Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирование папской восточной политики.





1. На Западе есть миф о крещении Руси. Относят к периоду Владимира. Кардинал Пётр Даминиани, епископ Остийский (ХI в.) "Житие святого Ромуальда " (+1027г.). В этом житии упоминается русская миссия немецкого мис­сионера Бруно Бонифация, который пришёл к русскому царю. Тот предложил ему пройти между двух костров. Он прошёл, народ уверовал, а брат царя нет и убил Бонифация.

2. Хроника Адемара (+1030г.). Её переделка ХII в. помещает рассказ об Оттоне I. У него было два епископа: св. Адальберт, епископ Пражский и св. Бруно, который обратил в христианство Венгрию и Руссию, убит печенегами. Русские выкупили тело и воздвигли монастырь. А потом пришли греки и обра­тили русских. Карташёв сопоставил это со всеми другими источниками, обратился к Титмару Межиборскому, который ничего не говорит о миссии Бруно на Русь. Его миссия проходила тогда, когда Русь уже была крещена.

Письмо самого Бруно императору Генриху II, преемнику Оттона I (на­писано приблизительно в 1007г.), в котором он рассказывает, что проповедовал в Померании, Венгрии, Пруссии, был у печенегов, на пути к ним посетил князя Владимира, который был уже крещён. Он принял его хорошо. Миссия у печене­гов неудачная, вернулся в Киев. Убит язычниками в Литве.

Бруно Кферфуртский, тот же Бонифаций, был у Владимира в 1008г., а убит в 1009г. во время миссии к ятвягам.

3. ПВЛ под 979 г. сообщает о послах из Рима к Ярополку от папы Бене­дикта VII (974 - 983).

4. Никоновская летопись и Степенная книга под 988 г. сообщают о приходе послов в Корсунь к Владимиру из Рима с мощами святых от папы Ио­анна XV. Голубинский: послы хотели перехватить инициативу у греков, но хо­тя потерпели неудачу, продолжают посылать посольства.

5. Никоновская летопись и Татищев говорят ещё о 2 посольствах: в 991 г. папское посольство польского и венгерского королей. В 1000 г. приходят послы папы, которых сопровождали послы чешского и венгерского королей. Никоновская летопись - князь Владимир отправил ответное посольство. Голубинский сопоставляет эти факты с появлением "Слова об опресно­ках" митр. Леона, т.е. греческая иерархия реагировала на происки папы.

6. При жене Святополка, дочери польского короля Болеслава I, стоит епископ Рейнберн. Вместе со Святополком устроил заговор против Владимира, за что попал в темницу. X-XI вв. - родственные связи. Ярослав женат на шведской королевне Индигерде, в крещении Ирине. Его сестра Мария за польским князем Казими­ром. Дочери: Анастасия за венгерским королём Андреем I, Елизавета за нор­вежским королём Гарольдом IV, Анна за французским королём Генрихом I. Марию перекрещивали. Анну папа Николай II хвалил за преданность Церкви, на­божность.

7. В 1054г. происходит разрыв между Римом и Константинополем. Есть один момент, на который обращает внимание Голубинский. Согласно записи одного из легатов, кардинала Гумберта, император Константин, не доверяя предъявленной ему патриархом Михаилом Керулларием грамоте, послал своих послов вдогонку за легатами и получил от них копию "в одном из городов Ру­си". Голубинский предполагает, что послы специально сделали крюк, чтобы отговорить теперь уже русских от союза с греками. Но он же впадает в сомне­ние, скептически относится к этому свидетельству и предполагает, что это один из греческих городов Руссион, на берегу Мраморного моря, неподалеку от Кон­стантинополя, что, конечно, вероятнее всего.

