Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Михайловский Переяславский, Борисоглебский в Чернигове, Иоанновский в Галиче.





В это время на юге новых монастырей возникает немного, в основном они основываются в Северо-Восточной Руси.

Юрий Долгорукий, бывший до 1145г. суздальским князем основывает Борисоглебский монастырь в Кидекше на р. Нерли. Многие монастыри основал Андрей Боголюбский, самые известные Боголюбский и Покровский при церкви Покрова на Нерли. Современных известий об их основании у нас нет. Боголюбов монастырь основан на месте, где остановилась икона Владимирская по дороге из Киева во Владимир. Часть монастырей основана Боголюбским в Суздале. Известен Космодемьянский Суздальский монастырь. Об особом отношении Андрея Боголюбского к этому монастырю свидетельствует тот факт, что после убийства князя именно игумен этого монастыря осмелился первым отслужить панихиду по убитому князю. Богородичен-Владимирский монастырь - игумен этого монастыря перевёз тело князя из Боголюбова во Владимир. Во Владимире был также Вознесенский монастырь.

В Ростове Великом - Петровский монастырь.

В Суздале - Дмитровский монастырь.

В Переславле-Залесском - Никитский монастырь (сюда пришёл сборщик налогов Никита (XIIв.), подвизавшийся в этом мон-ре на столпе).

В Ярославле - Петропавловский и Преображенский монастыри.

Новые монастыри во Владимире:

1. Рождественский мужской монастырь - построен князем Всеволодом Юрьевичем в 1132г. Возглавлял монастырь архимандрит, это была главная обитель Владимирской земли. Из неё вышло два епископа - Симон Владимирский и Митрофан Владимирский, позднее батыева нашествия - Кирилл Ростовский. Здесь первоначально был похоронен Александр Невский.

2. Княгинин Успенский женский монастырь – основан супругой князя Всеволода княгиней Марией, где-то в 1200-1202гг. была построена каменная церковь, а в 1206г. сама княгиня приняла здесь постриг и через 18 дней скончалась. Здесь же была похоронена сестра княгини и её дочь.

В Суздале был основан Ризоположенский женский монастырь в 1207г. Это место подвигов преп. Ефросиньи Суздальской, дочери св. князя Михаила Черниговского, пострадавшего в Орде с боярином Феодором. Св. Феодор, по житию, учил Ефросинью (в миру Феодулию) грамоте. Она должна была выйти замуж, но сама хотела уйти в монастырь, куда и ушла после смерти жениха. Монастырь был разделён на две половины стеной: на одной половине жили вдовы, на другой девицы. Для них были выстроены даже отдельные церкви, чтобы они не общались друг с другом.

В Нижнем Новгороде основан Богородицкий монастырь св. бла г. князем Георгием Всеволодовичем.

В Костроме - Спасо-Запрудненский, на месте явления Феодоровской иконы Божией Матери.

В Смоленске - Отрочь монастырь.

В Полоцке - неизвестный по названию монастырь, где жила тётка преп. Ефросиньи Предислава и обитель Всемилостивого Спаса, где подвизалась Гордислава, сестра Ефросиньи, и Звенислава (в монашестве соответственно Евдокия и Евпраксия).

Очень много монастырей в Новгороде.

Архимандрития была в Юрьевском монастыре.

Хутынский монастырь - основан преп. Варлаамом в 10 верстах от Новгорода на берегу Волхова. Уже в 1192г. здесь была воздвигнута каменная церковь Воскресения Христова. Монастырю основателем были завещаны сёла и угодья, т.к. основатель до монашества был богатым человеком (ныне женский).

Псков - Спасский монастырь в Завеличье - основан в 1154г. новгородским епископом Нифонтом. Мирожский монастырь – фрески XIIв. Снетогорский монастырь.

Старая Русса - Спасопреображенский монастырь - основан в 1192г. – сильно разрушен.

Старая Ладога - Георгиевский Застенный монастырь – собор XIIв. с фресками

Близ Тихвина в нач. XIIIв. основан Антониев Дымский монастырь.

