ТЕМА 3. СЕГМЕНТЫ ЭЛЕКТРОННОГО РЫНКА
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 3. СЕГМЕНТЫ ЭЛЕКТРОННОГО РЫНКА





План лекции(2 часа)

Цель лекции: рассмотреть сегменты электронного бизнеса.

Ключевые слова: сегменты электронного бизнеса, виды моделей рынка.

 

1. Характеристика сегментов электронного рынка.

2. Горизонтальные и вертикальные модели электронного рынка В2В.

3. Статические и динамические модели электронного рынка В2В.

4. Характеристики рынка. Факторы успеха.

Литература: 1, 2, 3, 5

1. Характеристика сегментов электронного рынка.

 

Двумя крупнейшими секторами электронного рынка являются сектора B2B и B2C. Приведем основные различия между ними по выделенным критериям (табл. 2.).

Таблица 2. Различия между секторами B2B и B2C

Критерии B2B B2C
Средняя сумма покупки $50 000 - $75 000 $50 - $100
Цены и способы покупки · Договорные · По долгосрочным контрактам · Аукционные · По каталогам · В основном, по каталогам · Фиксированные · Некоторая часть – аукционы
Оплата · Кредитные карты · Банковские переводы (электронные переводы) · Кредитные карты
Лицо, принимающее решение · Уполномоченная структура в организации · Индивидуальное решение, иногда при участии членов семьи
Основные критерии · Стоимость · Ценность · Поставка · Качество · Сопровождение · Марка · Информация «из уст в уста» · Реклама, цена
Выполнение заказа, доставка · Критически важно; график поставки должен быть согласован. · Возможно ожидание, не так важно.

 

По своему объему и значению сектор B2B намного превосходит B2C, поэтому далее будет рассматриваться первый из двух секторов. В самом простом виде электронный рынок В2В создает потребительскую ценность, обеспечивая необходимую рынку информацию, объединяя покупателей и продавцов в критическую массу, обеспечивающую снижение затрат на совершение сделок и увеличивая скорость бизнес-операций.



Весь электронный рынок В2В можно сегментировать следующим образом:

- Горизонтальные рынки В2В предоставляют услуги и технологии, применимые в разных отраслях.

- Вертикальные рынки В2В обеспечивают решение проблем внутри одной отрасли.

Другим подходом к сегментации электронного рынка В2В является его деление на открытые и закрытые рынки.

Закрытые рынки контролируются одним или группой участников в целях достижения экономии на масштабе и улучшении управления цепями снабжения. Участник такого рынка может быть как продавцом, так и покупателем. Примером закрытого рынка служит рынок, когда покупатель или группа покупателей договаривается о ценах с группой продавцов.

Другой тип закрытого рынка использует более динамичную модель ценообразования. Это электронный форум, на котором покупатели осуществляют свои запросы и ожидают предложений от нескольких поставщиков.

Открытые рынки являются равноправными, на них сосредоточены многочисленные покупатели и многочисленные продавцы. Такой рынок открыт для всех желающих и не требует приглашения. Одна из наиболее интересных моделей открытого рынка формируется при использовании динамичного ценообразования. В отличие от закрытых рынков, использующих модель либо проталкивания, либо вытягивания (аукцион или обратный аукцион), открытые рынки при наличии критической массы участников применяют модель электронной биржи, работающей в реальном времени по типу рынка Nasdaq .

Рассмотренные принципы сегментации с учетом ценообразования показаны на рис.2.

Фиксированное ценообразование

 
 

 


Динамичное ценообразование

 

Рис.2. Сегментация рынков B2B с учетом ценообразования


ТЕМА 4. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА

Цель лекции: разработать бизнес-план.

Ключевые слова: бизнес-план, участники рынка, инвестор, заемщик, потребитель.

План лекции(1 час)

1. Цели бизнес-планирования.

2. Восприятие бизнес-плана участниками рынка.

3. Структура бизнес-плана электронного предприятия.

Литература: 1, 2, 3, 5

1. Цели бизнес-планирования.

Бизнес-план является удобным инструментом планирования

деятельности компании. Будучи в значительной мере стандартизованным документом, он хорошо подходит для сравнения различных вариантов развития и направлений инвестирования свободных средств компании.

