отсутствуют. Понесеные в течение года капитальные затраты на газоочистку … гривней (из табл.2) и эксплуатационные затраты … гривней (из табл.2).

Рассчитайте экономический эффект природоохранного мероприятия в рассматриваемом году.

 

Методика решения задачи.

Экономический эффект при использовании природоохранного мероприятия (Э) равен:

Э = Р – З,

где: Р – экономический результат природоохранных мероприятий;

Задача №3

Под молодое дерево в качестве полива в жаркий сухой летний период в несколько приёмов вылили … литров (из табл.3) воды от мытья полов и установок, содержащей … г/литр (из табл.3) поверхностно активных веществ (моющих средств). Вода поглотилась … м³ грунта прикорневой зоны (из табл.2).

Рассчитайте в грунте прикорневой зоны дерева содержание поверхностно активных веществ и сделайте заключение о жизни или гибели дерева от указанного полива учитывая, что молодое дерево погибает при содержании поверхностно активных веществ в грунте 1000 г/м³.

 

Таблица 3

Последняя цифра номера зачётной книжки студента Вылито воды, л Содержание в воде поверхностно активных веществ, г/литр Объём грунта прикорневой зоны дерева, м³
    6,0 1,0
    6,1 0,9
    5,9 0,8
    6,9 1,1
    7,0 0,85
    7,6 1,25
    7,4 1,05
    7,3 0,95
    7,8 1,15
    8,0 1,2

 

 

Основы экологии

Программа, методические указания и контрольные задания для студентов-заочников всех специальностей

 

 

Утверждено на заседании кафедры

«Охрана труда и окружающей среды»

Протокол № 4 от 25. 01. 2012г.

 

Согласовано: учебно-методическим советом энергетического факультета

 

 

Мариуполь, ПГТУ, 2012 г.

Рабочая программа составлена на основании учебной программы нормативной дисциплины «Экология» для подготовки студентов не экологических специальностей в высших учебных заведениях Украины. Программа рекомендована комиссией по экологии Научно-методического Совета МОН Украины для использования в учебном процессе (протокол №3 от 05.05.2006г.) и создана: М., Київ, «Аграрна освіта»., 2007. - 22с.

 

Авторы: Монин В.Л., к.б.н., доцент

Кухарь В.В., к.т.н., доцент

Ярмонова М.В., ст. преподаватель

Бурко В.А., к.т.н.

 

Ответственный за выпуск зам. зав. каф. ОТ и ОС

Данилова Т.Г., к.т.н., доц.

 

Цели и задачи курса

Целями дисциплины «Основы экологии» являются: повышение экологической грамотности, весьма актуальной в период экологического кризиса, и заполнение пробела в общем фундаментальном естественнонаучном образовании студентов, традиционно представленном в вузах технического профиля лишь физико-математическими дисциплинами; ознакомление студентов с глобальными экологическими проблемами и прогнозами развития человечества в связи с современным экологическим кризисом; теоретическая и практическая подготовка бакалавров к самостоятельному выбору направлений решения экологических проблем.

В целом курс носит мировоззренческий характер и построен таким образом, чтобы вводить необходимые базовые естественнонаучные понятия для создания представлений о биосфере, месте в ней человека и проблем, связанных с функционированием техносферы.

Задачами курса являются: формирование у студентов экологического мировоззрения и воспитание способности оценки своей профессиональной деятельности с точки зрения охраны биосферы; формирование представлений о человеке как о части природы, о единстве и самоценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы; обучение грамотному восприятию явлений, связанных с жизнью человека в природной среде, в том числе и с его профессиональной деятельностью; обучить основам технологии и техники защиты окружающей среды.

 

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

– основные законодательные акты и нормативные документы по охране окружающей среды и отходам;

– принципы организации и условия устойчивого существования экосистем и биосферы;

– основные экологические законы и законы жизнедеятельности в природной среде;

– о глобальных проблемах окружающей среды и прогнозах развития человечества в связи с современным экологическим кризисом;

– основы экологии человека, иметь представление о влиянии факторов среды на здоровье человека;

– основные механизмы приспособления и адаптации живых организмов к изменяющимся условиям окружающей среды;

– иметь представление об эволюции биосферы;

– об экологических принципах использования природных ресурсов и охраны природы, об основах рационального природпользования;

– об элементах экозащитной техники и технологий;

– о структуре и составе таких частей биосферы, как атмосфера, гидросфера и литосфера, методах и мероприятиях по их защите от загрязнений;

– об основах экологического права, о социально-экономических механизмах управления состоянием природной среды и профессиональной ответственности.

 

Уметь:

– пользоваться нормативной документацией;

– определять рассеивание вредных веществ в атмосферном воздухе в зависимости от величины выбросов, скорости ветра и т.п.;

– определять эффективную высоту дымовой трубы и достаточную величину санитарно-защитной зоны;

– оценивать влияние биотических и абиотических компонентов окружающей среды на функционирование биосферы;

– проводить нейтрализацию сточных вод и выбирать технические средства для очистки воздуха;

– давать техническую и экономическую оценку эффективности мероприятий по охране окружающей среды.

Тема 1.

Экология в системе наук о природе. Предмет, объекты и задачи экологических наук, их роль в решении глобальных экологических проблем.

1. Понятие и определение экологии, разделы экологических наук.

2. История развития экологии. Объекты и предмет экологии, задачи экологии, направления экологии.

3. Основные экологические проблемы (рост численности населения, истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды).

4. Теоретическая и практическая экология.

Тема 2.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.