В 1212г. в Великом Устюге был основан Михаило-Архангельский монастырь – преп. Киприаном.

Княжеские монастыри.

Статистика по Голубинскому:

На первую пол. XIIIв., т.е. на конец домонгольского киевского периода Голубинский насчитывает 70 монастырей, которые проходят по источникам, которые упоминаются в летописях. Примерно 17-18 монастырей было в Киеве. Это много. Вероятно, сюда включались монастыри ближайших окрестностей. Новгород - примерно столько же. 4 и более монастырей во Владимире Суздальском. 4 и более монастырей может быть отнесено к Смоленску, Чернигову, Галичу и другим менее крупным городам древней Руси домонгольского периода.

Почти в каждом городе есть монастырь (или в ближайшем пригороде). В структуре средневекового города они являются неотъемлемым составляющим, функции их простираются далеко за пределы…- это важные составляющии городского хозяйства, это самоуправляющаяся единица.

О Киевских монастырях первые сведения относится к 1-й половине XIв. (источники: " Похвала князю Владимиру " митрополита Илариона -"Монастыреве на горах сташа черноризцы явишася"). Важная деталь: "Монастыри на горах сташа". Почему на горах? Это высокий берег Днепра, в отличие от демократического населённого демосом Подола. Горы – это место, где проживает феодальная верхушка столицы Киевской Руси. Первые киевские монастыри, те самые, которые, по свидетельству Илариона, возникли ещё во времена князя Владимира, связаны с княжеским домом.

Черноризцы упоминаются также в " Памяти " и " Похвале " Мниха Иакова. Определённый рост монастырей и монашества, применительно к Киеву, зафиксирован и в " Повести временных лет ", где под 1337г. включена похвала князю Ярославу: "Черноризцы поча множитися и монастыреве почаху быти множитися". Житие преп. Феодосия и повесть " Чего ради прозвася Печерский монастырь " сообщают нам, что первоначальники монашества обходили монастыри, и не один. И если Антоний не нашёл подходящего к своему устроению монастыря, то Феодосия не принимали из-за его худых одежд. Вероятно существовал некий имущественный ценз и человека несостоятельного туда не принимали. Это начало 1150-х гг. По монастырям ходит мать преп. Феодосия, разыскивая сына и в монастыре принимает постри г. По названиям употребляется только один монастырь в Киеве - св. Мины (это житие преп. Феодосия).

Первые сведения о семейных княжеских монастырях относятся ко времени Ярослава Мудрого, время митрополита Илариона Киевского. Под 1337г. ПВЛ говорит, что Ярослав заложил городские стены с золотыми воротами с церковью на них Благовещения, Софийский собор, "а посем святаго Георгия монастырь и святаго Арины. " Это первое сообщение о княжеских монастырях. Довольно долго строился Георгиевский монастырь, освятили его только после 1051г., освящал Иларион, – об этом повествует проложное сказание на осенний Юрьев день (26ноября). Ирининский монастырь строился одновременно. Ирина скончалась 10февраля 1050г.