Особое преимущество бизнес-планирования заключается в комплексном подходе. В рамках бизнес-плана финансовые, маркетинговые или организационные аспекты деятельности компании не рассматриваются изолированно. Все стороны бизнеса анализируются в комплексе, что позволяет реально оценивать последствия принятия тех или иных управленческих решений.

При составлении бизнес-плана для принятия решений внутри компании необходимо учитывать ряд особенностей:

‾ · руководители компании, которые будут принимать решения по данному бизнес-плану, хорошо знакомы с деятельностью компании, ее сильными и слабыми сторонами, особенностями отрасли и т. п. Поэтому разделы, содержащие вводную информацию, могут быть сильно сокращены;

‾ · время на подготовку бизнес-плана, разрабатываемого для внутренних целей, как правило, сильно ограничено. Поэтому в таких бизнес-планах можно сосредоточиться в основном на количественной (расчетной) информации, касающейся маркетинговых и финансовых показателей, особенно, если подобные бизнес-планы уже представлялись ранее лицам, принимающим решения;

‾ · в некоторых случаях внутреннее бизнес-планирование может вестись в непрерывном (потоковом) режиме. Такое возможно, когда все ключевые расчеты по бизнес-плану осуществляются при помощи компьютера (например, с использованием электронных таблиц или в специальных программах для бизнес-планирования), а информация о рынке и иных параметрах окружающей среды (ценах поставщиков, ценах на рекламу, транспорт и т. п.) поступает ежедневно. В этом случае изменение входящей информации для бизнес-планирования немедленно сказывается на результатах расчета и, соответственно, выводах о перспективности тех или иных направлений деятельности, экономической эффективности рекламных кампаний и т. п. Потоковое бизнес-планирование для Интернет-компаний весьма эффективно, поскольку для них проще обеспечивать непрерывный поток данных об изменениях окружающей среды, собирать данные о реакции аудитории на рекламные акции, вести непрерывные (панельные) маркетинговые исследования поведения потребителей и конкурентов;

‾ · внутренние бизнес-планы могут использоваться для анализа "план-факт". Бизнес-планы прошлых периодов при сопоставлении их с фактическими результатами позволяют компании сделать выводы о том, какие стратегии были наиболее эффективными. Кроме того, сравнение различных параметров бизнес-плана с фактическими результатами позволяет компании выявить сильные и слабые элементы в своей структуре (от подразделений до конкретных исполнителей).

2. Восприятие бизнес-плана участниками рынка.

 

В зависимости от того, для кого бизнес-план предназначен, особое внимание необходимо уделять вопросам, наиболее важным для лиц, принимающих по данному бизнес-плану решения.

Как правило, бизнес-план составляется для внутренних пользователей, потенциальных инвесторов или потенциальных заимодавцев.

Внутренними пользователями бизнес-плана могут быть сотрудники и руководители компании. При рассмотрении бизнес-плана их, как правило, интересуют следующие основные моменты:

‾ · размер необходимых инвестиций. Сможет ли компания обойтись собственными средствами или ей придется привлекать заемные средства;

‾ · срок возврата инвестиций;

‾ · риск, связанный с данным инвестиционным проектом, в сравнении с риском других проектов, которые могут быть реализованы компанией;

‾ · ожидаемые финансовые результаты и финансовые показатели проекта;

‾ · соответствие проекта общей стратегии компании.

На формирование отношения к бизнес-плану потенциального заимодавца влияют иные факторы, чем в случае его рассмотрения внутренними пользователями.

Наиболее важными из них являются следующие:

‾ · деловая репутация заемщика;

‾ · денежный поток проекта;

‾ · обеспечение возврата займа (залог, гарантии и т. п.);

‾ · доля собственного капитала заемщика в проекте.

