Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирование папской восточной политики.





1. На Западе есть миф о крещении Руси. Относят к периоду Владимира. Кардинал Пётр Даминиани,епископ Остийский (ХIв.) "Житие святого Ромуальда" (+1027г.).В этом житии упоминается русская миссия немецкого мис­сионера Бруно Бонифация,который пришёл к русскому царю. Тот предложил ему пройти между двух костров. Он прошёл, народ уверовал, а брат царя нет и убил Бонифация.

2. Хроника Адемара (+1030г.).Её переделка ХII в. помещает рассказ об Оттоне I. У него было два епископа: св. Адальберт, епископ Пражский и св. Бруно, который обратил в христианство Венгрию и Руссию, убит печенегами. Русские выкупили тело и воздвигли монастырь. А потом пришли греки и обра­тили русских. Карташёвсопоставил это со всеми другими источниками, обратился к Титмару Межиборскому, который ничего не говорит о миссии Бруно на Русь. Его миссия проходила тогда, когда Русь уже была крещена.

Письмо самого Бруно императору Генриху II, преемнику Оттона I (на­писано приблизительно в 1007г.), в котором он рассказывает, что проповедовал в Померании, Венгрии, Пруссии, был у печенегов, на пути к ним посетил князя Владимира, который был уже крещён. Он принял его хорошо. Миссия у печене­гов неудачная, вернулся в Киев. Убит язычниками в Литве.

Бруно Кферфуртский,тот же Бонифаций, был у Владимира в 1008г., а убит в 1009г. во время миссии к ятвягам.

3. ПВЛ под979г. сообщает о послах из Рима к Ярополку от папы Бене­дикта VII (974 - 983).

4. Никоновская летопись и Степенная книга под 988г.сообщают о приходе послов в Корсунь к Владимиру из Рима с мощами святых от папы Ио­анна XV. Голубинский:послы хотели перехватить инициативу у греков, но хо­тя потерпели неудачу, продолжают посылать посольства.

5. Никоновская летопись и Татищевговорят ещё о 2 посольствах: в 991г.папское посольство польского и венгерского королей. В 1000г.приходят послы папы, которых сопровождали послы чешского и венгерского королей. Никоновская летопись - князь Владимир отправил ответное посольство. Голубинскийсопоставляет эти факты с появлением "Слова об опресно­ках" митр. Леона, т.е. греческая иерархия реагировала на происки папы.

6. При жене Святополка, дочери польского короля Болеслава I, стоит епископ Рейнберн. Вместе со Святополком устроил заговор против Владимира, за что попал в темницу. X-XIвв. - родственные связи. Ярослав женат на шведской королевне Индигерде, в крещении Ирине. Его сестра Мария за польским князем Казими­ром. Дочери: Анастасия за венгерским королём Андреем I, Елизавета за нор­вежским королём Гарольдом IV, Анна за французским королём Генрихом I. Марию перекрещивали. Анну папа Николай II хвалил за преданность Церкви, на­божность.

7. В 1054г.происходит разрыв между Римом и Константинополем. Есть один момент, на который обращает внимание Голубинский.Согласно записи одного из легатов, кардинала Гумберта, император Константин, не доверяя предъявленной ему патриархом Михаилом Керулларием грамоте, послал своих послов вдогонку за легатами и получил от них копию "в одном из городов Ру­си". Голубинскийпредполагает, что послы специально сделали крюк, чтобы отговорить теперь уже русских от союза с греками. Но он же впадает в сомне­ние, скептически относится к этому свидетельству и предполагает, что это один из греческих городов Руссион, на берегу Мраморного моря, неподалеку от Кон­стантинополя, что, конечно, вероятнее всего.