Княжеские монастыри, начало которым было положено Ярославом, представляли собой закрытую аристократическую организацию, служившую для исправления религиозных потребностей княжеской семьи – в этом его главная функция. Монастырь находился на обеспечении княжеской семьи, обеспечивался не за счёт десятины, а за счёт вкладов семьи. В монастырях совершались постриги членов княжеской фамилии, и, как правило, он служил усыпальницей и не одного поколения. Князь считал себя хозяином монастыря, принимал участие в назначении игумена, устройстве управления монастыря и даже дальнейшего продвижения игумена в епископы - всё это зависело от патрона монастыря. В Георгиевском монастыре в 1063г. был похоронен брат Ярослава Судислав. При всех тех страшных проявлениях, связанных с эпохой феодальной раздробленности, связанной с княжескими усобицами, можно отметить, что монастыри пытались превратить в убежища, но не всегда успешно. В 1147г. в Ирининском монастыре искал убежище праправнук Ирины Святослав Всеволодович, однако разъярённые противники изъяли его оттуда. Целые княжеские династии были связаны с монастырём. Было и так: когда род разветвлялся и кто-то из сыновей князя хотел основать свой монастырь. Все Ярославичи (если мы обратимся к временам близким к Ярославу Мудрому) рано или поздно такие монастыри основывали в Киеве и его окрестностях. Все монастыри размещались на горах в аристократической части Киева. Городские монастыри были чаще всего княжеские (напр. Свято-Данилов монатырь в Москве был основан кн. Даниилом Московским). Автор повести о Печерском монастыре противопоставляет обитель, основанную преп. Феодосием и Антонием Печерскими другим монастырям: "Мнози бо монастыри от царь и от бояр ставлены". Об их внутренней жизни известно нам немного. Рассмотрим семейный монастырь Изяслава Ярославича. Изяслав в крещении именовался Димитрием, был старшим сыном Ярослава, наследовал после своего отца Киев и основал Дмитриевский монастырь в честь своего святого на Михайловой горе. Точное время основания неизвестно, вероятно до 1062г. Этот монастырь уже существовал до того, когда игуменом был туда поставлен преп. Варлаам, бывший игумен Печерского монастыря. Здесь был выстроен каменный шестистолпный собор, украшенный мозаикой, фресками. После его смерти его сын Ярополк построил в монастыре церковь Святого Петра, но при этом младший сын Изяслава строит уже свой монастырь. Старший покровительствует обители, основанной отцом, а младший сын Святополк - Михаил (одно время он занимал Киевский престол – с 1093-1113гг.) строит Михайловскую церковь – усыпальницу для своих потомков. В 1128г. Дмитровский монастырь передаётся монастырю Печерскому, т.к. не осталось наследников у князя Святополка. Святослав, второй сын Ярослава Мудрого, в крещении Симеон основал монастырь в честь своего небесного покровителя - м-рь св. Симеона на Купоревом конце, который оставался родовым семейным монастырём для всех его потомков. Здесь был похоронен Игорь Ольгович страстотерпец, убитый в 1147г., внук Святослава Всеволод Ольгович, который княжил в Киеве с 1139-46гг. основывает свой монастырь Кириллов. Третий сын – Всеволод Ярославич (в крещ. Андрей), владел Киевом с 1078-93гг. и построил здесь два монастыря. Один из них – Андреевский. Построил он его недалеко от десятинной церкви, в так называемом городе Владимира в 1086г. Начинается монастырь с церкви, потом при ней основывается монастырь. Взможно, что он основывает монастырь для своей дочери Янки (Анны) и неофициально монастырь называется Янчин, в котором Янка и постриглась. По источникам проходят игумены монастыря - мужчины, что даёт нам основание предположить, что монастырь этот был смешанный: были и мужские и женские кельи. Сама Янка была здесь похоронена в 1112г., а так же супруга Всеволода Анна, скончавшаяся за год до этого. Связь с монастырём сохранили потомки князя Всеволода. Здесь похоронен его внук, сын Владимира Мономаха - Ярополк в 1139г. В свою очередь – его внук, Владимир князь Брестский и Дорогобужский. От этой обители следов не сохранилось она была разрушена в батыево нашествие. Второй монастырь, основанный Всеволодом, – Михайловский строит он его в то время, когда княжит он в Переяславле Южном на месте Выдубичи за Берестовым и Печерским монастырём. Архитектурный ансамбль этого монастыря сохранился. Каменная церковь относится к XIв. (сохранилась в немного перестроенном виде), освятили в 1088г. Рядом с этим монастырём находился дворец Всеволода. На случай приезда в Киев был построен этот дворец, ещё задолго до того, как он стал в Киеве княжить, и здесь же был основан монастырь. Его потомки поддерживают этот монастырь. Его сын Владимир Мономах покровительствует в работе над летописанием, которая совершается в Выдубицком монастыре. Игумен Сильвестр1116г. игумен) вошёл в историю летописания, т.к. в 1116г. создал новую редакцию ПВЛ (та редакция, которая нам и известна), отразив в ней требования своего патрона кн. Вл. Мономаха. Праправнук Всеволода, Рюрик Ростиславович (1199г.), покровительствует работе летописца игумена Моисея. Этот игумен создаёт летописный свод, где содержится похвала князю Рюрику, где князь очень выгодно выглядит. Из Выдубицкого монастыря взяты на Переяславскую кафедру два епископа. Когда переяславским князем был Мономах (это его родовой удел), поставлен был на Переяславскую кафедру игумен Лазарь. Занимал он её с 1105-17гг. Летописец Сильвестр тоже потом оказался на Переяславской кафедре – с 1118-23гг. У Рюрика Ростиславовича (праправнук Всеволода) был духовник Андрей Выдубицкий и Рюрик в 1190г. поставил своего духовника епископом Белгородским, а ещё через 7 лет возвёл для него новую кафедральную церковь. Исследователи полагают, что Выдубицкий монастырь, находившийся под покровительством потомков Всеволода, мог вполне соперничать в культурном отношении с Печерским монастырём, в частности, как центр летописания и центр подготовки высших иерархов.

