Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РУССКИЕ КНЯЗЬЯ - ХРАНИТЕЛИ ПРАВОСЛАВИЯ.





Деятельность князей:

1. Проповедь христианства, организация церковной структуры.

2. Храмовое строительство.

3. Содействие христианскому просвещению народа.

4. Несение начал христианской нравственности в общественную и бытовую жизнь народа. Законодательство.

5. Участие в делах церковного управления.

6. Личное благочестие.

1. Сам князь Владимир учавствовал в крещении жителей Киева и возможно Новгорода и Ростова. Учреждает кафедры - миссионерские пункты. Всемерно содействует епископам. Кн. Владимир учавствовал в обращении кривичей (?). Несомненно был князь на Волыни, действовал также через сыновей в Тмутаракане, Владимире-Волынском, Турове, Полоцке, Пскове, Смоленске, Ростове, Муроме, древлянской земле.

Христианизация начиналась с городов в сельские районы. Это видно из Ростовского летописца. Жители селений подчинялись решениям городского веча. За время княжения Владимира христианство распространилось во все концы Русской земли, хотя ещё оставались некие островки.

Митр. Иларион: "труба апостольская и гром Евангелия огласили все города и вся земля стала славить Христа".

Мних Иаков: "крести же Владимир всю землю Русскую от конца до конца ".

Есть предание, что Ростов и Муром просвещали святые Борис и Глеб. Ростовскую землю просвещал князь Константин, потому что Глеб недолго правил. Константин просит у отца Святослава Всеволодовича Киевского (+1195) город Муром. Отправляется со всей своей семьёй: женой Ириной, сыновьями Михаилом и Феодором и с духовенством. Первый идёт сын Михаил, просит покориться, его убивают и тело выбрасывают. Князь входит в город с помощью военной силы. Веры переменить не желают. Строит церковь Благовещения и храм Бориса и Глеба. Жители хотели убить князя. Заговор. Князь выходит к ним с иконой в руках и после этого массовое крещение жителей в Оке - 1192г. Об этом повествует житие XVIв.

М. Макарий: это князь Ярослав Святославич (в крещении Константин).

2. Первым даёт пример князь Владимир. Он строит церковь св. Василия на месте идола Перуна. Сначала деревянная, а затем каменная. Десятинная церковь (Успения или Рождества (?) Пресвятой Богородицы). Построена на месте убиения мучеников-варягов. Освящена в 996г. Строили 7 лет мастера-греки. Храм Преображения в княжеской резиденции в Василёве, по обету (избавление от печенегов). Это первый обыденный храм.

Преп. Нестор и мних Иаков упоминают ещё о церкви св. Василия в Вышгороде, всвязи с тем, что там были похоронены тела свв. братьев.

Князь Мстислав приблизительно в 1022г., после столкновения с касогами (черкесами) и победы над Редедей, поставил в Тмутаракане церковь Пресвятой Богородицы. А будучи Черниговским князем с 1026г., Мстислав заложил церковь Преображения. Довершил её строительство Святослав, сын Ярослава Мудрого.

Князь Ярослав Мудрый построил храм Св. Софии. Заложена в 1037г. в память о победе в 1036г. над печенегами. Им построена также церковь Благовещения над Золотыми Воротами, Георгиевская и Ирининская церкви и при них монастыри. В Георгиевской церкви совершались настолования епископов.

Князь Владимир Ярославович заложил Софию в Новгороде в 1045г. Освящена в 1052г. Лукой Жидятой.

3. Святой Владимир начал просвещение со своей семьи. Ярослав, Изяслав, Мстислав и Борис научены грамоте, любили читать книги. По Степенной книге, со времён князя Владимира существовали не только школы грамоты, но и христианские училища, где преподавали основы христианской нравственности и вероучения. Есть сведения, что они были и в других городах.

В ПВЛ есть свидетельства, что брали детей учиться в школы. Элита должна быть образована. Пример - князь Ярослав, образованнейший человек своего времени. Собирает целую дружину переводчиков, огромную библиотеку и при том доступную. В 1030г. Ярослав создал училище в Новгороде, где обучалось 300 детей.

4. Князь Владимир заботился о том, чтобы установить закон (церк. устав) среди людей, недавно познавших Бога. Появляется первый опыт церковного законодательства, церковный устав Владимира. Голубинский полностью отрицает его подлинность. Князь Владимир добровольно ограничил свою власть. Часть прав передаёт власти духовной, чтобы содействовать духовному возрастанию народа. Уставы Владимира и Ярослава некоторые языческие общепринятые обычаи ставят вне закона (умыкание невест). Митр. Иларион о князе Владимире: "благоверие его с властью сопряжено".

5. Князья принимали участие в делах церковного управления, в избрании и утверждении епископов. Есть в этом и теневая сторона. Князь утверждал игумена братии. Только с разрешения князя епископ мог быть перемещён с кафедры на кафедру. Нельзя переносить мощи святых, открывать новые епархии без разрешения князя. Знаем только исторические факты, а где это постулировалось письменных источников нет.

Церкви предоставлялись права на участие в делах гражданских. Она стремилась прекратить междоусобные войны.

1096г. - участились набеги половцев, которые проходили на фоне княжеских усобиц. Перед лицом опасности князья заключают перемирие: Святополк Киевский, Владимир Мономах и Олег Черниговский "поряд положили пред епископы, игумены и всеми людьми да землю Русскую защитят".

1097г. - войска Мономаха и Черниговского князя идут с карательной акцией на Киев, чтобы наказать Святополка Киевского за ослепление князя Василька. Тогда митр. Николай отговаривает князей от мести. И князья слушаются голоса митрополита.

