Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система мифологических представлений славян.





Сведения черпаем из:

1) археологические материалы - идолы, святилища, некрополи, языч-я символика, некоторые предметы декоративно-прикладного искусства;

2) данные топонимики - названия гор, озёр, местностей (Лысая, Волосовая, Перунова гора, Чёртово городище, Поганое озеро и т.п.);

3) данные этнографии: обряды, обычаи, хороводы, детские сказки, детские игры и т.д.;

4) летописные сведения;

5) заметки путешественников.

Академик Б.А. Рыбаков - специалист в области язычества. Его труды –" Язычество древних славян ", " Язычество Древней Руси ". Он пользуется методом экстраполяции, т.е. распространяет на эпоху Киевской Руси те верования и формы культа, которые были раньше или позже. Обильно черпает материал из фольклорных источников (детская игра «сиди, сиди Яша», Яша – языческий бог Ящур). Что-то он реконструировал, что-то домысливал, но больше и серьёзней над этой темой никто не работал.

Погребальная обрядность.

В праславянские времена, по мнению Рыбакова, среди наших предков существовала идея реинкарнации. Трупы хоронили скорченными, что достигалось искусственным связыванием. Скорченные погребения имитировали позу эмбриона во чреве матери. Таким образом родичи готовили умершего ко второму рождению на земле, к перевоплощению его в одно из живых существ. Затем тело умершего подвергали кремации. Скорченность трупов как массовое явление сохраняется до рубежа бронзового и железного веков. Кое-где архаичная скорченность доживает до VI в. до н.э.

Далее была принята ингумация – положение тела в землю. На смену скорченности приходит новая форма погребения: покойников хоронят в вытянутом положении: умерший "спит", оставаясь человеком (спокойным человеком - "покойником") и не готовясь ко второму рождению, к воплощению в другом существе.

Затем идёт эпоха кремации. Славяне в идее кремации верили в бессмертие души, которая отлетает в ирий. Душа представлялась в виде жизненной силы, которая уходит, но не исчезает совсем и заселяет небо (ирий). Прах предавался земле, поскольку земля считалась священной, – земля предков. В реальных археологических следах погребального обряда мы постоянно наблюдаем сосуществование обеих форм - древней ингумации, захоронения покойников в земле, и новой, родившейся лишь в середине II тысячелетия до н.э. кремации. Прах полагали в землю - отсюда земля предков, святая земля и, возможно, отсюда берёт начало культ Матери сырой земли. Элементы погребения: курганные насыпи, погребальные сооружения в виде человеческого жилища (домовины) и захоронение праха умершего в обычном горшке для еды.

Свидетельство ПВЛ о языческих погребениях: "А Радимичи и Вятичи и Север один обычай имеяху - живяху в лесе, якоже всякий зверь... И аще кто умираше, - творяху тризну над ним. И посем сотворяху краду велику и возложаху на краду мертвеца и сожжаху и. Посем собравше кости, вложаху в судину малу и поставляху на столпе на путях" (по верованию славян на путях собирались души предков, в дальнейшем стали говорить, что на путях собирается нечисть и ставили кресты). Летописец Переяславля-Суздальского прокомментировал этот текст: крада - "громада дров велия", тризна - боевые игры (ритуальные состязания). Крадой (огромная поленница) именовалось и всякое жертвенное сожжение. Затем пепел собирается в некие сосуды, которые устанавливаются на распутьях дорог, на столпах. А где сказано про установку урны с прахом на столпах поясняет: «и в курганы сыпаху». Столп на дорогах - небольшой деревянный сруб с двускатной крышей, куда помещались останки, куда затем ставили требы – жертвы, которыми почитался умерший предок (в основном это еда). Сруб или домовина, встречается в отдельных местах: раньше было распространено на русском севере, особенно в старообрядческом поселении. На могиле делается двухскатный сруб и крест. Это типичное для старообрядцев погребение имеет своими корнями языческий обычай.

Случаи отказа от языческого ритуала погребения: св. Ольга и Ярослав-Константин Святославич Муромский (позднее), который после смерти сына "ни тризнища, ни дымы, ни битвы не творяху". Дымы - это когда уже хоронили в землю, а на могилах жгли поминальные костры. В некоторых местах вплоть до XIX века было принято жечь поминальные костры – явно языческий обычай.

Таким образом для VI-ХIII века характерны следующие тенденции погребальной обрядности: урны с прахом в срубах, домовинах. Затем появляется домовина с костями (отсюда избушка на курьих ножках, домик бабы Яги в народном фольклоре - по мнению Рыбакова, - Баба Яга является олицетворением смерти). В VI-X веке это курганы, могилы. Их возникновение связано с миграцией населения, укрыть своих предков от разорения. Курган засыпали, т.к. неизвестно, где его род окажется через какое-то время.