8. 1073г. - великий князь Изяславизгнан братьями из Киева. Смириться с этим не хочет и обращается за помощью к соседу, Болеславу Польскому, по­сылает ему очень богатые дары (это плата за военную помощь, которую Боле­слав должен оказать). Тот дары берёт, а помощи не даёт. Изяслав пожаловался на него германскому императору Генриху IV, однако тот не смог добиться воз­вращения сокровищ. И Изяслав направил своего сына Ярополка в Рим к папе Григорию VII. Ярополк просит о помощи и, якобы, обещает покориться папе. Но Григорий VII Гилъдебрандтне мог на это не отозваться и направляет два по­слания: одно Польскому королю с требованием вернуть чужое; другое Изяславу, во святом крещении Димитрию, с супругой, где в частности пишет: "Мы согла­сились с просьбою сына Вашего и вручили ему кормило Вашего государства от имени святого Петра".Митр. Макарийсчитает, что этого не было, что папа извратил просьбу Ярополка или как то привратно все это истолковал. К счастью все завершилось само собой. В 1076г.умер Святослав, захвативший Киев, а Изяслав Киев занял. Митр. Макарий высказывает предположение, что с этим случаем неожиданного обращения к папе связано появление такого памятника полемической литературы как "Стязание с латинами" митр. Георгия (1065-76гг.).

9К этому же периоду относится послание на Русь антипапы Климента III. Он был поставлен Генрихом (поставлен около 1084ибыл до 1089г.).Он был признан только в Германии и то не всеми, не обладал должным папским могуществом и поэтому его послание не высокомерное. Речь не идёт о покорно­сти престолу апостола Петра, а просто предложение к воссоединению, хотя его он понимает в римском духе. Отвечает ему митр. Иоанн II, вежливо, но с пере­числением латинских заблуждений. И папу он отправляет к патриарху Констан­тинопольскому, с которым и следует говорить по такому важному вопросу. Го­лубинскийс этой перепиской сопоставляет факт, который имеет место в Нико­новской летописи под 1091г.: "Того же лета прииде Феодор, грек митрополичъ, от папы из Рима и принесе много мощей святых". Голубинский предпола­гает, что это был ответный дар антипапы.

10. Под 1169г. Никоновская летописьупоминает о приходе на Русь по­слов от папы. И Голубинскийподозревает здесь Андрея Боголюбского, не к нему ли приходили эти послы? У Боголюбского могли быть основания быть не­довольным патриархом, который отказал в отдельной митрополии. Митр. Макарияпривлекает другой факт: Владимир Мономах обращался к митр. Никифору с вопросом: в чём причина отлучения латинян от Церкви Божией? И митр. Никифор направляет два послания Мономаху, где интересны следующие стро­ки: "По разуму я тебя нашел благоверным благодатью Божией и не уклоняю­щимся от правой веры, по чувству ревнующим о Боге до сего дня и молю Бога да соблюдет тебя таковым всегда, если не допустишь волку войти в стадо Христово и не дашь насадить терние в винограде Божием, но сохранишь древ­нее предание своих отцов". И митр. Макарийвесьма резонно предполагает, что, вероятно, и при Мономахе была очередная попытка папы войти в русские дела. Об этом же митр. Никифор пишет и другим князьям. Вообще против латинян писали и преп. Феодосий, и митр. Георгий и Иоанн II.

11. 1207г.- послание папы ИннокентияIII(текст хранится в Ватикан­ском архиве и непонятно: отправил папа послов с этим посланием или только собирался, потому что нет сообщений о приходе послов). Голубинскийотмеча­ет, что этот папа был необыкновенно удачлив в деле подчинения православных народов Риму. В 1199г.его власть признали болгары, затем сербы (правда, не­надолго), а в 1204г.крестоносцы взяли Константинополь, где насильственно была учреждена латинская иерархия. Послание адресовано архиепископу, епи­скопам, духовенству и мирянам Русской Церкви. Папа пишет, что Церковь еди­на, власть вручена апостолу Петру, которому он есть преемник. "Греческая им­перия, почти вся Греческая Церковь возвратились к почитанию апостольского престола и преемлет его повеления. Не лепо ли, что часть будет разногласить со всем целым и будет отделяться от всего тела? "

