Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КОНТРОЛЬНО-ПОВТОРИТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ





247. Спишите, вставляя пропущенные буквы, найдите местоимения и укажите, к какой группе по значению их надо отнести.

Ожидая ра...поряжений, в Уральске пробыли десять дней. Тоска была мёртвая, дела н...какого. Поддерживали связь с бригадой своей дивизи.... Эта бригада в те дни ещё не переброшена была в Бузулукский район.

Только один раз, и на самое короткое время, увиделся Фёдор с Андреевым,– тот почти непрерывно раз...езжал по фронту и в Уральск заглядывал только налётами.

Он осунулся, пож...лтел, глубоко вв...лились и казались почти ч...рными его чудные синие глаза: видно, что недосыпал часто, много волновался, а может быть, и с питанием не всё было ладно. Друг на друга посмотрели долгим, и...пытующим взглядом, как будто спрашивали: «Ну, что нового дала тебе эта новая жизнь: что пр…обрёл ты и что потерял?» И кажется, оба заметили это новое, что ложится неизгладимой печатью на взгляд, на лицо, на дв...жения того, кого уже к...снулась боевая жизнь.

(Д. А. Фурманов.)

ГЛАГОЛ

Значение глагола, его морфологические признаки и синтаксическая роль.

Глагол – это часть речи, которая включает слова, обозначающие действие или состояние предмета, например: Тихо веет тёплый ветерок. Луг. как бархат, зеленеет.

Основная роль глагола в предложении – быть сказуемым: глагол обладает специальными формами сказуемости, а именно: формами наклонения, времени и лиц а.

Например: 1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (Л.) Белеет – сказумое; глагол в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, 3-го лица. 2) Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. (Л.) Ночевала – сказуемое; глагол в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени. 3) Отец, отец, оставь угрозы, свою Тамару не брани. (Л.) Оставь, не брани –сказуемые; глаголы в форме повелительного наклонения, 2-го лица. 4) Без тебя я замерз бы на дороге. (П.) Замерз бы – сказуемое; глагол в форме сослагательного наклонения.

Помимо форм наклонения, времени и лица, глагол имеет неопределённую форму (например, белеть, ночевать и т. п.), а также формы причастия (например, белеющий, белевший; ночующий, ночевавший) и деепричастия (например, белея, ночуя). О том, какие значения имеют эти формы и какую роль играет в предложении глагол в этих формах, будет сказано в дальнейшем.

Все формы одного глагола имеют следующие грамматические значения, объединяющие их в одно целое: 1) переходность и н е п е р е х о д н о с т ь, 2) з а л о г, 3) в и д, 4) в р е м я, 5) н а к л о н е- н и е.

Глаголы переходные и непереходные.

Различаются глаголы переходные и непереходные.

Переходные глаголы могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? или ч т о?, которое обозначает либо предмет, подвергающийся действию: рубить берёзу, пить молоко и т. п., либо предмет, возникающий или исчезающий в результате действия: строить дом, писать картину, вывести пятно, разрушить мост, сжечь мусор.

Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже: 1) при указании, что действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил молока, отведал хлеба; 2) при отрицании: не написал письма, не нарубил дров.

Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения: ходить, стоять, целиться и т. п.

Примечания. 1. Следует заметить, что переходность и непереходность тесно связаны с лексическим значением глагола.

С изменением лексического значения переходные глаголы могут употребляться как непереходные, например: Я говорю правду (говорю – «высказываю» – переходный глагол). Она со мной не говорит (не говорит – «не разговаривает» – непереходный глагол).

2, Глагол иметь при употреблении его с отрицанием всегда сочетается с родительным падежом существительного: не имел возражений (нельзя: «не имел возражения»).

§ 209. Глаголы с суффиксом - ся, - сь образуются как от переходных глаголов: одеватьодеваться, обнимать – обниматься, радовать – радоваться, различать – различаться, так и от непереходных (что бывает гораздо реже): белеть–белеться, стучать стучаться. От обычных словообразовательных суффиксов - ся отличается тем, что он присоединяется к глаголу после его личных окончаний (моет ся, одеваюсь) и после окончания неопределённой формы (мыться, одеваться). Суффикс - ся прибавляется после согласных, а - сь – после гласных: одеваться, одевался – одеваюсь; но в формах причастий и после гласных прибавляется - ся, а не - сь: одевавшиеся, одевавшегося и т. п.