Ещё одна функция. Родовой монастырь мог служить местом заточения. В 1146г. князь Игорь Ольгович, по указанию князя Изяслава Мстиславича, был заключён в Выдубицкий монастырь, затем его переправили в Переяславский м-рь, с тем чтобы держать Игоря подальше от Киева. Использует свой родовой монастырь как тюрьму для своего политического противника. С монастырём сохраняется связь у потомков Всеволода и Мономаха, насколько долго мы можем видеть на примере кн. Даниила Романовича Галицкого, который в 1250г. останавливался в этом монастыре (отец Даниила был праправнуком Мономаха).

Монастыри Вл. Мономаха и его сына Мстислава. Мономах строит свой собственный монастырь, где он и был погребён. Это церковь Спаса на Берестове. Этот храм сохранился в основе своей относится к XIв. По памятникам, можно проследить существование этого монастыря с последней трети XIв., т.к. в известном сообщении о перенесении мощей св. Бориса и Глеба 1072 учавствует Герман "святаго Спаса игумен". Скорее всего игумен первый, т.е. основание этого монастыря можно отнести к последней трети XIв. Почему он был первым игуменом? Т.к. монастырь стали звать Германич. Это в рассказе ПВЛ под 1096г. сообщение о разорении земли половцами. Получается, что Мономах не основывал здесь своего монастыря, но делает его своим родовым. Он строит здесь каменную церковь. Здесь похоронены дочь Мономаха Евфимия, Юрий Долгорукий - сын Мономаха и внук - Глеб Юрьевич. С этим монастырём поддерживал связь другой внук Всеволод Юрьевич Большое Гнездо из Спасского монастыря, он берёт архиерея для Владимиро-Суздальской кафедры - архиепископа Луку. О дочери Всеволода Большое Гнездо и супруги Виты Гарольдовны сообщается, что княжна Марина, которая умерла в 1148г., вложена в гроб "пострижеся": как можно предположить в этом же Спасском монастыре она приняла постриг и была похоронена. Внук Всеволода (внук Владимира Мономаха) св. князь Мстислав-Феодор Великий основывает свой монастырь – Феодоровский в Киеве в древней его части и в течение 60 лет монастырь был усыпальницей всех его потомков. Здесь был похоронен его сын Изяслав (ум. 1154), Ростислав (+1168), Владимир (+1172), внук Ярополк Изяславович (+ 1170), а так же два правнука Мстислав и Изяслав. Монастырь пережил батыево нашествие и удивительным образом остался неразорённым. Праправнук Мстислава Даниил Романович Галицкий считал себя наследственным владельцем монастыря и на этом основании в 1259г. забрал из этого монастыря колокола, иконы и увёз в Холм, поскольку заботился здесь об основании новой кафедры. К XVIIв. монастырь был разорён и сохранились одни его развалины.