12. 1227г. - послание папы Гонория III ко всем князьям Русским: "Ра­дуемся о Господе, услышав, что послы ваши, приходившие к достопочтенному брату нашему Моденскому епископу, легату апостольского престола, унижен­но просили его посетить лично ваши страны, потому что вы готовы принять здравое учение и совершенно отречься от всех заблуждений, которым вы под­верглись по недостатку пастырей, за которые Господь в гневе своем так час­то поражал вас различными бедствиями и поразит еще более". Папу побудило писать это послание то, что были послы из Пскова и, возможно, из Новгорода. Об этом есть сообщение в одной Ливонской хроники. В 1224г.послы были у Моденского епископа с тем, чтобы заключить мир с ливонскими рыцарями, а Моденский епископ - это папский легат в Ливонии, во владениях ордена. Вот и весь факт.

13. 1231 г. - Григорий IX пишет великому князю Юрию Всеволодовичу (погибший впоследствии на реке Сити), где повторяет те же положения о еди­ной Церкви, о едином пастыре апостоле Петре и его преемнике - папе. Однако обещает политические выгоды, связанные с покровительством папы. В этот пе­риод в Киеве водворяются монахи-доминиканцы и, может быть, этот факт по­будил папу проявить такой импульс прозелитической деятельности.

14. Относительно столкновения Православия и Католичества на северо-западе, то это касается Прибалтики и Галиции. В Прибалтике около 1186г.появился немец Мейнгардт. Появился он в Ливонии, просил у Полоцкого князя разрешения обращать чудь в христианство (там жили язычники). Неподалёку от современной Риги в Икскюле поставил церковь (Риги ещё не было). С него, собственно говоря, идёт отсчёт.

15.В начале ХIIIв. преемник Мейнгарда, третий по счёту епископ Адаль­берт, в1201г.основывает город Ригу как центр ордена Христовых воинов или меченосцев, которые занимались не только миссионерской деятельностью рас­пространения веры, но и подчиняли себе окрестные земли. Папы дали им про­щение грехов и толпы немцев, датчан, шведов устремились в Ливонию. Было построено много церквей, монастырей, основано епархий. Столкновение инте­ресов приводит к постепенному вытеснению русских из Прибалтики. Русское влияние стараются свести на нет. Вот такова ситуация в Прибалтике вплоть да самого начала монгольского периода. В 1188 г. Галицию завоевал венгерский королевич Андрей. Завоева­ние установило венгерское господство, но не надолго. В 1190г.Андрея с его венграми выгнали, но за время своего господства венгры вели себя вызывающе, оскорбляли православное население Галиции (напр., ставили коней в храм, да­вая понять, что для них это не святое место, а подобное конюшне).

16. В 1204 г. легат папы ИннокентияIII направился к Роману Мстиславичу Галицкому. Он говорит о превосходстве римской веры, но князь не так прост. Он аргументировано возражает. Тогда легат пытается воздействовать на честолюбие князя и говорит, что если князь признает веру римскую, то папа сделает его королём и покорит ему многие земли мечём Петровым (военная си­ла). "Таков ли меч у папы?, - спрашивает Роман, указывая на свое оружие, - если таков, то он может брать им города и дарить другим, но это противно Слову Божию, ибо именно такой меч запретил Господь иметь Петру. А я имею меч, от Бога данный, и пока он при бедре моем, дотоле не имею нужды покупать города себе, иначе как кровью, по примеру отцов, дедов моих, распространяв­ших землю Русскую". И вообще Роман всё больше укреплялся в мысли об ис­треблении латинства и латинян, вошёл в Польшу, но умер в 1205г.в самый раз­гар осуществления своего плана. Князь он был решительный.

Голубинскийподробно занимался взаимным влиянием в области бого­служения. Самая интересная область - это взаимное влияние литературы. Подробно этим занимался В.М. Кириллин.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.