В качестве инвесторов в Интернет-проекты могут выступать компании и физические лица. Инвестор, в отличие от заимодавца, несет все риски, связанные с компанией, но и может рассчитывать на соответствующую размеру его вклада долю прибыли от деятельности компании. Инвесторы могут преследовать различные цели:

‾ · создание или участие в компании, приносящей устойчивый доход в виде дивидендов. В этом случае инвесторы связывают свои доходы с деятельностью компании и намерены оставаться ее собственниками долгое время;

‾ · инвестиции с целью временного вложения капитала. При этом инвесторы предполагают выйти из бизнеса через определенное время посредством продажи своих долей (акций) или слияния компании с более крупной организацией (поглощение). К этой же категории относятся инвестиции в проекты, основной целью которых является создание, быстрая "раскрутка" и продажа компании. Такой подход получил широкое распространение на начальном этапе развития Интернет-бизнеса;

‾ · инвестиции в проекты, связанные с развитием определенной отрасли экономики, малого бизнеса, увеличением инвестиционной привлекательности региона, повышением правовой защищенности предпринимательства и т. п. Такие инвестиции осуществляются в рамках государственных и муниципальных программ, предоставляются специальными фондами, благотворительными организациями, государственными учреждениями и т. п. Они преследуют, как правило, долгосрочные цели, не связанные напрямую с извлечением дохода конкретным предприятием, в которое инвестируются средства (хотя выход такого предприятия хотя бы на уровень самофинансирования приветствуется);

‾ · инвестиции в некоммерческие проекты. Примерами некоммерческих проектов в области Интернет-бизнеса могут быть инвестиции политических деятелей и партий в создание своих сайтов, создание Интернет-представительств государственными организациями и службами, создание Интернет-проектов, целью которых является не извлечение прибыли, а, например, самовыражение или самоутверждение инвестора.

 

3. Структура бизнес-плана электронного предприятия.

UNIDO (подразделение ООН по промышленному развитию) разработал рекомендации, в соответствии с которыми в бизнес-плане должны содержаться следующие разделы:

‾ · краткая характеристика (резюме) проекта. Этот раздел содержит ключевую информацию из всех основных разделов бизнес-плана.

Обычно он составляется уже после завершения подготовки всех остальных разделов. Резюме выступает в роли презентационного материала, ознакомившись с которым инвестор должен в общих чертах понять суть проекта и получить представление о его основных параметрах;

‾ · предпосылки и основная идея проекта. В этом разделе описывается инициатор проекта, приводятся его основные характеристики, излагается суть идеи проекта и предпосылки, послужившие основанием для ее возникновения. Такими предпосылками могут быть неудовлетворенный спрос на продукцию проекта, наличие рыночных окон и т. п. Кратко описывается регион реализации проекта, рыночная и ресурсная среда, обосновывается возможность осуществления проекта в данном регионе;

‾ · анализ рынка и концепция маркетинга. Раздел содержит результаты маркетинговых исследований, план маркетинга и его бюджет;

‾ · сырье и поставки. Этот раздел содержит перечень используемых видов сырья и материалов, объем потребности в них, информацию о наличии их в регионе. Указывается программа поставок, дается характеристика основных поставщиков и обоснование их выбора;

‾ · месторасположение и окружающая среда. Описывается место расположения проекта, окружающая социально-экономическая среда, состояние производственной и коммерческой инфраструктуры и т. п.;

‾ · проектирование и технология. Раздел содержит производственную программу, раскрывает производственные мощности предприятия.

‾ Приводится информация об используемых технологиях, необходимом оборудовании и требуемых инвестиционных затратах на организацию производства;

‾ · управление проектом. Данный раздел содержит организационную схему и описание системы управления предприятием. Приводятся расходы на организацию системы управления;

‾ · трудовые ресурсы. Раздел содержит штатное расписание, требования к персоналу, оценку возможности набора персонала в регионе, в котором расположен проект. Оцениваются затраты на подбор и обучение персонала;

‾ · план реализации проекта. В этом разделе приводится подробный поэтапный план реализации проекта, обосновываются отдельные стадии его осуществления, составляется календарный график работ и бюджет реализации проекта;

‾ · финансовый план и оценка эффективности инвестиций. Раздел содержит информацию о совокупном объеме инвестиционных затрат и их распределении по этапам. Здесь рассчитываются финансовые показатели проекта, приводится план денежных потоков, финансовые прогнозы и т. п.

Структура, рекомендуемая UNIDO, достаточно универсальна и, в принципе, может быть адаптирована практически к любому инвестиционному проекту, хотя в основном она ориентирована на промышленные проекты.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.