Княжеские монастыри находились не только в Киеве, но и в столицах удельных княжеств. В XII - XIIIвв. мы видим немало монастырей, которые были связаны с представителями уже местных династий. В Чернигове церковь Бориса и Глеба, которую строит князь Давид Святославич внук Ярослава Мудрого, который был князем в Чернигове и правил там долго с 1096 по 1123гг. Здесь был похоронен его сын Изяслав. Во Владимире существовал монастырь, который первоначально именовался "Святая гора", впоследствии стал называться Зиминским м-рём (60-70гг. XIв). Мы видим, что и Даниил Романович и Василько Романович берут игумена из своего родного монастыря на епископство. Это игумены Асаф и Василий. На основании этой практики Голубинский и относит Зиминский монастырь к разряду княжеских. В Перемышле князь Володарь Ростиславович построил церковь св. Иоанна, где и был похоронен. Его правнук Ростислав Иоаннович был ранен в сражении под Галичем и привезён в Перемышль, где и скончался. Это 1189г. Ростислав был похоронен в церкви св. Иоанна и "причтеся к дедам своим и отцем своим". Или это буквальное библейское выражение или он был положен в том храме, где почивали его предки.

Монастыри Владимирские. Связаны с именем князя Всеволода Большое Гнездо… Параллельно существует родовой княжеский монастырь. Ещё до основания Дмитровского собора князь Всеволод основывает монастырь Рождества Богородицы. Храм в этом монастыре был освящён в 1197г. Игумен этого монастыря участвует в проводах княгини Марии (жены Всеволода). Её провожают в основанный ею Княгинин монастырь. Событие совершается в 1206г. и упоминается Симон - игумен, отец его духовный. Часто игумены этих монастырей были княжескими духовниками. В XIIIв. Рождественский монастырь становится архимандритией. Архимандрит здесь титулярный, он не имел реальной власти. Игумен этого монастыря ставится на кафедру (ещё один признак княжеского монастыря). Это Симон (духовный писатель), Кирилл и Митрофан (он погиб во время пожара в огне во время штурма г. Владимира весной 1238г.). В 1263г. именно здесь был похоронен Александр Невский, правнук Всеволода. Каким-то образом с княжеской династией был связан и Вознесенский монастырь рядом с золотыми воротами. В княгинином монастыре были похоронены женские представители династии, а в Богородице-Рождественском хоронят князей - мужчин, но эта традиция не стала всеобщей, т.к. хоронили большую часть потомков Юрия Долгорукого в Успенском соборе.

Всеволод Большое Гнездо основал Княгинин монастырь для своей супруги Марии (она была осетинкой) в 1200г., через 2 г. после рождения младшего сына, чтобы Мария жила в этом монастыре когда останется вдовой. Он заботится о том, что когда он умрёт, она должна здесь иметь пристанище как подобает честной вдове, принять монашество и провести здесь остаток жизни. Однако она умерла раньше. За 18 дней она почувствовала свою кончину и собралась в монастырь. Становится этот монастырь усыпальницей. Ещё при её жизни здесь были похоронены её сестра и дочь. Всеволод вступает во второй брак, и здесь же хоронят его вторую жену, здесь похоронены жена и дочь Александра Невского, жена князя Андрея Александровича.

Княжеские женские монастыри есть в Полоцке - Спасский монастырь. Основан вдовой кн. Романа Мстиславича после 1116г. здесь постриглась княжна Предислава (внучка Всеслава Полоцкого) - преп. Ефросиния Полоцкая. Согласно её житию, до 1128г. ею был основан другой Спасский монастырь в Сельце. Здесь постриглись её сёстры - Гордислава (Евдокия) - родная сестра, и двоюродная сестра Звенислава (Евпраксия). Если смотреть дальше, вплоть до XVIIIв., у каждого монастыря были свои благодетели, представители Московской аристократии (например, Знаменский монастырь - Мстиславские (здесь похоронены представители этой фамилии). У отдельных фамилий были свои церкви в монастырях и как раз принадлежность к фамилии определяло право на погребение (это в XIXв.)