По своему происхождению суффикс -ся бывшее возвратное местоимение, такое же по значению, как современное себя. Присоединяясь к переходным глаголам, суффикс -ся превращает их в непереходные (например, одевает кого-нибудь – сам одевается; обнимает кого-нибудь – обнимается с кем-нибудь; радует кого-нибудь – радуется; штрафует кого-нибудь – штрафуется кем-нибудь); он служит в этом случае для выражения различных залоговых значений глаголов (см. § 210).

Присоединяясь к непереходным глаголам, -ся усиливает значение непереходности: белеет – белеется, краснеет – краснеется.

Суффикс -ся служит также для образования безличных форм от личных глаголов: Я хочу. – Мне хочется. Старик не спал.– Старику не спалось.

Среди глаголов с суффиксом -ся есть и такие, которые не имеют параллельных форм без этого суффикса: смеяться, надеяться, кланяться, бороться, плестись («медленно идти»), нестись («мчаться») и др.

КАТЕГОРИЯ ЗАЛОГА

Классификация залогов.

Залоги – это такая грамматическая категория глагола, которая выражает отношения действия к субъекту (деятелю) и объекту (предмету, над которым действие производится).

Основным залогом является действительный, в сопоставлении с которым различаются и другие залоги: страдательный и средний.

Действительный залог показывает, что подлежащее обозначает предмет, который производит действие, переходящее на другой предмет. Действительный залог выражается переходными глаголами, требующими прямого дополнения, например: Сестра готовит ужин. Я купил хлеба (хлеб). Ребёнок выпил молоко (молока). Облака покрыли всё небо.

Остальные залоги выражаются глаголами на - ся, образованными от переходных глаголов, а страдательный залог, кроме того, передаётся и особыми формами причастий.

Страдательный залог показывает, что подлежащее обозначает предмет, который подвергается действию со стороны другого предмета, указанного дополнением (отвечает на вопрос кем? реже чем?).

Этот залог выражается двумя способами:

1) глаголами на - ся несовершенного вида, чаще всего в 3-м лице: Дом строится плотниками. Протокол подготавливается секретарём. Деньги выдаются кассиром. Комната освещалась лампой;

2) краткими страдательными причастиями, главным образом прошедшего времени, образуемыми чаще всего от глаголов совершенного вида: Дом выстроен плотниками. Деньги выданы кассиром. Комната была освещена лампой.

Средний залог показывает, что действие ни на кого и ни на что не переходит, а замыкается в самом субъекте. Например, действительный залог: Товарищ торопил меня. Мальчик учил урок. Успехи сына радовали отца; средний залог: Товарищ торопился. Мальчик учился. Отец радовался успехам сына. Средний залог имеет несколько значений. С помощью глаголов среднего залога обозначаются внешние изменения в состоянии субъекта, например: мчится, останавливается, поднимается, опускается; внутренние изменения в состоянии субъекта, например: радуется, огорчается, беспокоится. волнуется, утешается; постоянные свойства предмета, например: Крапива жжётся. Розы колются. Бывают и другие значения среднего залога, среди которых выделяются возвратное и взаимное.

Глаголы среднего залога с возвратным значением показывают, что действие переходит на того, кто его совершает. Суффикс - ся в этом залоге сохраняет своё первоначальное значение «себя», например: Брат умывается. Сестра причёсывается. Отец бреется,

Глаголы среднего залога с взаимным значением показывают, что действие совершается двумя или несколькими лицами и переходит взаимно с одного на другое, например: Друзья обнялись и поцеловались, т. е. обняли и поцеловали друг друга. Название соучастника действия нередко ставится в творительном падеже с предлогом с (с кем?), например: Встретился с товарищем.

§211.

Один и тот же глагол с суффиксом -ся может употребляться в разных залогах: Пол моется уборщицами ежедневно (страдательный залог). Мальчик моется (средний залог с возвратным значением). Работа переписывается мною набело (страдательный залог). Сестра переписывается с подругой (средний залог с взаимным значением).

§212.

Не все глаголы имеют формы залога. Не имеют этих форм следующие глаголы:

1) все непереходные глаголы без суффикса - ся; идти, сидеть, ехать, спать;

2) глаголы с суффиксом - ся, образованные от непереходных: Среди зелени белеет дом.– Среди зелени белеется дом. Краснеют ягоды.– Краснеются ягоды;

3) безличные формы Личных глаголов, образованные прибавлением суффикса -ся: Брат дремлет.– Ему дремлется. Старик, не спал.– Старику не спалось;

4) глаголы с суффиксом -ся, не имеющие при себе парных глаголов без этого суффикса: стараться, надеяться и пр.