1097г. - Любечский съезд (о престолонаследии). На нём были и представители духовенства.

6. Междоусобицы обуславливались устройством княжеств. Но князья слушались голоса архипастыря, чтобы прекратить войну. И показывали свой личный пример. Последнее очень ярко видно на примере святых князей Борисе и Глебе. Князь Владимир Ярославу даёт Новгород (1010г.), Борису - Ростов, Глебу - Муром. Святополк был обойдён отцом и обижается. Он был в Туровской земле, где устраивает заговор. После 1015г. князь Польский Болеслав поддерживает Святополка. Святой Борис был убит на р. Альта во время похода на печенегов, а св. Глеб - в пределах Смоленской земли. Был также убит Святослав. Сам Святополк бежит в Польшу и в 1018г, вместе с Болеславом захватывает Киев. Но последний бросает Святополка, взяв добычу и присоединив часть территории. В 1019г. Святополк разбит Ярославом на Альте, а отнятые земли удалось возвратить только в 1030г.

Ключевский именует Ярослава "тестем Европы", связан с Францией, Венгрией, Швецией, Норвегией, Польшей и Византией. При нём поставлен первый митрополит из русских. Преследует волхвов, заботится о насаждении христианской веры среди инородцев (г. Юрьев в земле эстонской чуди, Ярославль на Волге).

Владимир Мономах, внук Ярослава (рубеж XI-XIIвв.), по преданию, получил регалии императора от Алексия Комнина, которые некогда принадлежали его деду Константину Мономаху. Знаменито его "Поучение детям".

Мстислав Великий, его сын, вполне - соответствовал идеалу, начертанному в "Поучении детям".

Кроме того, образцы благочестия, нравственности являли такие князья как: св. Никола Святоша, князья Игорь Страстотерпец, Петр (Ярополк) Волынский, Владимир Ярославич Новгородский, Андрей Боголюбский, Ростислав (Михаил) Смоленский и Киевский, его сыновья Роман и Мстислав, княгини Ирина, жена Ярослава, и Евфросиния Полоцкая.

МИТРОПОЛИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ.

Киевские митрополиты.

ПВЛ о митрополите не упоминает до Ярослава Мудрого. Первое упоминание под 1039г.

Софийский временник, Никоновская летопись, Воскресенская летопись единогласно сообщают о том, что "Ярослав митрополию устави". Некоторые памятники ведут отсчёт митрополитов от Феопемпта.

Есть другие источники, которые говорят о том, что митрополиты существовали со времени Крещения Руси: Михаил, Леонтий, Иоанн и затем Феопемпт. Софийский временник и Никоновская летопись также называют имена этих митрополитов.

Мних Иаков говорит о том, что князь Владимир ставил трапезу митрополиту и епископам. Значит митрополит был.

Титмар упоминает епископа Киева. В 1018г. архиепископ Киева встречает Святополка.

О митрополите Михаиле сообщает устав князя Владимира, но в списке XIIIв. именем митр. Леонтия надписывается сочинение об опресноках, но некоторые современные исследователи считают, что оно было написано в 70-х гг. XIв. и не митр. Киевским, а митр. Переяславским Леонтием. Митр. Леонтия также упоминает устав Владимира. Щапов считает, что в протографе устава имени митрополита вообще не было.

Под 1020г. митр. Иоанн упоминается у Нестора и мниха Иакова, когда повествуется о перенесении мощей Бориса и Глеба. Он именуется и митрополитом, и архиепископом. Надо сказать, что епископами называли некоторых митрополитов, напр. Кирилла I и Кирилла II.

Митр. Макарий: автор летописи молчит и о многих других событиях, в т.ч. о первом Крещении Руси, свящ. Григорий при княгине Ольге. Однако говорит о епископах при князе Владимире.

1037г. - "Ярослав митрополию устави". Это дата начала строительства Софии. Под 1036г. ПВЛ говорит о "святой Софье, митрополии Русской".

Почему списки начинаются с Феопемпта? Митр. Макарий: потому, что пользовались ПВЛ. Шахматов, Приселков принципиально ведут счёт с Феопемпта и считают, что Ярослав учредил митрополию в 1037-1039гг. он готовился к устроению кафедры и строил кафедральный собор. Мюллер считает, что митрополия была основана на Руси не позже 997г.

Митр. Макарий исследует также вопрос о том, кто был первым - Михаил или Леонтий. Степенная книга, Татищев говорят о Михаиле, а синодики и некоторые списки уставов - о Леонтии. Самые ранние свидетельства о них обоих относятся к XIIIв. Митр. Макарий заключает, что Михаил - это епископ Киева без власти митрополита, а Леонтий - первый митрополит с властью, делит епархии. Митр. Макарий обращается к поздним источникам Киевской Руси: киевские синодики, предание КП мон-ря о митр. Михаиле, надпись на раке святителя о кончине (+992г.). По преданию, его мощи в 1103г. были перенесены в Успенский Собор КПЛ при иг. Феоктисте, надпись 1730г.

Кто был патриарх, рукоположивший первого митрополита на Руси?

Некоторые списки устава Владимира, Никоновская летопись говорят о Фотии. Но патриарх Фотий жил в IXв., а не в . Митр. Макарий полагает, что здесь спутали с первым Крещением Руси при Аскольде и Дире. А во время Крещения Руси кафедру в Константинополе занимал патриарх Николай Хрисоверг (983-996гг.).







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.