Монастыри Новгородские. Первый княжеский Юрьев монастырь известен по письменным источникам с 1119г., но есть основание считать этот монастырь основанным ранее, во времена Ярослава Мудрого. Некоторое косвенное свидетельство, это посвящение монастыря в честь его небесного покровителя, а так же тот факт, что в 1119г. князь Всеволод – Феодор закладывает здесь каменный храм, об этом сообщает летопись, уже есть игумен. Вероятно, под 1119г. летопись сообщает о закладке нового каменного храма. Татищев пишет, что Юрьев монастырь построен во времена Ярослава Великого, но ныне (в 1119г.) может поновлён или перестроен. Монастырь этот в течение всего XIIв. был княжеским, но в силу специфики новгородского устройства всё большую роль в жизни монастыря стало играть новгородское боярство. Что касается княжеского периода, монастырь пользовался особым покровительством Мстислава Владимировича и Всеволода Мстиславича. Здесь хоронили князей и в их числе были похоронены сыновья Ярослава Владимировича - Изяслав и Ростислав. От середины XIIв., когда меняется устройство Новгорода, монастырь становится гораздо теснее связан с новгородской городской республиканской структурой и игумен Юрьевский занимает особое место в системе городского управления и в общественной жизни города. Так, именно Юрьевский игумен Иоанн привёз в 1165г. для владыки Илии Новгородского титул архиепископа. В 1203г. в монастыре принимает постриг, умирает, и захороняется Новгородский посадник Мирожка Низдинич. Здесь аналогия княжеского патроната над монастырями. Его сын Димитрий Мирожкинич тоже здесь похоронен, здесь похоронен посадник, убитый новгородцами Семён Борисович. Представители боярской верхушки используют монастырь как убежище во время бесчисленных новгородских волнений. Боярин, а потом посадник Михалко Степанович нашёл здесь убежище во время новгородских распрей 1255г. Монастырь крупный собственник, играет большую роль в экономической жизни Новгорода в XIIIв. и является, как можно предположить, и банковской структурой. Снабжает новгородских бояр деньгами. На рубеже XII-XIIIвв. монастырь становится архимандритией.

Экономическое положение

определяется (не только монастырей, но и епископских кафедр) процессом эволюции от централизованных государственных форм эксплуатации, т.е. использования земли. Формирование частной собственности на землю. Монастыри очень рано становятся частными собственниками земли - главного богатства на Руси. Гораздо раньше, чем епископские кафедры. Предполагалось, что епископские кафедры обеспечиваются десятинным отчислением от дани, но монастыри редко могли рассчитывать, что десятина на них будет распространяться, в основном это кафедры и кафедральные храмы с причтом, содержание епископа, ктиторы монастырей - князья должны были искать формы содержания этих монастырей. Эта форма по тем временам была более прогрессивная, новаторская. Они снабдили монастыри землями. Это очень хорошо видно на истории Печерского монастыря. Монастырь не был княжеским, более того мог даже пойти на конфликт с князем из принципиальных соображений (постриг в монастыре приближённых князя Ефрема и Варлаама, который вызывает конфликт). Щапов предполагает, что ктитором монастыря был сам преп. Антоний, человек он был состоятельный, совершал путешествия на Афон. Но в источниках трудно найти зацепки для такой гипотезы. Приселков считает, что то место, где был ветхий монастырь Печерский, где собственно преп. Антоний и остаётся, когда братия поселяется на поверхности, по мнению Приселкова, принадлежало лично преп. Антонию. Важный момент: именно преп. Антоний ставит Варлаама игуменом. Именно он, а не князь. Монастырь сохраняет независимость, в том числе и экономическую. Антоний соглашается на переход Варлаама в Дмитриевский монастырь. Мстислав понимает, что для новооснованного княжеского монастыря нужно некое устроение, аскетическое начало. Он просит Варлаама. Согласно житию преп. Феодосия, монастырь получает гору от князя (это 1062г.) для того, чтобы на этом месте возвести здание над пещерой. Это первый зафиксированный факт передачи земельного владения монастырю. Изначально монастырь становится собственником благодаря тому, что государственные земли передаются во владение этой обители. В первой трети XIв. монастырь уже владеет сёлами в окрестностях Киева. Все это ещё при жизни преп. Феодосия. Мы видим по житию, что "многие от вельмож приходили к нему благословения ради и от имений своих малую некую часть подающа им", - т.е. монахам. Потом житие упоминает о крестьянах на землях, принадлежащих монастырю, и, следовательно, находятся от монастыря в зависимости. К преп. Феодосию доставили связанных крестьян, которых обвиняли в попытке хищения монастырского имущества: "Их же беша взяли в единем селе монастырском, хотяще красти."Перед кончиной преп. Феодосий велел собрать всю братию и поучал их управлению монастырским хозяйством, которое было уже весьма значительным. В некоторых списках жития есть перечисления монастырских служителей и, по некоторым спискам, возможно более поздним, упоминаются тиуны (управляющие монастырскими вотчинами, творящие суд и расправу), приставники и слуги. От них преподобный требовал исполнять свои обязанности со всяким прилежанием и страхом Божиим в покорении и любви.