8. 1073г. - великий князь Изяслав изгнан братьями из Киева. Смириться с этим не хочет и обращается за помощью к соседу, Болеславу Польскому, по­сылает ему очень богатые дары (это плата за военную помощь, которую Боле­слав должен оказать). Тот дары берёт, а помощи не даёт. Изяслав пожаловался на него германскому императору Генриху IV, однако тот не смог добиться воз­вращения сокровищ. И Изяслав направил своего сына Ярополка в Рим к папе Григорию VII. Ярополк просит о помощи и, якобы, обещает покориться папе. Но Григорий VII Гилъдебрандт не мог на это не отозваться и направляет два по­слания: одно Польскому королю с требованием вернуть чужое; другое Изяславу, во святом крещении Димитрию, с супругой, где в частности пишет: "Мы согла­сились с просьбою сына Вашего и вручили ему кормило Вашего государства от имени святого Петра". Митр. Макарий считает, что этого не было, что папа извратил просьбу Ярополка или как то привратно все это истолковал. К счастью все завершилось само собой. В 1076г. умер Святослав, захвативший Киев, а Изяслав Киев занял. Митр. Макарий высказывает предположение, что с этим случаем неожиданного обращения к папе связано появление такого памятника полемической литературы как " Стязание с латинами " митр. Георгия (1065-76гг.).

9 К этому же периоду относится послание на Русь антипапы Климента III. Он был поставлен Генрихом (поставлен около 1084 ибыл до 1089г.).Он был признан только в Германии и то не всеми, не обладал должным папским могуществом и поэтому его послание не высокомерное. Речь не идёт о покорно­сти престолу апостола Петра, а просто предложение к воссоединению, хотя его он понимает в римском духе. Отвечает ему митр. Иоанн II, вежливо, но с пере­числением латинских заблуждений. И папу он отправляет к патриарху Констан­тинопольскому, с которым и следует говорить по такому важному вопросу. Го­лубинский с этой перепиской сопоставляет факт, который имеет место в Нико­новской летописи под 1091 г.: "Того же лета прииде Феодор, грек митрополичъ, от папы из Рима и принесе много мощей святых". Голубинский предпола­гает, что это был ответный дар антипапы.

10. Под 1169 г. Никоновская летопись упоминает о приходе на Русь по­слов от папы. И Голубинский подозревает здесь Андрея Боголюбского, не к нему ли приходили эти послы? У Боголюбского могли быть основания быть не­довольным патриархом, который отказал в отдельной митрополии. Митр. Макария привлекает другой факт: Владимир Мономах обращался к митр. Никифору с вопросом: в чём причина отлучения латинян от Церкви Божией? И митр. Никифор направляет два послания Мономаху, где интересны следующие стро­ки: "По разуму я тебя нашел благоверным благодатью Божией и не уклоняю­щимся от правой веры, по чувству ревнующим о Боге до сего дня и молю Бога да соблюдет тебя таковым всегда, если не допустишь волку войти в стадо Христово и не дашь насадить терние в винограде Божием, но сохранишь древ­нее предание своих отцов". И митр. Макарий весьма резонно предполагает, что, вероятно, и при Мономахе была очередная попытка папы войти в русские дела. Об этом же митр. Никифор пишет и другим князьям. Вообще против латинян писали и преп. Феодосий, и митр. Георгий и Иоанн II.

11. 1207г. - послание папы Иннокентия III (текст хранится в Ватикан­ском архиве и непонятно: отправил папа послов с этим посланием или только собирался, потому что нет сообщений о приходе послов). Голубинский отмеча­ет, что этот папа был необыкновенно удачлив в деле подчинения православных народов Риму. В 1199г. его власть признали болгары, затем сербы (правда, не­надолго), а в 1204г. крестоносцы взяли Константинополь, где насильственно была учреждена латинская иерархия. Послание адресовано архиепископу, епи­скопам, духовенству и мирянам Русской Церкви. Папа пишет, что Церковь еди­на, власть вручена апостолу Петру, которому он есть преемник. "Греческая им­перия, почти вся Греческая Церковь возвратились к почитанию апостольского престола и преемлет его повеления. Не лепо ли, что часть будет разногласить со всем целым и будет отделяться от всего тела? "

