Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Данные археологических исследований.





а) «Неведомая и исполненная ужасов пустыня» уже во II-I тыс. до Р.Х. («эпоха бронзы» ) достаточно густо населена. По данным акад. Рыбакова, праславянские племена появляются здесь с XV-ХII вв. до Р.Х.

В VII-VI вв. до Р.Х. в Причерноморье возникают греческие города-полисы (центры античной цивилизации и культуры), т. е. в греко-римскую цивилизацию вовлекается степь. По рекам Днепру, Южному Бугу, Днестру, Дону, Волге начинается освоение Восточной Европы купцами и путешественниками. К I в. по Р.Х. в этом районе были уже хорошо налаженные пути сообщения.

Более того, сам Киев входит в ареал зарубинецкой/послезарубинецкой культуры III в. до Р.Х. – II в. по Р.Х. (однако это совершенно иной тип культуры, чем раннеславянская корчакская культура (VI-VII вв. по Р.Х.) в бассейне Дуная).

Митр. Макарий этого тоже не знал, но обладал неким историческим чутьем.

б) Что касается «совершенно неизвестного» пути в Рим через Европу, то им пользовались с III тыс. (!) до Р.Х. – это знаменитый «янтарный путь»: начинаясь у Балтийского побережья немного к северу от устья Немана и Вислы, он шел далее на юг и выходил на Карнунт, римскую крепость на Дунае. Этот путь для апостола Андрея при его путешествии в Рим был короче, чем через Черное море и проливы!

Письменные источники.

1. Апокрифические сказания об апостолах – опубликовали в 1850-е – 80-е гг. Тишендорф и Липсиус. В том числе – и об ап. Андрее:

”Деяния апп. Андрея и Мефодия в стране антропофагов”;

”Деяния свв. апп. Петра и Андрея”;

”Деяния и мучение свв. ап. Андрея”.

Сперанский в 1894г. опубликовал славянский текст апокрифических деяний апостола Андрея (Древности: Труды Императорского Московского археологического общества. Т.15, вып.2).

Васильевский В.Г. (академик, основоположник русской византинистики), ”Хождение апостола Андрея в страну мирмидонян” (Труды. СПб., 1909. Т.2). – Этот гностический памятник он сам нашел и опубликовал в Журнале Министерства Народного Просвещения в 1877г.

Изучая тексты апокрифов, он пытался разобраться и в том, откуда появился рассказ об ап. Андрее в нашей летописи. Объяснить это повествование просто ”вымыслом” невозможно. Васильевский подчеркивает, что мы не можем считать его ”пустой выдумкой”, и усматривает в летописном свидетельстве ”следы таких сказаний об ап. Андрее, какие нам теперь уже недоступны”.

Петровский С.П., ”Сказание об апостольской проповеди по северо-восточному Черноморскому побережью”(Записки Императорского Одесского общества истории и древностей, 1897).

а) Изучая апокрифические тексты, он рассмотрел все известные редакции (не только греческие, но и эфиопские, коптские, сирийские и др.). Обнаружилось, что наиболее ранняя из них относится к I-II вв. по Р.Х. Кроме того, в сказаниях употребляются подлинные названия географических пунктов, и Петровский приходит к выводу, что эти апокрифы являются ”записями преданий об апостольской миссии… которые ценны потому, что основу их составляют или действительные, или близкие к действительным факты”. Интересно также, что ”все эти предания признают ап. Андрея Первозванного руководителем Черноморской миссии и направляют его путь с юга на север, от Сирии к Таврическому побережью”.

б) Говоря о факте апостольской проповеди на Кавказе и в Тавриде, С.П.Петровский обращает внимание на:

древность преданий (промежуток, отделяющий их от действительной апостольской проповеди, незначителен);

существование еврейских общин в Армении, Херсонесе, Боспоре, Тавриде и др. (апостолы могли вести там свою проповедь так же, как в Малой Азии и Греции).

Болотов В.В., ”Лекции по истории Древней Церкви”, (М., 1994. Т.2).

