Церковный суд в Древней Руси.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Церковный суд в Древней Руси.





Церковный судпростирал свою юрисдикцию, с одной стороны, над всем христианским населением по определённым делам, которые не подлежали суду княжескому, а с другой стороны над некоторыми группами населения - церков­ными людьми.

Преступления,совершители которых подлежали суду епископа: розпуст, двоежёнство, смильная, умыкание, пошибание, "в племени или сватовст­ве поимутся ", изнасилование. В "Русской Правде" эти преступления не помяну­ты. Они отнесены к сфере действия церковного суда и зафиксированы в уставе князя Ярослава.

Смоленская уставная грамота (1136г.), сохранившаяся с искажениями, вводит ещё целый ряд преступлений - это языческая магия, зелейничество (смерть от зелья), драка между женщинами.

Устав Владимира по Архангельскому изводу Оленинской редакции (ХIIв.) даёт новые дела: пря между мужем и женой об имуществе (животе), драки в семье, ведьство, еретичество.

Церковные люди:игумен, чернец, черница, поп, дьякон, попадья, проскурница, пономарь, члены их семьи. Иподиаконы отсутствуют. В ранней обра­ботке Владимирского устава встречается такое понятие как задушный человек (это человек, получивший волю). С XI-ХIIвв. он находится в церковной юрис­дикции по всем делам, ибо отпущен по духовному завещанию. В клиросе дети попа и дьякона (это с ХII-ХIIIвв.). В этот же период в число церковных людей попадают сторонник, богомолец, хромец, слепец, лечец (врач), те, кто лишён средств к существованию. Это своего рода функция общественного призрения. Попадают по роду своего занятия (богомолец) и профессионального признака (лечец). Также попадают некоторые земледельцы: прикладник, прощенник, задушный человек. Относительно прощенника есть некоторые пояснения в Смо­ленском уставе: прощенник платит феодальную аренду епископу (мёд и куны - меха), судится по уголовным делам, а также по всем другим делам.



Юшковсчитает, что задушный человек отпущен по завещанию и ищет покровительства Церкви. Греков- задушный человек тот, кто отпущен по духов­ному завещанию, но дан в монастырь в качестве вклада. Из холопа он становит­ся зависимым крестьянином, его положение меняется в лучшую сторону. Черепнинсчитает, что задушный человек дан Церкви в наследственную зависи­мость и его дети тоже.

Грековсчитает, что прощенник - это зависимый крепостной крестьянин, изгой, но тогда непонятно такое название. Есть ещё мнение, что это преступник или должник, который заплатить не может, но получает прощение и получает статус зависимого крестьянина, работающего на церковной земле. Греков при­водит ещё одно толкование: это тот, кто получил исцеление от болезней и стал в число лиц, зависимых от Церкви.

Из КПП-казнаем, что врачи были те, кто занимался частной ле­чебной практикой и те, кто имел статус придворного врача. Возможно, что лечец, живущий на церковной земле и отнесённый к церковным людям, это врач, который лечит бедных!

Изгои - люди, утратившие в силу тех или иных причин свой социальный статус. Здесь Церковь выполняет функцию общественного призрения, не даёт этим людям погибнуть.

Есть памятник ХIIIв., который называется "Правила о церковных лю­дях". В нём сказано о средствах Церкви ("нищих кормление и чад мног, стран­ным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидимым заступление, в напастех поможение, в пожаре и потопе пленным искупление, в гладе прикормление, в худобе умирая покровы и гробы"). Это важно, потому что Голубинскийнеоднократно, обращаясь к параллелям с Западом, утверждает, что у нас существовала только "поручная" милостыня, т.е. благотворение частным образом, но это не так. И не только в силу этого исто­рического документа. Есть ещё много исторических фактов (хотя бы выкуп пленных из Орды, чем занималась почти исключительно Церковь, хотя и противлялась попыткам государства вменить это ей в обязанность в XVIв.).

Семейное и брачное право.

Духовенство и члены причта судятся при закрытых дверях. Уже устав Владимираограждает духовенство от пристального внимания мирян. Ко времени формирования церковной юрисдикции гражданское древнерусское право ещё не существовало. Кодификация этого права проходит во времена Ярослава Мудрого, а основы церковного права утверждаются на Руси князем Владими­ром. Ранее такие уголовные преступления, как убийство, кража, ограбление су­дил князь. Такова была практика. Но его юрисдикция не была всеобщей. Иные преступления судила община вплоть до каких-то мелочньк проступков. И вот в сферу действия общины со времени князя Владимира входит Церковь для того, чтобы внедрять в обыденную жизнь нормы христианской морали, особенно в область семейно-брачных отношений, наиболее удалённую от норм, потому что была полигамия, лёгкий развод, умыкание невест.

Запрет на умыкание невест есть в правилах шестого Вселенского собора, более того запрет на венчание при похищении. Клирик, который знал это, но повенчал, подлежит извержению из сана, а виновники похищения - отлучению. В русской практике похищение приравнивается к изнасилованию (пошибанию). Ещё очень интересный момент в нашем церковном праве появляется, которого Византия не знала - это ответственность родителей за незамужество дочери ("девка засядет"). Возраст не оговаривается, в разные времена разный. Это ока­залось в сфере действия Церкви, потому что область семейно-брачных отношений отошла под её юрисдикцию и Щапов говорит, что Церковь просто прини­мает существовавший обычай. Видимо такая ответственность была в дохристианское время., поскольку здесь есть все-таки некая злонамеренность со стороны родителей, если они не отдают девку, поскольку она работает или по каким другим причинам отказывают её избраннику.

Убийство при необычных обстоятельствах (просто убийство - это кня­жеская власть): поединки, кулачные бои ("игрища между сёлами"), покушение на самоубийство, если это попытка свести счёты с жизнью со стороны юноши или девушки в случае нежелательного для них брака. Если родители запрещают или принуждают их вступать в брак и они пытаются наложить на себя руки, то здесь вмешивается в дела Церковь и усматривает в этом превышение родит-х прав. Она ограничивает родительский произвол, заставляет видеть в детях тоже образ Божий, людей с определёнными правами. Отказ от брака после сговора - наказуемое деяние штрафом, потому что девка может остаться не замужем, засядет. Относительно мужчины самым страшным преступлением было, если кто пострижёт ему бороду. За это платили митрополиту 12 гривен. В ХIIв. в поздних текстах устава Владимирапоявляется неведомое до­селе преступление: кража из церкви и ограбление мёртвых тел.

Когда формировалась земельная собственность, в сферу смешанного суда (церковного и княжеского) входят такие преступления, как кража сельскохо­зяйственных продуктов, поджог двора или гумна. По уставу Ярослава,епископ судит поджог двора и гумна и даже "аще порты крадет", "аще кто крадет коноп­ли или лён и всякое жито". Считается, что это связано с моментом формирова­ния собственности церковной и, по Смоленской уставной грамоте,ряд престу­плений судят совместно князь и епископ (пошлина пополам).

Светская и церковная юрисдикции особенно тесно срослись в Великом Новгороде по вполне понятным причинам: церковная организация Новгорода являлась неотъемлемой частью государственного устройства Новгородской рес­публики. Владыка выполнял многие государственные функции, активную роль в государственных делах играли архимандрит, возглавляющий чёрное духовен­ство, и белое духовенство из городских соборов. Новгородский архиепископ участвует и во внешней политической жизни, утверждает договоры, решает светские земельные споры.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.