IX-X век - это ингумация, положение тела в землю. А затем уже обычай хоронить в колодах, который может быть ассоциирован уже с христианской погребальной обрядностью. При ингумации, с того момента, когда она принимается у славян-язычников, - кладут гораздо больше предметов. Это посуда с едой и питьём, одежда, обувь, украшения. Женщины и девушки хоронятся в подвенечном уборе.

Наиболее существенную роль в переходе от кремации к ингумации сыграло принятие христианства.

Языческий пантеон.

Мы имеем ясное свидетельство ПВЛ о пантеоне святого князя Владимира: "Нача княжити Володимер в Кыеве един. И постави кумиры на холме вне двора теремного: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хорса, и Дажъбога, и Стрибога, и Симаргла, и Макошъ. И жряху им, наричюще я богы и привожаху сыны своя и дщери и жряху бесом и оскверняху землю требами своими". Под 983г. в ПВЛ упоминается случай человеческой жертвы (варяги Феодор и Иоанн). До этого мы не встречаем никаких упоминаний в источниках о жертвах. Идол Перуна стоял в Киеве при Игоре. В 907г. под стенами Царьграда Олег и его воины клянутся оружием, Перуном - их богом и Волосом - богом скота.

Переводной памятник ХII(ХIII)века содержит фрагмент Слова на Богоявление св. Григория Богослова с комментарием: "Так и славяне начинали тризну ставить Роду и рожаницам, а прежде того клали требы упырям и берегиням". «После св. Крещения Перуна отвергли, - пишет соавтор Григория Богослова, – но и ныне по окраинам молятся проклятому Перуну, Волосу, Мокше, но делают это тайком». Есть упоминание о роде и рожаницах и в других источниках. Скорее всего здесь речь идёт о почитании предков (однокоренные слова род, народ, урожай, рожать, родить), о почитании щуров, пращуров. Поминки, тризны в честь их превращаются в своеобразные праздники об усопших. С этим культом связан культ хозяина (домового). Изображение рода и рожаниц, как считает Рыбаков, сохраняются до наших дней на вышивках – на фигурах с поднятыми руками (вышивается красным по белому)

Перун постепенно выдвигается на первое место как бог дружинников, бог верхушки общества. Именно этим объясняется его благоукрашенность - серебряная голова, золотые усы. Он напоминает литовского бога Перкунаса - бога грома, молний и войны. Афанасьев, крупнейший исследователь ΧΙΧ века, автор книги «Языческие воззрения славян на природу» считает, что Перун - сын бога Сварга (сварг - небо). По мнению Е.В. Аничкова Перун не извечное верховное славянское божество, а бог княжеско-дружинных социальных верхов, прямо связанный с рождением государственности – иранского происхождения). Стрибог - бог ветра. Симаргл - посредник между небом и землей, сохраняет всходы от диких зверей. Дажьбог - божество солнечного света. Хорс - божество солнца. Мокошь - женское божество, божество плодородия и домашнего очага (угро-финского происхождения). Игумен Даниил в своем «Хождении» (ХIIвек) употребляет прилагательное мокутный (от Мокошь). Волос - бог скота, - в пантеоне Владимира отсутствует, каким-то образом связан с медвежьим культом. (Медвежья лапа, прибитая к избе называлась "скотий бог"). Отсюда волхв, волховать (колдовать, вырядившись в медвежью шкуру). Не упоминается в пантеоне Владимира Лада и Лель. Лада - весна, покровительница брака и семьи. Рыбаков считает, что Род и рожаницы тоже самое, что Лада и Лель. Нет также в пантеоне Владимира Ярилы, божества яркого солнца.

Большинство исследователей считают, что языческая культура не дошла до такого уровня, который был у древних греков и римлян, даже древних балтийских племён. Не существовало языческих храмов, не существовало жреческой касты. Жрецами были либо старшие в семье, либо князь, либо волхв, который был хранителем требищ. Археологи находят требища, где совершаются обряды, но не находят самих богов. Волхв не составляет особой касты - это знаток магии, в основном аграрной, направленной на помощь урожаю, плодородию земли. Волхв, - он же ведун, ведунья, отсюда - ведьма. При этом волхв имел основной род занятий, магия не была его занятием основным и профессиональным. Славяне избежали соблазна тайного знания. У скифов было тайное посвящение, а в Триполье было почитание "срамных уд".

Культ рода и рожаниц.

Идолов их нет, мифов тоже нет. Род - это всеобъемлющее божество вселенной. Это видимый мир, воспринимаемый как божество. Афанасьев считает, что все боги Руси являются персонификацией единого бога, объемлющего собой всё. Рыбаков: Рода или Святовита изображает Збручский идол. Изображён мир в трёх ярусах: почва, мир людей и мир божеств. С четырех сторон света. Этот идол датируют IX-Х веком. Может быть, что это тюркская каменная баба.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.