Юрьев Новгородский монастырь. В 1130г. князь Всеволод Мстиславич передаёт монастырю "буйце" с домами, зданиями, вирами и продажами. Он передаёт часть своего дохода в пользу монастыря и определяет месяц, с которого эти доходы снимаются. Это волость Буйце.

* Волость - это несколько населённых пунктов, территориальная единица, которая может объединять несколько сел, деревень. Его жители – это лично свободное население, которое не считалось прикреплённым к княжеской земле, но считались трудниками: они платили дань.

И теперь эту дань они переводят на монастырь, а через 100 лет, в Новгородской 1-й летописи Буйце упоминается как монастырское село, как полная собственность вместе с людьми, которые оказались в зависимости. В 1134г. князь Всеволод тому же Юрьеву монастырю передаёт другое село - Лиховичи на реке Оводь "с землей и людьми и конями и лесом". Это село на 20-40 километров по подсчетам Янина, который занимается Новгородом. В том же году Изяслав Мстиславич (он основал Пантелеимонов монастырь) передаёт ему село Витаславицы "со смердами, полями, урабицей, рыбными тонями на озере, т.е. с крестьянами, пашней, со всей землёй и рыбной ловлей. Около 1192г. монастырь Хутынский, по грамоте преп. Варлаама, получил землю с челядью и скотиной. Вероятно, на монастыри, которые обладали должными средствами общество возлагало функции общественного призрения, социального устройства нетрудоспособных людей, утративших свой социальный статус, больных, инвалидов. Житие преп. Феодосия рассказывает о том, что преподобный близ монастыря построил богодельню с церковью. Эти люди определялись на попечение монастыря. Интересный момент. Земли, которые передавались в дар, или по завещанию в монастырь, не могли передаваться в другие руки. Здесь надо понимать, что как-бы, с одной стороны, это нельзя было секуляризовать, обратить в пользу государства, но и монастырь эти земли перепродать кому-либо уже не мо г. Так называемое право "мертвой руки". Эти земли оставались на веки вечные в монастырской собственности.

Система собственности.

Здесь надо понимать, что система собственности, в таком масштабе всех русских земель строилась иначе, чем система собственности феодальной, на совершенно других основаниях. Что такое феодальная структура? Она предполагает иерархичное подчинение, строгую систему, когда мелкие феодальные собственники подчиняются более крупным. Вплоть до великого князя, который является сувереном удельных князей и бояр, который обладает частью феодальных прав на земли своих вассалов. В церкви митрополит не является собственником всех церковных земель. Собственность принадлежит церкви Иоанна Предтечи на Обоках. Формируется вокруг престола того или иного храма. Например, принадлежит Юрьеву монастырю, или принадлежит кафедральному собору, – и так и остаётся собственностью монастырских, приходских, кафедральных храмов. И здесь никакой не происходит централизации, никакой иерархии здесь не выстраивается. Номинальным собственником выступает кафедра, монастырь и движимое и недвижимое имущество считается принадлежащим им, а не церковной иерархии в целом.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.