12. 1227г. - послание папы Гонория III ко всем князьям Русским: "Ра­дуемся о Господе, услышав, что послы ваши, приходившие к достопочтенному брату нашему Моденскому епископу, легату апостольского престола, унижен­но просили его посетить лично ваши страны, потому что вы готовы принять здравое учение и совершенно отречься от всех заблуждений, которым вы под­верглись по недостатку пастырей, за которые Господь в гневе своем так час­то поражал вас различными бедствиями и поразит еще более". Папу побудило писать это послание то, что были послы из Пскова и, возможно, из Новгорода. Об этом есть сообщение в одной Ливонской хроники. В 1224г. послы были у Моденского епископа с тем, чтобы заключить мир с ливонскими рыцарями, а Моденский епископ - это папский легат в Ливонии, во владениях ордена. Вот и весь факт.

13. 1231 г. - Григорий IX пишет великому князю Юрию Всеволодовичу (погибший впоследствии на реке Сити), где повторяет те же положения о еди­ной Церкви, о едином пастыре апостоле Петре и его преемнике - папе. Однако обещает политические выгоды, связанные с покровительством папы. В этот пе­риод в Киеве водворяются монахи-доминиканцы и, может быть, этот факт по­будил папу проявить такой импульс прозелитической деятельности.

14. Относительно столкновения Православия и Католичества на северо-западе, то это касается Прибалтики и Галиции. В Прибалтике около 1186 г. появился немец Мейнгардт. Появился он в Ливонии, просил у Полоцкого князя разрешения обращать чудь в христианство (там жили язычники). Неподалёку от современной Риги в Икскюле поставил церковь (Риги ещё не было). С него, собственно говоря, идёт отсчёт.

15. В начале ХIII в. преемник Мейнгарда, третий по счёту епископ Адаль­берт, в 1201г. основывает город Ригу как центр ордена Христовых воинов или меченосцев, которые занимались не только миссионерской деятельностью рас­пространения веры, но и подчиняли себе окрестные земли. Папы дали им про­щение грехов и толпы немцев, датчан, шведов устремились в Ливонию. Было построено много церквей, монастырей, основано епархий. Столкновение инте­ресов приводит к постепенному вытеснению русских из Прибалтики. Русское влияние стараются свести на нет. Вот такова ситуация в Прибалтике вплоть да самого начала монгольского периода. В 1188 г. Галицию завоевал венгерский королевич Андрей. Завоева­ние установило венгерское господство, но не надолго. В 1190г. Андрея с его венграми выгнали, но за время своего господства венгры вели себя вызывающе, оскорбляли православное население Галиции (напр., ставили коней в храм, да­вая понять, что для них это не святое место, а подобное конюшне).

16. В 1204 г. легат папы Иннокентия III направился к Роману Мстиславичу Галицкому. Он говорит о превосходстве римской веры, но князь не так прост. Он аргументировано возражает. Тогда легат пытается воздействовать на честолюбие князя и говорит, что если князь признает веру римскую, то папа сделает его королём и покорит ему многие земли мечём Петровым (военная си­ла). "Таков ли меч у папы?, - спрашивает Роман, указывая на свое оружие, - если таков, то он может брать им города и дарить другим, но это противно Слову Божию, ибо именно такой меч запретил Господь иметь Петру. А я имею меч, от Бога данный, и пока он при бедре моем, дотоле не имею нужды покупать города себе, иначе как кровью, по примеру отцов, дедов моих, распространяв­ших землю Русскую". И вообще Роман всё больше укреплялся в мысли об ис­треблении латинства и латинян, вошёл в Польшу, но умер в 1205г. в самый раз­гар осуществления своего плана. Князь он был решительный.

Голубинский подробно занимался взаимным влиянием в области бого­служения. Самая интересная область - это взаимное влияние литературы. Подробно этим занимался В.М. Кириллин.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.