Упражнение 248. I. Данные ниже предложения переделайте так, чтобы сказуемое, выраженное в них глаголом действительного залога, имела форму глагола страдательного залога. Напишите.

Образец: Рабочие строят дом.– Дом строится рабочими.

I) Комиссия рассматривает заявления трудящихся. 2) Водитель открывает дверь. 3) Пассажиры оплачивают проезд. 4) Почтальон доставляет газеты и журналы. 5) Это приспособление обеспечивает бесперебойную подачу электроэнергии. 6) Токарь обрабатывает деталь на станке. 7) Общее собрание утверждает протокол и одобряет результаты голосования. 8) Люди заполняют зал театра. 9) Механический нож разрезает листы бумаги на одинаковые полоски. 10) Рабочие обсуждают новое постановление.

II. В следующих предложениях краткие страдательные причастия замените глаголами действительного залога. Напишите.

Образец: Комната освещена лампой.– Лампа освещает комнату.

1) Станок отрегулирован мастером. 2) Атака фашистов была отбита нашими бойцами. 3) Берег изрезан ручьями. 4) Протест адвоката отклонён судьёй. 5) Солдаты были утомлены долгим походом. 6) Геологами открыто новое месторождение каменного угля. 7) На совещание дирекцией были приглашены видные специалисты. 8) Место происшествия осмотрено следователем. 9) Эта книга была опубликована издательством «Мир» в прошлом году.

249. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите залоги глаголов, а также глаголы, не имеющие формы залога.

1) С н...спокойной совестью и с безмолвным раска...нием выехал я из Симбирска, н... простясь с моим учителем и н... думая с ним уже когда-нибудь увид...ться. (П.) 2) Я н...пременно хотел помирит...-ся с Савельичем. (П.) 3) Старик обрадовался новому соседу. (Н. О.) 4) Мне казалось, буран ещё свирепствовал. (П.) 5) Розы кол...тся, а пчёлы жал...тся. (Посл.) 6) Мы условились драт...ся за скирдами. (П.) 7) Захотелось дедушке умыт...ся холодной водой. (А.) 8) Мы встрет…лись дружески. (П.) 9) Высп...тся Саша, подним...тся рано, чёрные косы завяж...т у стана и убежит, и в просторе полей сладко и вольно так дыш...тся ей. (Н.) 10) Лиза тихонько нар...дилась крестьянкой. (П.) 11) Нам хотелось вернут...ся засветло. (Т.) 12) Очнувшись, я несколько времени н... мог опомнит...ся и н... понимал, что со мною сделалось. (П.) 13) Я бросился,на крыльцо. (П.) 14) Недостаток смелости менее всего извиняе...ся молодыми люд...ми. (П.)

КАТЕГОРИЯ ВИДА

§213.

Вид– это такая грамматическая категория глагола, которая выражает характер действия, способ его протекания во времени.

Различаются два вида: совершенный и несовершенный.

Глаголы совершенного вида, обозначая действие, указывают его внутренний предел, границу, результат. Глаголы несовершенного вида обозначают действие без указания его предела, результата, но с оттенком длительности или повторяемости.

Сопоставим примеры: I) Ученик решил (решит) задачу.– Ученик решал (будет решать) задачу. Глагол совершенного вида решил (решит) обозначает действие, которое закончилось (или закончится), достигнув результата. Глагол несовершенного вида решал (будет решать) не имеет дополнительного значения законченности, он обозначает действие с оттенком длительности. 2) В саду зацвели (зацветут) яблони.– В саду зацветают (зацветали) яблони. Глагол совершенного вида зацвели (зацветут) показывает, что действие началось (или начнётся), причём само это начало действия понимается как его граница, предел. В глаголе несовершенного вида зацветают начало действия представляется развивающимся, продолжающимся, как бы не имеющим границы, предела.

Глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное (решаю, решал, буду решать). Глаголы совершенного вида имеют два времени: прошедшее и будущее простое (решил, решу).

Среди глаголов совершенного вида надо выделить в отдельную группу однократные глаголы, указывающие, что действие совершилось или совершится один раз и притом мгновенно: толкнуть (один раз и быстро), качнуть, дёрнуть и т. п.

Среди глаголов несовершенного вида выделяются в особую группу многократные глаголы, показывающие, что действие повторяется несколько раз, в регулярные промежутки времени: подталкивать покачивать, подёргивать, почитывать и т. д.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.