Рассматривая гностические апокрифы, Василий Васильевич замечает, что ”имена царей они указывают исторические, хронология их почти верна”. Отсюда следует вывод, что в этих памятниках ”остались ценные указания на правду, представляющие собой остатки исторического предания”. По мысли Болотова, если передаваемые события отличаются естественностью (например, миссионерские пути пролегают в районах, где тогда уже была иудейская диаспора, а упомянутые страны состояли в торговых отношениях с греко-римским миром), то ”исторический характер повествуемого в высшей степени вероятен”. Этим критериям сказания о проповеди ап. Андрея соответствуют.

Сам Василий Васильевич считает, что область, в которой проповедовали апп. Андрей, Петр, Варфоломей и Матфей, связана с Боспорским царством. Согласно источникам, в 52г. по Р.Х. Боспорский царь Полемон II принял ”иудейскую веру” (не отголосок ли это апостольской проповеди? – ведь в сер. I в. христианство еще не выделяли из иудеской среды).

2. Митр. Макарий приводит целый ряд свидетельств с III по IX вв.:

III век.

Св. Ипполит Портуэнский (ок. 222г.) – в его небольшом сочинении о 12 апостолах говорится, что ”Андрей, после того, как проповедовал скифам и фракийцам, претерпел крестную смерть в Патрасе” (имеется ввиду Малая Скифия – от Балканских гор до устья Дуная).

Ориген (200-258г.), 3-я часть его толкований на Бытие:как дошло до нас предание … Андрей [”получил в удел”] Скифию”, – сочинение до наших дней не сохранилось, цитату приводит Евсевий (”это сказано слово в слово у Оригена”).

Св. Ипполит – ученик св. Иринея Лионского (который был близок к св. Поликарпу Смирнскому), а Ориген – ученик Климента Александрийского (в свою очередь Климент – Пантена). Это значит, что они ”могли узнать о месте проповеди св. ап. Андрея из вторых уст!” (митр. Макарий).

IV век.

Св. Дорофей, еп. Тирский (307-322г.) – говорит, что ап. Андрей ”протек всю Вифинию, всю Фракию и скифов, проповедуя Евангелие Господа”, ”потом достиг великого города Севаста” (это уже Абхазия – значит подразумевается либо морской путь, либо через Сарматию).

Св. Епифаний Кипрский (+ 403г.) повторяет это сказание.

Софроний (+ 390г.), друг блаж. Иеронима, говорит о том же, но более определенно указывает на Сарматию. Он говорит, что Апостол, ” как передали нам предки, проповедовал Евангелие Господа нашего Иисуса Христа скифам, сокдианам и сакам” (саками персы называли всех скифов, но особенно – азиатских, которые жили у Каспия; сокдиане жили между Волгой, Доном и Кавказом).

V-VII века.

Евхерий Лионский (449г.):Как повествует история,… Андрей своей проповедью смягчил нравы Скифии”.

Исидор Испалийский (560-636г.): ”Ему по жребию выпала Скифия, а также Ахаия” (Греция).

IX век.

Никита Пафлагонянин (+873г.), ”Похвальное слово ап. Андрею”: ”Получивши в удел север, с ревностью обошел иверов, савроматов, тавров и скифов…” (упомянутые здесь савроматы тоже населяли земли между Волгою, Доном и Кавказскими горами).

Иером. Епифаний обошёл все места, указанные у св. Епифания Кипрского и, сравнив свидетельство IV в. с местными преданиями, составил подробное житие ап. Андрея. Согласно этому житию, Апостол проповедовал в Иверии, Сванетии и Осетии (г. Фостофор), Абхазии (г. Севаста), Верхнем Сундаге, Боспоре, а затем прибыл в Феодосию и Херсонес.

 

Наш летописец помещает уже в Древнейшем летописном своде повествование о путешествии св. ап. Андрея Первозванного от Херсонеса вверх по Днепру, сопровождая его словами ”якоже реша” (что может служить ссылкой как на устное, так и на письменное предание), и у нас ”нет основания отвергать его безусловно” (митр. Макарий).

Беляев С.А. (совр. археолог): ”Этот вывод историка сохраняет полную силу и в наши дни”.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.